МАСТЕР-КЛАСС "ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ВОПРОСАХ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОВНЕ НОО И ООО (из опыта работы)"
опыты и эксперименты
В современном мире наблюдается снижение уровня читательской культуры населения в целом, и интерес детей к чтению не исключение. В настоящее время чтение книг заменяется просмотром телепередач, компьютерными играми, общениями в социальных сетях.Таким образом, вопрос формирования читательской грамотности школьников остаётся весьма актуальным.
Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, т.к. она является основой развития устойчивого интереса к литературе, а также первой ступенью на пути совершенствования одной из важных частей функциональной грамотности - читательской грамотности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 539.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Читательская грамотность - -способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Читательская грамотность состоит из системы следующих аспектов: беглое чтение; толкование текста в буквальном смысле; оценка языка и формы сообщения; поиск информации и ее извлечение; преобразование данных от частных явлений к обобщенным; формулирование основных идей и выводов; общее понимание текста; размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией.
Проблемы преемственности в обучении и формировании читательской грамотности Переход к предметному обучению Формальная (слабо обеспеченная методически) преемственность в содержании учебных предметов, в преподавании в начальной и основной школе Разные требования учителей по различным предметам (нестабильность критериев отметки) Недостаточный учёт возрастных особенностей детей.
« Верите ли, что…?» Приём может быть началом урока, связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. ???
Приёмы формирования читательской грамотности Приём развития творческих способностей Приём графической переработки текста Приём творческого чтения
Приёмы и технологии графической переработки текста Кластер - это особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. Любознательный Любящий животных Сочувствующий животным Внимательный Фантазёр Жизнерадостный Эмоциональный Мастер слова Николай Иванович Сладков – автор рассказа «Плясунья»
Приёмы и технологии графической переработки текста «Опорный конспект/схема/таблица»
Приёмы и технологии графической переработки текста Приём «Маркировка» (« Инсерт ») – это выделение цветом основной мысли, ключевых слов
Приёмы и технологии графической переработки текста Прием «Лови ошибку»
Приёмы «Творческое чтение» «Реставрация текста» ……., ты помнишь, …… злилась, На небе _________ носилась; Луна, как ________пятно , Сквозь_______ желтела, И ты _________сидела А ______ погляди в окно: _______небесами_____ коврами, _______на солнце, ______лежит
Прием «Верите ли вы, что…» Приёмы «Творческое чтение»
Приёмы «Творческое чтение» Приём «Письмо с дырками (пробелами)»
Приёмы «Творческое чтение» Приём «Таблица»
Приёмы «Творческое чтение» Приём – «Чтение с остановками» или Технология правильной читательской деятельности Приём « Синквейн »
Приёмы развития творческих способностей Приём интерпретации художественного текста: словесное рисование ( выделение художественных деталей, анализ изобразительно-выразительных средств языка); сопоставление сюжетных линий, персонажей внутри одного произведения или нескольких произведений; обобщение; формулирование собственной читательской позиции.
Приём «Тонкие и толстые вопросы» Когда..? Куда...? Кого … ? Что…? Почему … ? Что было бы, если…? Согласны ли вы с тем, что…? Как бы вы поступили …?
Приёмы развития творческих способностей Приём «Лингвистические сказки» Приём «Логическая цепочка» Приём «Создание викторины/кроссворда».
ОТВЕТЫ «Основные признаки текста» 1-5-3-4-2-8-6-7
Верно ли, что каждый абзац начинается с красной строки? Что связывает предложения в тексте? Что обычно отражает тему и главную мысль текста? Согласны ли вы, что текст может быть в устной или письменной форме? Верно ли, что тема текста – это то, о чем говорится в тексте? В чём различие между темой текста и основной мыслью? Может ли текст быть в устной форме? Предположите, что будет, если в тексте убрать красную строку? Объясните, почему предложения в тексте расположены в определенной последовательности? Дайте три объяснения, почему эти предложения являются текстом? «Тонкие и толстые вопросы»
ТЕКСТ ТЕМА ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ АБЗАЦ КРАСНАЯ СТРОКА ИНФОРМАЦИЯ КЛАСТЕР
Представленные приемы работы с текстом позволяют решать такие речевые задачи: ● учить видеть, слышать и чувствовать текст; ● пополнять речевую память учащегося; ● обогащать словарный запас; ● продуктивно усваивать учебный материал; ● прививать эстетический вкус; ● формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.
«Всё в твоих руках» БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным. УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в своей деятельности. СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации БЕЗЫМЯННЫЙ - не все приёмы работы с текстом представлены ясно. МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование читательской грамотности на уроках истории в основной школе (из опыта работы)»
Выступление на районном едином методическом дне «Формирование читательской грамотности на уроках истории в основной школе (из опыта работы)»...
"Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках литературы" (из опыта работы Тугушевой Е. А.)
Как учителю литературы вызвать у всех учащихся интерес к художественному слову, к предмету "литература", формировать читательскую грамотность....
Формы, методы, приемы формирования читательской грамотности обучающихся в контексте Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования»
Региональная научно-практическая конференция по вопросам обновления содержания образовательных программ и преподавания учебных предметов в соответствии с Концепциями их преподавания «Взаимодейст...

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОПЫТУ. Мастер-класс на тему : «Формирование читательской грамотности обучающихся средних и старших классов посредством использования инновационных образовательных технологий на уроках предметной области «Филология».
Материал является приложением к собственному инновационному опыту и содержит инновационные технологии, помогающие формированию функциональной (читательской) грамотности у обучающих средних и ста...

ПРИЛОЖЕНИЕ к опыту." Формирование читательской грамотности посредством использования инновационных технологий на уроках предметной области "Филология" ПРАКТИКА.Интеллект-карты обучающихся
ПРИЛОЖЕНИЕ к опыту." Формирование читательской грамотности посредством использования инновационных технологий на уроках предметной области "Филология".ПРАКТИКА.Интеллект-карты обучающих...

Преемственность в вопросах формирования , развития и оценки читательской грамотности на уровне ООО и СОО
Данный материал поможет учителю определить стратегию работы по формированию читательской грамотности на этапах перехода из начальной школы в среднее звено и в дальнейшем - в старшую школу...

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы». Цель мастер – класса: ...
