Сборник работ для международного конкурса "Лихачевские чтения"
творческая работа учащихся по литературе (11 класс)

TamaraDenisenko

Сборник работ для международного конкурса "Лихачевские чтения" будет интересен учителям русского языка и литературы. Работа 2022 года заняла 2 место в городе Санкт-Петербурге

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon lihachyovskie_chteniya.zip83.29 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс творческих работ старшеклассников

«Идеи Д. С. Лихачёва и современность»

Конкурсное сочинение

«О добрых людях очень легко, интересно говорить и писать. Потому что добрые люди очень разные и интересные.

А плохие — все одинаковые и неинтересные»

                                                     

                                     Подготовила: Жарикова

Екатерина Сергеевна

ученица МБОУ СОШ №4

г. Батайска Ростовской области

Руководитель: Денисенко

Тамара Ивановна, учитель

русского языка и литературы

2020 год

Оглавление

Введение……………………………………………………….…………....3-4

1. Проблема добра и зла — древнейшая философская проблема.….4-6

1.1.Детское восприятие доброты………………………………………4

1.2. Уроки доброты для подростков в произведениях русской литературы……………………………………………………………………4-6

2. «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёва – руководство для достижения поставленной цели…………………………………………..6-8

3. Основные составляющие доброты……………………………………..8-9

3.1.Забота – важнейшее качество доброго человека…………………8

3.2. Нравственное значение памяти ………………………………….9

Заключение……………………………………………………….................9-11

Библиография …………………………………….…....................................12

Введение

Более 20 лет прошло с тех пор, как не стало Дмитрия Сергеевича Лихачева, но о нем до сих пор невозможно думать в прошедшем времени. Стоит только увидеть на телеэкране его умное, тонкое лицо, услышать его спокойную, интеллигентную речь, как смерть перестает казаться всемогущей реальностью... Несколько десятилетий Дмитрий Сергеевич был для интеллигенции не просто одним из крупнейших ученых-филологов, но и символом духовности, воплощением истинно русской гуманитарной культуры. И нам, нынешним детям, стоит узнать об этом поистине гениальном человеке, спрогнозировавшем будущее. На его долю выпало много испытаний, но он не сломился, не озлобился, а на всю жизнь остался порядочнейшим и интеллигентным человеком. Он говорил: "Можно прикинуться добрым, можно прикинуться честным, но интеллигентным прикинуться невозможно!" Эти слова в полной мере можно отнести и к самому великому учёному, они понятны и близки всем людям, населяющим нашу необъятную Родину.

Всю свою жизнь я живу в небольшом городке Батайске, расположенном на юге России. Мне кажется, что лучше моего края ничего не может быть. Спросите, почему? Ответ напрашивается сам собой. Здесь и солнце светит ярче, и тополя шелестят  ласково под дуновением ветерка, и Дон-батюшка величаво несёт свои воды, орошая наши поля и луга, которые дают богатые урожаи. Но, главное всё-таки – это люди, живущие рядом со мной.  Они готовы легко отзываться на чужие нужды,  помочь, способны почувствовать, что кому-то плохо, без слов понять, что другому нужна твоя помощь.  Это есть не что иное, как отзывчивость и доброта, которой, к величайшему сожалению, так не хватает в современном мире. Без доброты очень сложно жить, зная, что рядом есть добрый человек, легче справиться с проблемами, ведь он тебя поймёт,  и, наоборот, плохо, когда не на кого положиться.

Что же такое доброта? Можно ли её распознать? Наверно, каждый это понимает по-своему. Для кого-то это желание сделать приятное, для кого-то -   приносить радость, оказывать поддержку, умение защитить и поддержать. На мой взгляд, всё это правильно. Главное, чтобы шло от души, искренне. И тогда нуждающемуся в понимании станет легко и тепло. А это очень важно. Я убеждена: без доброты невозможна и сама жизнь.
          К великому сожалению, нас окружают разные люди: и добрые, и не очень. Мы живём в обществе, по-другому просто никак не получится. Напрашивается вопрос
, с кем же нам приятнее всего общаться? Думаю, что точно не со злобными людьми. От них мы можем ожидать лишь подлость, грубо сказанное слово, отказ… А вот  добрые люди... Обладают множеством положительных качеств, все, наверное, даже не перечислишь. Ну, на первое место, пожалуй, поставлю отзывчивость, великодушие, дружелюбие и понимание. И вот, что важно, повторюсь -  делать добро окружающим людям нужно от чистого сердца, да и не только людям, мы делаем хорошо, в первую очередь, себе. И это, действительно, так. Ещё  Луций Анней Сенека говорил: «Тот, кто делает добро другому, делает больше всего добра самому себе – не в том смысле, что ему будет за это награда, а в том, что сознание сделанного добра даёт уже большую радость». Но это порой бывает сложно. Ведь добрым человеком нужно уметь быть. Почему я так много об этом рассуждаю? Знакомясь с трудами Дмитрия Сергеевича Лихачёва, прочитала цитату: «О добрых людях очень легко, интересно говорить и писать. Потому что добрые люди очень разные и интересные. А плохие — все одинаковые и неинтересные». Насколько это актуально сейчас, в наше нелёгкое время! Над этим я и задумалась, и оказалось, что в душе  уже давно согласна с мнением великого учёного. Попробую обосновать сказанное.

Проблема добра и зла — древнейшая философская проблема

С самого раннего детства мы слушаем замечательные сказки, которые читает мама, рассказывает бабушка. И в детское сознание западают слова «Добро сильнее зла наяву и в сказке». Маленькие ребятишки с замиранием сердца следят за своими любимыми сказочными героями, мечтая о том, как и они будут освобождать сказочных принцесс от колдовских чар, сражаться с драконами, помогать бедной несчастной Золушке, спасать Белоснежку. Скажите, разве могут такие дети вырасти злыми и безразличными?  Да конечно же, нет! И умные взрослые прекрасно понимают это, потому что и сами помнят свои первые сказки и те уроки, которые они извлекли для себя. А сказки, уверена,  учат не только творить добро, но и не делать зла. Когда-то и я слушала их, просила маму: «Ну, ещё одну сказочку расскажи», а теперь и сама читаю маленькой сестрёнке. Невольно замечаю, что моя малышка, общаясь со своими друзьями, никогда не грубит, находит способ помирить  расшумевшихся. И что бросается в глаза: вокруг  сестрёнки всегда много детей, её слушают, хотят общаться. Думаю, дети чувствуют, что Вика -  добрый человек, вот и тянутся к ней. И всё это благодаря «сказочным урокам».

Мы становимся взрослее, у нас появляются новые интересы, возникают новые вопросы, ответы на которые мы ищем у взрослых: родителей, учителей, и, конечно, в книгах. Приходит понимание того, что если ты развиваешься, совершенствуешься, то к тебе тянутся люди, потому что ты им интересен. Для меня это очень важно, мне хочется делиться с окружающими тем, что знаю, умею, хочется быть полезной, оказывать помощь, если придётся.

Уверена, благодаря чтению мышление человека расширяется, он начинает по-другому формулировать свои мысли, по-другому их излагать и, самое главное, читая книги о жизни хороших и плохих людей, он учится разглядывать в них эту границу. Не секрет, не всегда богатый, успешный, красивый человек будет добрым. В наши дни как раз-таки всё происходит наоборот. Имея много денег, престижное положение в обществе, многие совершенно забывают о том, что они люди. Какой характеристики их можно удостоить? Разве что описать двумя словами: эгоистичный и самоуверенный. Невольно вспоминается роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени»,  где главный герой - Григорий Александрович Печорин - офицер русской императорской армии. На мой взгляд, такой человек должен думать об окружающих людях. Отнюдь!  Хотя и сочетает в себе черты байронического героя эпохи романтизма, но всё-таки он «лишний человек», не нашедший себе применения. Он не считается ни с чьими интересами, уничтожает или растаптывает тех, кто с ним хоть как-то соприкасается. И всё только для того, чтобы вывести себя из состояния вечной скуки и тоски. Эгоист, да и только! А разве может нормальный человек быть таким эгоистом? Красив,  строен,  умён… Это всего лишь внешняя оболочка, первое впечатление. А где же душевность, отзывчивость, доброта. Ничего нет. Внутренняя пустота, потому и остаётся Григорий Александрович один. Не тянутся к нему люди. Вот и получается, что проблема добра и зла — древнейшая философская проблема, о ней говорили, говорят  и будут говорить всегда.

А  что же современный мир?  Как это ни прискорбно, в современном мире много чёрствости, равнодушия и даже  жестокости. Почему так происходит? Да это же мы, люди, сделали наш мир холодным и жестоким, забыв о том, что такое сострадание, человеколюбие, дружба и любовь… Равнодушие и черствость — вот качества, уничтожающие человека изнутри, ведущие к его духовному обнищанию. Подтверждением этому можно привести массу примеров.

Так, в рассказе А.П.Чехова «Ионыч» в маленьком губернском городке царит скука и однообразие. Семья Туркиных считается самой образованной, интересной и интеллигентной. К ним тянутся люди, посещает их и главный герой, доктор Старцев. Он интеллигентный и умный врач, недавно приехавший в город, у него много планов на жизнь, всем хочется помочь, сделать добро.  Но Старцев попадает под влияние семьи Туркиных, оно оказывается для него губительным. Герой начинает гнаться за деньгами, становится жадным, превращается в обывателя, каких в городе полно. Однако, спустя годы, он понимает, что окружающие - мелкие, пошлые люди, не имеющие интересов. Но уже ничего не может с собой поделать. Старцев, выбрав деньги и славу, обрек себя на духовное обнищание.

В жизни,  к сожалению, подобное встречается очень часто. Пожалуй, особенно много таких случаев среди подростков, то есть моих сверстников. Рядом с тобой обычные  мальчишки и девчонки, растут в благополучных семьях, всё детство проводим вместе. Добрые, весёлые, беззаботные, любознательные, с удовольствием бегут в школу, стремятся к знаниям и пытаются учиться, развиваются. И вдруг как будто что-то ломается внутри, не проходит и месяца, а перед тобой уже совсем другие люди: озлобленные, циничные, грубые. Так и хочется спросить, что с вами, ребята, друзья мои или не мои?  Таким переменам, конечно, есть свои объяснения. Но я предлагаю оглянуться вокруг. Огромные заборы, за которыми ничего не разглядеть. Соседи, живущие на одном этаже многоквартирного дома, не то что не здороваются, даже не знают друг друга. Случись какой беде, никто не протянет руку помощи. Живут по принципу «Моя хата с краю –  ничего не знаю». А разве так было раньше? Моя бабушка вспоминает, что они с удовольствием принимали гостей и их приходу всегда были рады. Выходили вечером соседи на лавочки перед домом, общались, делились радостями и горестями, песни пели. Где всё это делось? Почему из жизни ушли такие важные нравственные составляющие как доброта, взаимопонимание, открытость, духовное богатство? Неужели и правда человечество деградирует? Я не могу представить мир, который будет полностью лишён открытых людей. Что же делать?

«Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёва – руководство для достижения поставленной цели.

Ответы на эти и многие другие вопросы я нашла в работах Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Вообще, считаю, что его жизнь – образец для подражания. В его «Письмах о добром и прекрасном» рассматриваются разные темы.

Так, например, в первом письме «Большое в малом» говорится о средствах достижения цели. Писатель обращает внимание читателя на дурные методы достижения поставленной цели, по его мнению, они "губительны и безнравственны". Прекрасным романом Достоевского «Преступление и наказание» Дмитрий Сергеевич подтверждает свою мысль о том, что не все цели оправдывают средства, как это звучит в известной поговорке. Главную мысль, которую он хотел передать читателям - это то, что поставленную цель нужно достигать честным путем, "и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели".

Добрая цель. Что же это значит? По моему мнению, добрая цель – это добрые дела, всё, что поможет совершать хорошие поступки.

А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это, прежде всего, счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком новую задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорила, начинается с мелочей, зарождается в детстве. Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека – такие прекрасные слова говорил Лихачёв в своем третьем письме.

Лихачев начинает свои рассуждения с того, что доказывает необходимость воспитания добра с детских лет. Конечно же, я согласна. Не думаю, что человек сможет быть добрым, начиная, например, с пятнадцатилетнего возраста. Обязательно основа таких поступков, мыслей зарождается глубоко в детстве. Приведу пример из личной жизни.

Однажды в детстве, когда с мамой гуляла в парке, я увидела перед собой дедушку в неаккуратной одежде и с грязным лицом. Мне стало интересно, почему он так выглядит и, одновременно с этим, стало до глубины души жалко его. Возможно, в тот момент у меня проснулась совесть, потому что я попросила маму помочь ему. Она дала ему денег, но это меня не успокоило. Мне казалось, что всё равно что-то не так. Наверное, именно тогда я и стала добрым человеком. Я подошла к нему и спросила, что  с ним случилось. Разумеется, в семилетнем возрасте я мало чего могла понять, когда мне рассказывали о взрослой жизни, но мне захотелось именно поговорить с ним. Я по детской глупости заинтересовалась его историей. Так получилось, что мама позволила мне выслушать его, за что я очень ей благодарна. Постараюсь передать его слова как можно короче, чтобы не потерять суть моего ответа. Он рассказал, что ещё в далеком детстве жил один, сам «добывал» себе пропитание, как только мог, и абсолютно не задумывался о своём внешнем облике, о чем только, к сожалению, и задумываются сейчас. И вот в один день, около торговой лавки к нему подошёл мужчина, вроде бы уже в возрасте, не помню, но точно старше тридцати лет. Видимо, ему стало жалко паренька, и он дал ему хлеба. Безусловно, добрый поступок. Далее идёт история о том, что тот мужчина забрал мальчика к себе, так как тоже был одинок. Дедушка был так счастлив, когда рассказывал мне об этом.… Мужчина стал дорожить мальчиком, полюбил его, как сына, и тот тоже привык к нему. Но что-то произошло, и мужчина вдруг исчез. Представьте, каково это терять единственного человека, который вот так тебя любил, приютил, кормил. Мальчик  тогда долго искал его по городу, но не нашел. Вот, говорил он, покашливая, прождал  его так лет десять, да и сейчас жду в глубине сердца, но я вырос и понимаю, что его уже давным-давно нет на этом свете… - он закончил говорить со слезами. Вот, кажется, обычная история о бездомном человеке, но даже сейчас я не могу писать её без слёз. После этого разговора он с улыбкой попрощался с нами и сказал мне спасибо, что я спросила его об этом. Ему стало легче. Я долго задавалась вопросом, почему ему стало легче, и поняла только в свои шестнадцать лет. Хорошие воспоминания о добрых людях сглаживают все раны и царапины на нашем сердце. Дедушка любил мужчину, как отца, потому и был рад поделиться своими чувствами, историей, пусть и с маленькой девочкой. Вот это чувство я описать не смогу. Просто поняв, как у человека может сложиться жизнь, я с самого детства стала дружелюбной к окружающим, отзывчивой, великодушной и понимающей.  Я с радостью помогала людям в самом малом и незначительном: давала денег, веря, что они и правда болеют, и желала им здоровья, помогала словом и советом. Такие маленькие поступки научили меня любить в человеке его душу и сердце, а не власть, красоту и положение в обществе. "Большая цель добра начинается с малого", - афористично звучат слова Дмитрия Сергеевича.

 Теперь обращу внимание на его четвёртое письмо: «…человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы. Надо быть открытым, терпимым к людям, искать в них, прежде всего, лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно». Даже здесь есть частичка той мысли, что добрый человек всегда лучше, нежели плохой, злой. «О добрых людях очень легко, интересно говорить и писать», поэтому, думаю, что многие из его работ основаны именно на человеческой доброте.

Основные составляющие доброты.

Ещё одно, седьмое письмо, отражает немного по-другому мысль о хороших поступках, добрых людях, но всё-таки доказывает мысль Дмитрия Сергеевича. В этом письме учёный приводит в пример заботу человека о другом. «Забота – объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Это не само чувство – это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив».

Да, действительно, заботливый человек – это, конечно, добрый человек. Но вот всему человечеству быть добрым очень сложно, так считает  Дмитрий Сергеевич, и я с ним соглашусь. Попробую это объяснить и доказать.

Все мы знаем, что общество в наше время, как ни обидно,  задумывается только о внешних параметрах. Например, вот я живу рядом с Ростовом-на-Дону и знаю, что в 2018 году был чемпионат мира по футболу. Как мой любимый город тогда изменился!  Стал светлее, чище. Все улицы ухожены, цветы в клумбах красиво рассажены, а то и вовсе только посажены, появились красивые новые автобусы и маршрутки. Почему же всё так изменилось? Для  иностранных гостей? А нам, живущим здесь, это не надо? Получается, что людям всё равно. А если им всё равно на постоянный внешний вид родного города, то, значит, и на людей, живущих там тоже. Вот прошёл этот чемпионат и что? Декорации исчезли… Я сказала только о своём городе, а что тогда в других городах, странах?

Как жаль, что равнодушие так укоренилось в нашем сознании. Поэтому-то обществу и сложно стать добрее. Человечество ищет выгоду только для своих побуждений. Каждый делает что-то только ради себя самого. Ждёт благодарности в ответ на свой «лжедобрый» поступок. Вот со слова благодарность мне пришло на ум то, что даже маленькие дети сейчас не знают, что такое хороший, добрый поступок. Они не слушают взрослых, не понимают и не стараются понимать даже своих родных. Это страшно. Если ребёнок с самого детства не будет поступать, скажем, хорошо, то, что вырастет из него? Разве вырастет порядочный, умный, отзывчивый человек? Нет. Да и доброте в нем неоткуда будет взяться.  И Дмитрия Сергеевича страшила мысль о том, что станет с нами в ближайшем будущем (что уж говорить про далёкое?), если в мире не станет доброты?

Помимо всех поступков Лихачёв считал, что также важна память. Он считал, что память – преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» – это, прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а, следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.

Но всё-таки добрых людей гораздо больше, и мы о них, безусловно, помним да иначе и нельзя. Они же мир делают лучше! Я недавно заинтересовалось родословной моей семьи, дошла практически до самых истоков, выяснила многие интересные подробности о моих родственниках. В нашей семье родственники жили на территории города Батайска, западной его части, растили детей, занимались различными промыслами. Мне не стыдно за мою семью: её представители – достойные люди, доброжелательные, трудолюбивые, добропорядочные. Это отличительная черта членов нашего рода. Они являются образцом семьи и продолжают быть таковыми и сейчас. Но вот об  одном человеке мне хотелось бы рассказать подробнее. Это прабабушка Анастасия. Её судьба, как и многих людей того тяжёлого военного времени, была не из лёгких. На войне погиб муж, на руках остались малые дети, жили в землянке, приходилось работать на стройке, выполнять самую тяжёлую работу, мужчин-то после войны почти не осталось. И, несмотря на это, она никогда не унывала, всегда улыбалась, спешила оказать помощь, поддержать. «Люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества. О них рассказывают. Гораздо реже и, разумеется, с недобрым чувством говорят о злых». В этих словах мы видим, что Лихачёв совмещает человеческую память и добрые поступки. Считаю, что и в этом он прав.  К сожалению, Анастасия  рано ушла из жизни, но до сих пор в нашей семье вспоминают её – светлый лучик, который нёс всем радость.

Мы помним всех родных, значит, не беспамятные, понимаем значимость каждого человека. А это самое главное. И Дмитрий Сергеевич Лихачёв указывает на доброту и значимость главного в жизни каждого человека. По его мнению, главным в жизни доброго человека не может быть что-то нехорошее. Хороший человек славен своими хорошими делами. И это, действительно, так.

Заключение.

Добрые, отзывчивые люди, думаю, таких должны уважать, ценить, симпатизировать им. Но почему-то зачастую происходит наоборот. Наш современный мир достаточно жесток. Для многих добрые – это наивные люди, легко попадающие в ловушки аферистов, обманщиков. Их частенько называют «белыми воронами», не стесняясь при этом показывать своё пренебрежительное отношение и даже не желая с ними общаться. А зачем, чтобы и на тебя посмотрели, как на ту самую «белую ворону». Глупо, не правда ли?

Добрые, в какой-то мере, действительно наивные. Они верят в то, что их окружают порядочные люди, их ценят и любят, но чаще всего ими просто беззастенчиво пользуются. Вспомним роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Пьер Безухов – прекрасный малый, очень добрый, милый человек. Но кому нужен этот всего лишь незаконнорожденный сын? В салоне Анны Шерер его или не замечают, или открыто насмехаются над неловкостью. Но стоит ему стать наследником громадного состояния, как отношение вмиг меняется. А Пьер рад всем помочь, считая, что его все действительно искренне любят. Что и приводит его в тупик, из которого нашему герою очень сложно выбраться.  Добрых, открытых и честных людей могут игнорировать, недолюбливать, а то и вовсе ненавидеть и унижать. К сожалению, от такой реакции никуда не деться: всегда найдутся те, кто не способен проявить ни капли уважения к чужим усилиям, даже если они направлены на общественное благо. В современной жизни таких примеров тоже немало.

Вот и задумайся теперь, стоит ли быть добрым и отзывчивым? Но это, конечно, просто вопрос. Я твёрдо убеждена: не только красота, но и доброта спасёт мир! И книги Лихачёва ещё раз меня убеждают в этом. Дмитрий Сергеевич в предисловии к японскому изданию объясняет, для чего эта книга написана: «По моему глубокому убеждению, добро и красота едины для всех народов. Едины – в двух смыслах: правда и красота – вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех народов. Ложь – зло для всех. Искренность и правдивость, честность и бескорыстие всегда добро. В своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить, что следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом».

 Я не знаю, почему мне так близки его слова, мысли. Он говорил, что хотел растолковать всё это детям. Детям, какого возраста не знаю, но я после тщательного изучения всех его писем, по-другому теперь переосмысливаю свою жизнь и жизнь других людей. А ещё он не только учил нас, но и сам учился, и наставлялся. Благодаря стараниям Лихачёва мир становится лучше, а люди добрее. Лично я поделилась впечатлениями от прочитанного со своими друзьями, одноклассниками и хочу отметить, что многие заинтересовались идеями этого великого человека, уже сейчас читают его «Письма о добром и прекрасном». А это очень важно! Сейчас, к сожалению, всё меньше остаётся читающих людей и увлекающихся чем-либо. И деятельность Лихачёва обязательно принесёт свои плоды, посеет семена «разумного, доброго, вечного». Найдутся продолжатели его дела, наша литература продолжит своё развитие, а мы, большие и маленькие читатели, будет извлекать уроки доброты, передавать их последующим поколениям. Конечно, не все станут учёными, академиками. Да это и не нужно. Нужно быть просто хорошими людьми, рядом с которыми будет не только комфортно, но и интересно. Как говорил сам Лихачёв: «О добрых людях очень легко, интересно говорить и писать. Потому что добрые люди очень разные и интересные».

Ловлю себя на мысли, что на протяжении всей работы говорю только о хороших людях, добрых намерениях и поступках. А что же плохие? «А плохие — все одинаковые и неинтересные», - писал Дмитрий Сергеевич. И он тысячу раз прав. Не могу и не хочу вспоминать таких! Да и незачем!

Я не писатель и не поэт, поэтому никогда не смогу привести столько примеров, сколько привёл бы Дмитрий Сергеевич Лихачёв в подтверждение этих слов. Мне просто хочется, чтобы все люди стали чуточку добрее, услышали лихачёвские наставления, восприняли хорошо, да и чтобы вообще восприняли их, поэтому моя работа будет актуальна во все времена.

У добрых людей мягкое доброе сердце, мягкое сердце не способно отвечать злом на зло, и оно сострадательно относится к людям. Такое, как у нашего замечательного соотечественника – Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Добро не пропадает, оно прорастает! И человек, посеявший это добро, живет не зря... И это в полной мере относится к Дмитрию Сергеевичу Лихачёву.

Библиография:

  1. Лихачев Дмитрий Сергеевич. Письма о добром и прекрасном. «Детская литература». Москва. 1985.

  2. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1967.

  3. Назаров В. Н. Оправдание добра // Новая философская энциклопедия: в 4 т /Ин-т философии РАН; М.Мысль, 2010. 
  4. В.А. Синицын. “Путь к слову”, АО “Столетие”, М., 1996
  5. Тиханкова Анжелина Текст «Добрый» - что это за слово?»-2012-2013г (Информ.учебно-исследовательская работа по русскому языку)
  6. Краткий философский словарь под ред. А.П. Алексеева. М.: Проспект, 2000. Семенов А.В.
  7. Этимологический словарь русского языка. Русский язык: от А до Я. Издательство «ЮНВЕС». Москва, 2003.
  8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е издание. М.: ООО ИТИ Технологии, 2008. – 169 с.
  9. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%EE%E1%F0%EE


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование дистанционных технологий для организации работы педагога дополнительного образования" - Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции "Муниципальная система образования"

Сборник материалов VIII Международной  научно-практической конференции «Муниципальная система образования (содержание, технологии, перспективы развития)» [[{"type":"media","view_mode":"media_larg...

Статья в сборнике материалов Третьей международной научно-практической конференции

Мониторинг физического развития учащихся как показатель профессиональной компетентности учителя физической культуры...

Статья "Развитие современного образования: теория, методика и практика. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции 2015г."

В сбонике опубликована статья "Основные аспекты работы с детьми с ОВЗ в условиях компенсирующего дошкольного образовательного учреждения" стр.142...

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ сборник материалов IX Международная научно-практическая конференция, г. Махачкала, 22 марта 2015 г.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ: АКТУАЛЬНЫЕПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙНА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕсборник материаловIX Международная научно-практическая конференция,г. Махачкала, 22 марта 2015 г....