В помощь ученикам 9 классов. Подготовка к написанию сжатого изложения
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Любарец Инна Владимировна

Материал в помощь ученикам при подготовке к написанию сжатого изложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Как  дома готовиться  к изложению


1. Читайте текст или прослушайте аудиозапись, количество прослушиваний на ваше усмотрение. Помните: нужно добиться эффективного результата за
2 прослушивания текста!!!

(можно начать подготовку  с чтения печатного текста, потом переписать текст, используя 2-3 приёма сжатия в каждом абзаце).

2. Во время прослушивания быстро записывайте текст (как можно больше информации надо записать). Используйте сокращения, которые будут вам понятны. Ключевые слова, ключевые фразы, глаголы, 5-6 слов первых предложений предполагаемых абзацев  (выделяйте абзацы сразу). Записывайте информацию, соблюдая последовательность звучащего текста.

4. Используя свои записи, восстановите текст. Соблюдайте деление текста на абзацы!

5. Приступайте к сжатию текста по абзацам. Важно правильно определить в каждом абзаце микротему (важную информацию, которую нужно обязательно сохранить в изложении). Используйте способы сжатия текста: исключение, обобщение и упрощение (см. презентацию).

6. В черновике сжатого изложения посчитайте количество слов. Их должно быть не менее 70!!!


Критерии оценивания:

- сжать все абзацы (желательно в каждом абзаце использовать 2-3 приёма сжатия текста)

- сохранить абзацное членение,

- не нарушить логику,

- не сделать фактических ошибок,

- не сочинить ничего от себя.



Предварительный просмотр:

Критерии оценивания выполнения задания 9.3

С3К1     Толкование значения слова (выражения) 

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его                                                            2

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей

сочинения) дал определение,  но не прокомментировал его                        1

Экзаменуемый дал неверное определение или

толкование слова (выражения) в работе экзаменуемого отсутствует         0

С3К2     Наличие примеров-аргументов 

Экзаменуемый   привёл   два   примера-аргумента:   один  пример-аргумент   приведён   из   прочитанного   текста, а другой – из жизненного опыта

или  экзаменуемый    привёл    два    примера-аргумента    из

прочитанного текста                                                                                         3

Экзаменуемый    привёл    один    пример-аргумент    из прочитанного

текста                                                                                                                  2

Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта        1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента                              0

С3К3     Смысловая цельность, речевая связность и

              последовательность изложения

 Работа    экзаменуемого    характеризуется    смысловой цельностью,

 речевой  связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не   нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста                                    2

Работа    экзаменуемого    характеризуется    смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна

логическая ошибка и/или в  работе  имеется  одно  нарушение  

абзацного  членения  текста                                                                               1

В  работе  экзаменуемого  просматривается  коммуникативный замысел,

но допущено более одной логической ошибки и/или имеется два

случая нарушения абзацного членения текста                                                 0

С3К4     Композиционная стройность 

Работа   характеризуется   композиционной   стройностью

и завершённостью, ошибок  в построении текста нет                                     2

Работа   характеризуется   композиционной   стройностью

и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста             1

В  работе  допущено  две  и  более  ошибки  в  построении текста                0

Максимальное  количество  баллов  за  сочинение                                    9

Внимание!

Если  сочинение  представляет  собой  полностью  переписанный  или

пересказанный текст, такая работа оценивается нулём баллов

 по критериям С3К1–С3К4.

Сочинение,  написанное  на  основе слова  (выражения),  отличного  от

слова  (выражения)  в  задании  9.3 выполняемого  варианта,  по  критериям

С3К1–С3К4 оценивается нулём  баллов

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи

ГК1 Соблюдение орфографических норм

Орфографических  ошибок  

нет, или допущено  не  более одной ошибки                                                2 

Допущены две-три ошибки                                                                             1 

Допущено четыре и более ошибки                                                                 0

ГК2 Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных  ошибок  нет, или  допущено  не  более двух ошибок   2 

Допущены три-четыре ошибки                                                                      1 

Допущено пять и более ошибок                                                                     0

ГК3 Соблюдение грамматических норм 

Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка                        2 

Допущены две ошибки                                                                                   1 

Допущено три и более ошибки                                                                     0

ГК4  Соблюдение речевых норм 

Речевых   ошибок  нет, или допущено  не  более  двух ошибок               2 

Допущены три-четыре ошибки                                                                    1 

Допущено пять и более ошибок                                                                   0

ФК1 Фактическая точность письменной речи

Фактических  ошибок  в  изложении  материала,  а  также  

в понимании и употреблении терминов нет                                              2 

Допущена  одна  ошибка  в  изложении  материала  или  

употреблении терминов                                                                               1 

Допущено  две  и  более  ошибки  в  изложении  материала

или  употреблении терминов                                                                      0 

Максимальное количество баллов                                                            10


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Способы сжатия текста Подготовка к экзамену по русскому языку в 9 классе

Слайд 2

Сжатое изложение – задание №1 экзамена по русскому языку В данной работе проверяются ваши умения: Уметь выделять микротемы Определять в них главное , отсекать второстепенное Этот вид работы сложнее, чем подробное изложение, так как вы не просто должны как можно больше записать, но отобрать главное и достаточно кратко передать полученную информацию.

Слайд 3

Критерии оценивания изложения Экзаменуемый правильно применил не менее двух разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее 3 микротем текста. или Экзаменуемый правильно применил один приём сжатия, использовав его на протяжении всего текста 3 балла

Слайд 4

Экзаменуемый правильно применил не менее двух разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия 2 микротем текста. или Экзаменуемый правильно применил один приём сжатия, использовав его для сжатия 3 микротем текста 2 балла

Слайд 5

Экзаменуемый правильно применил не менее двух разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия 1 микротемы текста. или Экзаменуемый правильно применил один приём сжати я, использовав его для сжатия 2 микротем текста 1 балл

Слайд 6

Экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия 1 микротемы текста. или экзаменуемый не применил ни одного приём сжатия текста. или Экзаменуемый неправильно использовал приёмы сжатия текста и исказил авторский замысел. 0 баллов

Слайд 7

Существуют три способа сжатия текста: Исключение Обобщение Упрощение

Слайд 8

Исключение - исключение подробностей, деталей, конкретных примеров, числовых данных, авторских пояснений, отступлений и т.п. Пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; пропуск предложений с описаниями и рассуждениями. Исключение повторов. Исключение фрагмента предложения. Исключение одного или нескольких синонимов.

Слайд 9

Обобщение Обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов. В этом случае ученик должен сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами. В коробке лежали синие, красные, зеленые и жёлтые шары. = В коробке лежали разноцветные шары. образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи.

Слайд 10

Упрощение разбивка сложного предложения на сокращенные простые; замена сложноподчинённого предложения простым. перевод диалога или прямой речи в косвенную; Замена фрагмента текста синонимичным выражением. Переформулирование мысли своими словами.

Слайд 11

Способы сокращения текста Содержательные Языковые Разделение информации на главную и второстепенную Свёртывание информации за счёт обобщения Замена однородных членов предложения обобщающим словом Замена фрагмента предложения синонимом Замена предложения или его части указат. Местоимением Замена СПП простым Исключение повторов Исключение синонимов Исключение фрагмента предложения Слияние несколько предложений в одно

Слайд 12

Содержательные способы сокращения текста Здесь важно хорошо понять текст, определить: Проблему, содержащуюся в тексте Стиль текста Тип речи Строение абзацев Структуру предложений Необходимо также уметь отделять главную информацию от второстепенной Важная информация как правило содержится в главной части сложного предложения

Слайд 13

Упражнение №1. Прочитайте предложения и выпишите из них главную информацию А) Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.

Слайд 14

Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются. Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям , подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве , так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются. Проверь себя Конечный вариант Чистый воздух нужен не только людям, но и машинам.

Слайд 15

Упражнение №2. Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется факультативной? Какие предложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приёмы сжатия текста, передайте основную информацию так, чтобы объём вашего высказывания не превышал 35 слов. Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем нерациональные мечты. Цель всегда конкретна, измеряемы, достижима. 3. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. 4. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.

Слайд 16

1.1. Может показаться парадоксальным, но человеку нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. 2. Цель конкретна и достижима, мы можем продумать или просчитать те действия, которые необходимы для её достижения. В данном случае используется приём исключения информации, содержащейся в 3-м предложении исходного текста, приёма слияния 2-ого и 4-ого предложений, упрощение структуры этого предложения 2.1. Людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. 2. Можно заранее продумать, как добиться цели, но мечта – это нечто другое. В данном варианте исключается информация 3-его предложения, фрагмент 1-ого предложения, подобран контекстуальный синоним (просчитать), слиты 2 предложения. 3.1. Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты. 2. Цель конкретна, точна, достижима. 3. Можно заранее просчитать, что нужно сделать для её достижения. Используется приём исключения факультативной информации (3-е предложение, второстепенные члены в 4-м предложении Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем нерациональные мечты. Цель всегда конкретна, измеряемы, достижима. 3. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. 4. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.

Слайд 17

Языковые способы сокращения текста Дать подтверждение – подтвердить; привести доказательство – доказать; проводить исследование - …; совершать превращение - …; проявлять интерес - …; выдвинуть предположения - …; Процесс реакции – реакция; свойство упругости - …; месяц март - … А) трансформация словосочетаний Упражнение 3. Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие, ёмкие, экономичные.

Слайд 18

Языковые способы сокращения текста Для того чтобы осуществить – для осуществления; для того чтобы получить – для получения; для того чтобы изменить - …; для того чтобы соединить - …; для того чтобы распределить - …; для того чтобы рассмотреть - … В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь (достичь цели) В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать для достижения цели) Энергии, выделяющейся для ядерной реакции, достаточно, чтобы нагреть от комнатной температуры до кипения 150 т воды. (Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно для нагревания от комнатной температуры до кипения 150 т воды) Б) трансформация предложений Упражнение 4. Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.

Слайд 19

Языковые способы сокращения текста Чтобы ядерная реакция протекала, необходимо снизить скорость движения нейронов приблизительно в 10000 раз. (Для протекания ядерной реакции необходимо снизить скорость движения нейронов приблизительно в 10000 раз) Если бы на мгновение прекратилось действие электромагнитных сил, то сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы. (С прекращением действия электромагнитных сил сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы) Упражнение 5. Замените придаточные условия и причины предложно-падежной конструкцией или деепричастным оборотом

Слайд 20

Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля!.. Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств – признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату-грузину. Попробуйте сжать текст, используя разные способы сжатия текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»     разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса     ...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Урок- подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Цели урока: формировать навыки работы с различными приемами сжатия текста; формировать умение выделять в тексте микротемы,о...

Методическая разработка урока в 9 классе «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».

Урок вошел в систему уроков по развитию речи и подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классе. Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе включает несколько типов задан...

Развитие речи. 8 класс. Подготовка к написанию сжатого изложения (ГИА)

 Как подготовить выпускников 9 класса к написанию сжатого изложения? Есть определённая система такой подготовки. Не торопитесь давать учащимся прослушивать текст и писать по нему изложение...

Конспект урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в 9 классе"

Урок развития речи в 9 классе.Тема: Подготовка к написанию сжатого изложенияОсновная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста.Образовательная:формироват...