Рабочая программа и тематическое планирование по литературе для 11 класса
рабочая программа по литературе (11 класс)

Киосева Елена Николаевна

Рабочая программа по литературе   для 11  класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта  среднего  общего образования, на основе примерной программы по литературе в соответствии с ФГОС СОО под редакцией В.П.Журавлева. Москва,   « Просвещение», 2020 г.   Тематическое планирование рассчитано на  170 часов  (5 часов в неделю) и ориентированы на учебник «Литература». Учебник для 11  класса общеобразовательных организаций в двух частях.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon literatura_11_klass.zip66.89 КБ

Предварительный просмотр:

 

Пояснительная записка 

к программе по литературе  для 11  класса на 2022 – 2023  учебный год                                                   Рабочая программа по литературе   для 11  класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта  среднего  общего образования, на основе примерной программы по литературе в соответствии с ФГОС СОО под редакцией В.П.Журавлева. Москва,   « Просвещение», 2020 г.  

     Тематическое планирование рассчитано на  170 часов  (5 часов в неделю) и ориентированы на учебник «Литература». Учебник для 11  класса общеобразовательных организаций в двух частях.  Базовый уровень. Авторы: О.Н.Михайлов, И.О.Шайтанов, В.А.Чалмаев и др. М., «Просвещение», 2020 г.

     Курс литературы  в 11  классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно - ориентированного, когнитивно – коммуникативного, деятельностного подходов к обучению литературному чтению:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего свою культуру, культуру других народов;
  • овладение системой знаний,  важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями  (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет); формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования; овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
  • освоение  ключевых произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, связи искусства с жизнью, историческим прошлым;
  • развитие  интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • совершенствование  умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;  использование опыта  общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;  речевое самосовершенствование.

          В соответствии с целями преподавания литературы  основные задачи курса сводятся к следующим: 

  1. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной самореализации личности;
  2. Совершенствование навыков чтения: ознакомительное, изучающее,  просмотровое, поисковое;  
  3. Развитие культуры чтения; совершенствование навыков грамотной работы с художественным текстом; 
  4. Овладение  основными нормами русского литературного языка.
  5. Совершенствование умений и навыков устной и письменной речи.
  6. Освоение компетенций: информационной,  коммуникативной, деятельностной , культуроведческой, социальной.
  7. Воспитание  всесторонне развитой личности средствами предмета.

       Планируемые  предметные  результаты  освоения  литературы  в 11  классе  2022 – 2023  учебный год

     Данная программа направлена на достижение  результатов, включающих:       Личностные УУД: 

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и

долга перед Родиной формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

             Метапредметные УУД: 

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение

(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и с учетом интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

 

        Предметные УУД: 

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
  • умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

 

 Содержание  программного  материала  по литературе   в 11   классе

п/п

Название раздела, курса

Виды учебной деятельности

1.

Изучение языка художественной литературы

Участвуют в беседе; составляют вопросы к статье учебника; выполняют письменный ответ на вопрос; составляют краткий конспект; осуществляют поиск дополнительной информации;

2.

Из мировой литературы

записывают основные положения лекции; готовят сообщения;  выявляют идею произведения;

3.

 

Русская литература начала 20 века

 готовят устное сообщение; работают с учебником ;

составляют цитатный план статьи учебника;

4.

 

Проза 20 века

работают с материалами учебника; пересказывают и комментируют прочитанное; составляют конспект статьи; готовят сообщение по выбранной теме; дают развернутый ответ на проблемный вопрос;

5.

Особенности поэзии начала 20 века

составляют план статьи учебника; записывают основные положения лекции учителя; формулируют выводы

6.

Разнообразие творческих

индивидуальностей в поэзии Серебряного века

выполняют лексическую  работу; выразительно читают художественный текст; составляют письменный ответ на вопрос;  выполняют исследовательскую работу; анализируют поэтический текст; работают с иллюстрациями и репродукциями; пишут сочинение на заданную тему; готовят сообщение; составляют конспект критической статьи;

7.

Новокрестьянская поэзия

составляют  цитатный  или тезисный  план; составляют  вопросы   к статье учебника; работают с иллюстрациями и репродукциями; выполняют исследовательскую  работу с текстом; пишут отзыв о прочитанном; готовят презентацию; пишут сочинение на заданную тему

 

8.

Литературный процесс 1920 – х годов

составляют  цитатный  или тезисный  план; составляют  вопросы   к статье учебника; готовят презентацию; пишут отзыв о прочитанном

9.

Литература 1930 – х годов

составляют  цитатный  или тезисный  план; составляют  вопросы   к статье учебника;

готовят презентацию; пишут отзыв о прочитанном

10.

Из мировой литературы 1930 – х годов

составляют  цитатный  или тезисный  план; составляют  вопросы   к статье учебника; готовят презентацию; пишут отзыв о прочитанном

11.

Литература периода Великой Отечественной войны

выполняют лексическую работу; выразительно читают художественный текст; составляют письменный ответ на вопрос; выполняют исследовательскую работу; анализируют поэтический текст; работают с иллюстрациями и репродукциями; пишут сочинение на заданную тему; готовят сообщение; составляют конспект критической статьи;

выполняют работу по составлению  сравнительных таблиц;  составляют план характеристики образов; готовят презентации; работают над проектами; участвуют в дискуссии;

12.

Из мировой литературы

составляют  цитатный  или тезисный  план; составляют  вопросы к статье учебника; готовят презентацию; пишут отзыв о прочитанном

13.

Полвека русской поэзии

составляют  вопросы   к статье учебника; готовят презентацию;

14.

Современность и «постсовременность» в мировой литературе

составляют письменный ответ на вопрос; готовят сообщение;

15.

Русская проза в 1950 – 2000 – е годы

составляют цитатный  или тезисный  план; составляют  вопросы   к статье учебника;

работают с иллюстрациями и репродукциями;  выполняют исследовательскую  работу с текстом; пишут отзыв о прочитанном;

Литература

                     Для учителя:

  1. Примерная  программа по литературе в соответствии с ФГОС СОО под редакцией В.П.Журавлева. Москва,   « Просвещение»,

2020 г.  

  1. Литература. Учебник для 11  класса общеобразовательных организаций в двух частях.  Базовый уровень. Составитель Е.П.Пронина. М., «Просвещение», 2020 г.

 

  1. А.Н.Романова. Литература. Технологические карты уроков. 11 класс. В 2 частях. М., «Просвещение»,2019 г.

4.Методические журналы для учителя: «Литература в школе», приложение к журналу «Уроки литературы». Периодические издания

                       

                 Для учащихся:

                     Литература. Учебник для 11  класса общеобразовательных организаций в двух частях.  Базовый уровень. Составитель  Е.П.Пронина.  . М., «Просвещение», 2020 г. 

Критерии оценивания знаний обучающихся по литературе 

Оценка устных ответов учащихся по литературе

          Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. Учитывается  

  1. полнота и правильность ответа;
  2. степень осознанности, понимания изученного;
  3. языковое оформление ответа

 

Оценка

Общие требования к ответу

«5»

 - ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение

языковых понятий;

 

- обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения,

 применять знания на практике, привести необходимые примеры не только

из учебника, но и самостоятельно составленные;

 

- излагает материал последовательно и правильно с точки зрения

 норм литературного языка;

 

 

«4»

- ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям,

 что и для отметки «5», но допускает 1 – 2 ошибки, которые сам же исправляет,

 и 1 – 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого;

 

 

«3»

- ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

  1. излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий
  2.  или формулировке правил;
  3. не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения
  4.  и привести примеры;

3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в

 языковом оформлении излагаемого;

«2»

- ученик обнаруживает незнание большей части

соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки

в формулировке определений и правил, искажающие их смысл,

беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика,

которые являются серьезным препятствием к успешному

овладению последующим материалом

 

     Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время),  но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов,  данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

 

Нормы оценки сочинений по литературе

     В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах данного класса:

  • правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев  исходя из идейно – тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях, соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
  • точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

 

Оценка

                                  Критерии

Оценка «5» ставится за сочинение:

глубоко и  аргументированно  раскрывающее  тему,

 свидетельствующее об отличном знании текста произведения

и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении

целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное  по композиции, логичное и последовательное в

изложении мыслей; написанное правильным литературным языком

 и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании,

один – два речевых недочета

Оценка «4» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее

хорошее знание литературного материала и других источников по теме

сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей,

а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком и стилистически

 соответствующее содержанию.

Допускаются  две – три неточности в содержании,

незначительные отклонения от темы, а

также не более трёх – четырех речевых недочетов.

Оценка «3» ставится за сочинение, в котором:

в главном и в основном раскрывается тема, в целом дан верный,

но односторонний или недостаточно полный ответ на тему,

допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении

фактического материала;

обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи.

 В  работе имеется не более четырёх недочетов в содержании

и пяти речевых недочетов

Оценка «2» ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует

 о поверхностном знании текста произведения, состоит

из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений,

 или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала,

отсутствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

 

     Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку»

Критерии  оценки контрольных работ по литературе:

«5» - работа выполнена без ошибок, фактические ошибки отсутствуют, соблюдается логическая последовательность.

          Выполнены все задания.

«4» - в работе допускаются 1 – 2 фактические ошибки, соблюдена логическая последовательность, не выполнено 1 задание.

 «3» - в работе допущено не менее 3- 4 фактических ошибок, есть нарушения логической последовательности в изложении материала, выполнено не менее половины заданий.

«2» - в работе допущено 5 и более фактических ошибок, не соблюдена логическая последовательность в изложении материала, выполнено менее половины заданий или задания не выполнены совсем.

Критерии оценки  тестовых заданий по литературе:

«5» - в работе нет ошибок

«4» - работа содержит 1 – 2недочёта 

«3» - большая половина работы выполнена  правильно;

«2» -  более половины заданий выполнено неверно 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 класс. Рабочая программа и тематическое планирование по предмету "Литература". Учебник Ю.В.Лебедева. изд. 2011 год.

Подробная Рабочая программа содержит:1. Пояснительную записку, в которой раскрыта цель изучения предмета, формы, методы и технологии обучения;2. Тематический поурочный план учебного предмета "Литерату...

Рабочая программа с тематическим планированием по литературе в 8 классе по программе Коровиной В.Я.

Рабочая программа и полное тематическое планирование к учебнику Литература. 8 класс в 2-х частях. Авторы- составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев,В.И.Коровин,М.; Просвещение,2008 год...

Рабочая программа и тематическое планирование по литературе для 7 класса.

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе составлено на основе программы Г.И.Беленького в соответствии с требованиями новых стандартов образования. Использован кодификатор...

Рабочие программы, календарно- тематическое планирование по литературе для 5, 9-11 классов

Рабочие программы, календарно- тематическое планирование по литературе для  5, 9-11 классов...

Рабочая программа и тематическое планирование подготовки учащихся к олимпиаде по астрономии. 11класс.

Данная публикация будет полезна преподавателям, занимающихся подготовкой обучающихся в 11 (общеобразовательном) классе к олимпиаде по астрономии. Программа разработана на основе программы и рекомендац...

Рабочая программа и тематическое планирование: МДК 02.01. Основы приготовления проб и растворов различной концентрации + тематические планирование УП 02.01

Рабочая программа и  тематическое планирование МДК 02.01 - Основы приготовления проб и растворов различной концентрации  + Учебная практика (УП 02.01.). Предствалены новые материалы на 2-й и...