Формирование грамотности
методическая разработка по литературе (9 класс)

Формирование грамотности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Какими же практическими умениями и навыками должен обладать функционально грамотный человек?

Эти индикаторы должны формироваться у учащихся именно на уроках русского языка и литературы. В учебнике русского языка 6 класса (автор М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская) в упражнениях представлены задания, цель которых научить писать заявление, заполнять какие-либо анкеты, бланки, находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других печатных текстов; использовать информацию из СМИ, газет, журналов, радио, телевидения, пользоваться алфавитным и систематическим каталогами библиотеки.

Например, по теме «Имя числительное как часть речи» представлено упражнение 397. Задание: составить и написать расписку, например, о лыжах, коньках, взятых в спортивной школе.

Чтобы выполнить эту учебную задачу, обучающиеся анализируют образец расписки, стиль текста, определяют разряд числительных. Далее самостоятельно составляют текст расписки.

Этот прием способствует развитию не только общей грамотности, но и языковой, поскольку обучающиеся должны не ошибиться в склонении числительных.

Языковая грамотность – совокупность особенностей речевого поведения. Предполагает навык грамотного письма, способность создавать письменные тексты разных типов, владение диалогической устной речью и монологической речью.

Например, при изучении лексики по теме «Фразеологизмы» предлагаю следующее задание.

Объясните значение фразеологизма «водить за нос», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Подобную учебную задачу мы встречаем в задании ВПР по русскому языку.

Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Развитию читательской грамотности способствуют задания 9-13 ВПР по русскому языку.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9-13.

Текст 2

(1) Стояла зима. (2)Снег падал пушистыми хлопьями, приятно касался лица. (3)Рыжая собачка прижалась к двери подъезда, беспомощно повизгивала и дрожала от холода. (4)Ей хотелось обогреться, но никто не спешил ей на помощь.

(5)Вдруг кто-то толкнул дверь. (6)Собачка вскочила, увидела невысокого человека в кожаном пальто. (7)Доверчиво прикоснулась она к его руке. (8)Он отряхнул снег с её спины и поманил за собой. (9)Дома он выделил ей оловянную тарелку, блюдце, и собака осталась жить у него. (10)Незнакомец оказался знаменитым артистом Дуровым.

(11)История Каштанки описана в известном рассказе Чехова. (12)Но не все знают, что столяр судился с Дуровым, чтобы вернуть собаку. (13)Дуров предложил хозяину большие деньги, и столяр начал колебаться. (14)Судья почувствовал, что столяр не привязан к собаке. (15)Каштанка осталась у артиста.

9. Определите и запишите основную мысль текста.

(Животные нуждаются в нашей любви, нужно относиться к ним бережно, как делал это Дуров).

10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

Примерный план.

1) Собака в беде.

2) Встреча с Дуровым.

3) История чеховской Каштанки.

11. Почему судья оставил собаку Дурову? (Судья почувствовал, что столяр не привязан к собаке, поэтому оставил собаку Дурову).

12. Определите и запишите лексическое значение слова «колебаться» из предложения 13. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Колебаться – ...

13. Определите стилистическую принадлежность слова «поманил» из предложения 8, запишите.

Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

Поманил – ...

(Слово «поманил» может употребляться в разговорном и художественных стилях.

Поманил – позвал, подозвал).

Креативное мышление – это способность неординарно воспринимать окружающий мир и генерировать новые оригинальные идеи. Другими словами, развитие креативного мышления – это процесс отклонения от традиционных или принятых схем, который приводит к построению новых путей достижения целей и нестандартному решению задач.

Прием «Случайные связи».

Работа с воображением. Откройте первую книгу, которая попалась вам в руки. На развороте выберите наугад два любых слова. Скорее всего, по смыслу взаимосвязаны они не будут. Ваша задача – сопоставить их и придумать одну общую для них историю, пусть и нереальную на самом деле.

Приём «Рассказ-предположение на основе ключевых слов» заключается в том, что вниманию учеников предлагаются опорные (ключевые) слова, на основе которых они составляют рассказ.

Фрагмент урока:

Я хочу вам предложить составить текст, который имеет заголовок «Предновогодняя встреча».

– Какие вопросы вызывает заголовок? Что непонятно?

– Подберите определения к заголовку.

– Каковы функции такого заголовка? (привлекает внимание, заинтриговывает).

– Можно ли по заголовку определить стиль данного текста?

– Спрогнозируйте сюжетную канву текста.

– Спрогнозируйте сюжет на основе ключевых слов 1-й части текста.

Предновогодний вечер – суета – оживленные лица – девочка – мальчик – мужчина – женщина – спешат – мандарины-яблоки – свертки – недоступно – желанно – запахи – головокружительный – вкусным – забытым.

В рамках конкурса «Война. Победа. Память», приуроченному к празднованию Дня Победы, был проведен урок развития речи, где был реализован прием «Сочинение по готовому началу от 1 лица», то есть от лица участника событий.

         Мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их функциональной грамотности.

        Особое внимание в своей практике я уделяю   формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.

1.Прием «Реконструкция предложения». Нужно составить новое предложение, взяв из предложенных по определенному слову. Данный приём учит внимательному прочтению заданий. (5-8 классы)

  1. Из предложения Стеной стоят желтые колосья пшеницы. взять определение, выраженное именем прилагательным, согласовав его с существительным листьями.
  2. Из предложения Пушкин очень любил осень. взять дополнение, употребить слово в именительном падеже, единственном числе.
  3. Добавить обстоятельство из предложения Осень щедро одаривает леса краской.
  4. Добавить сказуемое из предложения Земля выстлала на лугу разноцветный ковер.
  5. Из предложения Куда, дорога, ты ведешь? взять существительное, которое является обращением, употребить его в форме множественного числа в качестве дополнения.
  6. Добавить союз и продолжить предложение однородным членом.

Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги и поля.

2. Прием «Мозаика». «Реконструкция текста»

Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”.

Текст разделяется на части (предложения, абзацы).

Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.

В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

 

3. Реставрация текста.  Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала. При выполнении 26 задания ЕГЭ по русскому языку и 7 задания ЕГЭ по литературе мы тоже используем этот приём.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, Причастие-это часть речи, которая обозначает… и отвечает на вопросы…

На_________небе мгла носилась; Причастия изменяются…

Луна, как________пятно, Причастия согласуются…

Сквозь________ _______желтела,

И ты __________сидела-

А нынче погляди в окно:

__________небесами

_________коврами,

Блестя на солнце, снег лежит

4.Приём «Диктант значений». Способ словарного диктанта, во время которого учащимся диктуется не слово, а его лексическое значение. Ученики должны по значениям определить слова и написать их. Проводится для проверки усвоения правописания слов.

Тема « Правописание слов с удвоенными согласными »

«Лицо, находящееся в переписке с кем-нибудь» (Корреспондент)

«Система взглядов, воззрений на жизнь, природу и общество» (Мировоззрение)

« Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу»( Хоккей)

« Место, где продают билеты»( Касса)

«Дорога с рядами деревьев по сторонам»( Аллея)

5. Эффективность зрительного диктанта высока, если применять их регулярно.

6.На уроках русского языка необходимо выполнять различные логически-поисковые задачи.

Например: назвать лишнее слово из ряда

А)Красивый, любимый, солнце, яркий, желтый.

Б)Мороз, погода, хорошо, облако

Ответы:

  1. Хорошо – это наречие
  2. Мороз – 2 слога
  3. Облако – начинается с гласной «о»

Сделаем вывод о том,  что приученные видеть много аспектов решения одной и той же задачи, ученики выделят не один ответ.

Данный приём в работе способствует воспитанию литературной компетенции учащихся, активизирует развитие внимания, наблюдательности, творческих способностей.

7.При работе над частью С особую сложность представляет для учащихся умение находить проблемы текста (их, как правило, несколько). Поможет в этом составление кластера. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

Последовательность действий проста:

  • Посередине чистого листа написать ключевое слово или предложение («сердце» идеи, темы);
  • Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы;
  • По мере записи появившиеся слова соединяются линиями с ключевым словом. У каждого слова в свою очередь тоже появляются «спутники».

     В итоге получается структура, которая графически отображает наши  размышления, определяет информационное поле данной теме.

Рассмотрим данный прием на примере текста М.А. Шолохова «Тихий

Дон» Создание кластера: «Род Мелеховых»

8.В работе по формированию читательской грамотности учащихся полезен прием «синквейн».( сжатое изложение в 9 классе)

Для чего используют?

  • Обогащает словарный запас
  • Подготавливает к краткому пересказу
  • Учит формировать ключевую фразу

Это форма свободного творчества, но по особым правилам. Технология критического мышления значит осмысленно пользоваться понятиями и определять своё личное отношение к рассматриваемой проблеме.  Ценность заключается в том, что всё это собрано в пяти строках. Так, в нестандартной ситуации, дети усваивают понятия, применяют знания, умения. Рождаются мысли, развиваются мыслительные навыки. Развивать мышление – значит развивать умение думать, читать тексты целенаправленно, осмысленно.

9.Приём «Опорный конспект» или «Мои шпаргалки» (этот приём особенно актуален для уч-ся 9-11 классов при подготовке к ГИА)

Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической информацией:извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.

- в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга.

10.Комплексный анализ текста. Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний, но уже не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы.

11.Проектная технология развивает у школьников умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.

Целью проектной деятельности является создание творческого продукта, который позволяет  решить ряд задач: расширить систему образов и представлений об изучаемом произведении и жанре, развить познавательные навыки, навыков презентации и рефлексии деятельности.

В рамках работы по формированию читательской грамотно информационно-коммуникационная технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации.

Подготовка ЕГЭ и ОГЭ (работа с текстами)

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать учащемуся из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология перспективно - опережающего обучения как средство формирования грамотной личности.

Данный материал представляет обобщение опыта по применению технологии перспективно-опережающего обучения в учебной и внеучебной деятельности....

программа логопедического пункта по коррекции и формированию грамотной устной и письменной речи для обучающихся 1-4 классов

Развитие и перспективы ребенка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадает в образовательном учреждении. Логопед не только открывает ему неограни...

Словарная работа на уроках русского языка и литературы как эффективный способ формирования грамотности у учащихся

В этой статье раскрывается  небольшой опыт работы по повышению грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы....

Формирование грамотного звукопроизношения и лексико - грамматических конструкций в речи детей дошкольного и школьного возраста.

Данные статьи,  презентация,  конспекты зянятий -  предложены автором для пополнения практического опыта учителей - логопедов. Родителям данный материал поможет в ежедневном общении с р...

Простые правила формирования грамотной речи ребенка

Данная консультация может быть применена учителями-логопедами в ДОУ....

Методические рекомендации для формирования грамотного письма на уроках русского языка у учащихся среднего звена пятого вида.

Главная цель в классах среднего звена пятого вида на уроках русского языка – свободное владение языком в устной и письменной форме.Главная задача по русскому языку – это довести ребят до у...