Использование технологии проблемного обучения на уроках литературы
статья по литературе (8 класс)

Нагаева Юлия Витальевна

Проблемный подход в обучении обладает большими возможностями активизации учения школьников на всех этапах учебного процесса для повышения сознательности и прочности усвоения знаний, развития мышления детей, выработки собственного активного отношения к окружающей действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_no4.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии проблемного обучения на уроках  литературы

Автор: Нагаева Юлия Витальевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №29 г. Химки

Знание только тогда знание, когда оно

 приобретено усилиями своей мысли,

а не одной памятью.

 Л.Н. Толстой

Проблемный подход в обучении обладает большими возможностями активизации учения школьников на всех этапах учебного процесса для повышения сознательности и прочности усвоения знаний, развития мышления детей, выработки собственного активного отношения к окружающей действительности.

Проблемное обучение – это система правил применения приёмов учения и преподавания, «построенная с учётом логики мыслительных операций (анализа, обобщения и т.п.) и закономерности поисковой деятельности учащихся (проблемной ситуации, познавательного интереса, потребности и т.п.), поэтому  оно более всего обеспечивает развитие мыслительных способностей школьника, его общее развитие и формирование убеждений». Это поисковый путь в усвоении знаний.

Цели проблемного обучения:


1. Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.
2. Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.
3. Воспитание активной творческой личности учащихся, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Задачи:
1. Изучение мотивации всех участников образования, способность актуализации, закрепления и обобщения полученных знаний, самостоятельное конструирование новых знаний.
2. Способствовать овладению культурой ведения дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности, создавать целостное видение проблемы.
3. Воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыков коллективного труда, коллективного содружества.

Учитель при проблемном обучении так организует учебно-познавательную деятельность учащихся, что они на основе анализа фактов стремятся самостоятельно разрешить учебные затруднения, сделать выводы и обобщения, сформулировать правила, применить полученные знания в новой ситуации. В настоящее время проблемное обучение нашло отражение в содержании образования, в новых учебниках и учебных программах. Очень важно обучить школьников самоконтролю, самопроверке, что содействует умственному развитию детей, формированию их познавательной самостоятельности и становится всё более необходимым по мере расширения места самостоятельных работ в учебном процессе.

Полый цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:

  • возникновение проблемной ситуации,
  • осознание сущности затруднения и постановка проблемы,
  • нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы,
  • доказательство гипотезы,
  • проверка правильности решения проблем.

Методических приемов создания проблемных ситуаций множество:

  • учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
  • сталкивает противоречия практической деятельности;
  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;
  • побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты;
  • ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;
  • определяет проблемные теоретические и практические задания;
  • ставит проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения.

Особенности проблемного диалога на уроках литературы.

Проблемное преподавание литературы сегодня – это необходимость, поскольку оно направлено на творческое усвоение знаний: основ литературоведения, приемов анализа произведений; на формирование основных понятий этики, морали, социальных понятий, содержащихся в курсе литературы; на воспитание навыков самостоятельного оперирования логическими приемами и методами исследования в сочетании с приемами художественного отражения действительности.

Этапы проблемного диалога на уроках литературы традиционны:

1) формулирование проблемного вопроса;

2) выдвижение гипотез, предположений о путях решения проблемы, обоснование путей решения;

3) доказательства выдвинутых предположений с опорой на текст художественного произведения;

4) решение проблемного вопроса, выводы, обобщение результатов.

Проблемный вопрос – это вопрос, требующий анализа. Проблемный вопрос предполагает неоднозначность ответов, часто выступает в форме противоречия, поэтому становится увлекательной задачей для учеников, стремящихся доказать свою точку зрения, оспаривая другие версии.

Изучая какое - либо художественное произведение, стремлюсь связать его с современностью, обсуждаю на уроках не только вопросы, раскрывающие основную идею данного произведения, но и вопросы, волнующие каким-то образом моих учеников

     Используя проблемные вопросы, стремлюсь поставить учеников перед нравственным выбором, научить формировать собственное мнение, учу защищать его.     

  Во время знакомства с замечательным рассказом Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» мы обсуждаем вопрос:

- Какие качества характера помогли Жилину выбраться из плена, а какие помешали сделать то же самое Костылину? Ребята называют такие замечательные качества, как терпение, трудолюбие, доброе отношение к людям.       

- Кого из героев вы выбрали бы себе в друзья? 

Дети, конечно же отвечают, что Жилина.                          

   - А почему? Только ли за то, что он сумел выбраться из плена?                                                                  

Ребята объясняют, что Жилин - человек верный, он не оставляет Костылина в беде, хоть и попал в плен по вине Костылина. Он  хороший сын, он не просит мать заплатить за него, потому что знает, что у нее нет денег, и она будет переживать.                                                                                                                - Как вы думаете, какие из  качеств Жилина есть у вас, и нужны ли они сегодня вообще?- задаю я коварный вопрос. Пятиклассники, как правило, честно отвечают, что у них есть не все такие качества и признают, что им их нужно развивать.

Возможен и такой вопрос:                                                           

- Не находят ли у себя ребята некоторых качеств Костылина?

Вот только ответа на него  ждать не нужно, а стоит предложить поразмышлять о этом наедине с самим собой. Такая постановка вопроса позволяет заставить ребят взглянуть на себя со стороны, учит самокритичности.     

   В конце урока можно добавить, что автор рассказа сам воевал, и рассказ написал, скорее всего, под впечатление реальных событий, так что таких людей, как Жилин и Костылин он встречал в жизни.                 

При изучении романа А.С. Пушкина «Дубровский» ребят сильно волнует вопросы  

  -  Почему Маша не уехала с Дубровским, хотя сама просила его о помощи? и Почему Владимир, узнав, что опоздал, не увез девушку силой, ведь он был уверен, что она не любит князя Верейского?

Мы перечитываем сцену объяснения Маши с Дубровским: « Я согласилась, я дала клятву…,князь мой муж… .Я ждала вас до последней минуты… .Но теперь, говорю вам, теперь поздно. Я объясняю ребятам, что для Маши обряд венчании - священный обряд, она дала клятву Богу, что будет ему верной женой, и эту клятву она нарушить не может. А для Дубровского желание Маши - закон, он понимает, что не может увезти ее силой. Также по ходу прочтения романа обращаю внимание детей на то, что Дубровский отказался от мести Троекурову из - за любви к Маше и из-за этой же любви бросает разбойничать и уезжает из родных мест.

Таким образом, любовь спасает Троекурова от смерти, а Владимира от окончательного превращения в мстителя и разбойника.                                              

           Урок по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» в девятом классе проводим в форме диспута на тему: «Вечный спор Молчалиных и Чацких». Наряду с проблемными вопросами вводится понятие диалога, монолога, конфликта, авторской ремарки и жанров драматических произведений. Рассматриваются различные точки зрения критиков, писателя и самих ребят. Главный проблемный вопрос связан со способами достижения жизненной цели – что нравственно, что безнравственно.

Десятый класс представляет богатейший материал для воспитания думающей, размышляющей личности, поэтому привожу лишь некоторые фрагменты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологий проблемного обучения и развития критического мышления через чтение и письмо для творческого и интеллектуального развития учащихся.

статья "Использование технологий проблемного обучения и развития критического мышления через чтение  и письмо для творческого и  интеллектуального развития учащихся".С. 303-316.( Сборник Наш...

Использование технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания

Статья содержит материал из опыта работы по практическому применению технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания в средней школе. При...

Формирование творческой активности и исследовательских навыков обучающихся в процессе изучения биологии в 6-8 классах на основе использования технологии проблемного обучения.

  Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем.  Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит...

Обобщение актуального педагогического опыта по теме "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся "

Актуальный педогогический опыт расскрывать роль технологии проблемного обучения в современном образовательном процессе....

Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению

             Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение  образовательного ...

Глюкоза-альдегидоспирт.Урок с использованием технологии проблемного обучения.

Дети учатся и в тысячу раз успешнее,если им дают самомтоятельно исследоватьосновы изучаемого материала.Питер Клайн...

Формирование творческой активности и практических навыков учащихся в процессе изучения технологии на основе использования технологии проблемного обучения

В настоящее время особую актуальность приобретает внедрение в практику обучения таких методов, которые способствовали бы духовному и творческому саморазвитию личности школьника. В этом контексте важно...