А.П.Чехов. Сведения из биографии. Периодизация творчества. Герои рассказов.
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Смирнова Наталия Николаевна

Конспект урока литературы в 10 классе, в котором актуализируются знания учащихся о творчестве Чехова, полученные в прежние годы обучения, а также рассматриваются особенности раннего периода творчества писателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chehov_periodizatsiya_tvorchestva.docx34.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: А.П.Чехов. Сведения из биографии.

Периодизация творчества. Герои рассказов.

Эпиграф к уроку: «Тогда человек станет лучше, когда вы ему покажете ему, каков он есть». А.П.Чехов

Предварительная подготовка к уроку

К уроку ученикам дается задание перечитать знакомые из курса школьной программы рассказы: «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Унтер Пришибеев», «Смерть чиновника».

ХОД УРОКА

I.        Организационный момент.

II.        Повторение изученного ранее.

С рассказами А.П. Чехова вы знакомы с младших классов. Какие рассказы Чехова вы помните из курса школьной программы?(«Лошадиная фамилия», «Толстый и тонкий», «Хамелеон»).

III.        Работа над новым материалом

Сегодня мы приступаем к дальнейшему изучению творчества А.П. Чехова. Тема сегодняшнего урока: «А.П.Чехов. Сведения из биографии. Периодизация творчества. Герои рассказов». (запись в тетрадях),эпиграфа тоже.

  1. Огромное значение в творчестве любого писателя имеет общественная жизнь страны, политическая ситуация, события, происходящие в тот или иной период жизни писателя. Так и в творчестве Чехова большую роль сыграла общественно-политическая жизнь России конца XIX века.

Общественно-политическая жизнь России в 80-90-е гг. XIX в. и ее отражение в литературе

80-е годы открывают новую эпоху в социально-политическом развитии России.

  • заявляет о себе русский пролетариат.
  • интенсивно развивается капитализм в России:рост  числа заводов и фабрик, строительство железных дорог, появление в быту  электричества НО
  • кризис сельского хозяйства, общим отставанием экономики от развитых западно-европейских государств.
  • набирают силу студенческие волнения

Происходит резкое усиление контроля со стороны правительства:

  • закрыты «Отечественные записки» (редактор М.Е.Салтыков-Щедрин) и другие журналы, которые были названы неблагонадежными. В 1882 введены «Временные правила о печати» для осуществления контроля над периодическими изданиями.
  • возрастает роль развлекательной журналистики : журналы «Стрекоза» и «Осколки». В них начинал свою писательскую деятельность А.П. Чехов.
  • В литературной жизни 80-х гг. видное место занимают: творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого и Н.С. Лескова.
  • Появляются новые темы в литературе: судьбы крестьянина и дворянина уступают место  интеллигенту (врачи, учителя, представители земства).

Литературная деятельность А.П. Чехова также началась в начале 80-х гг. XIX в. «В это переломное время нужны новые формы»

Таким образом, А.П. Чехов начал печататься в 80-е гг., которые часто называют «эпохой безвременья». И это безвременье, конечно, наложило отпечаток на мировоззрение А.П. Чехова.

  1. Становление писателя.

17 (29) января 1860 года

Родился в Таганроге в купеческой семье. У отца была своя лавка. В семье было 5 детей.

Отец- Павел Егорович. Мать – Евгения Яковлевна.

1876

Отец разорился, был вынужден объявить себя банкротом, а чтобы избежать долговой тюрьмы, скрылся из Таганрога и стал жить в Москве, куда переехал вместе с семьей, но Антон ост-ся,

чтобы закончить гимназию.

1876-1879

Заканчивает Таганрогскую гимназию. Учеба, работа, начало творчества.

1879

Он закончил гимназию и переехал к семье в Москву, где поступил в Московский университет,

 на медицинский факультет.                                

1879-1884

Еще будучи студентом I курса университета, начал печататься в журналах: «Стрекоза»,

«Осколки», «Будильник», «Сверчок», «Развлечение», «Зритель» под псевдонимами: Антоша Чехонте, Антоша, Человек без селезенки, Брат моего брата, Чехонте и др. Существует такая

история о чу де в жизни, творчестве Чехова, о чуде дебюта в печати: во время острого

безденежья, чтобы отметить именины матери, Антон Павлович в один присест написал

рассказ «Письмо к ученому соседу», отослал в ежемесячник «Стрекоза» и на полученный

гонорар устроил  семейный  праздник. За счет литературных заработков А.П.

Чехова семья и держалась на первых  порах в Москве. 5 лет работы в юмористических

журналах явились для Чехова большой школой  мастерства. Именно в этот период родились чеховские афоризмы, ставшие крылатыми:                

•        «Краткость-сестра таланта»;                              

•        «Искусство писать - это искусство сокращать».

1884

Окончив в 1884 г. университет и получив звание

уездного врача, Чехов некоторое время занимался врачебной практикой                                           |

Выходит 1 книга рассказов «Сказки Мельпомены» * (шесть рассказов о людях театра).        

* Мельпомена - муза трагедии в греческой мифологии                                                                          

1886

1887

1888

Вторая пол. 80-хг

1890

1890-1892

1892-1894

Сборник «Пестрые рассказы»

Сборник «В сумерках. Очерки и рассказы» (за этот сборник ему присуждена Пушкинская академическая премия).    Сборник «Невинные речи»

 Повесть «Степь» - итог чеховских исканий 80-х гг.

   Много работает для театра

Пьесы «Свадьба» (1889), «Леший» (1889)и др.

А.П. Чехов становится знаменитейшим писателем России.

Например, сборники его произведений выдержали к тому времени много изданий: «Пестрые

рассказы» - 14 изданий, «В сумерках» - 13,«Палата N° 6» - 7, «Каштанка» - 7

Поездка на Сахалин

Книга «Остров Сахалин»

1892

Поселяется в приобретенной подмосковной усадьбе Мелихово.

Определяется основная тема творчества - равнодушие, символом которого стал

«человек в футляре»

1898

1899

1901

Работа для Московского Художественного театра. Пьеса «Чайка»

Пьеса «Дядя Ваня», трилогия: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

Пьеса «Три сестры». Женитьба на актрисе МХАТа О.Л. Книппер

1902

Вследствие заболевания туберкулезом переселяется в Ялту.

1903-1904

1903-1904

«Вишневый сад»

1904

В связи с обострением болезни выезжает на лечение  на  курорт  Баденвейлер  (Германия),

  где скончался 2 (15) июля. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

  1. Периоды в творчестве А.П. Чехова

А.П. Чехов прожил короткую жизнь (44 года), но создал столько значительных произведений, разных

  • по жанру (рассказы, повести, пьесы),
  • эмоциональному настрою,
  • тематике

Его творчество на протяжении многих лет является актуальным и интересным.  Художественные открытия А.П. Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр XX века.

 За 25лет работы в литературе написал свыше 900 произведений, которые вошли в мировую литературу. Более 8000 персонажей.

В творчестве А.П. Чехова выделяют три периода:

I (или ранний) - 1880-1886 гг.

Рассказы:   «Письмо   к  ученому  соседу» (1880), «Суд» (1881),

«Смерть чиновника» (1883),

«Толстый и тонкий» (1883), «Хамелеон» (1884), «Унтер Пришибеев» (1885),

«Лошадиная фамилия» (1885) и др.
Повесть: «Цветы запоздалые» (1882).
Романы: «Ненужная победа» (1882), «Драма на охоте» (1884
)

II (или зрелый)-1886-1896 гг.

1887г. Сборник «В сумерках. Очерки и рассказы»,1887г. Сборник «Невинные речи»,1888г. Повесть «Степь», «Мужики», «В овраге»,1889г. Пьеса «Свадьба»,1889г. Пьеса«Леший»,Рассказ«Хмурые люди»,Рассказ«Палата№6»,Рассказ«Каштанка»,1893-1894гг. «Остров Сахалин»

III (или поздний)- 1896-1904 гг.

1898г. Пьеса «Чайка»,1899г. Пьеса «Дядя Ваня»,

1899г. Драма «Дама с собачкой»,1900г. Рассказы «О любви», «Крыжовник»,

«Человек в футляре», «Ионыч»,1901г. Пьеса «Три сестры»,

1903-1904гг. Пьеса «Вишневый сад»

Всего за первые 5 лет Чеховым было написано около 400 произведений. В своих маленьких рассказах он создал образы людей разных профессий и социальных слоев - актеров, врачей, военных, приказчиков, купцов, учителей, литераторов, священнослужителей, чиновников, музыкантов, ремесленников, дворников, извозчиков, прислуги, аптекарей, гимназистов и др.

Пробой творческих сил А.П. Чехова в 80-90-е гг. стала юмористика. Он дебютировал на страницах юмористических журналов «Стрекоза», «Осколки», «Будильник» под псевдонимом Антоша Чехонте. Таким журналам требовались в первую очередь рассказы-миниатюры, рассказы-сценки, рассчитанные на мгновенный комический эффект. Чехов извлекал смех из хорошо знакомых вещей, искал смешное в обыденном, простом. Нужно было уместить рассказ в 1000 слов, отсюда появилось изречение Чехова « Краткость-сестра таланта»

1)Как вы думаете, за счет чего достигается комический эффект в рассказах А.П. Чехова? (За счет портретных зарисовок.)

Типичный чеховский персонаж - это человек из толпы, и смех он вызывает не какими-то странностями или причудами, а, наоборот, своими, в общем-то, заурядными поступками.

В своих юмористических рассказах Чехов писал о мелочах повседневного быта, о чиновниках и мещанах, о разных нелепостях в их обыденной жизни, он не высказывал в своих рассказах возмущения, избегал морали, он смеялся, и только.

4. Герои ранних рассказов А.П. Чехова.

Антон Павлович Чехов - великий русский писатель-реалист.

В своих рассказах Чехов боролся с ложью, лицемерием, писал о труде и здоровых человеческих отношениях,  симпатизировал простому народу.Истории анекдотичны, а персонажи комичны.
В сборнике «Пестрые рассказы» - картины быта и нравов русской жизни, глубокий анализ общественной жизни того времени; здесь мы видим множество характеров «маленьких людей».
В рассказах «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника» прозвучала сильная критика в адрес самодержавно-полицейского режима. 
Унтер Пришибеев - наглый, глупый, невежественный и грубый полицейский, который вмешивается в чужие дела, он шпионит за людьми и душит любое проявление свободы.
В рассказе «Хамелеон» затронута тема приспособленчества и «хамелеонства». Главный герой - полицейский надзиратель Очу-мелов - готов пресмыкаться перед высшими и помыкать низшими, подличать и выслуживаться. И Хрюкин, и толпа обывателей тоже ведут себя «по-хамелеонски»: они меняют свое поведение в зависимости от обстоятельств.
В рассказе «Толстый и тонкий» Чехов рисует случайную встречу на вокзале двух друзей детства. Мелкий чиновник, «тонкий», как только узнает, что его старый гимназический друг дослужился до тайного советника и получил две звезды, «вдруг побледнел, окаменел» и начал униженно льстить «толстому», добровольно само-уничижаться.
В рассказе «Смерть чиновника» чиновник Червяков случайно чихнул в театре на лысину статскому советнику Бризжалову, потом надоел ему своими извинениями. А когда вышедший из себя
генерал выгоняет Червякова, то он не выносит потрясения и умирает.
Рассказы «Горе» и «Тоска» показывают глубокий трагизм жизни тружеников-бедняков.
- В своих маленьких рассказах Чехов создал образы людей разных профессий и социальных слоев: актеров, врачей, военных, приказчиков, купцов, учителей, чиновников, музыкантов, дворников и многих других. Все стороны жизни становятся объектом интереса писателя. Чехов высмеивает обывателей, их пошлость и мещанские нравы.


- А.П.  Чехов - мастер рассказа, признанный во всем мире. Его коротенькие истории имеют, в основном, незамысловатый сюжет, но наполнены глубоким смыслом.  Чехов никогда не придумывает сюжеты для своих рассказов, просто его внимательно смотрит на то, что остальные не замечают. Вот почему, читая о забавном поведении многих героев чеховских рассказов («Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Злоумышленник» и др.), в словах автора постоянно ощущаешь какую-то печаль, грусть и даже жалость к этим людям.

- Чехов никогда не смеется над своими героями, он только сожалеет, что они поступают таким образом, не имея возможности посмотреть на себя со стороны. И он дает им эту возможность. В этом проявляется не только мастерство Чехова как писателя, но и чуткость, отзывчивость, доброта Чехова-человека.

А теперь на примере одного из рассказов попытаемся выявить жанровые особенности ранних рассказов А.П. Чехова. (то есть проанализируем). Возьмем, например, рассказ «Толстый и тонкий».

«Жанровые особенности рассказов А.П. Чехова»

Год создания1883                                                                       

ТемаРаболепие, чинопочитание, угодничество, приспособленчество

ЗавязкаВстреча Толстого и Тонкого

РазвитиеДрузья радуются встрече, каждый рассказывает о своей жизни

КульминацияТонкий узнает о том, что Толстый дослужился «до тайного советника»

РазвязкаТонкий пресмыкается перед Толстым, Толстого раздражает раболепие одноклассника

Фамилии,    имена   Тонкий – Порфирий,    Толстый,- Михаил.

Речь персонажей

Речь Тонкого:

1 часть - до кульминации (условно): «Такой же душонок и щеголь», «Помнишь, как тебя дразнили?»

2 часть - после кульминации (условно):«Я, ваше превосходительство...»,«Помилуйте... Что вы-с... Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде какбы живительной влаги...»

Роль деталей«Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился.

Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились...»

«Захихикал Тонкий, еще более съеживаясь»

«...на лице у Тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кис-

лоты, что тайного советника стошнило»

VI. Подведение итогов

Итак, подведем итоги:

Какое влияние на формирование мироощущения А.П. Чехова оказала эпоха 80-х гг. XIX в.?

Какие периоды выделяют в творчестве А.П. Чехова?

Каким темам посвящены ранние юмористические рассказы А.П. Чехова?

Каковы герои этих рассказов?

За счет чего достигается юмористический эффект в ранних рассказах А.П. Чехова?

описание внешности;

речь персонажей и поступки героев рассказов и т. д.

Таким образом, можно сделать вывод, что, ранний, период творчества А.П. Чехова (1880 - 1886) характеризуется следующими особенностями:

  • создано около 400 произведений;
  • в своих маленьких рассказах он создал образы людей разных профессий и социальных слоев;
  • в ранний период А.П. Чехов формировался как писатель-юморист, по-новому разрабатывающий жанр маленького рассказа;
  • тематика большинства ранних рассказов А.П. Чехова - мелочи обывательского существования;
  • уже в первые годы своего творчества А.П. Чехов смог зарекомендовать себя как талантливый писатель (например, его сборники неоднократно переиздавались);
  • мастер короткого повествования, А.П. Чехов обладал удивительным даром: он мог вместить в небольшой рассказ события целого романа или пьесы. Чеховская краткость необычайно содержательна;
  • язык и стиль его героев чрезвычайно выразителен (в нем и заключается секрет чеховских рассказов);
  • многие его персонажи стали нарицательными:унтер Пришибеев;хамелеон и др.

Приложение 1

Карточка № 1 «Портретная зарисовка»

Задание: назовите персонаж рассказа А.П. Чехова по следующим характеристикам и укажите название рассказа.

Только что он пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом.

Он только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком - его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом - его сын.

3. Он вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились...

Ответы

Толстый, Михаил. «Толстый и тонкий»

Тонкий, Порфирий. «Толстый и тонкий».

Тонкий, Порфирий. «Толстый и тонкий».

Приложение 2

Карточка № 2 «Речь персонажа»

Задание: укажите название рассказа и назовите персонаж рассказа А.П. Чехова:

- В гимназии вместе учились! - продолжал он. - Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо... Детьми были! Не бойся, Нафаня! Подойди к не му поближе... А это моя жена, урожденная Ванценбах... лютеранка.

- Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.

Ну, полно! Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства - и к чему тут это чинопочитание!

Помилуйте... Что вы-с... - захихикал он, еще более съеживаясь. - Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...

Ответы

Тонкий, Порфирий. «Толстый и тонкий».

Толстый, Миша. «Толстый и тонкий».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы (по технологии РКМЧП) "Л. Н. Толстой: личность, судьба, творчество. Знакомство с содержанием и героями рассказа «После бала»".

Урок расширит знания учеников о биографии писателя, ознакомить учеников с историей создания рассказа «После бала» и его героями....

Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Урок в  6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться  в идейно-нравственном содержании рассказа...

Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа.

Конспект урока литературы в 9 классе.Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска».  Трагизм судьбы героя рассказа....

Конспект урока литературы "А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов начала 80-х годов", 10 класс

Конспект урока литературы "А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-х годов", 10 класс...

Конспект урока литературы в 5 классе: "А. П. Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа"

Используемые технологии: ТРКМ, технология смыслового чтенияТип урока:  открытие новых знаний.Формы обучения: парная, фронтальная.Оборудование: компьютер для прослушивания аудиозаписи «Расск...