Исследовательская деятельность
учебно-методический материал по литературе (5 класс)

Елаева Ирина Владимировна

Урок-исследование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost_1.docx33.09 КБ

Предварительный просмотр:

Главная особенность исследовательского обучения – активизация учебной деятельности учащихся путем вовлечения их в поисковую работу творческого характера. Раскрывая сущность исследовательского обучения, известный российский ученый в области сравнительной педагогики М.В. Кларин пишет: «Это обучение, в котором учащийся ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) учителем» 

В структуре исследовательской деятельности в учебном процессе можно выделить:

1. Отдельный этап урока (объяснение нового материала, повторение пройденного, обобщение и систематизация знаний).

2. Урок – исследование.

3. Исследование может охватывать определенную тему (проводится ряд уроков).

4. Исследование может быть самостоятельной творческой деятельностью учащегося.

Организация исследовательской деятельности на уроках

Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы позволяет развивать у школьников навыки аналитического мышления в процессе анализа информации, отбора необходимых материалов, ассоциативного мышления в процессе установления ассоциаций нового учебного материала с ранее изученным, логического мышления – это  умение выстраивать логику доказательств, умение рассматривать проблему в целостности связей, с опорой на ранее изученный материал. Исследовательская деятельность на уроке развивает  творческий потенциал  личности. Создание  исследовательской атмосферы урока позволяет формировать умение открывать, искать, перебирать, взвешивать и оценивать разные варианты действий и находить правильное решение. Выдвижение самых оригинальных, неожиданных версий, гипотез, а затем поиск и наконец, результат самостоятельного эксперимента, всегда творческий процесс, требующий усилий и внимания.

Для создания атмосферы исследования на уроке  выбираю разные виды и формы заданий; стараюсь сочетать индивидуальные, парные и групповые формы проведения исследований на уроке; создаю  проблемные ситуации в зависимости от уровня исследовательских задач. Домашнее задание может быть представлено  как  исследование, которому отводится более длительное  время. Задание может получить как весь класс, так и отдельные ученики.

Задания исследовательского характера включаю на разных этапах урока: на этапе  введения в тему, актуализируя знания, в ходе практической работы или закрепления материала, на этапе  проверки  знаний, во время зачётов. Исследуемые на уроке явления могут послужить началом или основой будущих исследовательских работ, проектов. Постановка исследовательских задач помогает уйти от шаблона, развить у учащихся осмысленность, а осмысленность приводит к глубине и прочности знаний.  В процессе поиска решения задач учащиеся  пользуются не  одним источником: они обращаются к разным книгам, электронным носителям информации, используют  поисковые ресурсы Интернета. Исследовательский подход к обучению русскому языку тесно связан с проблемой понимания текста, эта способность формируется при решении лингвистических задач на уроке, потому что решить лингвистическую задачу – это значит понять текст. Логико-структурные схемы, задания с пропуском слов или фраз, сокращений, символов, сопровождаю системой проблемных вопросов.

Примеры заданий проблемного характера.

  • «Третье лишнее»:
  1. Семь, седьмой, семёрка.
  2. Двенадцатый, двенадцатиметровый, двенадцать.
  3. Три, трояк, третьего.  
  4.  Девятка, девятого, девятый.
  5. Одиннадцатиминутный, одиннадцать, одиннадцатый.
  • Восстановите пропущенные «звенья» в цепочках, выделите словообразовательные суффиксы. Ржавый --> ржаветь --> ? --> проржавелый;

сказать --> ? --> ? --> рассказчица;

меньший --> ? --> ? --> преуменьшение.

  • Доберитесь до исходного непроизводного.

        1. Цитрусовый            ?

        2.катастрофичность           ?           ?

        3. непреодолимость             ?             ?           ?           ?

  • Каковы значения суффиксов?

Как образованы производные житейский и жизненный?
Как называются подобные слова? Какие трудности могут возникнуть в употреблении паронимов?

ЖИЗНЕННЫЙ – связанный с жизнью, с окружающей действительностью, общественно значимый; близкий к жизни, к действительности, типичный, характерный для нее.

ЖИТЕЙСКИЙ – обыденный, свойственный повседневной жизни. (По словарю С.И. Ожегова.).

Вставьте на месте пропусков один из паронимов – жизненный или житейский. Какие из получившихся вариантов достаточно спорные? Почему?

И все эти люди, несмотря на видимую молодость, очевидно, обладали большим _______ опытом. (А.Куприн)

Чувствовалось, как много И.Смоктуновский хлебнул горестного и горького, какой огромный _______ опыт накопил. (О.Аросева)

К сожалению, я вновь в госпитале. Мое ______ пространство сокращается. (Д.Волкогонов)

Вопросы обсуждаются самые _______, интересующие горожан. (В.Николаев)

Мы поговорили о делах _______.

Ну что поделаешь, коли ни Господь, ни _______ обстоятельства не дали человеку ни образования, ни таланта. (Газета «Известия»)

Для М.Н. Ермоловой критерием художественности служило соответствие _______ правде. (Т.Щепкина-Куперник)

И мы расстались, чтоб никогда уже не встретиться в многоликой _______ сутолоке большого города. (Г.Семенов)

Таким людям, как Андерсен, нет охоты растрачивать время и силы на борьбу с _____ неудачами. (К.Паустовский)

Д/З:Напишите свое рассуждение о паронимах удачный – удачливый, представить – предоставить 

Примеры заданий поискового характера

Это лингвистические задачи( « Почему мы пишем  Сашок, но Игорёк?»  или « Почему написание безударной гласной во втором слоге в слове сокр.тить нельзя проверить словом короткий?» и т.д.),загадки, шарады, кроссворды, выборочные задания, исследование происхождения слов с исторической точки зрения, т.е. этимологический анализ, сравнение их с современным толкованием, сопоставительный анализ.

 (Трехлетний ребенок спрашивает у своей бабушки:
– Бабушка, если на ногах ногти, то ведь на руках рукти, да?

Что ответила бабушка внуку, вы, уверен, без труда определите. Но... в чем все-таки причина этой ошибки? И как она связана со словообразованием? Попробуйте самостоятельно построить гнезда, исходными в которых являются нога, ноготь, рука.)

  Это работа с текстом. Перед вами – «рассыпанные» предложения одного абзаца. Установите их нужную последовательность, и у вас получится отрывок из повести-сказки «Волшебная книга», которую написали М.Фадеева и А.Смирнов.

1. Слева, недалеко от него, с пологого склона, шумя по крупной гальке, впадала в море небольшая речонка.
2. Кора на них была шершавая, очень похожая на войлок, а на самом верху чуть трепетали от ветра большие листья, похожие на широкие веера.
3. С моря раздался тонкий, пронзительный крик.
4. Петрушка вышел из лодки и обмотал цепь вокруг острого камня.
5. Прямо перед ним, только чуть выше по берегу, стояли три высокие пальмы.
6. Волны с шумом выбросили лодку Петрушки прямо к большим камням, покрытым позеленевшими скользкими водорослями.
7. «Вот какая высокая пальма, – успел подумать мальчик, – нужно подойти поближе», – но сделать это он не успел.
8. Куда же это он попал?
9. «Все, теперь не унесет», – облегченно вздохнул он и огляделся вокруг.

Урок-исследование

Урок-исследование – это такой урок, на котором учебная задача подвергается рассмотрению (изучению) в устной форме.

На уроках-исследованиях по литературе  организую  многоэтапную творческую деятельность школьников через поиск путем постановки серий проблемных задач, создания и разрешения проблемных ситуаций.

Целевые установки урока-исследования по литературе:

 Личностные УУД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувств любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов.

Метапредметные УУД: понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы;  самостоятельно организовывать деятельность в группе, брать на себя инициативу в организации совместной работы; участвовать в коллективном обсуждении проблем; владеть монологической и диалогической формами речи; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; научиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности. 

Предметные УУД: анализировать литературное произведение; понимать пафос литературного произведения; формулировать собственное отношение к произведением, давать собственную интерпретацию литературных текстов; писать сочинение на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений. 

Если в традиционном процессе источником знания является учитель, то здесь у учителя совершенно другая роль, роль тьютора. Деятельность учителя на уроке-исследовании сводится практически к минимуму, зато этому предшествует большая, кропотливая работа по подготовке подобного урока.

Главное в уроке – это совместный поиск истины и собственные открытия в художественном тексте.

В самостоятельной работе по предложенной теме учащиеся используют памятку «Как готовиться к уроку-исследованию»:

  1. Перечитайте (просмотрите) еще раз художественные произведения, отберите в них главы, эпизоды, анализ которых будет необходим для ответов на вопросы; сделайте отметки в тексте или выпишите цитаты на карточки.
  2. Прочитайте рекомендованную преподавателям критическую литературу, осмыслите позицию автора, сделайте необходимые выписки.
  3. Сопоставьте противоречивые суждения, отметьте те, которые совпадают с вашими, продумайте аргументы, подтверждающие ваше мнение.
  4. Составьте план (тезисы) выступления, включая пересказ ключевых эпизодов, необходимые цитаты, сделайте выводы. Проговорите вслух, проверьте, сколько времени займет выступление.

«Диалог» непохожих. Урок – исследование  в 5 классе по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» 

 Исследование - самостоятельная творческая деятельность учащегося.

Исследование – творческий процесс изучения объекта или явления с определенной целью, но с изначально неизвестным результатом.

Каждый из нас по своей природе исследователь. Человеку присущи любопытство, исследовательская активность и исследовательское поведение.

Организую учебно-исследовательскую работу с цель развития исследовательских способностей:

  • умение видеть проблему;
  • умение вырабатывать гипотезу;
  • умение наблюдать;
  • умение проводить эксперимент;
  • умение давать определение понятиям и другие

Учебно-исследовательской деятельности учащихся опирается на ряд принципов:

- принцип доступности (способность ребёнка выполнить задание, по завершению которого возникнет ощущение успеха от результата собственной деятельности);

- принцип естественности (проблема должна быть реальной, а не надуманной; а также подлинный интерес к процессу исследования);

- принцип экспериментальности (познание учащимися свойств чего-либо посредством всех анализаторов, в результате чего различные свойства предметов и явления воспринимаются во взаимосвязи, охватываются со всех сторон);

- принцип осознанности (как проблемы, цели и задач, так и хода самого исследования и его результатов);

- принцип культуросообразности (учёт традиций миропонимания, которые существуют в данной культуре);

- принцип самодеятельности (ученик овладевает ходом исследования и новыми знаниями через собственный опыт самостоятельной работ.

Мои ученики активно занимаются исследовательской деятельностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"

Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....

Исследовательская работа "Исследовательская деятельность на уроках физики и химии"

Как средство повышения качества знания у обучающихся по предметам физики и химии...

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...