Юмористический и сатирический талант А. П. Чехова. Урок литературы в 5-м классе
план-конспект урока по литературе (5 класс)
«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Речь персонажей как средство их характеристики.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: показать талант А.П.Чехова как юмориста и сатирика, выявить цель юмора и сатиры Чехова, проанализировать речь героев и их поведение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Юмористический и сатирический талант А. П. Чехова. Урок литературы в 5-м классе
- Цопанова Залина Муратовна, учитель русского языка и литературы
Разделы: Литература
Класс: 5
Ключевые слова: юмор, А.П.Чехов, сатира, рассказ «Хирургия»
«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Речь персонажей как средство их характеристики.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: показать талант А.П.Чехова как юмориста и сатирика, выявить цель юмора и сатиры Чехова, проанализировать речь героев и их поведение.
Задачи:
- познакомить с биографией А.П.Чехова, введение понятий «юмор» и «сатира», развитие культуры речи, читательских умений;
- обучение отбирать материал текста для работы над темой;
- развитие навыков сравнительного анализа;
- развитие навыков групповой работы, развитие монологической речи, воспитание интереса к предмету, пробуждать стремление к вдумчивому чтению, воспитание нравственных качеств.
Ход урока
1. Организационный момент
Друзья мои! Я очень рада
Войти в ваш светлый класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок:
Скрестите шпаги ваших мнений -
И вместе сочиним урок!
Итак: жил на свете обыкновенный доктор, который родился 150 лет тому назад. Он много работал, помогал людям, не только микстурами, пилюлями и мазями, но самое главное - словами. Помогал больным и здоровым. Потому что был не только доктор, но и замечательный писатель. Звали его Антон Павлович Чехов.
2. Биография Чехова
(двое учеников рассказывают интересные факты из жизни писателя).
На экране и на партах перед учащимися словарики со словами:
Юмор – ( Humour-нрав, настроение) - изображение героев в смешном виде. Юмор – смех веселый и доброжелательный.
Сатира – ( satira – «смех, всякая всячина») – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.
Земская больница – больница, организованная земством.
Земство - органы самоуправления, организованные в губерниях и уездах в 1864 году. Кроме прочего, земства строили и содержали школы и больницы для простого народа. В подобных больницах чаще всего работал один врач, ему помогал фельдшер.
Фельдшер – человек со средним медицинским образованием.
Дьячок – низший церковный служитель.
Консилиум – совещание врачей.
- В чем отличие юмора от сатиры? (юмор – добрый смех, сатира - жгучий).
Но, и то и другое – СМЕХ.
О, смех, великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха… Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержит его никакая сила. Н.В.Гоголь.
Человек боится быть осмеянным. И он старается не совершать того, что может вызвать насмешку окружающих; смех удерживает людей от плохого, а значит, делает лучше.
Итак, наша цель:
Постараться рассмеяться
(Ведь смеяться не грешно).
Рассмеявшись, докапаться,
Почему нам так смешно.
3. Работа с текстом
Эпиграфом к уроку являются слова А.П.Чехова «Они смешные - невеселые».
1. Работая над текстом, учитель ставит перед классом задачу, определить, почему А.П.Чехов называет свои рассказы (и в частности «Хирургию») «смешными, но невеселыми».
2. В одной земской больнице (обратиться к словарю) служил фельдшер (словарь).
- Почему больные попадают на прием к фельдшеру?
Одним из таких пациентов является дьячок (словарь).
- Что произошло с дьячком? (разболелся зуб).
Сценка из рассказа «Хирургия», сыгранная учащимися 5 «А» класса.
- Есть ли в тексте подробное описание наших героев? Почему?
- Чем заменено подробное описание Курятина и Вонмигласов (говорящими фамилиями).
- Вонмем: - внимание, внимайте – какие это слова? (однокоренные).
- О каком человеке они нам говорят? (о человеке, к голосу которого люди должны быть внимательны. Фамилия говорит и о том, что его владелец имеет отношение к церкви).
- А фамилия Курятин? Вспомните, с чего начинается рассказ? Что делает главный герой (курит зловонную сигару).
- О чем говорит фамилия? (герой много курит).
- А может быть фамилия связана со словом курятина? Есть такое выражение «курицын сын» т.е. глупый и трусливый человек.
Или выражение «мокрая курица», о каком человеке так говорят? (о жалком).
- При изучении какого произведения мы уже встречались с говорящими фамилиями? (Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» Жилин, Костылин).
- Какими предстают перед нами фельдшер и больной? Как они ведут себя в начале и в конце произведения? (Сначала обращаются друг к другу на Вы и по имени и отчеству, а потом обзываются, передразнивают друг друга и «тыкают»).
- О чем говорит такое поведение? (невоспитанность).
- Найдите и прочитайте в тексте реплики фельдшера. Как он говорит о своей профессии? О чем хочет сказать герой? А о чем хочет сказать автор? (Автор дает нам понять, что фельдшер относится к своей работе безответственно, плохо знает свое дело и храбрится перед операцией).
- Вспомните, как он подбирает инструменты? (по тексту - стр. 283).
- О чем говорят эти действия? (у фельдшера не хватает знаний, чтобы выбрать инструмент, и он выбирает наугад).
- На протяжении всей процедуры с зубом Курятин говорит с умным видом о важности своей работы, о том, что все необразованные, он один все понимает, и рассказывает, как лечил один раз помещика Египетского.
- Почему для него важно рассказать об общении с помещиком, чем сосредоточиться на зубе дьячка?
- Обратите внимание на речь Курятина. Какие предложения он строит, высказывает ли свою мысль до конца? Приведите примеры из текста (стр. 283). (Речь его бессвязная, отрывистая, словарный запас ограничен. Он ругается и спорит с пациентом).
- Человек какого культурного уровня перед нами? (с низким уровнем культуры).
- Замените фразу «А-а-а… мое вам» на более удачную. (Заходите, пожалуйста, на что жалуетесь?)
-Замените фразу «Вырвать его нужно» на более удачную. (Его нужно удалить).
-Т.к. тема нашего урока связана с медициной, организуем консилиум (словарь) – совещание врачей для установления диагноза нашего фельдшера. Но прежде скажите, что такое нравственность?
- Какой диагноз мы с вами поставим, прочитав рассказ? (Безнравственность).
- Какие симптомы свидетельствуют этому? (Грубость, невежество, хвастовство).
- Можем ли мы назвать причину заболевания? (Низкий уровень воспитания, образования, культуры).
- Подумайте о лекарстве против болезни, о её профилактике (учеба, культура, знание своего дела).
Итог: Можно ли назвать рассказ юмористическим? (Юмор в рассказе основан на изображении смешной ситуации).
- В начале урока вам был задан вопрос: «Почему А.П.Чехов называет свой рассказ «смешным, но невеселым»? (Потому что понимаешь, что у людей бывает много недостатков, и эти недостатки могут причинять страдания другим людям. Неумение Курятина причиняет страдания дьячку Вонмегласову).
- Жалко ли вам дьячка?
- Изменилось ли отношение к фельдшеру?
- Почему рассказ назван «Хирургия»? Какой подтекст вкладывает автор в заглавие? О какой хирургии рассказывает Чехов? (О такой, которой на самом деле быть не должно. Он высмеивает невежественного фельдшера, который выдает себя за неопытного врача).
Значит в рассказе присутствует и сатира.
- Что же высмеивает Чехов? (Глупость и невежество людей).
4. Заключение
А.П.Чехов предполагал, что его будут читать 6, от силы 7 лет. Прошли десятилетия, Чехов и сегодня один из любимейших писателей, Книги его читают, пьесы ставят в театрах. На мемориальной плите в Германии, где умер Чехов, написано: «Доброму человеку и врачу, великому писателю А.П.Чехову».
И напоследок еще раз получим величайшее удовольствие от А.П.Чехова его «Хирургии» (отрывок из кинофильма).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"
Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...
Юмористические и сатирические произведения А. П. Чехова.
Тема: Юмористические и сатирические произведения А. П. Чехова. Учебные задачи:познакомить с биографией А. П. Чехова, введение понятий «юмор» и«сатира»;учить полноценному восприятию художественног...
Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург
Тип урока – урок-соревнованиеЦель – систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/11/picture-340662-1384147633.jpg)
Урок литературы в 10-м классе по теме "Христианские мотивы в рассказе А.П.Чехова "Студент""
Анализ рассказа А.П.Чехова "Студент"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/26/picture-646635-1443278144.jpg)
Открытый урок: «Юмористический и сатирический талант А. П. Чехова. Рассказ «Хирургия».
Открытый урок в рамках предметной Недели русского языка и литературы....
Проект по рассказам А.П. Чехова, урок литературы, 6 класс
В данной публикации содержится паспорт проекта по рассказам А.П. Чехова, содержащий цель, задачи, этапы работы над проектом, перечень ууд, формируемых при работе над поектом,а также готовый прод...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/31/picture-972361-1533026920.jpg)
Разработка урока литературы для групп и классов профильного обучения по теме: "Загадки рассказа А.П.Чехова "Дама с собачкой"
Урок литературы по теме "Загадки рассказа А.П.Чехова "Дама с собачкой" уместно проводить в конце изучения рассказов А.П.Чехова (10 класс, конец учебного года). Ра...