Разработка урока по литературе в 6 классе В.Г.Распутин "Уроки французского"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Познакомить с основным содержанием рассказа «Уроки французского» В.Г. Распутина; анализируя тематику и проблематику, доказать, что в рассказе присутствуют «уроки жизни». Развивать творческие способности, воображение обучающихся; развивать речевую культуру обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit-ra_6_kl_uroki_frantsuz.docx | 39.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: литература
Класс: 6
Тема: В.Г. Распутин«Уроки французского»
Тип: урок открытия нового знания
УМК: ПолухинаВ.П., КоровинаВ.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, ч. 1. М.: «Просвещение», 2012 г.
Название раздела, темы: Произведения русской литературы XXвека
Цель: создание условий для усвоения обучающимися новой темы – рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».
Задачи:
- Познавательные: знать основное содержание рассказа «Уроки французского» В.Г. Распутина; анализируя тематику и проблематику, доказать, что в рассказе присутствуют «уроки жизни».
- Развивающие: развивать творческие способности, воображение обучающихся; развивать речевую культуру обучающихся.
- Воспитательные: воспитывать чувства сотрудничества, пробуждать добрые чувства друг к другу.
Планируемые результаты:
- предметные:
- расширить знания учащихся о жизни и творчестве Распутина;
- сформировать представление рассказе «Уроки французского»;
- предупреждение речевых ошибок в устной и письменной речи;
- воспитание интереса к изучениюпредмета;
- личностные УУД:
- оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;
- преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем;
- определять нравственные проблемы, поднятые В.Г. Распутиным;
- осознавать свои черты характера в соотношении с поступками литературных героев;
- мотивация к учению;
- регулятивные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремится её выполнить;
- формулировать выводы из коллективного обсуждения;
- работать по плану;
- планировать собственную деятельность;
- научиться определять цель деятельности, соотносить результат с целью и оценивать его;
- познавательные УУД:
- сбор и выделение существенной информации;
- научиться анализировать художественный текст, характеризовать литературных героев, их речь и поступки, соотносить и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- формировать исследовательскую позицию;
- коммуникативные УУД:
- собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя;
- делать выводы в результате совместной деятельности класса и учителя;
- научиться объяснять свою и понимать чужую позицию, научиться работать в группе, вести диалог;
- метапредметные:
- развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля;
- уметь работать индивидуально, находить общие решения;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Приемы: фронтальный опрос, самостоятельная работа.
Материалы: учебник.
Ход урока
I. Организационный момент.
Цель: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала, включение учащихся в деятельность (1-2 мин.)
Учитель:
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.
Учащиеся:
Готовятся к уроку. Приветствуют учителя.
II. Формулировка темы урока.
Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий (2-3 мин.)
Учитель:
Хоть в малой степени способствовать
правильному строительству человеческойдуши…
Из интервью В. Распутина
- Сегодня, на уроке мы будем анализировать рассказ В. Распутина «Уроки французского».
- Ребята, каждый день перед нами стоит выбор: чем заняться в свободное время, какой фильм посмотреть, позвонить или не позвонить другу… Но есть ситуации и посложнее, когда сделать выбор не так просто.
- Как вы думаете, в каких случаях перед человеком стоит серьёзный выбор?
(Когда в жизни человека возникает проблема).
- Дайте, пожалуйста, определение слову «проблема».
(Закрепляется на доске слово на листе «проблема»).
Значение слова ПРОБЛЕМА
Проблема — это в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения.
Виды проблем:
• нравственные;
• экологические;
• социальные;
• философские;
• психологические.
- Отчего, по-вашему, зависит выбор человека того или иного решения проблемы?
(От его нравственных качеств).
- Дайте определение ещё одному слову (на доске прикрепляется слово «нравственность»).
Значение слова НРАВСТВЕННОСТЬ
Нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.
- Как можно назвать проблемы, при решении которых человек опирается на душевные качества?
(Нравственные проблемы).
- Как это словосочетание соотносится с произведением, которое мы с вами изучаем?
(Автор в рассказе затрагивает, отображает ряд нравственных проблем).
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока («Нравственные проблемы в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»).
-А кто может мне сейчас сказать, какие нравственные проблемы затрагивает автор в рассказе.
• жестокость среди сверстников;
• проблема одиночества;
• взаимоотношения детей и взрослых;
• проблема войны и детей;
• проблема человеколюбия, доброты;
• проблема нравственного выбора;
• проблема неуспеваемости в школе.
Учащиеся:
Отвечают на вопросы, обосновывая свой ответ. Записывают тему урока. Включаются в работу.
III. Изучение нового материала.
Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности и мотивация на новый способ деятельности (4-5 мин.)
Учитель:
- Что мы будем делать на уроке?
(Определять нравственные проблемы, анализировать поведение героев, давать оценку их поступкам).
- Верно.
- Мы оставили нашего героя в очень сложной ситуации. Его жестоко и подло избили. Найдем отрывок, который начинается словами:«Они били меня…» и прочитаем выразительно. Найдите отрывок на стр. 141, который начинается словами: «Не в склад! – объявил Вадик». Прочитаем его по ролям. (Рассказчик, Вадик, Птаха) (до слов «…который вертелся тут же».)
-Почему Вадик и Птаха избили героя?
(Герой быстро понял, что Вадик хитрит в игре, получает большую часть денег. А наш герой после долгих тренировок добился хороших результатов в игре, он не хитрит, как Вадик, а играет честно. Но игра на деньги не может быть честной. Честных она не принимает.)
- Как ведет себя герой в драке и после неё?
(Герой знает, что за него никто не заступится. Он почти не защищается. И всё равно кричит: «Перевернул», отстаивая справедливость).
-Каким же человеком показал себя в этом эпизоде наш герой?
(Честным и принципиальным).
- Обратим внимание на то, что вступая в конфликт с Вадиком, герой ставит себя в трудное положение: он лишается источника денег и за игру на деньги его могли в два счёта выгнать из школы.
-Кто же приходит на помощь мальчику?
(Лидия Михайловна – главная героиня рассказа, её образ занимает центральное место в произведении – это авторский идеал учителя, но складывается он, как мы видимиз рассказа, в результате полной переоценки первоначальных представлений мальчика об учителе).
- Каковы же черты этого идеала?
(Личность учителя лучше всего раскрывается в отношении его к ученикам. Сравним отношение к ученикам Лидии Михайловны и Василия Андреевича, директора школы, образ которого Распутин не случайно вводит в произведение).
-С какой целью он это делает?
(Распутин показывает два разных типа учителей, потому что всё познаётся в сравнении).
-Почему мальчик доверился Лидии Михайловне и рассказал всю правду?
(Лидия Михайловна пытается выяснить всё шуткой. Герой же неумело врёт. Если бы дело дошло до директора, то герою грозило бы исключение из школы. Он боится не наказания, а позора, боится показаться ненадежным человеком).
-А каким вам представляется директор?
(Директор, видимо, бывший фронтовик, он сух, прямолинеен, резок, невнимателен к людям. Ко всем подходит с одной меркой, допрашивает, пока дети не заплачут).
-А какой представлялась мальчику Лидия Михайловна?
(«Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание…» «Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет 25 или около того; я хорошо помню её правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами…». Она была особенным, каким-то сказочным существом…).
-Найдите в тексте описание портрета Лидии Михайловны и выпишите ключевые слова.
(Ключевые слова и словосочетания «косящие внимательные глаза», «красивая», «внимательно осматривала класс» и т. д.).
- Обращаю внимание, что в тексте описание мальчика и учительницы Распутин расположил рядом, в соседних абзацах, для того чтобы наиболее точно и ярко раскрыть эти образы он использовал антитезу.
-Какой прием применяет автор в описании Лидии Михайловны?
(В описании Лидии Михайловны автор применяет приём антитеза. Описание учительницы является противопоставлением описания самого героя. Лидия Михайловна противопоставлена директору, и не только в описании внешности).
-Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно? И почему для мальчика это были мучительные дни?
(Она решила таким образом отвлечь героя от игры в деньги, спасти от издевательств и избиений. Мальчик этого не понимал. А рассказчик, уже взрослый человек, вспоминая события своего детства, понимает, что учительница спасла его, помогла ему).
-Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником?
(Лидия Михайловна поняла, что помощь мальчик не примет, и решила использовать известное ему средство – игру на деньги. Она специально подстраивается под него, просит не выдавать Василию Андреевичу. Учительница подзадоривает мальчика безотказными приемами:«Неужели боишься»; поддаётся ему, а когда он разоблачает нечестную игру, то делает вид, что бессовестно обманывает героя. Так она добилась, что мальчик стал выигрывать деньги и покупать себе молоко).
- Педагогично ли она поступила?
(Нет. Она хотела помочь мальчику выдержать испытания голодом, и она понимала, что в другой форме этот необычный ученик помощи от нее не примет).
- Как вы расцениваете этот поступок?
(Как доброту, отзывчивость).
-А как повел себя директор?
(Директор, не разобравшись, обвинил Лидию Михайловну в самых страшных грехах и выгнал из школы. В этой сцене мы видим доброту, чуткость, отзывчивость, доверительное, уважительное отношение к детям Лидии Михайловны и черствость, невнимательность директора. Хотя директор должен был знать о бедственном положении своего ученика).
-Как ведет себя Лидия Михайловна? Почему она не объяснила свой поступок директору?
(Она отвечает на возмущение директора спокойно, не выкручивается, не оправдывается. Её растерянность выдают первые секунды после «разоблачения»: она «медленно, очень медленно поднялась с колен, раскрасневшаяся и взлохмаченная…». Учительница ничего не стала объяснять директору потому, что он бы ничего не понял – не такой он человек. Оправдываться ей было не в чем).
-Какие поступки Лидии Михайловны свидетельствуют о том, что в ней присутствует добро?
(Она пытается накормить мальчика, присылает посылку, затевает с ним игру, наконец, добивается своего, и мальчик снова может покупать молоко).
- В чем смысл концовки рассказа?
(Она подчеркивает ответственность, доброту, чуткость учительницы).
-Как вы думаете, какой урок преподала Лидия Михайловна герою?
(Учительница преподала своему ученику уроки доброты и мужества).
- Сделаем вывод: «Уроки французского» - уроки жизни, мужества, доброты. Писатель рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души. Приобщаясь к нелёгкой судьбе мальчика, мы сопереживаем вместе с ним, размышляем о добре и зле, испытываем «чувства добрые».
Учащиеся:
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
IV. Динамическая пауза
Цель: повышение мотивации к обучению, снятие перенапряжения в ходе учебного процесса (2 мин.)
Физкультминутка: (Грамматическая зарядка)
Учитель:
А теперь давайте встанем,
Руки к потолку потянем.
Покажите мне, где дверь?
Смотрим все в окно теперь.
В синем небе летит птица,
Ну а нам пора учиться...
Учащиеся:
Выполняют физические упражнения вместе с учителем
V. Практическая работа.
Цель: применение новых знаний (4-6 мин.)
Учитель:
-Скажите, актуальны ли проблемы, поднятые в рассказе «Уроки французского», впервые опубликованном в 1973 году, во второй половине прошлого века, сейчас, в 21 веке?
-Какие именно? Почему? (ответы учеников)
- Валентин Григорьевич Распутин - мастер литературных портретов, ему хватает нескольких предложений, чтобы достаточно точно описать человека. А сейчас я предлагаю проверить, насколько внимательно прочитана вами данная часть рассказа. Каждая группа (ряд) получает задание: по описанию узнать героя произведения.
Задание. По описанию узнайте героя произведения и запишите его имя.
1. «…рослый и крепкий, заметный своей силой и властью парень с длинной рыжей челкой».
2. «Суетливый, с моргающими глазенками мальчишка, любивший на уроках поднимать руку».
3. «Большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень, по прозвищу…»
Ответы учащихся:
1. Вадик.
2. Тишкин.
3. Птаха.
Учащиеся:
Работают в группах над заданием, аргументируют свой ответ.
VI. Подведение итогов.
Цель: закрепление полученных знаний (4-5 мин.)
Учитель:
- Ребята, если мы вернемся к предисловию, то увидим, что оно придает описанному случаю из жизни обобщающее, философское значение. Это мысли уже взрослого человека, его духовная память. Истинное добро не требует награды, оно бескорыстно. И я думаю, что добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку.
Создание синквейна
-Из текста рассказа мы увидели, что наш герой действительно многое испытал в своей жизни. Главное, что он остался человеком, приобрел духовный опыт самостоятельно. Искал и находил выход из тяжелейших ситуаций, не утратил доброго отношения к людям, научился ценить дружбу не только сверстников, но и взрослых. Доброта и сострадание играют большую роль в жизни человека, и я надеюсь, что вы будете всегда добрыми, готовыми прийти на помощь друг другу в любую минуту.
-Я предлагаю в завершении урока выразить свои мысли о любви, дружбе, чистоте души, жизни, судьбе… в написании синквейна.
Чистота. Доброта.
Наивная, детская. Искренняя, душевная.
Терпеть, верить, ждать. Учит, наставляет, направляет.
Мир изменится к лучшему. Гуманных людей должно быть много.
Чистота спасет мир. Доброта – смысл жизни.
Учащиеся:
Составляют синквейн.
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин.)
Цель: практическое применение знаний, умений, навыков при решении учебных задач.
Учитель:
Разноуровневые задания:
На «3» и «4» - составить цитатный план рассказа.
На «5» - (по выбору)
1. Написать письмо Лидии Михайловне от лица главного героя.
2. Написать письмо директору от лица главного героя.
VIII. Рефлексия учебной деятельности.
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания (2-3мин.)
Учитель:
Подводит итоги урока. Проводит рефлексию.
- Наш урок подходит к концу, и я хочу узнать у вас: Что было трудно на уроке? Что понравилось на уроке? Подводя итог, хочется сказать, что наша с вами работа была плодотворной, вы работали активно, новый материал был успешно усвоен. На этом урок окончен, спасибо за внимание!
Учащиеся:
Проводят анализ и самооценку собственной учебной деятельности.
Самоанализ урока
Класс: 6
Предмет: литература
ФИОпедагога – Бабков Андрей Борисович
Учебник: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, ч. 1. М.: «Просвещение», 2015 г.
Тема занятия: В.Г. Распутин «Уроки французского»
УМК: ПолухинаВ.П., КоровинаВ.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, ч. 1. М.: «Просвещение», 2012 г.
Цели урока:
- Познавательные: знать основное содержание рассказа «Уроки французского» В.Г. Распутина; анализируя тематику и проблематику, доказать, что в рассказе присутствуют «уроки жизни».
- Развивающие: развивать творческие способности, воображение обучающихся; развивать речевую культуру обучающихся.
- Воспитательные: воспитывать чувства сотрудничества, пробуждать добрые чувства друг к другу.
Тип урока - урок открытия новых знаний.
Описание деятельности и результаты:
Этапы занятия последовательны, по времени соответствуют содержанию урока. Для мотивации школьников была использована презентация.
Урок соответствует требованиям ФГОС, позволяет формировать личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные навыки учащихся.
Материал урока подобран правильно с научной точки зрения, в полной мере соответствует возрастным особенностям школьников.
Теория подкрепляется жизненным опытом детей, используется связь с ранее изученным материалом.
Все цели и задачи реализованы в полном объеме, на уроке была создана комфортная атмосфера для самореализации каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по литературе. 5 класс. "И. Бунин. "Первый снег".
Цель методической разработки: совершенствовать технику чтения учащихся. Задачи, решаемые в ходе проведения урока: - образовательные: развивать память, внимание, образное мышление, воображение,...
Методическая разработка урока истории в 6 классе по теме: "Борьба французского народа против захватчиков. Жизнь и смерть Жанны д.Арк"
Разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме: "борьба французского народа против захватчиков".Цель урока: 1. На основе самостоятельного анализа исторических документов продо...
Разработка урока по литературе. 10 класс. И.С.Тургенев "Стихотворения в прозе"
Разработка урока по литературе....
разработка урока по литературе 5 класс
Тема. Дружба Васи, Валека и Маруси.Цель: · выявить нравственные основы дружбы Васи, Валека и Маруси;·...
Разработка урока по литературе 9 класс
Тема урока: Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество....
методическая разработка урока по литературе 10 класс "Петербургский миф Достоевского"
технологическая карта урока по литературе, 10 класс, УМК Сухих...
Разработка урока по литературе 9 класс"Грибоедов А. С. Анализ 3 действия комедии "Горе от ума".
Разработка урока по литературе 9 класс " Грибоедов А. С. Анализ 3 действия комедии "Горе от ума"....