ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
план-конспект по литературе

Программы, разработки занятий

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ

литературного дилижанса
«Путешествие в страну Литературию», 5 класс

Дилижанс литературный - мероприятие в игровой форме, стилизация дороги или путешествия с обязательными остановками — станциями, опушками,

островами, тропинками, домиками.

ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ.

Практическое применение школьных знаний, проверка способности мыслить продуктивно в условиях стресса - волнения, дефицита времени.

Развитие слухового внимания, долговременной и оперативной памяти ассоциативных связок, скорости реакции, логического мышления, проявлению эрудиции, умению работать в коллективе, проявлению лидерских качеств.

Показать пользователям прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали "разумное, доброе, вечное"; чтобы, сделав чтение первейшей потребностью, насущной пищей для сердца и разума, они становились сознательными гражданами своей родины, духовно богатыми личностями.

ПРАВИЛА ИГРЫ.

В игре участвуют 4 команды по 10 человек (от каждого 5 класса)

Игроки получают путевые листы с указанием станций и очередности их посещения.

В каждой станции их встречают ведущие.

Ведущий читает вопросы, играющие внимательно слушают его до конца. В течение 1 минуты команды советуются и принимают решение, кто будет отвечать.

Капитан команды поднимает сигнал и называет имя игрока, который будет отвечать на поставленный вопрос.

 Выигрывает та команда, которая набирает больше верных ответов, не сделав при этом фальстарта.

Общий сбор в кабинете. Целеполагание. Получение путевых листов.

Станции:

«Фольклорная». Кабинет 30

«Литературная». Кабинет 31

«Басенная».   Кабинет 29

«Музыкальная». Кабинет 34

«Театральная».  Актовый зал

Станция «Фольклорная»

1.На этой станции растёт Дерево Загадок, на его листочках написаны загадки, на которые нужно дать ответ. За правильный ответ команда получает 2 балла. 2.Предлагается выполнить задание на соответствие пословиц.

Загадки: 

  1. Что выше леса? (Солнышко).
  2. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Месяц).
  3. Вся дорожка обсыпана горошком. (Звёзды на небе).
  4. Сестра к брату в гости идёт, а он от неё пятится. (День и ночь).
  5. Махнула птица крылом и покрыла весь свет одним пером. (Ночь).
  6. Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег).
  7. Один говорит: «Побежим, побежим», другой говорит: «Постоим, постоим», а третий говорит: «Пошатаемся, пошатаемся!». (Речка, берег и трава).
  8. Маленький, удаленький, сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл. (Гриб).

Пословицы: 

  1. Под лежачий камень…(вода не течёт).
  2. Труд человека кормит… (а лень портит).
  3. Дело мастера…(боится).
  4. У страха глаза, что плошки…(а не видят ни крошки).
  5. Молодец на овец…(а на молодца и сам овца).
  6. Хлеб-соль кушай…(а правду слушай).
  7. Когда ищешь лису впереди…(то она сзади).
  8. Кто хвалится…(тот с горы свалится).

Станция «Литературная»

А теперь первый конкурс. Называется он «Герой сказки».

Я говорю предложение или вопрос, а вы отгадываете героя сказки. Какая команда поднимет первой руку, та и отвечает. Если неправильно, то отвечает следующая команда. За каждый правильный ответ – 2 балла. Начинаем.

  1. Кто та крохотная девочка, которую выручила из беды ласточка?

                                  (Дюймовочка).

  1. К имени этой девушки за ее помощь своему суженому прибавилось прозвище «Премудрая».

                                (Василиса).

  1. Девочка, которая хитростью заставила медведя отнести ее из леса к дедушке и бабушке.

                                (Маша).

  1. Этой девочке причинил страдания непослушный братец, он же и спас ее от смерти.

                                (Аленушка).

  1. Дочь морского царя, полюбившая принца.

                                (Русалочка).

  1. Девочка, спасшая своего друга из царства Снежной Королевы.

                                (Герда).

  1. Погибший от аппетита лисицы.

                                (Колобок).

  1. Ее тянули всей семьей, вместе с животными.

                                (Репка).

  1. Он закопал золотые на Поле Дураков.

                                (Буратино).

  1. Она спала в хрустальном гробу, пока ее не разбудил царевич Елисей.

                                                        (Мертвая царевна)

Учитель:

Хорошо справились с первым заданием! Посмотрим, как вы дальше будете играть.

Второй конкурс называется «Сказочная пара». Ребята, помните, в каждой сказке всегда кто-то с кем-то встречается. Например, Колобок и Лиса.

Каждая команда называет свою сказочную пару по очереди. Если кто-то не знает, выбывает из игры. И так, пока не останется команда – победитель.

Примерные пары:

  1. Кай и Герда;
  2. Иван-царевич и Василиса Прекрасная;
  3. Медведь и Маша;
  4. Братец Иванушка и сестрица Аленушка;
  5. Принц и Русалочка;
  6. Эльф и Дюймовочка;
  7. Буратино и Мальвина;
  8. Баба-Яга и Кощей Бессмертный и т.д.

Учитель:

Вот и выявился наш победитель. Ребята, скажите, а что объединяет все сказки?

Ученик:

Борьба добра со злом.

Учитель:

Правильно. А еще?

Ученица:

Даже начинаются многие сказки одинаково.

Учитель:

Хорошо. Вспомните, какие самые традиционные начальные фразы сказок?

Ученица:

В некотором царстве, в некотором государстве.

Ученик:

Жили да были…

Ученица:

Давным – давно…

Учитель:

Какие молодцы! А еще любая сказка полна непредсказуемости.

Здорово, что в сказке оживает то, что даже представить невозможно, можно путешествовать на чем угодно. Вот и проведем конкурс «Транспорт сказки». Вам дается лист с вопросами, на которые нужно ответить в течение 2 минут. За каждый правильный ответ – 2 балла. Начинаем!

Викторина

  1. На чем путешествовал Незнайка?

                (На воздушном шаре, на ракете и на автомобиле).

  1. На чем отправилась в волшебную страну Элли?

                        (На сухопутном корабле).

  1. На чем летал старик Хоттабыч?

        (На ковре-самолете).

  1. На чем попал в неприятельский лагерь барон Мюнхгаузен?

        (На ядре).

  1. На чем путешествовали по свету Муфта, Полботинка и Моховая Борода? (На машине).
  2. На чем добирались со станции до Простоквашино дядя Федор и его друзья? (На тракторе).
  3. На чем путешествует Баба-Яга?  (На метле).
  4. На чем отправился в путешествие Нильс после того, как его заколдовал гном? (На гусе).
  5. На чем передвигался Стойкий оловянный солдатик?

        (На бумажном кораблике).

  1. На каком животном летал Иван-царевич?  (На сером волке).

Станция «Игровая»

После недолгого пути мы прибыли на станцию «Игровая», где поиграем с вами в игру Даля «Полетушки».

Все участники обеих команд садятся за один стол и кладут указательный палец на стол. Ведущий, называя летающее насекомое, птицу или транспорт, поднимает свой палец вверх – все должны сделать то же самое. Кто замешкался поднять палец или «полетел» с нелетающим животным или транспортом (например, коровой или трактором) выбывает из игры. Последний, оставшийся за столом, выигрывает жеребьёвку и приносит своей команде право первой начать игру.





Слово жюри. 

Станция «Гора пословиц». Конкурс капитанов. 

Нужно взять картинку-иллюстрацию из книги Даля, сделать копию, разрезать её на 8 равных квадратов. На обратной (чистой) стороне каждого квадрата написать продолжения пословиц, начало которых будет зачитывать ведущий. Ведущий зачитывает первую часть пословицы, а капитаны, выбрав вторую часть, начинают составлять картинку по принципу детских кубиков. Если пословицы угаданы правильно, то, перевернув все 8 квадратиков, капитаны должны получить целую иллюстрацию. Если кубики сложены неправильно, то за каждую ошибку с команды снимается по 1 баллу.




Слово жюри. 

Ведущий: Спустившись с «Горы пословиц», мы отправляемся к следующей станции.



Станция «Скороговоркино» 

Здесь по условиям конкурса каждый участник должен произнести скороговорку «От топота копыт пыль по полю летит» (из сборника Даля). Игроки, которые произносят скороговорку, приносят своей команде по 1 баллу.



Жюри подводит итоги игры. 

Ведущий: Молодцы! Ребята, на этом наше путешествие «Литературный дилижанс Даля» подходит к концу и завершает сегодня Неделю детской и юношеской книги.


  1. Встреча с книгой, что с другом,


Для всех словно праздник,

А для детской души

Это нить Ариадны,

Что ведёт их от сказок,

Былин и преданий

В мир жизни реальной,

Мир науки и знаний.


  1. Книги учат детей


Всем премудростям жизни –

Как быть человеком,

И быть нужным Отчизне,

И как правду от лжи

Все должны отличать,

Как бороться с врагом

И как зло побеждать.


  1. Книги им помогают


Красоту постигать,

Как прекрасное видеть,

Как его передать,

И как в малом увидеть

Большое значенье,

И как в жизни найти

Золотое сеченье.


  1. Мудрость книжных страниц –


Это жизни уроки

О дне настоящем

И о наших истоках.

Они их побуждают

Мечтать о высоком,

О будущем думать –

О потомках далёких.


  1. В книгах знания, свет,


В книгах память веков,

В книгах мудрость людей –

Наших дедов, отцов.

Нам без книг, как без хлеба,

Даже дня не прожить,

Так давайте же будем

Их беречь и хранить!

Песня на мотив песни «Если с другом вышел в путь…» 

1). Если с книгой дружишь ты,

Если с книгой дружишь ты,

Веселей живётся.

А без книги, ты пойми,

А без книги, ты пойми,

Всё трудней даётся.



Припев: Что мне А, 

Что мне Б, 

Что мне А, Б, В,Г,Д, 

Когда я знаю буквы все. 

2).На уроках я всегда,

На уроках я всегда

Отвечаю чётко.

Книга - верная моя,

Книга - верная моя

Мне во всём подмога.



Припев. 

3).И скажу я вам, друзья,

И скажу я вам, друзья,

С книгой вы дружите.

Книги – верные друзья,

Книги – верные друзья,

Книги вы любите!

Припев 2 раза.

Учитель: Наступает самый торжественный момент – чествование победителей – умниц и умников, показавших свою любовь к книге, чтению, продемонстрировавших знания по русскому языку и литературе на литературном треке, посвящённом Неделе детской и юношеской книги.

«Сказочные герои», «Скороговоркино», «Загадкино», «Пословица», «Игровая» и «Литературная».

Сценарий литературного ринга для 5-6 классов

«Путешествие в страну Литературию…»

· Команде не засчитывается очко, если она дала неправильный ответ. Право передается соперникам.

· Выигрывает команда, которая набрала большее количество очков.

Ход литературного ринга:

ВЕДУЩИЙ.

Ничего на свете лучше нету,

Чем читать журналы и газеты,

С умной книгой каждый день встречаться,

Знаний и умений набираться.

Мы читаем про моря и страны,

Про животных, птиц и великанов.

В сказки тоже нам открыты двери-

Мы пойдём за Машей и Емелей.

Встречу эту все мы долго ждали,

И немало книг мы прочитали.

Соревнования сейчас устроим,

Лень, тоску скуку мы прогоним.

Итак, дорогие ребята, сегодня мы встретились с вами, чтобы выявить знатоков литературы. На нашем литературном ринге вы должны проявить свою эрудицию, показать свои знания, умение работать в коллективе, показать лидерские качества. Состязание будет состоять из 7 раундов, в которых команда получает очки за правильные ответы. В результате – определим, кто же станет победителем! В конце игры наши меценаты наградят победителей.

1 раунд «Разминка»: выявление степени готовности команд к состязанию.

1.Как называется учебный предмет, позволяющий глубоко мыслить, уметь рассуждать, задавать вопросы и просто помогающий жить? (Литература)

2. Назовите жанры литературы? (Эпос, лирика, драма)

3. Этот термин имеет два английских корня. Буквально слово переводится как «народная мудрость». Назовите термин. (Фольклор)

4. Какой жанр фольклора имеет следующие особенности:

- зачин и концовку

- повтор эпизодов

- 3-х ступенчатое строение сюжета? (Сказка)

5. Что в переводе с греческого означает слово «библия»? (Книга, писание)

6. Как называются авторы житий? (Агиографы)

7. Во сколько лет П.П.Ершов написал сказку «Конек-горбунок»? (В 19 лет)

1. Имя, отчество, фамилия автора учебника «Литература 6 класс»? (Тамара Федоровна Курдюмова)

2. Автор этой сказки – известный сказочник. Он познакомил нас с Русалочкой и Оловянным Солдатиком, рассказал историю Дюймовочки и Оле Лукойе. А в этой сказке доказал нам, что подлинное исскуство – бессмертно. Имя сказочника и название сказки?(Х.К. Андерсен «Соловей»)

3. Имя брата Геракла? (Ификл)

4. За что Геракл должен был получить бессмертие? (За 12 подвигов по поручению Эврисфея)

5. Как называется произведение Н.В.Гоголя, в котором он рассказывает о последнем дне перед великим праздником, учить нас колядовать, устраивает встречу с чертом? («Ночь перед Рождеством»)

6. Назовите ФИО писателяXIX века, Близнеца по знаку Зодиака, который носил головной убор – цилиндр, имел сестру Ольгу, получил военное звание – камер-юнкер, считал своим талисманом - перстень, подаренный Воронцовой, а в школе не любил математику?(Александр Сергеевич Пушкин)

7. Продолжите строчки:

«Славная осень! Здоровый, ядреный// воздух усталые силы бодрит…»? («…Лед неокрепший на речке студеной, // Словно как тающий сахар лежит»)

1. Имя, отчество, фамилия автора учебника «В мире литературы»? (Александр Геннадьевич Кутузов)

2. Этот термин происходит от греческого слова со значением «сказание, предание», в основе лежит вымысел, выдумка, нечто нереальное. Что это за термин? (Миф)

3. Как назывался в Древней Греции певец-сказитель, поэт, инструменталист? (Аэд)

4. Назовите братьев Зевса? (Аид и Посейдон)

5. Какая богиня носит прозвище Пенорожденная? (Афродита)

6. Арина Родионовна – няня А.С.Пушкина. Какая у нее фамилия? (Матвеева – в девичестве; Яковлева – в замужестве)

7. Продолжите строчки:

«Буря мглою небо кроет,//вихри снежные кружа, …»?(«… то ,как зверь, она завоет, //то заплачет, как дитя»)

2 раунд «Начало боя»: выявление сильных и слабых позиций команд.

Задание: Определить героев литературных произведений.

1. «Пошли мальчики в рост; как пшеничное тесто на опаре, так к верху и тянутся. Стукнуло ребяткам 10 лет, отдала их мать в науку; скоро они научились грамоте и боярских и купеческих детей за пояс заткнули – никто лучше их не сумеет ни прочитать, ни ответу дать. Боярские и купеческие дети позавидовали и давай тех детей каждый раз покалачивать да пощипывать» («Два Ивана крестьянских сына»)

2. В честь какого героя «поэты слагали стихи», за то, что он «пел так дивно, заливался громче, слаще, пение его тем и хватало за сердце»? (Соловей из сказки Андерсена «Соловей»)

3. Какая героиня имела и корыто, и избу, и дворянское звание, но все-таки осталась с разбитым корытом? (Старуха из сказки А.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»)

1. Кто из героинь А.Пушкина «была воспитана на французских романах», жила в селе Ненарадове, была стройна, юна, «считалась богатой невестой»? (Марья Гавриловна из «Метели» А.Пушкина)

2. Кто из героев Н.Гоголя «поднимался высоко в небо, собирал звёзды в рукав, а потом солил их в кадушке»? ( Солоха, ведьма, из гоголевской «Ночи перед Рождеством»)

3. «Спереди – совершенный немец… но сзади он был губернский стряпчий в мундире» . Что это за герой?(Чёрт из гоголевской «Ночи перед Рождеством»)

1. Кто из героев А.Куприна «ходил в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош. У него руки посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг дёсен, точно у мертвеца»? (Емельян Мерцалов из «Чудесного доктора»)

2. «Лет 10-ти, с выпуклыми веснушками по всему лицу и волосами приблизительно такого же цвета, как обложка журнала. Отчаянный хулиган и задира». Кто это? (Джонни Досерт из рассказа О Генри «Вождь краснокожих»)

3. «Блажной мальчик», так сказал об этом герое дедушка Лодыжкин. (Трилли, герой рассказа А.Куприна «Белый пудель»)

3 раунд «Схватка капитанов»: борьба капитанов за звание лучшего.

1. Виды народных сказок? (Волшебные, о животных, социально-бытовые)

2. Время года, когда происходит действие в сказке «Снегурочка»? (Зима)

3. Как звали жениха царевны молодой из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина ? (Королевич Елисей)

4. Какое историческое событие произошло, когда одному из военоначальников Александра Невского явились святые Борис и Глеб, согласно «Житию о Борисе и Глебе»? (Ледовое побоище)

5. Какой длины была борода у Берендея из сказки В.Жуковского? («До колен борода»)

6. Цвет волос спящей царевны? (Черные)

7. Какой чин получил Иван за поимку жар-птицы из сказки П.Ершова «Конёк-горбунок»? (Стремянной)

8. Кто помог Якову из сказки В.Гауфа «Карлик Нос» найти травку «чихай на здоровье»? (Гусыня Мими)

9. Герой сказки А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» получил конопляное семечко. Куда положил он подарок? (В карман)

10. Кто вылечил китайского императора из сказки Х.Андерсена? (Соловей)

1. Кому принадлежат слова: «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»? (А. Пушкину)

2. Как начинается сказка «Василиса Прекрасная»? («В некотором царстве жил-был купец»)

3. Жанр «Руслана и Людмилы» А.Пушкина? (Поэма)

4. Что такое «лукоморье»? (Излучина морского берега)

5. К кому обращается герой лермонтовского «Бородино» с просьбой рассказать о войне 1812 года? (К дяде)

6. Имя матери И.С.Тургенева?(Варвара Петровна)

7. В каких отношениях с челядью находился Герасим , герой рассказа Тургенева «Муму»? («… в коротких»

8. Назовите автора строк: «Мой первый друг, мой друг бесценный!»? (А. Пушкин)

9. Автор рисунка «Парус», помещенного у вас в хрестоматии? (М. Ю. Лермонтов)

10. Кто из великих писателей подписывал свои произведения следующими псевдонимами: Алов, Рудый Панько, Панько, ***, О.О.О.О., Фома Григорьев, Алмомун, Яновской, Степанов, Рязанский, Кюсель-Гарнен, Мамон? (Н.В. Гоголь)

1. Какие глаза были у жабы из сказки В.Гаршина «Сказка о жабе и розе»? (Злые и безобразные)

2. Что выращивали на баштане герои повести Гоголя «Заколдованное место»? (Арбузы и дыни)

3. Возраст Дины, героини повести Л.Толстого «Кавказский пленник»? (13 лет)

4. В каком произведении Ф.Достоевского герой услышал тихий голос со словами: «Пойдем со мной на ёлку, мальчик!»? («Мальчик у Христа на ёлке»)

5. Что осталось в наследство Кишу, герою рассказа Д.Лондона «Сказание о Кише», от отца? (Копьё)

6. Время гаданий девушек из поэмы В.Жуковского «Светлана»? (Крещенский вечерок)

7. Кто подарил Гераклу лук и стрелы? (Аполлон)

8. Цвет глаз Вани Солнцева, героя повести В.Катаева «Сын полка»? (Синие)

9. Как называлось село, где жила Лиза, героиня повести А.Пушкина «Барышня-крестьянка»? (Прилучино)

10. Нелюбимый учебный предмет А.Пушкина? (Математика)

4 раунд «Кто сильнее?» (блиц-вопросы):

http://www.uroki.net/bp/adlog.php?bannerid=1&clientid=2&zoneid=90&source=&block=0&capping=0&cb=378c98cb8ced64adeef333f1c7018acdпродолжение литературного ринга (вопросы болельщикам)

1. Назовите учителей литературы нашей школы. (Кузнецова Вера Викторовна, Наумова Марина Николаевна, Мочалова Ольга Алексеевна)

2. Номер кабинета Мочаловой Ольги Алексеевны? (15)

3. Продолжите пословицу: «Сказка – ложь, а песня - …»? (Правда)

4. Как называли сказочников в Древней Руси? (Бахарь)

5. Какому народу принадлежит сказка «Тысяча и одна ночь»? (Арабскому)

6. Сколько чародеек пригласили на пир в честь рождения дочери царя Матвея?

(11 чародеек)

7. Прозвище младшего брата из сказки «Конёк горбунок»? (Иван – дурак)

8. Назовите имена родителей Геракла? (Зевс и Алкмена)

9. Продолжите: «Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий…»? («… французы двинулись, как тучи,// И все на наш редут.// Уланы с пёстрыми значками,// Драгуны с конскими хвостами,// Все промелькнули перед нами.//Все побывали тут.»)

10. Кто из русских поэтов назвал зиму «чародейкою»? (Ф. Тютчев)

11. Назовите композиционные элементы? (Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог)

12. Каким эпитетом «наградил» М. Лермонтов парус? («Одинокий)

13. Закончите пословицы:

Не торопись отвечать – торопись…. (Слушать)

Не имей 100 рублей, а …. (Имей 100 друзей)

Маленькое дело лучше… (Большого безделья)

Делу время - … (Потехе час)

14. Назовите двусложные размеры стиха. (Ямб и хорей)

15. Кто подарил А. Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя»? (В. Жуковский)

5 раунд «Выявление лидера»: борьба продолжается.

Задание: Определите произведение и назовите автора по «набору» героев.

1. Зеркало, королева, Снегурочка, егерь, Семеро карликов? («Снегурочка, немецкая народная сказка)

2. Борис, Глеб, Святополк, бояре, князь? («Святые мученики князья Борис и Глеб»)

3. Иван-царевич, Марья-царевна, царь Кощей, старик, старший повар, царь Берендей? («Сказка о царе Берендее» В. Жуковского)

4. Иван, Данило, Гаврило, конек, жар-птица, царь, царь-девица? («Конёк горбунок» П. Ершова)

5. Император, капельмейстер, придворные, «серая птичка»?(«Соловей» Х. Андерсена)

1. Кащей, колдун, Руслан, Ратмир, Рогдай? («Руслан и Людмила», А. Пушкин)

2. Левко, Голова, Ганна, ведьма? («Майская ночь, или Утопленница». Н.Гоголь)

3. Герасим, собачка, барыня, Татьяна, кастелянша? («Муму», И.Тургенев)

4. Дуня, старый смотритель, служанка, Минский? («Станционный смотритель», А. Пушкин)

5. Александр Павлович, Платов, мужик косой, граф Кисельврод? («Левша». Н. Лесков)

1. Роза, жаба, мальчик, сестра Маша? («Сказка о жабе и розе», В. Гаршин)

2. Жилин, Костылин, Дина, Абдулла? («Кавказский пленник», Л. Толстой)

3. Клош-Кван, Айкига, Уг-глук, Киш? («Сказание о Кише», Д. Лондон)

4. Караколь, бабушка Тафаро, Клик-Кляк, Вероника? («Город Мастеров, или Сказка о двух горбунах, Т. Габбе)

5. Сержант Егоров, капитан Енакиев, капитан Ахунбаев, Ваня Солнцев? («Сын полка», В. Катаев)

6 раунд «Риторический»: проверка домашнего задания.

Каждая команда представляет на суд жюри выразительное чтение стихотворения школьной программы.

7 раунд « Завершающий»: выявление явных лидеров.

Задание: определить ХВС в данных отрывках.

«Вот полночною порой

Свет разлился над горой,

Будто полдни наступают:

Жары-птицы налетают;

Стали бегать и кричать

И пшено с вином клевать»

(Эпитеты, олицетворение, гипербола)

«Гром грянул, свет блеснул в тумане,

Лампада гаснет, дым бежит.

Кругом все смерклось, все дрожит,

И замерла душа в Руслане…» (Олицетворение, повтор, градация)

«Еще в полях белеет снег.

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут, и гласят…»

(Олицетворение, эпитет, анафора, повтор)

ВЕДУЩИЙ: Подведем итоги! Слово жюри.

(Выступление председателя жюри)

ВЕДУЩИЙ: Итак, наше путешествие в страну Литературию завершилось. Сегодня мы практически применили школьные знания, проверили способности мыслить продуктивно в условиях стресса - волнения, дефицита времени. Получили хороший результат.

(Награждение победителей и участников литературного ринга)

ВЕДУЩИЙ: Помните слова Л. Сеттембрини, что «книга – лучший друг человека». «Общение с книгой – высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека»,- так говорил А. Твардовский.

Цели мероприятия:

1.Образовательные.

1) Приобщать учащихся к богатствам отечественной литературы,

2) Познакомить с известными баснописцами и их произведениями.

3) Подчеркнуть важность морали как композиционного элемента, являющегося средоточием идейного содержания басни.

2.Развивающие.

1) Формировать активного читателя.

2) Развивать чуткость к художественному слову.

4) Развивать эстетическое восприятие, эмоции, чувства и ощущения, интуицию.

3.Воспитательные.

1) Обогащать духовный мир учеников.

2) Формировать чувство прекрасного.

3) Воспитывать сопротивление невежеству.

Действие происходит на сцене в актовом зале.

Учитель: Все мы знаем, что в школе проходит неделя русского языка. Кто-то из ребят играл в брейн- ринг, кто-то оформлял стенгазеты, посвященные русскому языку, кто-то участвовал в викторинах. Наши ребята тоже не остались в стороне от проходящих мероприятий и приготовили литературный вечер «Час басни». У нас получилось литературное мероприятие, но ведь все произведения, которые мы читаем, написаны на нашем родном русском языке, поэтому связь русского языка и литературы бесконечна.

Итак, «Час басни». Сегодняшний литературный час мы хотим посвятить одному из интересных литературных жанров, любимых всеми ребятами – жанру басни. Ребята приготовили специально к этому вечеру стенгазеты, давайте мы их посмотрим.

( Ребята из 5А и 5Б показывают свои газеты и рассказывают, о них).

( Дети встают в ряд и каждый читает подготовленный наизусть отрывок).

1ученик. Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл.

2 ученик. В басне обязательно содержится мораль.

3 ученик. Мораль басни – это первые или последние строки басни с нравоучительным выводом.

4 ученик. Басня – очень древний литературный жанр. Одним из первых к жанру басни обратился Эзоп, который жил в Древней Греции в 6 веке до Рождества Христова. Его басни написаны в прозе.

Учитель: А сейчас ребята познакомят вас с вами баснями Эзопа.

( 2 ученика с разных классов читают наизусть басни Эзопа: «Лисица и виноград», «Ворон и лисица»).

Лисица и виноград (Эзоп)

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!»

Так и у людей, иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.

5 ученик. Во Франции при дворе короля Людовика 14 жил известный баснописец 18 века Жан де Лафонтен. Он заинтересовался этим жанром и стал сам сочинять и перерабатывать басни.

( Ученик читает басню Лафонтена «Изречение Сократа».)

Жан де Лафонтен

Изречение Сократа

Сократ однажды строил дом, Каждый судил о нем по-своему:

Иному комнаты казались,

Право, дурны для такого хозяина,

Другой бранил внешний вид, но все

Твердили, что дом непомерно мал:

«Разве это дом? Повернуться негде!»-

«Ах, было б у меня столько истинных друзей,

Чтоб его наполнить!»- сказал Сократ.

И мудрец был прав:

Для таких его дом даже слишком был велик.

Каждый зовет себя другом, но глупец тот, кто этому верит:

Слыть другом – ничего нет легче,

Быть другом – ничего нет реже.

6 ученик. Но не только Франция известна своими баснописцами. В 18-19 веках в России тоже сочиняли басни и самым прославленным баснописцем стал, конечно же Иван Андреевич Крылов.

Учитель: Ну что ж, а теперь мы предлагаем вашему вниманию посмотреть инсценировки басен нашего замечательного творца басенного жанра Ивана Андреевича Крылова.

ВОРОНА И ЛИСИЦА

МАРТЫШКА И ОЧКИ

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

КВАРТЕТ

ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК

ЗЕРКАЛО И ОБЕЗЬЯНА

СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ

Учитель: Но пока ребята готовятся, я предлагаю всем вам стать на время не зрителями, а участниками. Вспомните, из каких басен данные строки: (вопросы в зрительный зал)

1. И в сердце льстец всегда отыщет уголок. ("Ворона и лисица")

2. Попался как ворона в суп! ("Ворона и курица")

3. А Ларчик просто открывался! ("Ларчик")

4. У сильного всегда бессильный виноват ("Волк и ягненок")

5. С волками иначе не делать мировой,

Как снявши шкуру с них долой! ("Волк на псарне")

6. … Рыльце у тебя в пуху! ("Лисица и сурок")

7. Ты все пела? Это дело!

Так поди же, попляши! ("Стрекоза и муравей")

8. Прощай, хозяйские горшки! ("Обоз")

9. Ай, Моська знать она сильна,

Что лает на Слона! ("Слон и Моська")

12. Трудишься много ты, да пользы в этом нет! ("Обезьяна")

13. При красоте такой и петь ты мастерица, (Ворона и лисица)

14. А Васька слушает да ест. ("Кот и Повар")

15. Очков с полдюжины себе она достала; (Мартышка и очки)

16. "Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой (Стрекоза и муравей)

17. Слона то я и не приметил! ("Любопытный")

18. Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу! (Лебедь, рак и щука)

19. Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:

Я даже их могу по пальцам перечесть". (Зеркало и обезьяна)

20. Ты сер, а я, приятель, сед! ("Волк на псарне").

Учитель: вы все молодцы, все знаете творчество великого русского баснописца. Ребята уже готовы к показу басен, смотрим.

(Ребята показывают инсценировки.).

Учитель: Вот мы и познакомили вас с литературным жанром басни, рассказали, кто был первым баснописцем, показали вам наши инсценировки басен и на этом хотим закончить наш литературный вечер. Надеемся, что вы получили удовольствие от увиденного.

Спасибо, что пришли на наш литературный час.

Все участники выходят на сцену.

Список используемой литературы

  1. И.А.Крылов. Басни. С.-П.: Амфора, 2011.
  2. О.А. Еремина. Уроки литературы в 5 классе: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2007.

  1. Литература 5 класс. Ч.1 под редакцией В.Я. Коровиной, 2007.

 

Ход литературного ринга:

ВЕДУЩИЙ.

Ничего на свете лучше нету,

Чем читать журналы и газеты,

С умной книгой каждый день встречаться,

Знаний и умений набираться.

Мы читаем про моря и страны,

Про животных, птиц и великанов.

В сказки тоже нам открыты двери-

Мы пойдём за Машей и Емелей.

Встречу эту все мы долго ждали,

И немало книг мы прочитали.

Соревнования сейчас устроим,

Лень, тоску скуку мы прогоним.

Итак, дорогие ребята, сегодня мы встретились с вами, чтобы выявить знатоков литературы. На нашем литературном ринге вы должны проявить свою эрудицию, показать свои знания, умение работать в коллективе, показать лидерские качества. Состязание будет состоять из 7 раундов, в которых команда получает очки за правильные ответы. В результате – определим, кто же станет победителем! В конце игры наши меценаты наградят победителей.

1 раунд «Разминка»: выявление степени готовности команд к состязанию.

1

2

Дополнительные вопросы

1.Как называется учебный предмет, позволяющий глубоко мыслить, уметь рассуждать, задавать вопросы и просто помогающий жить? (Литература) 

2. Назовите роды литературы? (Эпос, лирика, драма) 

3. Этот термин имеют два английских корня. Буквально слово переводится как «народная мудрость». Назовите термин. (Фольклор) 

4. Какой жанр фольклора имеет следующие особенности:

- зачин и концовку

- повтор эпизодов

- 3-х ступенчатое строение сюжета? (Сказка) 

5. Что в переводе с греческого означает слово «библия»? (Книга, писание)

6. Как называются авторы житий? (Агиографы)

7. Во сколько лет П.П.Ершов написал сказку «Конек-горбунок»? (В 19 лет)

1. Имя, отчество, фамилия автора учебника «Литература 6 класс»? (Тамара Федоровна Курдюмова)

 

2. Автор этой сказки – известный сказочник. Он познакомил нас с Русалочкой и Оловянным Солдатиком, рассказал историю Дюймовочки и Оле Лукойе. А в этой сказке доказал нам, что подлинное исскуство – бессмертно.Имя сказочника и название сказки? (Х.К.Андерсен «Соловей») 

3. Имя брата Геракла? (Ификл) 

4. За что Геракл должен был получить бессмертие? (За 12 подвигов по поручению Эврисфея) 

5. Как называется произведение Н.В.Гоголя, в котором он рассказывает о последнем дне перед великим праздником, учить нас колядовать, устраивает встречу с чертом? («Ночь перед Рождеством»)

6. Назовите ФИО писателя XIX века, Близнеца по знаку Зодиака, который носил головной убор – цилиндр, имел сестру Ольгу, получил военное звание – камер-юнкер, считал своим талисманом - перстень, подаренный Воронцовой, а в школе не любил математику? (Александр Сергеевич Пушкин) 

7. Продолжите строчки:

«Славная осень! Здоровый, ядреный// воздух усталые силы бодрит…»? («…Лед неокрепший на речке студеной, // Словно как тающий сахар лежит»)

 

2. Этот термин происходит от греческого слова со значением «сказание, предание», в основе лежит вымысел, выдумка, нечто нереальное. Что это за термин? (Миф)

3. Как назывался в Древней Греции певец-сказитель, поэт, инструменталист? (Аэд)

4. Назовите братьев Зевса? (Аид и Посейдон) 

5. Какая богиня носит прозвище Пенорожденная? (Афродита) 

6. Арина Родионовна – няня А.С.Пушкина. Какая у нее фамилия? (Матвеева – в девичестве; Яковлева – в замужестве) 

7. Продолжите строчки:

«Буря мглою небо кроет,//вихри снежные кружа, …»? («… то ,как зверь, она завоет, //то заплачет, как дитя»)

2 раунд «Начало боя»: выявление сильных и слабых позиций команд.

Задание: Определить героев литературных произведений.

1

2

 

1. «Пошли мальчики в рост; как пшеничное тесто на опаре, так к верху и тянутся. Стукнуло ребяткам 10 лет, отдала их мать в науку; скоро они научились грамоте и боярских и купеческих детей за пояс заткнули – никто лучше их не сумеет ни прочитать, ни ответу дать. Боярские и купеческие дети позавидовали и давай тех детей каждый раз покалачивать да пощипывать» («Два Ивана крестьянских сына»)

2. В честь какого героя «поэты слагали стихи», за то, что он «пел так дивно, заливался громче, слаще, пение его тем и хватало за сердце»? (Соловей из сказки Андерсена «Соловей») 

3. Какая героиня имела и корыто, и избу, и дворянское звание, но все-таки осталась с разбитым корытом? (Старуха из сказки А.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»)

1. Кто из героинь А.Пушкина «была воспитана на французских романах», жила в селе Ненарадове, была стройна, юна, «считалась богатой невестой»? (Марья Гавриловна из «Метели» А.Пушкина)

2. Кто из героев Н.Гоголя «поднимался высоко в небо, собирал звёзды в рукав, а потом солил их в кадушке»? ( Солоха, ведьма, из гоголевской «Ночи перед Рождеством») 

3. «Спереди – совершенный немец… но сзади он был губернский стряпчий в мундире» . Что это за герой? (Чёрт из гоголевской «Ночи перед Рождеством»)

1. Кто из героев А.Куприна «ходил в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош. У него руки посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг дёсен, точно у мертвеца»? (Емельян Мерцалов из «Чудесного доктора»)

2. «Лет 10-ти, с выпуклыми веснушками по всему лицу и волосами приблизительно такого же цвета, как обложка журнала. Отчаянный хулиган и задира». Кто это? (Джонни Досерт из рассказа О Генри «Вождь краснокожих»)

3. «Блажной мальчик», так сказал об этом герое дедушка Лодыжкин. (Трилли, герой рассказа А.Куприна «Белый пудель»)

3 раунд «Схватка капитанов»: борьба капитанов за звание лучшего.

1

2

 

1. Виды народных сказок? (Волшебные, о животных, социально-бытовые)

2. Время года, когда происходит действие в сказке «Снегурочка»? (Зима) 

3. Как звали жениха царевны молодой из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина ? (Королевич Елисей)

4. Какое историческое событие произошло, когда одному из военоначальников Александра Невского явились святые Борис и Глеб, согласно «Житию о Борисе и Глебе»? (Ледовое побоище)

5. Какой длины была борода у Берендея из сказки В.Жуковского? («До колен борода»)

6. Цвет волос спящей царевны? (Черные)

7. Какой чин получил Иван за поимку жар-птицы из сказки П.Ершова «Конёк-горбунок»? (Стремянной)

8. Кто помог Якову из сказки В.Гауфа «Карлик Нос» найти травку «чихай на здоровье»? (Гусыня Мими)

9. Герой сказки А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» получил конопляное семечко. Куда положил он подарок? (В карман) 

10. Кто вылечил китайского императора из сказки Х.Андерсена? (Соловей)

1. Кому принадлежат слова: «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»? (А.Пушкину) 

2. Как начинается сказка «Василиса Прекрасная»? («В некотором царстве жил-был купец»)

3. Жанр «Руслана и Людмилы» А.Пушкина? (Поэма)

4. Что такое «лукоморье»? (Излучина морского берега) 

5. К кому обращается герой лермонтовского «Бородино» с просьбой рассказать о войне 1812 года? (К дяде) 

6. Имя матери И.С.Тургенева? (Варвара Петровна)

7. В каких отношениях с челядью находился Герасим , герой рассказа Тургенева «Муму»? («… в коротких»

8. Назовите автора строк: «Мой первый друг, мой друг бесценный!»? (А.Пушкин) 

9. Автор рисунка «Парус», помещенного у вас в хрестоматии? (М.Лермонтов)

10. Кто из великих писателей подписывал свои произведения следующими псевдонимами: Алов, Рудый Панько, Панько, ***, О.О.О.О., Фома Григорьев, Алмомун, Яновской, Степанов, Рязанский, Кюсель-Гарнен, Мамон? (Н.Гоголь)

1. Какие глаза были у жабы из сказки В.Гаршина «Сказка о жабе и розе»? (Злые и безобразные)

2. Что выращивали на баштане герои повести Гоголя «Заколдованное место»? (Арбузы и дыни)

3. Возраст Дины, героини повести Л.Толстого «Кавказский пленник»? (13 лет) 

4. В каком произведении Ф.Достоевского герой услышал тихий голос со словами: «Пойдем со мной на ёлку, мальчик!»? («Мальчик у Христа на ёлке»)

5. Что осталось в наследство Кишу, герою рассказа Д.Лондона «Сказание о Кише», от отца? (Копьё)

6. Время гаданий девушек из поэмы В.Жуковского «Светлана»? (Крещенский вечерок)

7. Кто подарил Гераклу лук и стрелы? (Аполлон) 

8. Цвет глаз Вани Солнцева, героя повести В.Катаева «Сын полка»? (Синие)

9. Как называлось село, где жила Лиза, героиня повести А.Пушкина «Барышня-крестьянка»? (Прилучино) 

10. Нелюбимый учебный предмет А.Пушкина? (Математика)

4 раунд «Кто сильнее?»(блиц-вопросы):

продолжение литературного ринга

3. Продолжите пословицу: «Сказка – ложь, а песня - …»? (Правда)

4. Как называли сказочников в Древней Руси? (Бахарь)

5. Какому народу принадлежит сказка «Тысяча и одна ночь»? (Арабскому)

6. Сколько чародеек пригласили на пир в честь рождения дочери царя Матвея?

(11 чародеек) 

7. Прозвище младшего брата из сказки «Конёк горбунок»? ( Иван – дурак)

8. Назовите имена родителей Геракла? (Зевс и Алкмена)

9. Продолжите: «Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий…»? («… французы двинулись, как тучи,// И все на наш редут.// Уланы с пёстрыми значками,// Драгуны с конскими хвостами,// Все промелькнули перед нами.//Все побывали тут.») 

10. Кто из русских поэтов назвал зиму «чародейкою»? (Ф.Тютчев) 

11. Назовите композиционные элементы? (Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог) 

12. Каким эпитетом «наградил» М.Лермонтов парус? («Одинокий) 

13. Закончите пословицы:

Не торопись отвечать – торопись…. (Слушать) 

Не имей 100 рублей, а …. (Имей 100 друзей) 

Маленькое дело лучше… (Большого безделья) 

Делу время - … (Потехе час) 

14. Назовите двусложные размеры стиха. (Ямб и хорей) 

15. Кто подарил А.Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя»? (В.Жуковский) 

5 раунд «Выявление лидера»: борьба продолжается.

Задание: Определите произведение и назовите автора по «набору» героев.

1

2

 

1. Зеркало, царица, Елисей, Чернавка («Сказка о мёртвой царевне и 7-ми богатырях) 

2. Борис, Глеб, Святополк, бояре, князь? («Святые мученики князья Борис и Глеб»)

3. Иван-царевич, Марья-царевна, царь Кощей, старик, старший повар, царь Берендей? («Сказка о царе Берендее» В.Жуковского)

4. Иван, Данило, Гаврило, конек, жар-птица, царь, царь-девица? («Конёк горбунок» П. Ершова)

5. Император, капельмейстер, придворные, «серая птичка»? («Соловей» Х.Андерсена)

1. Кащей, колдун, Руслан, Ратмир, Рогдай? («Руслан и Людмила». А.Пушкин)

2. Левко, Голова, Ганна, ведьма? («Майская ночь, или Утопленница». Н.Гоголь)

3. Герасим, собачка, барыня, Татьяна, кастелянша? («Муму», И.Тургенев) 

4. Дуня, старый смотритель, служанка, Минский? («Станционный смотритель», А.Пушкин) 

5. Александр Павлович, Платов, мужик косой, граф Кисельврод? («Левша». Н.Лесков)

1. Роза, жаба, мальчик, сестра Маша? («Сказка о жабе и розе», В.Гаршин)

2. Жилин, Костылин, Дина, Абдулла? («Кавказский пленник», Л. Толстой) 

3. Клош-Кван, Айкига, Уг-глук, Киш? («Сказание о Кише», Д.Лондон)

4. Караколь, бабушка Тафаро, Клик-Кляк, Вероника? («Город Мастеров, или Сказка о двух горбунах, Т.Габбе)

5. Сержант Егоров, капитан Енакиев, капитан Ахунбаев, Ваня Солнцев? («Сын полка», В.Катаев)

6 раунд «Риторический»: проверка домашнего задания.

Каждая команда представляет на суд жюри выразительное чтение стихотворения школьной программы.

7 раунд « Завершающий»: выявление явных лидеров.

Задание: определить ХВС в данных отрывках.

«Вот полночною порой

Свет разлился над горой,

Будто полдни наступают:

Жары-птицы налетают;

Стали бегать и кричать

И пшено с вином клевать»

(Эпитеты, олицетворение, гипербола, )

«Гром грянул, свет блеснул в тумане,

Лампада гаснет, дым бежит.

Кругом все смерклось, все дрожит,

И замерла душа в Руслане…» (Олицетворение, повтор, градация)

«Еще в полях белеет снег.

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут, и гласят…»

(Олицетворение, эпитет, анафора, повтор)

ВЕДУЩИЙ: Подведем итоги! Слово жюри.

(Выступление председателя жюри)

ВЕДУЩИЙ: Итак, наше путешествие в страну Литературию завершилось. Сегодня мы практически применили школьные знания, проверили способности мыслить продуктивно в условиях стресса - волнения, дефицита времени. Получили хороший результат.

(Награждение победителей и участников литературного ринга)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...