Урок литературы «Поговорим о прочитанном» (По повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Ильенко Екатерина Владимировна

Открытый урок по литературе в 8 классе по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект30.08 КБ
Файл приложение25.17 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы «Поговорим о прочитанном» (По повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

                                                      Береги честь смолоду

                                                       (русская пословица)

                                                       

Цели и задачи:

  • Обобщить наблюдения над художественной формой и выразительными  средствами языка романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
  • Закрепить умение  работать с текстом художественного произведения: давать сравнительную  характеристику героев,   определять авторскую позицию, высказывать собственное  мнение о персонажах повести и их поступках.
  •  Развивать навыки анализа эпического произведения,  умение оперировать терминами.
  • Продолжить работу над развитием речи- построением четкого ответа на поставленный вопрос в устной и письменной форме.
  • Развивать умение давать связный монологический ответ.
  • Воспитание   нравственных качеств учащихся: честность, доброту, порядочность, верность данному слову и другие.

 

Оборудование: проектор, презентация к уроку, распечатанные таблицы с заданием.

Организационный момент: приветствие, объявление темы урока (слайд ).

                                 Ход урока.

 

Учитель: Здравствуйте, ребята, меня зовут Екатерина Владимировна, этот урок литературы у вас проведу я. Скажите, какое последнее произведение А.С.Пушкина вы прочли? И сегодня я предлагаю вам еще раз поговорить об этом произведении. Тема нашего урока: «Размышления над прочитанным». Целями нашего урока: (слайд)

 Должны знать:

1.Содержание повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

1.Жанр произведения, его проблематику.

2.Какими выразительными средствами пользуется автор для раскрытия темы и воплощения идеи произведения.

3.Определения терминов: эпиграф, ирония, повесть.

Должны уметь:

  1. Ориентироваться в тексте повести.
  2. Давать сравнительную характеристику героев.
  3. Определять авторскую позицию, высказывать собственное мнение о героях, их характерах и поступках.

1.Актуализация знаний.

Фронтальный опрос:

1.К какому жанру относится повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?

2. Что такое повесть как жанр?

3. И к повести, и к каждой её главе автор подобрал эпиграф. А что такое эпиграф? Для чего он используется авторами?

3.Что включает в себя сравнительная характеристика героев? (сравнение поведения поступков, портрета, характера персонажей )

4.Что такое ирония?

 Мотивация.

Ребята, скажите, вам интересно было читать повесть? Почему же произведение о таких далёких событиях читается до сих пор с неослабевающим интересом?

Итог учителя: Повесть ценна   тем, что проблемы, поднятые в ней, волнуют и современного читателя. Мы учимся у пушкинских героев отличать хорошее от плохого, жить по совести, «беречь честь смолоду».

Эпиграфом к уроку будет пословица, взятая Пушкиным в качестве эпиграфа ко всей повести: «Береги честь смолоду». В конце урока вы должны будете ответить на вопрос: «Почему именно эта выбрана автором?

Вводное слово учителя:

Мы всегда с особым вниманием вглядываемся в пушкинскую прозу,  сказки,  стихи, письма. В чём же сила пушкинских героев?  Мы пытаемся разгадать  сокровенный смысл  его произведений.  Ф. М. Достоевский писал: «Пушкин унёс с собой великую тайну. И вот без него мы эту тайну разгадываем». Наша  задача сегодня – разгадать некоторые загадки «Капитанской дочки», загадки человеческой жизни, над которыми размышлял  великий писатель.

Беседа:

  1. От чьего лица ведется повествование в “Капитанской дочке”? (Завершая повесть, Пушкин пишет: “Здесь прекращаются записки Петра Гринёва...Мы решились, с разрешения родственников, издать её (рукопись) особо, приискав к каждой главе приличный эпиграф и дозволив себе переменить некоторые собственные имена”. Себя поэт называет только издателем повести.)
  2. Почему же Пушкин решил вести повествование не от своего имени, а от имени Гринёва? (Все события даются с точки зрения Гринёва, несут на себе печать его убеждений.“Капитанская дочка” - история взросления души, кто лучше самого героя расскажет об этом.)

     3.Почему ирония присутствует в описании детства? (Человеку свойственно вспоминать своё детство с теплотой.Гринёв – не с насмешкой, а с улыбкой.)

5.Кто же является главным героем повести? Читая, мы видим, как  на протяжении повести Петруша взрослеет, меняется его отношение к близким, к жизни вообще.  Какими же чертами характера он обладает?  Давайте определим  основные черты характера Петра Гринева, исходя из его следующих поступков (слайд ):( устно, фронтально)

  1. Уплата долга за проигрыш.
  2. Благодарность за спасение.
  3. Поединок за честь девушки.
  4. Отказ присягнуть бунтовщику.
  5. Рискует жизнью ради спасения Маши, не оставляет в беде Савельича.

 (честность, порядочность, хорошее воспитание, храбрость, верность родине , патриотизм, благородность, преданность, великодушие и др.)

Учитель: Итак,   Гринёв – главный герой повести. Это положительный или отрицательный персонаж?  Скажите, пожалуйста, кто из героев произведения противостоит Петру, являясь полной противоположностью? (Швабрин). Что общего у этих героев?

(оба дворяне, офицеры, служат в Белогорской крепости, влюблены в Машу Миронову). Найдем теперь различия и заполним  таблицу «Сравнительная характеристика героев. Гринёв и Швабрин.», указывая поведение каждого персонажа в определенной ситуации (слайд ). На ваших листочках задание № 1

Критерий сравнения

Гринёв

Швабрин

1. Отношение к семье капитана Миронова

С симпатией и любовью, с дружеской улыбкой, искренне любит и считает своей семьёй.

Насмешливо, с издёвкой, распространяет клевету.

2. Поведение на поединке

Сражается честно, отважно, защищая честь девушки.

Наносит предательский удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича.

3. Поведение во время захвата крепости пугачёвцами. Поведение с Пугачёвым

Отказывается принести присягу самозванцу. Готов мужественно умереть. Отказывается целовать руку Пугачёву. Держится смело, искренне отвечая на вопросы, ведет себя достойно дворянина

Становится на сторону бунтовщиков, нарушает воинскую присягу. Унижается перед Пугачёвым, ползает у него в ногах, вымаливая прощение.

4. Отношение к Маше Мироновой

Любит её, но дает свободу выбора, уважает ее решение. Готов отдать жизнь за неё. Рискует собой, спасая девушку. Не называет ее имени на следствии, не желая впутывать в разбирательство.

Описывает “совершенною дурочкою”. Держит взаперти, морит голодом и выдаёт Пугачёву.

Посмотрите на иллюстрации   . Как Художник   изобразил Гринёва и Швабрина?  Скажите, какие моменты повествования отражены на иллюстрациях? (слайд ) (Дуэль двух офицеров, ранение Гринёва, Савельич поддерживает юношу). Необходимо отметить, что Швабрин несет на себе печать переходности своего времени, он порождение, причудливо совмещающее в себе самодержавие, крепостничество с взрывами протеста и бунтарства – “герой своего времени”.

Итог учителя: Итак, для чего Пушкин противопоставляет героев? (Чтобы подчеркнуть достоинства Гринёва и недостатки Швабрина).

Работа в тетрадях

Скажите, пожалуйста, почему повесть называют исторической?

Подскажите, пожалуйста, кто же в рассматриваемом произведении является историческим лицом, реально существующим? (Емельян Пугачёв) (слайд ). Охарактеризуйте необычного героя, опираясь на следующую таблицу, обращая внимание на исторически верные подробности и художественный вымысел автора (вклеить таблицы в тетради).

Историческая правда

Художественный вымысел

“Мужицкий царь”, предводитель бунта. Служили и те, кто ему не верили

Взаимоотношения с Гриневым “В Пугачеве-разбойнике побеждает человек”:

Взятие поволжских городов, безуспешная осада Оренбурга

Способен проявить милость

Умный, отважный, энергичный

Может быть благородным: на добро отвечает милостью

Жестокий

Способен оценить честь и мужество противника

Учитель: Ребята, большая заслуга А.С.Пушкина в том, что он показал Пугачёва разным: и жестоким разбойником, несущим кровь и смерть, и добрым, порой милосердным человеком. Какое еще историческое лицо присутствует в повести? (Екатерина II)

Физминутка

  1. Лошади тяжело ступали по глубокому снегу.
  2. Кибитка тихо переваливалась то на одну, то на другую сторону.
  3. Представьте себе и покажите, как кланялись Пугачеву?
  4. Вспомним эпиграф к  10 главе:

 «Заняв луга и горы,

С вершины, как орел,

Бросал на град он взоры…»

Здесь Пугачева сравнивают с величественной птицей-орлом. Представьте себя орлами, расправьте крылья, покажите, какой гордый взор у орла, посмотрите вдаль, напрягите глаза, присмотритесь… А теперь закройте глаза, расслабьтесь…

Как вы считаете – каков же основной сюжет произведения – восстание Пугачева, верность Савельича, любовная линия или еще что-то. (Конечно, любовная линия.Чувства Гринева к Маше и её взаимность на протяжении всей повести являются основными, значимыми моментами всего повествования.) Давайте понаблюдаем, как тема любви  раскрывается на протяжении всего произведения?

(слайд ) Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета. Отметьте нужные цифры к каждой из четырех букв (А - 3; Б – 4; В - 1; Г – 2).

Итог учителя: Итак, тема любви- главная в повести Пушкина. Она раскрывается на примере взаимоотношений Гринёва и Маши, Гринёва и его родителей. В произведении- любовь к Родине, любовь к ближнему, любовь к людям...

 Какой женский образ в повести «Капитанская дочка» является главным? – Маша Миронова, дочь коменданта Белгородской крепости, возлюбленная Петра Гринёва).

1. Почему Маша отказалась венчаться с любимым, прочтя письмо отца Гринева? О ком она заботилась?

(Маша не хотела идти против воли отца Гринёва, она боялась, что, если Петр воспротивится воли родителя, отец его лишит благословения.Миронова волновалась о судьбе любимого.)

2. Почему Миронова просит у императрицы “Милости, а не правосудия”? (Потому что, с точки зрения закона, Гринёв был виновен: вошёл в сотрудничество с бунтовщиком, странным образом был пощажен и отпущен. Тем более Гринёв не стал называть подлинных причин своих поступков, чтобы сохранить доброе имя Маши Мироновой. Поэтому Гринев осужден вполне справедливо, а спасти его может именно милость государыни.)

3. Пушкин назвал произведение “Капитанская дочка”, а не “Гринёв” или “Пугачев”. С чем это связано? (Вокруг Маши, её судьбы развертываются все события повести, героиня находится в центре сюжетав .Она борется за свободу любимого, из-за неё сражаются на дуэли Гринёв и Швабрин, из-за неё Гринёв отправляется в ставку Пугачёва на верную смерть, из- за Маши Пугачёв проявляет милость. Она живёт по правильным, благородным законам.)

Учитель: А.С.Пушкин очень любил устное народное творчество широко использовал его элементы в повести «Капитанская дочка». Это и калмыцкая сказка, и пословицы и поговорки, и народные песни.

Песни органично вплетается в художественную ткань произведения.  Ваша задача- определить какую из этих песен Пугачёв называл любимой?

  •  «Степь да степь кругом…»
  • «Не шуми,  мати  зелёная дубровушка…»
  •   «Из – за острова на стрежень…»

Опережающее задание перед прослушиванием песни:

-В чём смысл этой песни? Глава «Незваный гость» - просмотрите текст песни одновременно с прослушиванием

Какое впечатление произвела песня на Гринёва? (Ее очень вдохновенно пели разбойники на пиру, посвященном взятию крепости. Гринев, несмотря на свою молодость, все же понял ее глубокий смысл и был поражен услышанной «песней про виселицу, распеваемой людьми, обреченными  на смерть».  

Почему именно её использует Пушкин в главе «Приступ»? (Песня- иллюстрация того, что власть всегда сильнее народа, но также доказывает, что будут и «крестьянские сыны», воришки, бунтари, которые смогут сказать против , взглянуть в глаза врагу, не боясь последствий)

Учитель: Речь персонажей романа выразительна, ярка, неповторима. Героям произведения принадлежит немало метких, афористичных высказываний, пословиц и поговорок.        

  С чего начинается повесть «Капитанская дочка»? (С эпиграфа:Береги честь смолоду).Это тоже русская пословица. Почему именно эту пословицу Пушкин взял в качестве эпиграфа?

(слайд ).( В начале повести отец Гринёва даёт наказ сыну- недорослю беречь честь смолоду, и Петруша не забывает наставление батюшки.  Он не предал родину, встал на защиту чести Марьи Ивановны, честен в отношениях с Пугачёвым. Маша выступает носительницей высокой нравственности и чести.)  А. С. Пушкин своим произведением завещает  во все  времена беречь честь, оставаться человечным,стремиться к добру и благородству.Именно так понимал честь Пётр Андреевич Гринёв, так её понимает и народ.Поэтому и эпиграф к повести- народная пословица.

Итог урока:

Учитель: Мы вспомнили сегодня   главных героев  “Капитанской дочки” ,  проанализировали их поступки, выявили основные художественные особенности этого произведения, ещё раз обратили внимание на значимость пушкинской повести для читателя.  

Рефлексия:

- Почему же «Капитанская дочка» относится к жанру повести?(рассказывается о жизни Гринёва, о становлении его характера, о непростом времени в жизни нашей родины…)

- Как в эпиграфе «Береги честь смолоду» отразился основной смысл произведения? (Беречь честь надо смолоду, и в трудные времена, и в нелёгких ситуациях надо оставаться честным, человечным).

-Ребята, скажите честно: произведение Пушкина оставило вас равнодушными?

-Почему произведение о таких далёких событиях читается до сих пор с неослабевающим интересом?

Оценки : Ребята, мне понравилось, кАк  вы работали: были активными, высказывали свою точку зрения, показали знание текста повести Пушкина. Особенно хочу отметить Олю….Спасибо вам за хорошу   юработу.

Домашнее задание:

2.Творческое

-Придумать рекламу повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», чтобы ребятам захотелось её прочитать.

Спасибо за внимание! (слайд 14)  



Предварительный просмотр:

Критерий сравнения

Гринёв

Швабрин

1.Отношение к семье капитана Миронова

2. Поведение на поединке

3.Поведение во время захвата крепости пугачёвцами. Поведение с Пугачёвым.

4. Отношение к Маше Мироновой

Критерий сравнения

Гринёв

Швабрин

1.Отношение к семье капитана Миронова

2. Поведение на поединке

3.Поведение во время захвата крепости пугачёвцами. Поведение с Пугачёвым.

4. Отношение к Маше Мироновой

Карточка № 2

Историческая правда

Художественный вымысел

 

Карточка № 2

Историческая правда

Художественный вымысел

 

Карточка № 3 Впишите название глав

1. Сторона ль моя, сторонушка,

Сторона незнакомая!

Что не  сам ли я на тебя зашёл,

Что не добрый ли да меня конь завёз!

Завезла меня, доброго молодца,

Прытость, бодрость молодецкая

И хмелинушка кабацкая.
(                                  )

2. Вы, молодые ребята, послушайте,

Что мы, старые старики, будем сказывати.

(                                   )

3. Как у нашей яблоньки

Ни верхушки нет,  ни отросточек;

Как у нашей у княгинюшки

Ни отца нету, ни матери.

Снарядить – то её некому,

Благословить – то её некому.

 (                                      )

4. Мы в фортеции живём,

Хлеб едим и воду пьём,

А как лютые враги

Придут к нам на пироги,

Зададим гостям пирушку:

Зарядим картечью пушку.

(                                      )

5.Ах ты, девка, девка красная!

Не ходи, девка, молода замуж;

Ты спроси, девка, отца, матери,

Отца, матери, роду-племени;

Накопи, девка, ума-разума,

Ума-разума, приданого.

(                                           )

 6 Голова ль моя, головушка,

Голова послуживая!

Послужила моя головушка

Ровно тридцать лет и три года.

Ах, не выслужила головушка

Ни корысти  себе, ни радости,

Как ни слова себе доброго

И ни рангу себе высокого;

Только выслужила головушка

Два высокие столбика,

Перекладинку кленовую,

Ещё петельку шелковую.

(                                        )

Карточка № 3 Впишите названия глав

1. Сторона ль моя, сторонушка,

Сторона незнакомая!

Что не  сам ли я на тебя зашёл,

Что не добрый ли да меня конь завёз!

Завезла меня, доброго молодца,

Прытость, бодрость молодецкая

И хмелинушка кабацкая.
(                                  )

2. Вы, молодые ребята, послушайте,

Что мы, старые старики, будем сказывати.

(                                   )

3. Как у нашей яблоньки

Ни верхушки нет,  ни отросточек;

Как у нашей у княгинюшки

Ни отца нету, ни матери.

Снарядить – то её некому,

Благословить – то её некому.

 (                                      )

4. Мы в фортеции живём,

Хлеб едим и воду пьём,

А как лютые враги

Придут к нам на пироги,

Зададим гостям пирушку:

Зарядим картечью пушку.

(                                      )

5.Ах ты, девка, девка красная!

Не ходи, девка, молода замуж;

Ты спроси, девка, отца, матери,

Отца, матери, роду-племени;

Накопи, девка, ума-разума,

Ума-разума, приданого.

(                                           )

 6 Голова ль моя, головушка,

Голова послуживая!

Послужила моя головушка

Ровно тридцать лет и три года.

Ах, не выслужила головушка

Ни корысти  себе, ни радости,

Как ни слова себе доброго

И ни рангу себе высокого;

Только выслужила головушка

Два высокие столбика,

Перекладинку кленовую,

Ещё петельку шелковую.

(                                        )

1. Сторона ль моя, сторонушка,

Сторона незнакомая!

Что не  сам ли я на тебя зашёл,

Что не добрый ли да меня конь завёз!

Завезла меня, доброго молодца,

Прытость, бодрость молодецкая

И хмелинушка кабацкая.
(                                  )

)

2. Как у нашей яблоньки

Ни верхушки нет,  ни отросточек;

Как у нашей у княгинюшки

Ни отца нету, ни матери.

Снарядить – то её некому,

Благословить – то её некому.

 (                                      )

3.Ах ты, девка, девка красная!

Не ходи, девка, молода замуж;

Ты спроси, девка, отца, матери,

Отца, матери, роду-племени;

Накопи, девка, ума-разума,

Ума-разума, приданого.

(                                           )

1. Сторона ль моя, сторонушка,

Сторона незнакомая!

Что не  сам ли я на тебя зашёл,

Что не добрый ли да меня конь завёз!

Завезла меня, доброго молодца,

Прытость, бодрость молодецкая

И хмелинушка кабацкая.
(                                  )

)

2. Как у нашей яблоньки

Ни верхушки нет,  ни отросточек;

Как у нашей у княгинюшки

Ни отца нету, ни матери.

Снарядить – то её некому,

Благословить – то её некому.

 (                                      )

3.Ах ты, девка, девка красная!

Не ходи, девка, молода замуж;

Ты спроси, девка, отца, матери,

Отца, матери, роду-племени;

Накопи, девка, ума-разума,

Ума-разума, приданого.

(                                           )

1. Сторона ль моя, сторонушка,

Сторона незнакомая!

Что не  сам ли я на тебя зашёл,

Что не добрый ли да меня конь завёз!

Завезла меня, доброго молодца,

Прытость, бодрость молодецкая

И хмелинушка кабацкая.
(                                  )

)

2. Как у нашей яблоньки

Ни верхушки нет,  ни отросточек;

Как у нашей у княгинюшки

Ни отца нету, ни матери.

Снарядить – то её некому,

Благословить – то её некому.

 (                                      )

3.Ах ты, девка, девка красная!

Не ходи, девка, молода замуж;

Ты спроси, девка, отца, матери,

Отца, матери, роду-племени;

Накопи, девка, ума-разума,

Ума-разума, приданого.

(                                           )

1. Сторона ль моя, сторонушка,

Сторона незнакомая!

Что не  сам ли я на тебя зашёл,

Что не добрый ли да меня конь завёз!

Завезла меня, доброго молодца,

Прытость, бодрость молодецкая

И хмелинушка кабацкая.
(                                  )

)

2. Как у нашей яблоньки

Ни верхушки нет,  ни отросточек;

Как у нашей у княгинюшки

Ни отца нету, ни матери.

Снарядить – то её некому,

Благословить – то её некому.

 (                                      )

3.Ах ты, девка, девка красная!

Не ходи, девка, молода замуж;

Ты спроси, девка, отца, матери,

Отца, матери, роду-племени;

Накопи, девка, ума-разума,

Ума-разума, приданого.

(                                           )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8 классе на тему "А.С.Пушкин "Капитанская дочка"Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести"

Данная публикация представляет собой конспект итогового урока литературы по изучению повести Пушкина "Капитанская дочка"в 8 классе школы VII вида для детей с задержкой психического развития....

Урок литературы в 8 классе по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка".

Урок литературы в 8-м классе (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка").Тема : Маша Миронова- нравственный идеал А.С.Пушкина.Береги платье снову, а честь смолоду.ПословицаТип урока: систематизация ...

Урок литературы «Формирование личности героев в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» 8 класс.

Данный урок - урок  обобщения знаний по теме с элементами развивающего обучения.Цели урока:учить вчитываться в художественный текст и открыто высказывать мысли, возникающие в ходе чтения; (акцент...

Конспект урока по литературе для 8 класса по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Цели изучения романа:-- заинтересовать учащихся исторической прозой А.С. Пушкина;-- проследить жизненный путь Петра Гринева, формирование его характера;-- раскрыть нравственную красоту Маши Мироновой ...

Урок литературы в 8 классе по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

План-конспект урока литературв в 8 классе по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Сравнительная характеристика П.Гринева и А.Швабрина...