Урок литературы в 8 классе по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка".
план-конспект урока на тему

Урок литературы в 8-м классе (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка").

Тема : Маша Миронова- нравственный идеал А.С.Пушкина.

Береги платье снову, а честь смолоду.

Пословица

Тип урока: систематизация и обобщение материала.
Вид урока: урок-размышление.
Цели урока:

  • Обучающая: формировать умения понимать смысл, не выраженный словами; создать условия для раскрытия смысла названия повести.
  • Развивающая: развивать навыки анализа текста, развивать умение обобщать и систематизировать материал.
  • Воспитательная: приобщать ребят к урокам нравственности, находя их в поступках героев; формировать умение видеть честь и бесчестие в людях.

Методы и приемы: слово учителя, аналитическая беседа, индивидуальная работа  учащихся, метод комментированного чтения, метод изучения проблематики литературного произведения, метод определения авторской позиции, расширение словарного запаса учащихся, описание иллюстраций.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, записи на доске, иллюстративный материал, карточки для индивидуальной работы на уроке.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация внимания учащихся.

2. Вступительное слово учителя.

Сегодня  на уроке перелистаем страницы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», где в высшей степени проявляется благородство и нравственная красота героев. Тема  урока: «Маша Миронова-  нравственный идеал А.С.Пушкина ».
Я хочу привлечь ваше внимание к эпизодам, раскрывающим честь и благородство героев, их душевную красоту. Вы сейчас находитесь в том возрасте, когда формируются ваши взгляды на жизнь. И, я надеюсь, что нравственные уроки повести вам в этом помогут. Продолжаем работу по формированию умения понимать смысл, не выраженный словами, развитию навыков анализа текста, работу по обобщению  и систематизации  материала.

  • Раздать карточки для индивидуальной работы.

3. Актуализация знаний учащихся.

1) Словарная работа.

Прежде чем перейти к обсуждениям и размышлениям по теме урока, давайте раскроем смысл таких понятий, как «честь», «репутация», «нравственность», «совесть».
Какое же толкование дается слову «честь» в словаре В.И.Даля.

  • Проверка индивидуального задания (по словарю В.И.Даля).

(Друг Пушкина В.И.Даль – и, кстати, участник его путешествия по Оренбургской губернии в поисках пугачевских материалов – в своем словаре живого великорусского языка слово «честь» определяет как:

1.     Внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.

2.     Но в словаре указано и др. значение: Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое.

  • Выясним, что же такое репутация, нравственность, совесть?
  • Работа с записями на доске :

Честь – хорошая, незапятнанная репутация.
Репутация – общественная оценка.
Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.
Совесть – чувство нравственной ответственности перед окружающими людьми.

  • Вопрос учителя классу.

В каком же значении слово «честь» употребляется в повести?  ( в первом значении).

2) Беседа по вопросам   (на первичное восприятие образа Маши Мироновой).

Итак, посмотрим, как это нравственное понятие (понятие чести)  соотносится с героями повести Машей Мироновой и Петром Гриневым.

  • Расскажите о своем первом знакомстве с Марией Ивановной. Какое впечатление она на вас произвела?
  • А каково первое впечатление рассказчика о Марии Ивановне?
  • Какие качества характера проявляются в М.Мироновой во время мирной жизни в крепости?

4. Работа по теме урока.

1) Пересказ отрывка : «Отказ Маши выйти замуж за Петра Гринева без благословения родителей».

Почему? Любит, но отказывается? Как это характеризует Машу?

2) Работа с текстом.

(Чтение отрывка из 3-ей главы повести. «А Мария Ивановна? – спросил я, - так же ли смела, как и вы?..)

  • Права ли была Василиса Егоровна в оценке своей дочери?
  • Наша задача – проследить, какие изменения и почему произошли в характере этой девушки по сравнению с началом повествования.

3) Проверка индивидуальной работы (по карточке, выданной в начале урока).

  • Как проявился характер Маши в заточении у Швабрина?

(Маша проявила силу характера.  Эта простая и скромная девушка, внешне  ничем не примечательная, скорее погибнет, чем согласится выйти замуж за человека, которого не любит и не уважает, несмотря на трагизм своего положения. И тем более ненавистен ей Швабрин, что он примкнул к тем, от чьих рук погибли ее родители).

4) Вопрос классу.

  • С чего начинается любовь Гринева к Маше?

(Он пожалел девушку-бесприданницу).

  • Под влиянием жизненных испытаний крепнет чувство Гринева к Маше: герой доходит до самопожертвования, до готовности пойти на смерть ради любимой.

А теперь представьте себе бескрайнюю дорогу в зимний морозный день. По ней мчится тройка с бубенцами, в кибитке – Емельян Пугачев и П.Гринев.

5) Проверка индивидуальной работы (по карточке, выданной в начале урока).

  • Что же чувствовал рассказчик, садясь в кибитку с Пугачевым? Чего он боялся?

 (Гринев страшно боялся за жизнь, так как она дочь капитана Миронова. Но Пугачев об этом не знал. Швабрин или кто-то еще мог рассказать об этом).

  • Как может поступить самозванец с дочерью своего врага?

5) Слово учителя.

Итак, то, чего Гринев боялся, произошло. Швабрин, озлобленный и униженный, выдал Машу самозванцу, а Гринева обвинил в том, что тот солгал Пугачеву. Создается взрывоопасная ситуация.

6) Работа с текстом.

  • Сейчас должно все решиться.  Либо Гринев с Машей погибнут, либо…
  • Что же спасает Гринева и его возлюбленную в тот страшный момент, когда Пугачев усомнился было в прямодушии молодого офицера?

(Искренность, отвага, чувство собственного достоинства, честь).

  • Найдите подтверждение всего сказанного в тексте.

(«- Швабрин сказал тебе правду, - ответил я с твердостью… - Можно ли было при твоих людях объяснить, что дочь Миронова жива? Да они бы ее загрызли…
- И то правда, - сказал, смеясь, Пугачев. – Мои пьяницы не пощадили бы бедную девушку…
«…Моя искренность поразила Пугачева.
- Так и быть, - сказал он, ударяя меня по плечу. – Казнить так казнить, миловать так миловать…»)

8)   Слово учителя.

  • В русской литературе писатели часто своих героев проводили через испытания любовью. И Пушкин не исключение. Давайте вспомним, как герои: Швабрин, Зурин, Пугачев  - относятся к любовному чувству Маши Мироновой и Петра Гринева.

(Эгоизм, ревность, зависть, бесчестие Швабрина.  Легкомыслие Зурина, который говорит: «Женитьба – блажь…», «…развяжись ты с капитанской дочкой…»)

  • А как же повел себя Пугачев в отношении П.Гринева и М.Мироновой?

(Отнесся серьезно к их чувству.
«Возьми себе свою красавицу, вези ее куда хочешь, и дай вам Бог совет да любовь!»)

9) Работа с текстом.  (Глава  12)

  • Вспомним эпиграф к этой главе.  

Как он соотносится с Машей?

  • Какова была причина обморока Марии Ивановны после милостивых слов Пугачева?

Прочитайте эти слова.
«Выходи, красна девица, дарую тебе волю, я государь».
( Она поняла, что ее освобождает убийца ее родителей.)

  • Подумайте, какие черты характера Маши раскрываются в ее любви к Гриневу?
  • Подберите определения, характеризующие М.Миронову.

Какой мы ее увидели в начале повести и в конце (в гл. 14)

  • Вывод.

(Пушкин изображает, как застенчивая, хрупкая, тихая, скромная, трусиха, красневшая при неосторожно брошенном слове, в минуты тяжелых испытаний находит в себе силы противостоять домоганиям Швабрина, а затем поехать в Петербург для свидания с царицей.)

10) Беседа с классом

  • Как дополняет образ Маши Мироновой эпизод ее поездки в Царское Село и встречи с Екатериной?
  • Вывод:    она готова на жертвы ради любимого, не уронив чувства человеческого достоинства. Девушка, которая никуда никогда не выезжала из своей захолустной деревушки-крепости, отправилась в Петербург к императрице.
  • Рассмотреть иллюстрации к повести:   С.В.Герасимов «Белогорская крепость», Р.Штейн «Марья Ивановна у Императрицы».
  • Где происходит встреча Маши с императрицей? Почему? Ведь автор волен был устроить эту встречу в иной обстановке.
  • Иллюстрация В.Л. Боровиковского «Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке»

(У Пушкина с этим парком связаны самые светлые воспоминания.  Прекрасное несовместимо с бессердечностью. Если бы эта встреча состоялась бы в официальной обстановке,  вряд ли Маша смогла бы так убедительно и непосредственно рассказать о сути дела).

  • Пушкин наделяет царицу спасительным милосердием , которое императрица связывает,  прежде всего с Марией Ивановной как дочерью человека, погибшего за царский престол. «…я в долгу перед дочерью капитана Миронова.»)
  • Вывод: все закончилось благополучно. Маша отправляется в деревню, надеясь на благоприятный исход.

5. Подведение итогов урока.

  •  Почему Пушкин назвал повесть «Капитанская дочка»?
  • Маша Миронова  - нравственный идеал автора. (Сила любви, чувство ответственности за любимого, самоотверженность, внутренняя красота).
  • Эпиграф ко всей повести, который раскрывает основную идею, прежде всего относится к самой героине, Маше Мироновой. И речь в этой пословице идет не только о чести офицера на царской службе, но и в более широком смысле – верность слову, долгу, внутреннее благородство.

Заключительное слово учителя.

Почему произведение о далеких событиях, о людях 18 века, и теперь читается с неослабевающим интересом?
(Повесть преподносит нам  нравственные уроки, которые остаются в нашей памяти на всю жизнь. Главные герои Пушкина  учат нас тому, как поступать в сложных жизненных ситуациях, не теряя человеческого достоинства, не нарушая кодекса чести.)

6. Домашнее задание.   

  • На «5» - Ответить письменно на вопросы:
  • Что есть нравственная красота в вашем понимании?
  • Докажите, почему Маша Миронова – нравственный идеал А.С.Пушкина?
  • На «4» - Составить кроссворд по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
  • На «3» - Разгадать кроссворд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_8.docx27.56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8-м классе (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка").

Тема : Маша Миронова- нравственный идеал А.С.Пушкина.

Береги платье снову, а честь смолоду.

Пословица

Тип урока: систематизация и обобщение материала.
Вид урока: урок-размышление.
Цели урока:

  • Обучающая: формировать умения понимать смысл, не выраженный словами; создать условия для раскрытия смысла названия повести.
  • Развивающая: развивать навыки анализа текста, развивать умение обобщать и систематизировать материал.
  • Воспитательная: приобщать ребят к урокам нравственности, находя их в поступках героев; формировать умение видеть честь и бесчестие в людях.

Методы и приемы: слово учителя, аналитическая беседа, индивидуальная работа  учащихся, метод комментированного чтения, метод изучения проблематики литературного произведения, метод определения авторской позиции, расширение словарного запаса учащихся, описание иллюстраций.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, записи на доске, иллюстративный материал, карточки для индивидуальной работы на уроке.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация внимания учащихся.

2. Вступительное слово учителя.

Сегодня  на уроке перелистаем страницы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», где в высшей степени проявляется благородство и нравственная красота героев. Тема  урока: «Маша Миронова-  нравственный идеал А.С.Пушкина ».
Я хочу привлечь ваше внимание к эпизодам, раскрывающим честь и благородство героев, их душевную красоту. Вы сейчас находитесь в том возрасте, когда формируются ваши взгляды на жизнь. И, я надеюсь, что нравственные уроки повести вам в этом помогут. Продолжаем работу по формированию умения понимать смысл, не выраженный словами, развитию навыков анализа текста, работу по обобщению  и систематизации  материала.

  • Раздать карточки для индивидуальной работы.

3. Актуализация знаний учащихся.

1) Словарная работа.

Прежде чем перейти к обсуждениям и размышлениям по теме урока, давайте раскроем смысл таких понятий, как «честь», «репутация», «нравственность», «совесть».
Какое же толкование дается слову «честь» в словаре В.И.Даля.

  • Проверка индивидуального задания (по словарю В.И.Даля).

(Друг Пушкина В.И.Даль – и, кстати, участник его путешествия по Оренбургской губернии в поисках пугачевских материалов – в своем словаре живого великорусского языка слово «честь» определяет как:

  1. Внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.
  2. Но в словаре указано и др. значение: Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое.
  • Выясним, что же такое репутация, нравственность, совесть?
  • Работа с записями на доске :

Честь – хорошая, незапятнанная репутация.
Репутация – общественная оценка.
Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.
Совесть – чувство нравственной ответственности перед окружающими людьми.

  • Вопрос учителя классу.

В каком же значении слово «честь» употребляется в повести?  ( в первом значении).

2) Беседа по вопросам   (на первичное восприятие образа Маши Мироновой).

Итак, посмотрим, как это нравственное понятие (понятие чести)  соотносится с героями повести Машей Мироновой и Петром Гриневым.

  • Расскажите о своем первом знакомстве с Марией Ивановной. Какое впечатление она на вас произвела?
  • А каково первое впечатление рассказчика о Марии Ивановне?
  • Какие качества характера проявляются в М.Мироновой во время мирной жизни в крепости?

4. Работа по теме урока.

1) Пересказ отрывка : «Отказ Маши выйти замуж за Петра Гринева без благословения родителей».

Почему? Любит, но отказывается? Как это характеризует Машу?

2) Работа с текстом.

(Чтение отрывка из 3-ей главы повести. «А Мария Ивановна? – спросил я, - так же ли смела, как и вы?..)

  • Права ли была Василиса Егоровна в оценке своей дочери?
  • Наша задача – проследить, какие изменения и почему произошли в характере этой девушки по сравнению с началом повествования.

3) Проверка индивидуальной работы (по карточке, выданной в начале урока).

  • Как проявился характер Маши в заточении у Швабрина?

(Маша проявила силу характера.  Эта простая и скромная девушка, внешне  ничем не примечательная, скорее погибнет, чем согласится выйти замуж за человека, которого не любит и не уважает, несмотря на трагизм своего положения. И тем более ненавистен ей Швабрин, что он примкнул к тем, от чьих рук погибли ее родители).

4) Вопрос классу.

  • С чего начинается любовь Гринева к Маше?

(Он пожалел девушку-бесприданницу).

  • Под влиянием жизненных испытаний крепнет чувство Гринева к Маше: герой доходит до самопожертвования, до готовности пойти на смерть ради любимой.

А теперь представьте себе бескрайнюю дорогу в зимний морозный день. По ней мчится тройка с бубенцами, в кибитке – Емельян Пугачев и П.Гринев.

5) Проверка индивидуальной работы (по карточке, выданной в начале урока).

  • Что же чувствовал рассказчик, садясь в кибитку с Пугачевым? Чего он боялся?

 (Гринев страшно боялся за жизнь, так как она дочь капитана Миронова. Но Пугачев об этом не знал. Швабрин или кто-то еще мог рассказать об этом).

  • Как может поступить самозванец с дочерью своего врага?

5) Слово учителя.

Итак, то, чего Гринев боялся, произошло. Швабрин, озлобленный и униженный, выдал Машу самозванцу, а Гринева обвинил в том, что тот солгал Пугачеву. Создается взрывоопасная ситуация.

6) Работа с текстом.

  • Сейчас должно все решиться.  Либо Гринев с Машей погибнут, либо…
  • Что же спасает Гринева и его возлюбленную в тот страшный момент, когда Пугачев усомнился было в прямодушии молодого офицера?

(Искренность, отвага, чувство собственного достоинства, честь).

  • Найдите подтверждение всего сказанного в тексте.

(«- Швабрин сказал тебе правду, - ответил я с твердостью… - Можно ли было при твоих людях объяснить, что дочь Миронова жива? Да они бы ее загрызли…
- И то правда, - сказал, смеясь, Пугачев. – Мои пьяницы не пощадили бы бедную девушку…
«…Моя искренность поразила Пугачева.
- Так и быть, - сказал он, ударяя меня по плечу. – Казнить так казнить, миловать так миловать…»)

8)   Слово учителя.

  • В русской литературе писатели часто своих героев проводили через испытания любовью. И Пушкин не исключение. Давайте вспомним, как герои: Швабрин, Зурин, Пугачев  - относятся к любовному чувству Маши Мироновой и Петра Гринева.

(Эгоизм, ревность, зависть, бесчестие Швабрина.  Легкомыслие Зурина, который говорит: «Женитьба – блажь…», «…развяжись ты с капитанской дочкой…»)

  • А как же повел себя Пугачев в отношении П.Гринева и М.Мироновой?

(Отнесся серьезно к их чувству.
«Возьми себе свою красавицу, вези ее куда хочешь, и дай вам Бог совет да любовь!»)

9) Работа с текстом.  (Глава  12)

  • Вспомним эпиграф к этой главе.  

Как он соотносится с Машей?

  • Какова была причина обморока Марии Ивановны после милостивых слов Пугачева?

Прочитайте эти слова.
«Выходи, красна девица, дарую тебе волю, я государь».
( Она поняла, что ее освобождает убийца ее родителей.)

  • Подумайте, какие черты характера Маши раскрываются в ее любви к Гриневу?
  • Подберите определения, характеризующие М.Миронову.

Какой мы ее увидели в начале повести и в конце (в гл. 14)

  • Вывод.

(Пушкин изображает, как застенчивая, хрупкая, тихая, скромная, трусиха, красневшая при неосторожно брошенном слове, в минуты тяжелых испытаний находит в себе силы противостоять домоганиям Швабрина, а затем поехать в Петербург для свидания с царицей.)

10) Беседа с классом

  • Как дополняет образ Маши Мироновой эпизод ее поездки в Царское Село и встречи с Екатериной?
  • Вывод:    она готова на жертвы ради любимого, не уронив чувства человеческого достоинства. Девушка, которая никуда никогда не выезжала из своей захолустной деревушки-крепости, отправилась в Петербург к императрице.
  • Рассмотреть иллюстрации к повести:   С.В.Герасимов «Белогорская крепость», Р.Штейн «Марья Ивановна у Императрицы».
  • Где происходит встреча Маши с императрицей? Почему? Ведь автор волен был устроить эту встречу в иной обстановке.
  • Иллюстрация В.Л. Боровиковского «Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке»

(У Пушкина с этим парком связаны самые светлые воспоминания.  Прекрасное несовместимо с бессердечностью. Если бы эта встреча состоялась бы в официальной обстановке,  вряд ли Маша смогла бы так убедительно и непосредственно рассказать о сути дела).

  • Пушкин наделяет царицу спасительным милосердием , которое императрица связывает,  прежде всего с Марией Ивановной как дочерью человека, погибшего за царский престол. «…я в долгу перед дочерью капитана Миронова.»)
  • Вывод: все закончилось благополучно. Маша отправляется в деревню, надеясь на благоприятный исход.

5. Подведение итогов урока. 

  •  Почему Пушкин назвал повесть «Капитанская дочка»?
  • Маша Миронова  - нравственный идеал автора. (Сила любви, чувство ответственности за любимого, самоотверженность, внутренняя красота).
  • Эпиграф ко всей повести, который раскрывает основную идею, прежде всего относится к самой героине, Маше Мироновой. И речь в этой пословице идет не только о чести офицера на царской службе, но и в более широком смысле – верность слову, долгу, внутреннее благородство.

Заключительное слово учителя.

Почему произведение о далеких событиях, о людях 18 века, и теперь читается с неослабевающим интересом?
(Повесть преподносит нам  нравственные уроки, которые остаются в нашей памяти на всю жизнь. Главные герои Пушкина  учат нас тому, как поступать в сложных жизненных ситуациях, не теряя человеческого достоинства, не нарушая кодекса чести.)

6. Домашнее задание.   

  • На «5» - Ответить письменно на вопросы:
  • Что есть нравственная красота в вашем понимании?
  • Докажите, почему Маша Миронова – нравственный идеал А.С.Пушкина?
  • На «4» - Составить кроссворд по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
  • На «3» - Разгадать кроссворд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 11 класс по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Красочная, иллюстративная презентация из 18 слайдов,  информирующая  об авторе и героях повести. Является прекрасным наглядным пособием для учителя при изучении раздела"Литература ...

Конспект урока литературы в классе "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" с презентацией

Урок литературы в  8 классе по теме "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" преследует следующую цель:понять авторскую позицию по отношению к Пугачёву, рассмотреть качества...

Урок литературы (8 класс) Урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «ГРИНЁВ И ШВАБРИН»

(Проблема долга, чести и человеческого достоинства»)ЦЕЛЬ УРОКА:  Рассмотреть и сопоставить героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»  (Гринёв и Швабрин), выявить  черты сходства и...

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...

Урок литературы 8 класс. Тема: История создания «Капитанской дочки».

Урок литературы 8 класс.Тема: История создания «Капитанской дочки»....

Конспект урока. Литература. 8 класс. Тема: Суд над Гриневым по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Урок построен в форме ролевой игры "Судебное заседание", что позволяет проверить и углубить понимание содержания повести, совершенствовать специальные умения - выделять в тексте главные смыс...