Проектная деятельность учащихся на уроках литературы
учебно-методический материал по литературе

  Козырева Надежда Ивановна

Выступление

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетноеобразовательное учреждение

Мерлинская  школа

Краснинского района Смоленской области

Проектная деятельность  учащихся

на уроках литературы

Козырева Н.И., учитель русского языка и литературы

Технология проектной деятельности давно известна педагогике. Метод проектов разработан еще  в 20 – е годы прошлого века   американским философом и педагогом  Джоном  Дьюи и его учеником В. Килпатриком. Метод сориентирован на выявление новых коллективных форм  учебной деятельности.

   Известно, что учитель сегодня не столько тот, кто учит, а сколько тот, кто помогает ребенку овладеть способами, как  учиться. Это задача личностно ориентированной педагогики, где ценят не только результат, но и сам процесс учения.

      Проектное обучение - это  путь замысла или способ планирования. Учителю важно развить способности ученика к целеполаганию, планированию,реализации задуманного и самооценке.

Что такое учебный проект?

Это самостоятельная практико – ориентированная работа, в которой решаются учебные задачи:

*исследовательские

*учебные

*культурные

*социальные и прикладные

Что дает метод проектов ученику?

1. Развивает

        - самостоятельность,

        - ответственность,

         - инициативность

2. Учит

          - ставить цели,

          - продумывать способы их решения

3. Стимулирует

            - познавательный интерес,

            - расширяет кругозор

4. Создает деловые отношения, учит работать в коллективе

5. Развивает умения работать с ИКТ

6. Учит работать с информацией, учит анализировать ее.

Рассмотрим этапы проектной деятельности

Определим

- какова сфера вашего проекта?

- какова его идея?

- в чем видите проблему, которую надо решать?

- как звучит тема?

- каким должен быть конечный результат проекта?

- как в дальнейшем он будет использоваться?

Этапы проектной деятельности

Этапы                                               элементы проектной деятельности

1.Погружение в проект               Проблематизация

                                                            - рассмотрение проблем. ситуации

                                                            - формулировка проблемы

                                                        Целеполагание

                                                           - сужение проблемы

                                                           - формулировка темы

-----------------------------------------------------------------------------------------------2.Организация работы                Рефлексия

   над проектом                              - анализ внутренних ресурсов

                                                            (знаний и умений)

                                                         - анализ внешних ресурсов

                                                            (информационных, материально-

                                                            технических и кадровых)

                                                           Планирование

                                                          - этапов работы

                                                          - определение последовательности,

                                                            распределение ролей

3. Работа над проектом            Формирование коммуникативных

    Подготовка  презентациии      умений: 

                                                           - высказывать свои мысли,

                                                         - формулировать идею,

                                                           - вести диалог,

                                                           - идти на компромисс,

                                                              - работать в  группах

4.Презентация результатов     Формирование презентативных

                                                          умений:

                                                          - подготовить устное сообщение,

                                                           - выступить перед публикой,

                                                           - сделать письменный отчет,

                                                           - сопоставить цели и результаты

                                                           - суметь ответить на вопросы

5.Самооценка                               Рассказать,

                                                           - чему научился,

                                                           - какой получил опыт,

                                                            - какие проявил личные качества,

                                                            - насколько был активен

                                                             Проявить самокритичность

При разработке проекта реализуются следующие общеучебные действия:

  • Поиск и выделение необходимой информации
  • Применение методов информационного поиска (  с помощью компьютерных средств)
  • Умения структурировать знания
  • Умения осознанно строить речевые высказывания
  • Умения извлекать необходимую информацию и сжато передавать текст

Цели проектной деятельности

- Применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов ( на интеграционной основе)

- Повышение мотивации  при решении задач

- Развитие творческих способностей

- Формирование чувства ответственности

- Создание условий для сотрудничества «учитель – ученик»

Виды проектов

  1. Исследовательский проект

Такой вид требует хорошо продуманной структуры, обозначения целей, актуальности проекта для всех учеников, его социальной значимости.

Методы и приемы должны быть хорошо продуманы.

Примером такого проекта служит работа Селезнева Р., ученика 11 класса) «Смоляне – защитники страны Россия».   Школьник активно сотрудничал с районным краеведческим музеем, учителями- предметниками, администрацией сельского поселения, обрабатывал и  систематизировал материал.

Формой исследовательского проекта стал реферат, автор которого занял 3-е место в областном конкурсе. Материалы этого реферата используются при проведении Уроков мужества.

Не менее содержательным и актуальным стал исследовательский проект Новикова Петра на тему «Отечественная война 1812 года на Краснинской земле».

Проект был реализован совместно с учителем информатики Шкырманцевой В.Д. Ценность этой работы в том, что были найдены материалы о боях, прогремевших на территории  нашей деревни Мерлино. Ученики имели возможность реально прочувствовать величие и мощь тех событий и считать себя потомками героев. Это ли не воспитательный момент! Работа Новикова П. заняла 1-е место в районном конкурсе рефератов.

2.Информационный проект

Такие проекты расширяют кругозор учащихся, позволяют заочно  посетить село Михайловское, Тарханы, Карабиху, Соловецкие острова, родину Ломоносова – Холмогоры, насладиться архитектурными ансамблями Санкт-Петербурга, побывать в Эрмитаже… Технические возможности позволяют сегодня это сделать довольно успешно. Готовя такой проект, ученики основательнее погружаются в тему урока, лучше узнают писателя или поэта.

     В 2011 году вся страна отмечала 300- летие со дня рождения М.В. Ломоносова. Пройти мимо этого события мы не могли, тем более что это моя родина.

Ученики 9 и 11 классов поставили перед собой цели – подготовить презентацию, оформить альбом и стенд. Распределили роли, обозначили сроки. Ребята подобрали художественную литературу, в Интернете нашли соответствующий материал, иллюстрации. Группа редакторов подготовила текст. При помощи учителя информатики работа была оформлена  и представлена. Стенд послужил мне хорошим подспорьем при проведении уроков литературы.

3.Игровой проект

Игра – один из наиболее эффективных  приемов в обучении.

В игре ученик раскрывается, раскрепощается, мыслит творчески и эффективно.

Примером такой работы стал проект на тему «Чтоб казна была полна – заплати налог сполна». Готовя детей к жизни, мы уже сегодня должны воспитывать в них гражданина, в частности,  законопослушного  налогоплательщика.

К этой работе были привлечены старшеклассники. Распределили роли: один определял общую структуру проекта, другие – сочиняли частушки, третьи- подбирали иллюстративный материал в Интернете. В результате получилась хорошая инсценировка.

5. Творческий проект

Этот проект лучше всего реализуется на уроках литературы.

ФГОСы второго поколения предполагают активное использование проектов при изучении той или иной темы.

Рассмотрим, что предлагает  рабочая программа В.Я.Коровиной.

   

 

             Проекты по литературе в 5 классе

( предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

ФГОС второго поколения

1.Составление под руководством учителя  электронного альбома «Художники – иллюстраторы сказок»

2.Составление электронного альбома «М.В.Ломоносов – великий россиянин»

3. Составление под руководством учителя электронного альбома «Герои басен И.А.Крылова  в иллюстрациях»

4.Составление под руководством учителя электронной презентации «Сюжет о спящей царевне  в сказках народов мира»

5.Электронноый альбом «События и герои сказок  А.С.  Пушкина в книжной графике»

6.Составление электронной презентации «Фантастические картины «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в иллюстрациях»

7.Составление под руководством учителя  альбома «Словесные портреты и пейзажи  в повести «Муму» глазами книжных графиков»

8.Электронная презентация «Жилин и Костылин : два характера – две судьбы»

9.Электронный альбом «Юмористические рассказы А.П.Чехова в иллюстрациях»

10.Электронный альбом «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях»

11.Электронная презентация «Мои ровесники в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»

12.Электронная презентация «Памятники литературным героям.

В соответствии с новыми стандартами  в 5 классе видами проектных работ являются:

*электронные альбомы

*электронные презентации

*постановка спектаклей ( например, по пьесе-сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев», куда входят

- выбор фрагмента сказки

- распределение ролей

- составление замечаний для господ-актеров

- оформление сцены

- реквизиты, декорации

- звуковое сопровождение

Проекты – один из видов практических работ, пожалуй , для современных детей  наиболее интересный.

Но есть и другие виды заданий:

*составление планов характеристики литературного героя

*создание собственных текстов сказок, рассказов и пр.

*создание собственных иллюстраций

*анализ стихотворения по плану

*создание таблиц

*инсценирование

*конкурсы выразительного чтения

*викторины

*написание отзыва на анимационный фильм

С прошлого учебного года мы активно занимаемся этой работой. Первой ласточкой стал проект Левченкова А. «Герои басен И.А.Крылова в иллюстрациях художников». Интересные работы подготовила ученица 6 класса  Мымликова Вика. Это «Родная природа в стихотворениях русских поэтов Х1Х века», «Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в иллюстрациях».

Заслуживает внимания проект Новикова Петра «Анна Ахматова «Реквием».

Помимо презентаций,  конечно,  применяются и традиционные, оправдавшие себя виды работ.

Литература

1.Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. -Образование в современной школе,  № 4, 2000, стр. 21-25

2.Гузеев В.Метод проектов как частный случай интегральной  технологии обучения. -Директор школы , № 6, 1995.

3.Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы.- Методический вестник, № 4 ,1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности на уроках литературы

В статье говорится о том, как проект, приготовленный  и выполненный для представления на Ярмарке идей, был использован на уроке литературы....

Проектная деятельность на уроках литературы

Презентация содержит теоретический материал о методе проекта, целях,задачах его применения на уроках литературы, а также предложен вниманию коллег проект "Штольц и Обломов"...

Проектная деятельность на уроке литературы при изучении историко-литературного материала

Презентация является приложением к статье "Проектная деятельность на уроке литературы при изучении историко-литературного материала", содержит иллюстративный материал....

организация творческой, проектной, исследовательской деятельности на уроках литературы

предлагаемая работа является обобщением опыта учителя по развитию творческой активности учащихся...

Проектная деятельность учащихся на уроке литературы.

Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном о...

Проектная деятельность на уроках литературы. Разработка урока по творчеству Н.А.Некрасова 7 класс.

Большой проблемой для учителя, я думаю с этим многие согласятся, является повышение интереса ребёнка к предмету. Ученику на уроках скучно. Однообразные  уроки, домашние  задания, котор...

Проектная деятельность на уроках литературы. Разработка урока по творчеству Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»

Проектная деятельность на уроках литературы. Разработка урока по творчеству Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»...