А.И. Куприн Творческая история создания повети "Гранатовый браслет"
статья по литературе

Касымова Фатима Яхиевна

Статья показывает краткую историю создания Куприным повести "Гранатовы браслет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon anketa.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

А.И.Куприн "Гранатовый браслет". 

Творческая история.

Александр Иванович Куприн – русский писатель, которого, без сомнения, можно отнести к классикам. Его книги до сих пор узнаваемы и любимы читателем, причем не только по принуждению школьного учителя, но и в сознательном возрасте. Отличительной чертой его творчества является документальность, его рассказы были основаны на реальных событиях, либо толчком к их созданию стали реальные события - среди них повесть «Гранатовый браслет».

        «Гранатовый браслет» имеет необычную творческую историю. Работа над повестью шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л.Я. Майзелса и прослушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Музыкальное произведение настолько увлекло Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он написал эпиграф. «Л. ван Бетховен. 2 Сын. (оп. 2, № 2). Ларго Аппассионато». Соната Бетховена «Аппассионата», одно из самых напряженных, мучительных, страстных произведений человеческого гения в музыке, пробудила Куприна к литературному творчеству. Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, свидетелем которой он был.

       «Гранатовый браслет» — это реальная история, которую Куприн услышал от друзей во время просмотра семейных альбомов. Жена губернатора делала эскизы к письмам, которые ей присылал некий безответно влюбленный в нее телеграфист. Однажды она получила от него подарок: позолоченную цепочку с подвеской в ​​виде пасхального яйца. Эту историю Александр Иванович взял за основу своего произведения, превратив эти скудные, неинтересные данные в трогательный рассказ. Цепочку с кулоном писатель заменил на браслет с пятью гранатами, что, по словам царя Соломона в одном рассказе, означает гнев, страсть и любовь.

       15 октября 1910 г. Куприн писал о сюжете повести своему другу, критику Ф. Д. Батюшкову: «Это — помните ли — печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Жолтикова, который так безнадежно, трогательно и самозабвенно находился в любовь с женой Любимова (Д.Н. ныне виленский губернатор)». 

        В период между первым и вторым браком моей матери стали приходить письма, автор которых, не называя себя и подчеркивая, что разница в общественном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, выражал ей свою любовь. Эти письма долго хранились в моей семье... Анонимный любовник, как потом выяснилось - Желтиков (в рассказе Желтков) писал, что он служит на телеграфе..., в одном письме сообщал, что под  видом полировщика он вошел в квартиру моей матери и описал обстановку. Тон сообщений был иногда высокомерным, иногда сварливым. Он рассердился на мою маму, потом поблагодарил ее, хотя она никак не отреагировала на его объяснения...

       Поначалу эти письма всех веселили, но потом... мама даже перестала их читать, и только бабушка долго смеялась, открывая утром очередное послание влюбленного телеграфиста. И тут наступила развязка: анонимный корреспондент прислал моей маме гранатовый браслет. 

        Все это происходило не в черноморском городе, как у Куприна, а в Петербурге. А Желтиков, как и Желтков, действительно жил на шестом этаже... ютился на убогом чердаке. Его поймали за составлением очередного сообщения. Как и Купринский Шеин, отец во время объяснения был более молчалив, глядя «с недоумением и жадным, серьезным любопытством в лицо этого странного человека». Отец рассказывал мне, что чувствовал в Желтикове какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти.

      Желтков принял браслет и угрюмо пообещала маме больше не писать. И это был конец. Во всяком случае, о его дальнейшей судьбе мы ничего не знаем».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Крепка, как смерть, любовь,…любовь прекрасна» (по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»)

Методическая разработка урока по повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет"...

Разработка урока литературы: "Трагическая любовь в рассказе А.И.Куприна "Гранатовый браслет"

Методическая разработка урока по творчеству А.И.Куприна:Тема: «Трагическая любовь в рассказе Куприна «Гранатовый браслет»Аудитория: 2 курс профессионального училищаАвтор: Бирюкова Наталья Никола...

Урок в 11 классе по рассказу А.И.Куприна"Гранатовый браслет"

Для проведения урока по рассказу А.И.Куприна “ Гранатовый браслет” – рассказ о прекрасной и сильной любви” в 11-м классе учителю в современной школе необходимо иметь несколько вариантов проведения уро...

Методическая разработка урока по рассказу А.Куприна «Гранатовый браслет»

Урок по рассказу А.Куприна. Мы     познакомим учащихся с историей создания рассказа, покажем редчайший дар высокой любви,  величие пережитого простым человеком; расскажем о ре...

Презентация А.И.Куприн. Анализ повести "Гранатовый браслет"

Презентация  составлена по материалам повести "Гранатовый браслет", проанализирована система образов,включены  их ключевые выражения и слова, даны ответы на вопросы "Какой вид...

Особенности воплощения темы любви в творчестве А.И.Куприна ("Олеся", "Суламифь", "Гранатовый браслет")

Любовь - заветная тема для А.И.Куприна. Лучшие произведения Куприна, посвященные теме любви, - «Олеся», «Суламифь», «Гранатовый браслет». Написанные в разные годы, они ярко раскрывают не только талант...

методическая разработка урока литературы по творчеству А.И.Куприна: Тема: «Трагическая любовь в рассказе Куприна «Гранатовый браслет»

Автор работы хочет предложить вашему вниманию разработку открытого урока по литературе с применением элементов учебного диалога, для формирования ситуации дискуссии и диспута (т.е. в ходе ...