Урок литературы «Поговорим о прочитанном» (По повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Открытый урок по литературе в 8 классе по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 30.08 КБ |
приложение | 25.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы «Поговорим о прочитанном» (По повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Береги честь смолоду
(русская пословица)
Цели и задачи:
- Обобщить наблюдения над художественной формой и выразительными средствами языка романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
- Закрепить умение работать с текстом художественного произведения: давать сравнительную характеристику героев, определять авторскую позицию, высказывать собственное мнение о персонажах повести и их поступках.
- Развивать навыки анализа эпического произведения, умение оперировать терминами.
- Продолжить работу над развитием речи- построением четкого ответа на поставленный вопрос в устной и письменной форме.
- Развивать умение давать связный монологический ответ.
- Воспитание нравственных качеств учащихся: честность, доброту, порядочность, верность данному слову и другие.
Оборудование: проектор, презентация к уроку, распечатанные таблицы с заданием.
Организационный момент: приветствие, объявление темы урока (слайд ).
Ход урока.
Учитель: Здравствуйте, ребята, меня зовут Екатерина Владимировна, этот урок литературы у вас проведу я. Скажите, какое последнее произведение А.С.Пушкина вы прочли? И сегодня я предлагаю вам еще раз поговорить об этом произведении. Тема нашего урока: «Размышления над прочитанным». Целями нашего урока: (слайд)
Должны знать:
1.Содержание повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
1.Жанр произведения, его проблематику.
2.Какими выразительными средствами пользуется автор для раскрытия темы и воплощения идеи произведения.
3.Определения терминов: эпиграф, ирония, повесть.
Должны уметь:
- Ориентироваться в тексте повести.
- Давать сравнительную характеристику героев.
- Определять авторскую позицию, высказывать собственное мнение о героях, их характерах и поступках.
1.Актуализация знаний.
Фронтальный опрос:
1.К какому жанру относится повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?
2. Что такое повесть как жанр?
3. И к повести, и к каждой её главе автор подобрал эпиграф. А что такое эпиграф? Для чего он используется авторами?
3.Что включает в себя сравнительная характеристика героев? (сравнение поведения поступков, портрета, характера персонажей )
4.Что такое ирония?
Мотивация.
Ребята, скажите, вам интересно было читать повесть? Почему же произведение о таких далёких событиях читается до сих пор с неослабевающим интересом?
Итог учителя: Повесть ценна тем, что проблемы, поднятые в ней, волнуют и современного читателя. Мы учимся у пушкинских героев отличать хорошее от плохого, жить по совести, «беречь честь смолоду».
Эпиграфом к уроку будет пословица, взятая Пушкиным в качестве эпиграфа ко всей повести: «Береги честь смолоду». В конце урока вы должны будете ответить на вопрос: «Почему именно эта выбрана автором?
Вводное слово учителя:
Мы всегда с особым вниманием вглядываемся в пушкинскую прозу, сказки, стихи, письма. В чём же сила пушкинских героев? Мы пытаемся разгадать сокровенный смысл его произведений. Ф. М. Достоевский писал: «Пушкин унёс с собой великую тайну. И вот без него мы эту тайну разгадываем». Наша задача сегодня – разгадать некоторые загадки «Капитанской дочки», загадки человеческой жизни, над которыми размышлял великий писатель.
Беседа:
- От чьего лица ведется повествование в “Капитанской дочке”? (Завершая повесть, Пушкин пишет: “Здесь прекращаются записки Петра Гринёва...Мы решились, с разрешения родственников, издать её (рукопись) особо, приискав к каждой главе приличный эпиграф и дозволив себе переменить некоторые собственные имена”. Себя поэт называет только издателем повести.)
- Почему же Пушкин решил вести повествование не от своего имени, а от имени Гринёва? (Все события даются с точки зрения Гринёва, несут на себе печать его убеждений.“Капитанская дочка” - история взросления души, кто лучше самого героя расскажет об этом.)
3.Почему ирония присутствует в описании детства? (Человеку свойственно вспоминать своё детство с теплотой.Гринёв – не с насмешкой, а с улыбкой.)
5.Кто же является главным героем повести? Читая, мы видим, как на протяжении повести Петруша взрослеет, меняется его отношение к близким, к жизни вообще. Какими же чертами характера он обладает? Давайте определим основные черты характера Петра Гринева, исходя из его следующих поступков (слайд ):( устно, фронтально)
- Уплата долга за проигрыш.
- Благодарность за спасение.
- Поединок за честь девушки.
- Отказ присягнуть бунтовщику.
- Рискует жизнью ради спасения Маши, не оставляет в беде Савельича.
(честность, порядочность, хорошее воспитание, храбрость, верность родине , патриотизм, благородность, преданность, великодушие и др.)
Учитель: Итак, Гринёв – главный герой повести. Это положительный или отрицательный персонаж? Скажите, пожалуйста, кто из героев произведения противостоит Петру, являясь полной противоположностью? (Швабрин). Что общего у этих героев?
(оба дворяне, офицеры, служат в Белогорской крепости, влюблены в Машу Миронову). Найдем теперь различия и заполним таблицу «Сравнительная характеристика героев. Гринёв и Швабрин.», указывая поведение каждого персонажа в определенной ситуации (слайд ). На ваших листочках задание № 1
Критерий сравнения | Гринёв | Швабрин |
1. Отношение к семье капитана Миронова | С симпатией и любовью, с дружеской улыбкой, искренне любит и считает своей семьёй. | Насмешливо, с издёвкой, распространяет клевету. |
2. Поведение на поединке | Сражается честно, отважно, защищая честь девушки. | Наносит предательский удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича. |
3. Поведение во время захвата крепости пугачёвцами. Поведение с Пугачёвым | Отказывается принести присягу самозванцу. Готов мужественно умереть. Отказывается целовать руку Пугачёву. Держится смело, искренне отвечая на вопросы, ведет себя достойно дворянина | Становится на сторону бунтовщиков, нарушает воинскую присягу. Унижается перед Пугачёвым, ползает у него в ногах, вымаливая прощение. |
4. Отношение к Маше Мироновой | Любит её, но дает свободу выбора, уважает ее решение. Готов отдать жизнь за неё. Рискует собой, спасая девушку. Не называет ее имени на следствии, не желая впутывать в разбирательство. | Описывает “совершенною дурочкою”. Держит взаперти, морит голодом и выдаёт Пугачёву. |
Посмотрите на иллюстрации . Как Художник изобразил Гринёва и Швабрина? Скажите, какие моменты повествования отражены на иллюстрациях? (слайд ) (Дуэль двух офицеров, ранение Гринёва, Савельич поддерживает юношу). Необходимо отметить, что Швабрин несет на себе печать переходности своего времени, он порождение, причудливо совмещающее в себе самодержавие, крепостничество с взрывами протеста и бунтарства – “герой своего времени”.
Итог учителя: Итак, для чего Пушкин противопоставляет героев? (Чтобы подчеркнуть достоинства Гринёва и недостатки Швабрина).
Работа в тетрадях
Скажите, пожалуйста, почему повесть называют исторической?
Подскажите, пожалуйста, кто же в рассматриваемом произведении является историческим лицом, реально существующим? (Емельян Пугачёв) (слайд ). Охарактеризуйте необычного героя, опираясь на следующую таблицу, обращая внимание на исторически верные подробности и художественный вымысел автора (вклеить таблицы в тетради).
Историческая правда | Художественный вымысел |
“Мужицкий царь”, предводитель бунта. Служили и те, кто ему не верили | Взаимоотношения с Гриневым “В Пугачеве-разбойнике побеждает человек”: |
Взятие поволжских городов, безуспешная осада Оренбурга | Способен проявить милость |
Умный, отважный, энергичный | Может быть благородным: на добро отвечает милостью |
Жестокий | Способен оценить честь и мужество противника |
Учитель: Ребята, большая заслуга А.С.Пушкина в том, что он показал Пугачёва разным: и жестоким разбойником, несущим кровь и смерть, и добрым, порой милосердным человеком. Какое еще историческое лицо присутствует в повести? (Екатерина II)
Физминутка
- Лошади тяжело ступали по глубокому снегу.
- Кибитка тихо переваливалась то на одну, то на другую сторону.
- Представьте себе и покажите, как кланялись Пугачеву?
- Вспомним эпиграф к 10 главе:
«Заняв луга и горы,
С вершины, как орел,
Бросал на град он взоры…»
Здесь Пугачева сравнивают с величественной птицей-орлом. Представьте себя орлами, расправьте крылья, покажите, какой гордый взор у орла, посмотрите вдаль, напрягите глаза, присмотритесь… А теперь закройте глаза, расслабьтесь…
Как вы считаете – каков же основной сюжет произведения – восстание Пугачева, верность Савельича, любовная линия или еще что-то. (Конечно, любовная линия.Чувства Гринева к Маше и её взаимность на протяжении всей повести являются основными, значимыми моментами всего повествования.) Давайте понаблюдаем, как тема любви раскрывается на протяжении всего произведения?
(слайд ) Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета. Отметьте нужные цифры к каждой из четырех букв (А - 3; Б – 4; В - 1; Г – 2).
Итог учителя: Итак, тема любви- главная в повести Пушкина. Она раскрывается на примере взаимоотношений Гринёва и Маши, Гринёва и его родителей. В произведении- любовь к Родине, любовь к ближнему, любовь к людям...
Какой женский образ в повести «Капитанская дочка» является главным? – Маша Миронова, дочь коменданта Белгородской крепости, возлюбленная Петра Гринёва).
1. Почему Маша отказалась венчаться с любимым, прочтя письмо отца Гринева? О ком она заботилась?
(Маша не хотела идти против воли отца Гринёва, она боялась, что, если Петр воспротивится воли родителя, отец его лишит благословения.Миронова волновалась о судьбе любимого.)
2. Почему Миронова просит у императрицы “Милости, а не правосудия”? (Потому что, с точки зрения закона, Гринёв был виновен: вошёл в сотрудничество с бунтовщиком, странным образом был пощажен и отпущен. Тем более Гринёв не стал называть подлинных причин своих поступков, чтобы сохранить доброе имя Маши Мироновой. Поэтому Гринев осужден вполне справедливо, а спасти его может именно милость государыни.)
3. Пушкин назвал произведение “Капитанская дочка”, а не “Гринёв” или “Пугачев”. С чем это связано? (Вокруг Маши, её судьбы развертываются все события повести, героиня находится в центре сюжетав .Она борется за свободу любимого, из-за неё сражаются на дуэли Гринёв и Швабрин, из-за неё Гринёв отправляется в ставку Пугачёва на верную смерть, из- за Маши Пугачёв проявляет милость. Она живёт по правильным, благородным законам.)
Учитель: А.С.Пушкин очень любил устное народное творчество широко использовал его элементы в повести «Капитанская дочка». Это и калмыцкая сказка, и пословицы и поговорки, и народные песни.
Песни органично вплетается в художественную ткань произведения. Ваша задача- определить какую из этих песен Пугачёв называл любимой?
- «Степь да степь кругом…»
- «Не шуми, мати зелёная дубровушка…»
- «Из – за острова на стрежень…»
Опережающее задание перед прослушиванием песни:
-В чём смысл этой песни? Глава «Незваный гость» - просмотрите текст песни одновременно с прослушиванием
Какое впечатление произвела песня на Гринёва? (Ее очень вдохновенно пели разбойники на пиру, посвященном взятию крепости. Гринев, несмотря на свою молодость, все же понял ее глубокий смысл и был поражен услышанной «песней про виселицу, распеваемой людьми, обреченными на смерть».
Почему именно её использует Пушкин в главе «Приступ»? (Песня- иллюстрация того, что власть всегда сильнее народа, но также доказывает, что будут и «крестьянские сыны», воришки, бунтари, которые смогут сказать против , взглянуть в глаза врагу, не боясь последствий)
Учитель: Речь персонажей романа выразительна, ярка, неповторима. Героям произведения принадлежит немало метких, афористичных высказываний, пословиц и поговорок.
С чего начинается повесть «Капитанская дочка»? (С эпиграфа:Береги честь смолоду).Это тоже русская пословица. Почему именно эту пословицу Пушкин взял в качестве эпиграфа?
(слайд ).( В начале повести отец Гринёва даёт наказ сыну- недорослю беречь честь смолоду, и Петруша не забывает наставление батюшки. Он не предал родину, встал на защиту чести Марьи Ивановны, честен в отношениях с Пугачёвым. Маша выступает носительницей высокой нравственности и чести.) А. С. Пушкин своим произведением завещает во все времена беречь честь, оставаться человечным,стремиться к добру и благородству.Именно так понимал честь Пётр Андреевич Гринёв, так её понимает и народ.Поэтому и эпиграф к повести- народная пословица.
Итог урока:
Учитель: Мы вспомнили сегодня главных героев “Капитанской дочки” , проанализировали их поступки, выявили основные художественные особенности этого произведения, ещё раз обратили внимание на значимость пушкинской повести для читателя.
Рефлексия:
- Почему же «Капитанская дочка» относится к жанру повести?(рассказывается о жизни Гринёва, о становлении его характера, о непростом времени в жизни нашей родины…)
- Как в эпиграфе «Береги честь смолоду» отразился основной смысл произведения? (Беречь честь надо смолоду, и в трудные времена, и в нелёгких ситуациях надо оставаться честным, человечным).
-Ребята, скажите честно: произведение Пушкина оставило вас равнодушными?
-Почему произведение о таких далёких событиях читается до сих пор с неослабевающим интересом?
Оценки : Ребята, мне понравилось, кАк вы работали: были активными, высказывали свою точку зрения, показали знание текста повести Пушкина. Особенно хочу отметить Олю….Спасибо вам за хорошу юработу.
Домашнее задание:
2.Творческое
-Придумать рекламу повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», чтобы ребятам захотелось её прочитать.
Спасибо за внимание! (слайд 14)
Предварительный просмотр:
Критерий сравнения | Гринёв | Швабрин |
1.Отношение к семье капитана Миронова | ||
2. Поведение на поединке | ||
3.Поведение во время захвата крепости пугачёвцами. Поведение с Пугачёвым. | ||
4. Отношение к Маше Мироновой |
Критерий сравнения | Гринёв | Швабрин |
1.Отношение к семье капитана Миронова | ||
2. Поведение на поединке | ||
3.Поведение во время захвата крепости пугачёвцами. Поведение с Пугачёвым. | ||
4. Отношение к Маше Мироновой |
Карточка № 2
Историческая правда | Художественный вымысел | ||
| |||
Карточка № 2
Историческая правда | Художественный вымысел | ||
| |||
Карточка № 3 Впишите название глав
1. Сторона ль моя, сторонушка, Сторона незнакомая! Что не сам ли я на тебя зашёл, Что не добрый ли да меня конь завёз! Завезла меня, доброго молодца, Прытость, бодрость молодецкая И хмелинушка кабацкая. 2. Вы, молодые ребята, послушайте, Что мы, старые старики, будем сказывати. ( ) | 3. Как у нашей яблоньки Ни верхушки нет, ни отросточек; Как у нашей у княгинюшки Ни отца нету, ни матери. Снарядить – то её некому, Благословить – то её некому. ( ) 4. Мы в фортеции живём, Хлеб едим и воду пьём, А как лютые враги Придут к нам на пироги, Зададим гостям пирушку: Зарядим картечью пушку. ( ) | 5.Ах ты, девка, девка красная! Не ходи, девка, молода замуж; Ты спроси, девка, отца, матери, Отца, матери, роду-племени; Накопи, девка, ума-разума, Ума-разума, приданого. ( ) 6 Голова ль моя, головушка, Голова послуживая! Послужила моя головушка Ровно тридцать лет и три года. Ах, не выслужила головушка Ни корысти себе, ни радости, Как ни слова себе доброго И ни рангу себе высокого; Только выслужила головушка Два высокие столбика, Перекладинку кленовую, Ещё петельку шелковую. ( ) |
Карточка № 3 Впишите названия глав
1. Сторона ль моя, сторонушка, Сторона незнакомая! Что не сам ли я на тебя зашёл, Что не добрый ли да меня конь завёз! Завезла меня, доброго молодца, Прытость, бодрость молодецкая И хмелинушка кабацкая. 2. Вы, молодые ребята, послушайте, Что мы, старые старики, будем сказывати. ( ) | 3. Как у нашей яблоньки Ни верхушки нет, ни отросточек; Как у нашей у княгинюшки Ни отца нету, ни матери. Снарядить – то её некому, Благословить – то её некому. ( ) 4. Мы в фортеции живём, Хлеб едим и воду пьём, А как лютые враги Придут к нам на пироги, Зададим гостям пирушку: Зарядим картечью пушку. ( ) | 5.Ах ты, девка, девка красная! Не ходи, девка, молода замуж; Ты спроси, девка, отца, матери, Отца, матери, роду-племени; Накопи, девка, ума-разума, Ума-разума, приданого. ( ) 6 Голова ль моя, головушка, Голова послуживая! Послужила моя головушка Ровно тридцать лет и три года. Ах, не выслужила головушка Ни корысти себе, ни радости, Как ни слова себе доброго И ни рангу себе высокого; Только выслужила головушка Два высокие столбика, Перекладинку кленовую, Ещё петельку шелковую. ( ) |
1. Сторона ль моя, сторонушка, Сторона незнакомая! Что не сам ли я на тебя зашёл, Что не добрый ли да меня конь завёз! Завезла меня, доброго молодца, Прытость, бодрость молодецкая И хмелинушка кабацкая. ) | 2. Как у нашей яблоньки Ни верхушки нет, ни отросточек; Как у нашей у княгинюшки Ни отца нету, ни матери. Снарядить – то её некому, Благословить – то её некому. ( ) | 3.Ах ты, девка, девка красная! Не ходи, девка, молода замуж; Ты спроси, девка, отца, матери, Отца, матери, роду-племени; Накопи, девка, ума-разума, Ума-разума, приданого. ( ) |
1. Сторона ль моя, сторонушка, Сторона незнакомая! Что не сам ли я на тебя зашёл, Что не добрый ли да меня конь завёз! Завезла меня, доброго молодца, Прытость, бодрость молодецкая И хмелинушка кабацкая. ) | 2. Как у нашей яблоньки Ни верхушки нет, ни отросточек; Как у нашей у княгинюшки Ни отца нету, ни матери. Снарядить – то её некому, Благословить – то её некому. ( ) | 3.Ах ты, девка, девка красная! Не ходи, девка, молода замуж; Ты спроси, девка, отца, матери, Отца, матери, роду-племени; Накопи, девка, ума-разума, Ума-разума, приданого. ( ) |
1. Сторона ль моя, сторонушка, Сторона незнакомая! Что не сам ли я на тебя зашёл, Что не добрый ли да меня конь завёз! Завезла меня, доброго молодца, Прытость, бодрость молодецкая И хмелинушка кабацкая. ) | 2. Как у нашей яблоньки Ни верхушки нет, ни отросточек; Как у нашей у княгинюшки Ни отца нету, ни матери. Снарядить – то её некому, Благословить – то её некому. ( ) | 3.Ах ты, девка, девка красная! Не ходи, девка, молода замуж; Ты спроси, девка, отца, матери, Отца, матери, роду-племени; Накопи, девка, ума-разума, Ума-разума, приданого. ( ) |
1. Сторона ль моя, сторонушка, Сторона незнакомая! Что не сам ли я на тебя зашёл, Что не добрый ли да меня конь завёз! Завезла меня, доброго молодца, Прытость, бодрость молодецкая И хмелинушка кабацкая. ) | 2. Как у нашей яблоньки Ни верхушки нет, ни отросточек; Как у нашей у княгинюшки Ни отца нету, ни матери. Снарядить – то её некому, Благословить – то её некому. ( ) | 3.Ах ты, девка, девка красная! Не ходи, девка, молода замуж; Ты спроси, девка, отца, матери, Отца, матери, роду-племени; Накопи, девка, ума-разума, Ума-разума, приданого. ( ) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 8 классе на тему "А.С.Пушкин "Капитанская дочка"Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести"
Данная публикация представляет собой конспект итогового урока литературы по изучению повести Пушкина "Капитанская дочка"в 8 классе школы VII вида для детей с задержкой психического развития....
Урок литературы в 8 классе по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка".
Урок литературы в 8-м классе (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка").Тема : Маша Миронова- нравственный идеал А.С.Пушкина.Береги платье снову, а честь смолоду.ПословицаТип урока: систематизация ...
Урок литературы «Формирование личности героев в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» 8 класс.
Данный урок - урок обобщения знаний по теме с элементами развивающего обучения.Цели урока:учить вчитываться в художественный текст и открыто высказывать мысли, возникающие в ходе чтения; (акцент...
Урок по литературе в 8 классе по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Фотоматериал урока...
Конспект урока по литературе для 8 класса по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
Цели изучения романа:-- заинтересовать учащихся исторической прозой А.С. Пушкина;-- проследить жизненный путь Петра Гринева, формирование его характера;-- раскрыть нравственную красоту Маши Мироновой ...
Конспект урока литературы в 8 классе по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Тема: «Проблема чести, достоинства, нравственного выбора и духовного становления в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»».
В конспекте урока используется исценировка фрагмента повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"....
Урок литературы в 8 классе по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
План-конспект урока литературв в 8 классе по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Сравнительная характеристика П.Гринева и А.Швабрина...