Преемственность в вопросах формирования , развития и оценки читательской грамотности на уровне ООО и СОО
методическая разработка по литературе

Ната Николаевна Петрова

Данный материал поможет учителю определить стратегию работы по формированию читательской грамотности на этапах перехода из начальной школы в среднее звено и в дальнейшем - в старшую школу

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ВОПРОСАХ ФОРМИРОВАНИЯ, РАЗВИТИЯ И ОЦЕНКИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОВНЕ ООО И СОУ

              Выступление учителя русского языка и литературы, руководителя предметной кафедры Петровой Натальи Николаевны на городском методическом семинаре « Технологические основы формирования функциональной грамотности : опыт и перспективы деятельности региональной инновационной площадки »

Место проведения: МОУ СШ №6

Дата: 23.12.2022

2 слайд

Читательская грамотность - способность человека понимать и
использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Таким образом, можно утверждать, что читательская грамотность является важнейшим компонентом той глобальной компетенции, которой должны овладеть выпускники школы.

3 слайд

ГРУППЫ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ

                                                   Умение № 1
Извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения:

                                                     Умение № 2
– Интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя.

И если первое умение приобретается ещё в начальной школе и совершенствуется в средней, то формирование второго - задача старшей школы.

Верите ли вы, что отец может осознанно убить сына?

4 слайд

Целостное восприятие и понимание текста, умение анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности:

( они представлены на слайде) 


● осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;
● пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);
● ответы на вопросы;
● анализ и интерпретация произведения;
● составление планов;
● характеристика героя;
● написание отзыва;
● написание сочинений

5 слайд

Из огромного количества приёмов работы с текстом я остановлюсь только на тех, которые сама успешно применяю и которые, на мой взгляд , способствуют преемственности в формировании, развитии и оценке читательской грамотности.

6 слайд

Приём «Верите ли вы …?»
Приём «Верите ли вы…» может быть началом урока, связывает разрозненные факты в единую картину; систематизирует уже имеющуюся информацию; способствует вдумчивой работе с текстом,  учит критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации.
Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста  учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются. Например: Верите ли вы, что Тургенев полностью придумал историю Герасима и Муму? Верите ли вы, что инфинитив может в предложении играть роль подлежащего?

6 слайд

Прием «Мозаика», «Реконструкция текста»
Сложение целого текста из частей. Этот приём знаком ученикам и любим ими ещё с начальной школы. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”.
Текст разделяется на части (предложения, абзацы).
Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения. В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

6 слайд

Прием «Кластер»

 Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок».
Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.
Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом».
Задача : не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между элементами кластера.
 Например, как взаимосвязаны между собой смысловые блоки. Заданием может стать и укрупнение одного или нескольких элементов, выделение новых.

7 слайд. Кластеры

На слайде представлены примеры кластеров по русскому языку и литературе,

выполненных учениками.

8 слайд

Приём «Тонкий и Толстый вопрос»

Приём успешно используется в начальной школе, поэтому, соблюдая  преемственность в обучении, часто использую его в 5-6 классах. Этот прием используется мной для организации взаимоопроса. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

9 Слайд . Таблица тонких и толстых вопросов

Прием способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

Хочу показать вам пример работы с конкретным лингвистическим текстом на уроке « Родного русского языка в 7 классе».

Даётся исходный текст.

 Слайд 10                     

Основные признаки текста.


      Когда мы разговариваем с другом, отвечаем на уроке или пишем сочинение, то употребляем не отдельные предложения, а целые тексты. Мы связываем предложения темой и основной мыслью в единое целое, или в текст.
    Предложения, составляющие текст, расположены в определённой последовательности, связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств.
    Текст может быть представлен в устной или письменной форме. Непроизнесённого, ненаписанного, ненапечатанного текста быть не может. Каждый текст, даже самый небольшой, имеет чёткие границы: начало и конец. Заголовок, если он есть в тексте, отражает обычно тему текста или его основную мысль.
    Тема текста — то, о чём написан текст. Основная мысль текста — то, что хотел сказать нам автор текста, ради чего этот текст написан.
    Текст обязательно даёт информацию (от лат. informatio — представление,
понятие о чём-либо) о чём-то или о ком-то.
    Все части текста определённым образом упорядочены, организованы,
разделены на абзацы. Каждый абзац начинается с красной строки.

Ученикам предлагается выполнить следующие задания на использование приемов:
Задание для группы 1
.

Разбить текст на смысловые блоки.
Озаглавить каждый блок и текст в целом.
Задание для группы 2.

Составить к тексту вопросы,
используя приём «Тонкие и толстые вопросы»
Задание для группы 3. 

Составить кластер. Ключевое слово
– ТЕКСТ

слайд 11

Приёмы, используемые для формирования умения творческого чтения

Слайд 12

                       Приём «Маркировка»


Перед чтением текста предлагается учащимся несколько вопросов на мотивацию: Почему я должен прочесть этот текст?

Далее используется прием маркировки текста: на лист учебника с текстом надеваем файл, в руки берем цветной маркер и читаем текст по абзацам, выделяя главное и отмечая цифрами абзацы. Далее нужно пересказать по маркированному. Кроме того, что этот прием незаменимо действует при работе с лингвистическими текстами при подготовке к сжатому изложению, также успешно его можно использовать при составлении плана любого текста.

                         Прием «Реставрация текста»
Одним из продуктивных приемов работы с текстом является «письмо с пробелами». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала. Я использую этот приём  также при работе с поэтическими тестами для изучения художественно-изобразительных средств языка. 

Слайд 13
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На_________небе мгла носилась;
Луна, как________пятно,
Сквозь________ _______желтела,
И ты __________сидела-
А нынче погляди в окно:
__________небесами
_________коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…

Слайд 14

Составление рассказа по опорным словам .

Например, в 6 классе при изучении темы « Имя существительное» предлагается следующая работа

слайд 15

Составление рассказа о существительном по опорным словам (6 класс).
1) Имя существительное обозначает…
Отвечает на вопросы…
Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.
2) Имена существительные имеют следующие постоянные
признаки:
… или ….
… или …
Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или …..склонению.
Имена существительные имеют следующие непостоянные
признаки:….
Существительные изменяются по … и … .
3) В предложении имя существительное может быть как …, …,так и….
Имя
существительное не является членом предложения,если…

Слайд 16

Приём «Лингвистическая сказка»

Приём «Опорный конспект» или «Конкурс
шпаргалок»
(читаю сразу после появления слайда)
Формирует умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, применять её как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа. Можно пригласить на урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями, можно стать капитанами и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную гласную. Тут уже всё зависит от фантазии учителя и его учеников.

(слайд остаётся на экране)


Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в пределенных ограничительных условиях. В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия. Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:

1)«шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;
2)в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;
3)количество слов и других единиц информации соответствует

принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).

слайд 17

Прием «Концептуальная таблица»

Прием особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. (На слайде  18 ) представлена такая таблица.
Образы помещиков в поэме Н .В. Гоголя « Мертвые души»

слайд 19.

Комплексный анализ текста


Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки
учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний. Учебники, по которым я работаю ( п/р.В.Бабайцевой, Рыбченковой, Гусарова) , дают прекрасный материал для этого .

 

Заключение:

Представленные приемы работы с текстом позволяют решать такие речевые задачи:
учить видеть, слышать и чувствовать текст;
пополнять речевую память учащегося;
обогащать словарный запас;
продуктивно усваивать учебный материал;
прививать эстетический вкус;
позволяют  формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.

Таким образом, всё это работает на формирование читательской грамотности как важнейшей части глобальной компетенции школьника и выпускника.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Формирование и оценивание сформированности читательской грамотности в рамках курса истории

Международные исследования в области образования оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Ц...

Задания для оценки читательской грамотности учащихся 5–6-х классов

В статье представлены задания, которые направлены на формирование читатетельской грамотности обучающихся 5-6 классов. Тексты объединены темой "Вселенная"...

Повторение по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными на основе анализа текста краеведческой направленности с заданиями, направленными на формирование и оценку читательской грамотности».

Урок русского языка в 9 классе с заданиями, направленными на формирование читательской грамотности учащихся. Использован краеведческий материал по Приморскому краю....

Оценка читательской грамотности обучающихся на уроках иностранного языка.

Оценка читательской грамотности обучающихся на уроках иностранного языка....

Основные подходы к оценке читательской грамотности учащихся.

Оценка читательской грамотности – одна из  составляющих оценки функциональной грамотности школьника. Она основана на «Концепции оценки образовательных достижений учащихся PISA ...