Конспект и презентация к уроку по предмету "Чтение" по теме: Л.Ф. Воронкова "Дорогой подарок", 5 класс
план-конспект урока по литературе

Аккужина Лилия Файзулловна

Конспект урока по предмету "Чтение" по теме: Л.Ф. Воронкова "Дорогой подарок", 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок чтения на тему Л. Воронкова   «Дорогой подарок». 5 класс.

Цель: ознакомление уч-ся с 3 частью произведения Л. Воронковой  «Дорогой подарок».

Задачи: Обучающие:

учить выделять основную мысль произведения, характеризовать героев и их поступки; формировать навыки осознанного, выразительного чтения; учит находить в тексте ответы на поставленные вопросы:

Коррекционно – развивающие:

Развивать связную устную речь, память, мышление, умение анализировать прочитанное; способствовать развитию выразительной речи уч-ся; обогащать словарный запас уч-ся.

Воспитывающие:

Воспитывать чувство любви и уважения к людям, быть добрым, отзывчивым, внимательным к окружающим.

                                                                           Ход урока.                                                            

                                                                                                                                                             

  1.     Организационный момент.                                    Слайд 1

Необычный день у нас

      И гостями полон класс

Что гостям сказать вам надо?          

Видеть вас мы очень рады                                                                                                                     

   Мотивация: для чего учимся читать? Зачем вы читаете?  Чему хочешь научиться?  Почему   следует перечесть его дома?

--Мало уметь читать, надо уметь и думать.

- Читать вы все умеете, будем вместе учиться думать.

-Желаю вам удачи и узнать много интересного на уроке!

- Какие правила будем соблюдать, работая на уроке?

На уроке будь старательным, будь спокойным и внимательным.

Говори все четко, внятно, чтобы было   всем понятно. Мне тогда все понятно, когда интересно.

Если хочешь отвечать, надо руку поднимать.

Как мы должны читать? Правильно, осознанно, выразительно.

Выразительное чтение-чтение с нужной интонацией, правильным   логическим ударением.

Человек, который хочет научиться выразительно читать, должен уметь управлять мимикой, передавать настроение героя. Предлагаю вам потренироваться

                                                                                                                                              

  Речевая разминка Упражнение для развития выразительности, с интонацией радости.

- Прочитайте хором предложения с последовательной постановкой логического ударения.

Какой чудесный день!                                                                                            Слайд 2

Какой чудесный день!

Какой чудесный день!

2.Целеполагание: сообщение целей урока и результат.

     Пословица: « Дорог не подарок, дорого внимание».                                Слайд 3

  -Прочитать выразительно. Смысл этой пословицы подтвердим в конце урока.

- С каким произведением мы работали на прошлом уроке? Что читали?

- Кто автор этого рассказа?

А сейчас мы продолжим работу над содержанием рассказа Л.Воронковой «Дорогой подарок».

А дорогим подарочком для меня будет ваше активное участие на уроке, ваш пересказ, пословицей, ваше правильное и выразительное чтение и внимательное отношение к делу.

Какая тема урока? Сообщение темы и целей урока.

Словарная работа. Какие слова в тексте вам были непонятны?                                 Слайд 4

Вспомним словарные слова, которые у вас вызывали затруднения. Мы на прошлых уроках узнали их значение. А сейчас вы их будете угадывать. И вспомним в каких частях рассказа они встречались.

                                                                                         

1. Восстанови слово. Вставь гласные между согласными так, чтобы получилось слово. Прочитай . Объясни значение. В какой части рассказа встречается это слово.

         П- З- МК- .                                                        Слайд                          

2.Чтение слова, написанного с использованием разных шрифтов:  до де и чу

Кого назвали? Когда?

3. Дюжина-12 штук.       Полдюжины-?      Чего ?(платочков). Где встречаются эти слова? (2ч.)  С чем связаны?

 4.ЫТАННЮ-    Слово наоборот. Кого называют?   Кто такие?

      5.  РЛиупам-    Буквы потерялись.     Что за слово?    Кто принес букет из этих цветов? Кому?

                       

                                                                                                                       

Проверка домашнего задания.

- Что было задано на дом? (2 часть читать, озаглавить).

Вспомним 1 часть рассказа.                                                      Слайд 5

Как озаглавили? « Красивая ваза».

- К какому событию ребята приготовили свои подарки?

- Какое настроение было у ребят и у т.Нюры? (радостное) Почему?

- О каком подарке говорится в 1 части?

- Кому был предназначен этот подарок?

Вывод:   Так какая же была ваза? Опишите.

Показ рисунка вазы.

             

- А какое чувство испытывала т.Нюра в этот момент? (грусть) Почему?

У доски ученик выбирает карточку с настроением.                                                                            

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                       Экран настроения

                                                                                                                                   

Как озаглавили 2 часть?   «Подарки» для тёти Нюры.                              Слайд 6.

- Почему слово «подарки» заключено в кавычки?

- Кому были приготовлены подарки?

- Найдите в тексте слова, которые автор употребляет вместо слова «подарили». (отделил, подал, оставили, принесли, дали, вытащили, уделил)

- В какой момент ребята почувствовали чувство вины перед т.Нюрой?

Выборочное чтение  отрывка 2 части.

Дополнительное домашнее задание было у ребят: подготовить отрывок по ролям без слов автора.

- Прочитайте этот отрывок выразительно, по ролям, исключая слова автора. (т.Нюра, Федя, Вера Грибкова)

-Читают  Лиза, Стас, Витя.   Ребята оценивают.

•После каких слов ребята стали дарить тете Нюре подарки?

•Какие подарки набрались за утро у тети Нюры  ? (цветы, платочек, рябую курочку, открытку .салфеточку).

- С каким чувством т.Нюра приняла подарки? (безразличие)-добавить в экран настроения

- Какие строчки говорят об этом? Зачитайте.

ФИЗМИНУТКА.

                                               

Работа по теме.

Знакомство с 3 частью по плану:

1Слушание аудиозаписи.   Задание: Озаглавь.                                  Слайд. 7

2Жужжащее чтение.

3 Выразительное чтение.

4.Работа с иллюстрацией.

5 Анализ произведения.

- Определите главных героев в этой части.

•В какой части рассказа заключена его главная мысль? Найдите и прочитайте ее.

- Найдите в тексте отрывок, как Серёжа Камышов дарил подарок т.Нюре, используя слова и выражения текста.

-Выразительно прочитать этот отрывок.  Вслух. Парами.(Один читает, другой  оценивает и наоборот).(Витя-Лиза. Дима-Гуля. Стас-Сава).

•А есть ли в нашей школе   такая же героиня рассказа, как тетя Нюра?

•Всегда ли вы здороваетесь   и говорите приятные добрые слова?

Работа по иллюстрации.

- Рассмотрите иллюстрацию на стр.95.

- Как вы думаете, что самое главное художник хотел показать?

- Обратите внимание на выражение лица т.Нюры. Какое оно? (удивленное, задумчивое, благодарное)

- Чему удивилась т.Нюра?

- Какое же чувство она теперь испытывала? Почему? (удивление, благодарность)

Давайте поиграем.

«Сканирование»-  передавать изображение довольно близко к тексту. 

А сейчас я предлагаю вам просканировать описание рисунка Сережи. Другими словами, вы еще раз пробежите глазами этот отрывок, а затем опишите подарок Сережи близко к тексту, используя опорные слова, расположенные на доске

  1. Дополни словосочетания: зеленые . . .  ,  синие и красные … ,  желтое … ,                            Слайд 8

 (зеленые березки, синие и красные цветы, желтое солнце)

                                                   

  -Представили.

- Какой детали рисунка не хватает среди этих слов? (голубая речка)      Слайд 9

- Опишите рисунок Сережи.

- Почему же т.Нюра назвала подарок Сережи дорогим подарочком?

- Как вы думаете, в каких словах т.Нюры заключена главная мысль рассказа?

- Чему же учит этот рассказ?

Возвращаемся к экрану настроения.

Если вы были внимательны в ходе всего урока, то с легкостью расположите в нужной последовательности душевное состояние т.Нюры.

Карточки -  Грусть,   безразличие,  удивление,  благодарность. радость.

ИТОГ УРОКА.

1  Вернемся к пословице.

Подходит она к нашему рассказу?

«Дорог не подарок, а дорого внимание».                                                  Сдайд 10

-  Объясните, почему?                                                  

- Так как же нужно относиться к людям, которые нас окружают?

 Надо быть внимательным, добрым, уважительным ко всем людям, которые нас окружают. Вы живете и в семьях, и в школе, вокруг вас много людей, не только родители, учителя , но и технический персонал, и повара. Вы должны уважать труд всех работников и не забывать никого.        

Каким главным словом назовем  идею произведения?      Подарок.               Слайд 11           

       

2. Какой  это рассказ познавательный, развлекательный или поучительный?

-Так что же поучительного для себя вы усвоили на уроке?  Чему учит этот рассказ?

-Были ли похожие ситуации у вас в жизни и как вы поступали?

- Понравилась ли вам  рассказ?  Захотелось ли вам прочесть другие рассказы Л.Воронковой?

Пусть Сережа Камышов будет для вас примером!                                                 Слайд 12

Составление синквейна к слову подарок.

Рефлексия.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Л.Ф . Воронкова «Дорогой подарок».

Слайд 2

Какой чудесный день! Какой чудесный день! Какой чудесный день !

Слайд 3

Дорог не подарок, дорого внимание.

Слайд 5

П…З…МК… ДО ЧУ И ДЕ ЮННАТЫ Л М И Р П У А 1 2 3 4

Слайд 6

План рассказа: 1. Красивая ваза.

Слайд 7

План рассказа: 2.«Подарки» для тёти Нюры

Слайд 8

План рассказа: 3 . Рисунок Сережи .

Слайд 9

Зеленые Синие и красные Жёлтое …….

Слайд 10

Зеленые березки Синие и красные цветы Жёлтое солнце Голубая речка

Слайд 11

Дорог не подарок, дорого внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку истории по теме: "Земельный закон братьев Гракхов"

данная работа содержит материал, который расскажет учащимся о бедственном положении римлян, о том, чтоо братья Гракхи Тиберий и Гай разработали земельный закон, как он был встречен римлянами и почему ...

Конспект и презентация к уроку математики по теме "Признаки делимости"

Данный материал содержит технологическую карту, конспект и презентацию урока математики в 5 классе по теме "Признаки делимости" (учебник Математика с. Козлова)...

Конспект и презентация к уроку математики по теме "Площадь треугольника" к учебнику С.А. Козловой Математика, 5 класс

Данная разработка содержит конспект урока и презентацию к уроку математики по теме "Площадь треугольника", а так же тест по изученному материалу....

Конспект и презентация к уроку математики по теме "Координатная плоскость"

Данный материал содержит конспект урока, презентацию и карточки с заданиями к уроку математики 6 класса по теме "Координатная плоскость"...

Конспект и презентация к уроку ОБЖ по теме: "Акклиматизация человека в различных климатических условиях", 6 класс (ФГОС)

Конспект урока содержит подробную структуру и ход урока. В урок включены дополнительная  информация  для учащихся, а также задания для работы учащихся в группах.Урок разработан с учётом треб...

Конспект и презентация к уроку математики по теме "Решение задач на проценты"

Урок обощения знаний по теме "Проценты", который можно провести перед контрольной работой или в ходе итогового повторения....

План-конспект и презентация к уроку биологии на тему "Формула здоровья" для обучающихся 8 класса

Данный урок проводился в рамказ предметной недели по биологии...