Методическая разработка урока по обобщению знаний по произведению И.С. Тургенева «Муму» в 5 классе
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Методическая разработка урока по обобщению знаний по произведению

И.С. Тургенева «Муму»  в 5 классе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по обобщению знаний по произведению

И.С. Тургенева «Муму»  в 5 классе

Урок

Автор: С.Р.Хазиева, учитель русского языка и литературы Предмет: литература

Цель урока: обобщение знаний по произведению «Муму» и подготовка учащихся к написанию сочинения.

Задачи урока:

Образовательный аспект:

  • актуализация знаний по предмету

Развивающий аспект:

  • развитие внимания, воображения, памяти, мышления, логики;
  • развитие коммуникативных компетенций;

Воспитательный аспект:

  • воспитание интереса к изученной теме;
  • воспитание самостоятельности и ответственности;
  • воспитание культуры общения в группах.

Планируемые результаты:

Предметные:  развитие коммуникативных компетенций за счет объяснения собственной точки зрения, знакомство с новыми литературными терминами и понятиями.

Личностные: способность к оценке своей деятельности, деятельности одноклассников, повышение уровня мотивации к изучению предмета.

Метапредметные: умение сопоставлять явления и факты, выделять главную информацию, анализировать и  систематизировать ее, умение делать выводы.

Форма организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная.

Необходимое оборудование и материалы: доска, магниты, компьютер, доска, проектор.

Время реализации урока: 25 минут.

 

План урока

Организационный момент.

Мотивация.

Актуализация 5 минут

Основная часть, обобщение-анализ

Рефлексия.

Итог урока.

 


Организационный момент.

Здравствуйте, меня зовут Светлана Рустамовна. Сегодня я проведу у вас урок литературы.

Мотивация.

Ребята, хочу спросить у вас, любите ли Вы литературу? И для чего нужна литература?

Актуализация.

На прошлых уроках Вы изучили рассказ «Муму», автором которого является И.С.Тургенев.

 (Толстые и тонкие вопросы)

- биография

Какие факты биографии И.С.Тургенева вас удивили?

Что вам известно про маму Тургенева Варвару Петровну ?

(Повторение фактов  биографией И.С. Тургенева (приложение № 1), сопровождается фотографиями писателя, имения Тургеневых. Особый акцент делается на том, что маленький писатель видел все ужасы крепостного права и испытывал ненависть к любому проявлению жестокости и несправедливости. Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы о том, что такое рабство, жестокость; имеет ли право один человек обижать другого? )

-произведение

О чем произведение?

О ком говориться в рассказе?

-крепостное право

- Что такое крепостное право?

Чтобы ответить на этот вопрос давайте просмотрим видеофрагмент

Не зная что такое крепостное право, мы не можем проанализировать произведение.

Теперь вы ознакомились, что значит крепостное право. Давайте на примере изученного произведения попробуем вывести эту проблему.

учитель сообщает детям о том, что у героя повести «Муму» Герасима был прототип (крепостной матери Тургенева), и сама барыня является прототипом матери писателя. Педагог объясняет значение литературного понятия «прототип».

Основная часть

Анализ текста произведения И.С. Тургенева проводится в несколько этапов. На каждом этапе работы учащимся, которые работают в паре, предлагается работать с определенной ситуацией (кейсом), анализировать ее, отвечать на вопросы, при этом подключать свой собственный жизненный опыт, высказывая свое мнение. В данном случае кейсом выступает фрагмент произведения, поскольку учащиеся только учатся анализировать художественный текст.

Кейс № 1

«Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж… Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником»

Вопросы: 

Каким представляется Герасим в этом фрагменте?

Что можно сказать об этом человеке?

Как, на ваш взгляд, связаны между собой внешность человека и его душа? Приведите примеры из своей жизни/истории/литературы и т.д.

Кейс № 2

«Дело было к вечеру. Он шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой. Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока. Осторожно откинув армяк и разостлав солому, поставил он молоко на кровать. Бедной собачонке было всего недели три, глаза у ней прорезались недавно; один глаз даже казался немножко больше другого; она еще не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась. Герасим взял ее легонько двумя пальцами за голову и принагнул ее мордочку к молоку. Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлебываясь. Герасим глядел, глядел да как засмеется вдруг… Всю ночь он возился с ней, укладывал ее, обтирал и заснул наконец сам возле нее каким-то радостным и тихим сном».

Вопросы: 

Как данный фрагмент раскрывает характер Герасима?

Одобряете ли вы его поведение?

Меняется ли жизнь Герасима после появления Муму?

Согласны ли вы с высказыванием А. Швейцера: «Чтобы понять, есть ли у животных душа, надо самому иметь душу»?

Кейс № 3

        Спустя час после всей этой тревоги дверь каморки растворилась, и показался Герасим. На нем был праздничный кафтан; он вел Муму на веревочке. Ерошка посторонился и дал ему пройти. Герасим направился к воротам. Мальчишки и все бывшие на дворе проводили его глазами, молча. Он даже не обернулся: шапку надел только на улице. (…) А Герасим все греб да греб. Вот уже Москва осталась назади. Вот уже потянулись по берегам луга, огороды, поля, рощи, показались избы. Повеяло деревней. Он бросил весла, приник головой к Муму, которая сидела перед ним на сухой перекладинке – дно было залито водой, – и остался неподвижным, скрестив могучие руки у ней на спине, между тем как лодку волной помаленьку относило назад к городу. Наконец Герасим выпрямился, поспешно, с каким-то болезненным озлоблением на лице, окутал веревкой взятые им кирпичи, приделал петлю, надел ее на шею Муму, поднял ее над рекой, в последний раз посмотрел на нее… Она доверчиво и без страха поглядывала на него и слегка махала хвостиком. Он отвернулся, зажмурился и разжал руки… (…)И живет до сих пор Герасим бобылем в своей одинокой избе; здоров и могуч по-прежнему, и работает за четырех по-прежнему, и по-прежнему важен и степенен. Но соседи заметили, что со времени своего возвращения из Москвы он совсем перестал водиться с женщинами, даже не глядит на них, и ни одной собаки у себя не держит. «Впрочем, – толкуют мужики, – его же счастье, что ему ненадобеть бабья; а собака – на что ему собака? к нему на двор вора селом не затащишь!» Такова ходит молва о богатырской силе немого.

Вопросы: 

Как вы думаете, почему Герасим надел праздничный кафтан?

Как он ведет себя в такой непростой ситуации? Почему он все-таки топит Муму?

Был ли у него выбор?

Что подобным поступком хочет показать Герасим?

Почему он уходит от хозяйки? Как бы вы поступили на месте Герасима?

Как вы относитесь к его поступку?

На обсуждение каждого кейса ученикам дается 5-7 минут, после чего каждая группа дает ответы на вопросы.

Рефлексия.

В конце урока проводится рефлексия. Так как следующая тема урока будет написание сочинения, попросить учащихся выбрать темы сочинений.

Достигли ли вы поставленной цели?

Какие темы сочинений вы бы придумали?

И на какую написали сами?

Тему сочинения ребенок выбирает сам. Вот примерные темы.
1. Герасим - главный герой рассказа "Муму"

2. Трагическая судьба Герасима

 3. «Каждый выбирает для себя…» (по произведению «Муму»)

4. Свобода – самое дорогое, что есть у человека.

5.  «Мы в ответе за тех, кого приручили…» (по произведению «Муму»)

Итог урока.

Сравнение с 21  веком.

Самооценка

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0e60/0005c737-d46ad38e/hello_html_m67407a6a.jpg


Приложение № 1

Биография И.С. Тургенева

Иван Сергеевич Тургенев – русский писатель-реалист XIX века, поэт, переводчик и член-корреспондент Петербургской АН. Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 года в городе Орёл в дворянской семье. Отец писателя был отставным офицером, а мать – потомственной дворянкой. Мать Тургенева имела очень своенравный характер, была жестокой крепостницей и со своими сыновьями имела непростые отношения. Тургенев прозвал матушку «салтычихой». Её характер на самом деле нельзя было назвать простым. В нём сочетались противоположные качества — скупость и щедрость, жестокость и чувствительность. Резкие вспышки гнева и решительные поступки барыни сменялись сентиментальностью и сомнениями.

Детство Тургенева прошло в родовом имении, где у него были личные учителя, гувернеры, крепостные няньки. В 1827 году семья Тургеневых переехала в Москву с целью дать детям достойное образование. Там он учился в пансионе, затем занимался с частными учителями. Писатель с детства владел несколькими иностранными языками, включая английский, французский и немецкий.

В 1833 году Иван поступил в Московский университет, а через год перевелся в Петербургский на словесное отделение. В 1838 году он уехал в Берлин на лекции классической филологии. Там он познакомился с Бакуниным и Станкевичем, встречи с которыми имели большое значение для писателя. За два года проведенных за границей, он успел побывать во Франции, Италии, Германии и Голландии. Возвращение на родину состоялось в 1841 году. В это же время он начинает активно посещать литературные кружки, где знакомится с Гоголем, Герценом, Аксаковым и т.д.

В 1843 году Тургенев поступил на службу в канцелярию министра внутренних дел. В этот же год он познакомился с Белинским, который оказал немалое влияние на становление литературных и общественных взглядов молодого писателя. В 1846 году Тургенев написал несколько произведений: «Брётер», «Три портрета», «Нахлебник», «Провинциалка» и т.д. В 1852 году появился один из лучших рассказов писателя – «Муму». Рассказ был написан во время отбывания ссылки в Спасском-Лутовинове. В 1852 году появляются «Записки охотника», а после смерти Николая I были опубликованы 4 крупнейших произведения Тургенева: «Накануне», «Рудин», «Отцы и дети», «Дворянское гнездо».

Тургенев тяготел к кругу литераторов-западников. В 1863 году вместе с семейством Виардо уехал в Баден-Баден, где активно участвовал в культурной жизни и завязывал знакомства с лучшими писателями Западной Европы В 1878 году он был назначен вице-президентом на международном конгрессе по литературе, проведенном в Париже. На следующий год Тургенева удостоили звания почетного доктора Оксфордского университета. Проживая за границей, он все также душой тянулся к родине, что отразилось в романе «Дым» (1867). Самым крупным по объему стал его роман «Новь» (1877). И. С. Тургенев скончался под Парижем 22 августа (3 сентября) 1883 года. Похоронили писателя согласно его воле в Петербурге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока биологии « Обобщение знаний о строении и жизнедеятельности корней»

Цель урока: обобщение знаний  о строении и жизнедеятельности корней....

Конспект урока литературы по произведению И. С. Тургенева "Муму", 5 класс

Конспект по теме "Повесть И.С. Тургенева "Муму" для 5 класса...

Методическая разработка урока "Мастерство портретных характеристик в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"

Урок составлен для учеников 6 класса. Даёт возможность работы над темой портрет в художественном произведении....

методическая разработка урока по обобщению и проверке знаний

Методическая разработка применяется для проверки знаний, умений и навыков после прохождения темы: "Выталкивающая сила" для учащихся 7 классов...

Тестирование по произведению И.С. Тургенева "Муму". 5 класс

Тестирование по произведению И.С. Тургенева  "Муму".  5 класс...

Методическая разработка урока с использованием ЭОР по рассказу И.С.Тургенева " Бежин луг"

Разработка может быть использована при изучении рассказа " Бежин луг " Тургенева, особенно полезными могут быть интернет - ресурсы....

Тест по произведению И.С.Тургенева "Муму". 5 класс

Тест по произведению И.С.Тургенева "Муму". 5 класс...