10 класс. Рабочая программа и тематическое планирование по предмету "Литература". Учебник Ю.В.Лебедева. изд. 2011 год.
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме

Подробная Рабочая программа содержит:

1. Пояснительную записку, в которой раскрыта цель изучения предмета, формы, методы и технологии обучения;

2. Тематический поурочный план учебного предмета "Литература" с указанием видов деятельности ученика, планируемых образовательных результатов, ведущих форм, методов и средств обучения;

3. Требования к уровню подготовки учащися;

4. Формы и средства контроля образовательных результатов обучающихся;

5. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Лицей№124»

                  Принято                                                                            Утверждаю

Методическим объединением                                            Директор МБОУ «Лицей №124»

Учителей русского языка русского языка                         _____________ Н.М.Погребников              

 и литературы МБОУ «Лицей №124»                                Приказ от 29.08.12 № 01-13/154

Протокол от 29.08.12 №1                                                    

Рабочая программа по литературе

среднего (полного образования)

для 10 класса

Рабочая программа разработана на основе Программы образовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией Ю.В. Лебедева. Москва «Просвещение», 2009.

Срок реализации рабочей программы – 2012-2013 учебный год

Рабочая программа составлена Залесковой Ириной Владимировной

Барнаул, 2012

2. Пояснительная записка.

        Важнейшая задача литературного образования – наполнение курса таким духовно-нравственным потенциалом, который обеспечивал бы нравственное воспитание на уроках литературы не просто грамотного читателя, а литературно образованного человека.

        Целью литературного образования школьников является воспитание особого, традиционного для русской культуры отношения к литературе как результату общенародного значимого труда, ничем не заменимому инструменту духовно-нравственного самосовершенствования личности.

        Задача учителя – увлечь ученика теми вечными вопросами, которыми питалась вся наша литература; развить в его уме и душе те свойства, которыми был наделен каждый великий русский художник: совестливость, чуткость к неправде и злу, жажду справедливости, страстную любовь к истине, желание служить России.

      Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе обязательного минимума в соответствии с базисным учебным планом общеобразовательных учреждений и в полном соответствии с программой  образовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией Ю.В. Лебедева. Москва «Просвещение», 2009. Рассчитана на 105 часов, реализуется в течение 2012-2013 учебного года.

       В Рабочей программе произведена следующая корректировка: выделены часы на проведение Итоговой контрольной работы по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В. Гоголя, Подготовка к итоговому сочинению по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети», Подготовка к сочинению по роману Л.Н. Толстого «Война и мир», Итоговый урок.

      Формы, методы, технологии обучения:

Главным при изучении предмета «Литература» остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета.

      Содержание рабочей программы реализуется через уроки- лекции, уроки-беседы, уроки-практикумы, эвристические беседы, уроки-дискуссии, уроки-семинары, традиционный урок, проблемный урок, урок – творческая мастерская; метод проектов, интерактивный метод; технология личносто - ориентированного обучения, логико-информационный подход, технология РКМЧП, компьютерные технологии.

         3.  Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения литературы на базовом уровне обучающийся должен

знать /понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-класси ков XIX—XX веков;

- основные закономерности историко-литературного про цесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия;


уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произ ведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система обра зов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с пробле матикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных про изведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литератур ным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- сопоставлять литературные произведения;

- выявлять авторскую позицию;

      - выразительно  читать изученные  произведения  (или   их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочине ния разных жанров на литературные темы.

         Применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и современной жизни для самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости.

4. Календарно-тематический план учебного предмета «Литература»

(3 ч. в неделю, 105 часов в год).

урока

Тема урока

Виды деятельности

обучающихся.

Планируемые образовательные

результаты при изучении темы

Ведущие методы и средства обучения на уроке

Вершины русской литературы первой четверти 19 века, предопределившие развитие словесности на новом этапе. – 1 ч.

        А.С.Пушкин – 4 ч.

2

Художественный мир Пушкина. Национальное своеобразие романтизма Пушкина.

Анализ стихотворений

Изучат особенности художественного мира писателя.

Усовершенствуют опыт анализа лирического текста

Усовершенствуют опыт составления высказывания на литературную тему.

Усовершенствуют опыт составления характеристики литературного героя.

индивидуальный

3

Духовная просветленность поздней лирики поэта.

Анализ стихотворений

коллективный

4

«Маленькие трагедии». Изображение в «Маленьких трагедиях» узловых этапов западной цивилизации и их оценка Пушкиным.

групповая

5

Крах на русской почве замыслов и идеалов европейского героя в повести «Пиковая дама»

М.Ю.Лермонтов – 4 ч.

6

Религиозно-философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова

беседа

7

Поэтические находки в лирике Лермонтова (соединение жанровых традиций обличительной сатиры и элегии)

практикум

Изучат особенности художественного мира писателя.

Усовершенствуют опыт анализа лирического текста.

8

Наполеоновская тема в творчестве Лермонтова («Два великана», «Воздушный корабль»). Предчувствие трагедии русского нигилизма и безбожия.

практикум

9

Бесстрашное обнажение кровавой изнанки войны в стихотворении Лермонтова «Валерик»

практикум

Н.В. Гоголь – 3 ч.

10

Идея воскрешения «мертвых душ» в творчестве Гоголя.

Усовершенствуют опыт составления сравнительной характеристики.

Углубят знания по теме «маленький человек».

11

Особенности последней петербургской повести Гоголя «Шинель». Социально и религиозно-философский смысл повести.

12

Социально-бытовая проблематика «Шинели» как продолжение пушкинской традиции в освещении темы «маленького человека». Символический смысл образов повести.

Круглый стол

13

Итоговая контрольная работа по творчеству «А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В. Гоголя)

контрольный

Индивидуальная работа

14

Формирование реалистического направления в европейской литературе 19 века в творчестве О.де Бальзака («Гобсек»), Ч. Диккенса («Жизнь и приключения Оливера Твиста), Г. Де Мопассана («Ожерелье»)

Лекция

Коллективная работа

15

Становление и эволюция реализма в русской литературе 19 века. Ренессансный характер русского реализма.

лекция

Н.А. Гончаров – 9 ч.

16

Жизнь и творчество писателя. Особенности его эстетической и общественной позиции

беседа

Углубят знания о особенностях творческого метода писателя.

Усовершенствуют опыт анализа эпизода.

17

Роман «Обломов». Две трактовки Обломова и обломовщины в русской критике.

беседа

18

Полнота и сложность характера Обломова. Гончаров и Гоголь. Обломов и «лишние люди»

19

«Сон Обломова» как одна из мотивировок его характера. Сказочные и былинные ассоциации в сцене прихода гостей к Обломову.

практикум

икт

20

Андрей Штольц как антипод Обломова. Неудачная попытка синтеза  немецкой практичности и русской душевной широты.

21

Споры по поводу любви Ольги Ильинской к Обломову в русской критике

22

Семейная жизнь Андрея Штольца и Ольги Ильинской. Любовь к Обломову русской женщины Агафьи Матвеевны Пшеницыной

23

Историко – философский смысл романа. Роман «Обломов» в экранизациях

24

Жизнь романа Гончарова во времени. Актуальный смысл проблематики творчества Гончарова на современном этапе развития европейской христианской цивилизации

Подготовка к сочинению по роману.

групповая

А.Н.Островский – 6 ч.

25

Историческая почва, обусловиая рождение национальго драматурга. Художественныйир Островского – драматурга.

Углубят знания по теме «Жанровые признаки драмы». Узнают основные факты жизни  и творчества писателя-

26

Творческая история «Грозы»

Узнают содержание изученного литературного произведения; соотнесут художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскроют конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученного литературного про изведения; выявят «сквозные» темы и ключевые проблемы; соотнесут произведение с литератур ным направлением эпохи;

индивидуальная

27

Своеобразие жанра русской трагедии: общенациональный масштаб художественного обобщения, образы Волги в пьесе.

28

Народные истоки характера Катерины, своеобразие ее религиозного мироощущения.

29

Добролюбовская и писаревская Катерина перед судом Катерины Островского. Художественный мир Островского – драматурга в оценке Добролюбова и А.А. Герцена

30

Национальное своеобразие поэтики драм Островского

Подготовка к сочинению по драме «Гроза»

И.С.Тургенев – 12 ч.

31

Преходящее и вечное в художественном мире Тургенева. Общественные взгляды писателя

Выявят  авторскую позицию;

Аргументированно формулируют  свое отношение к прочитанному произведению;

32

«Записки охотника» как художественное единство и исток русской литературно-худоственной мысли 1860-х годо

33

Особенности тургеневского романа (обзор)

34

Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Трагический характер основного конфликта

35

Споры Базарова с Павлом Петровичем, их философский и нравственный результат.

практикум

36

Базаров и Аркадий

Усовершенствуют опыт составления сравнительной литературной характеристики.

индивидальная

37

Любовь Базарова к Одинцовой. Внутренний конфликт в душе героя, мировоззренческий кризис.

38

Второй круг жизненных странствий Базарова, сопровождаемый разрывами с Павлом Петровичем, Фенечкой, Аркадием, Одинцовой.

39

Базаров под крышей родительского дома. Трагическое разрешение центральной коллизии романа.

40

«Отцы и дети» в русской критике (Антонович, Писарев, Страхов)

Круглый стол

41

Позднее творчество писателя (обзор)

42

Подготовка к итоговому сочинению по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Групповая работа

Н.А.Некрасов – 10 ч

43

Формирование личности Н.А. Некрасова. Начало журнальной и издательской деятельности в кругу писателей «натуральной школы».

- анализировать и интерпретировать художественное произ ведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система обра зов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с пробле матикой произведения;

44

Поэтический сборник Некрасова 1856 года. Художественная целостность этой поэтической книги.

45

Драматизм восприятия Некрасовым судьбы поэтического искусства в эпоху 1850-1860-х годов. Первый раздел поэтического сборника – народная жизнь в движении и развитии.

46

Своеобразие интимной лирики Некрасова.

Анализ лирического текста

индивидуальная

47

Творческая история поэмы-эпопеи Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Рыхлость композиции как характерный признак эпического повествования.

48

Семь странников – эпический образ народных правдоискателей. Помещик и поп как герои поэтического эпоса.

49

«Пир на весь мир» - финал эпической поэмы.  

Усовершенствуют опыт анализа финала произведения.

50

Эволюция хорового народного образа в поэме-эпопее от «Последыша» к «Пиру на весь мир».

51

Новый тип счастливца-жизнеустроителя в образе Гриши Добросклонова. Песни Гриши.

52

«Последние песни» поэта. Некрасов и русская поэзия конца 19-начала 20 века.

Подготовка к итоговому сочинению

Ф.И.Тютчев – 4 ч.

53

Мир природы в философской лирике поэта.

Анализ  поэтического текста.

- анализировать и интерпретировать художественное произ ведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система обра зов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с пробле матикой произведения;

Индивидуально-групповая.

54

Поэзия Тютчева в контексте русского литературного развития. Драматизм любви в поэзии Тютчева и его причины.

55

Тема трагического одиночества и его преодоления. Тютчев о причинах духовного кризиса современного человека.

56

Поэтическое открытие русского космоса и возрождение пушкинской гармонии в стихах Тютчева.

А.А. Фет – 4 ч.

57

Драматизм Личной судьбы Фета. Место в русской поэзии второй половины 19 века.

Усовершенствуют знания жанрового определения лирического стихотворения.

Индивидуально-гупповая

58

Социально-философские и эстетические взгляды Фета в его стихах о назначении поэта и поэзии.

59

Поэзия Фета и диалектика души Л.Н.Толстого. Своеобразие любовной лирики Фета.

60

Природа в поэзии Фета. Обращение Фета к чувственной, музыкальной стихии человеческой души.

Анализ стихотворения. А.Фета, Ф.Тютчева )по выбору учащихся)

А.К.Толстой – 3 ч.

61

Жизненный путь и своеобразие художественного мироощущения А.Толстого.

62

Любовная лирика Толстого.

63

Исторические взгляды Толстого и его сатирические стихотворения.

М.Е.Салтыков – Щедрин – 4 ч.

64

Формирование сатирического дарования Салтыкова - Щедрина.

Коллективная работа.

65

«История одного города» как итог жизненного опыта и сатирического творчества Салтыкова – Щедрина 1860-х годов.

Анализ текста

66

Сатира Салтыкова – Щедрина на любую безбожную власть. Градоначальники города Глупова как земные идолы.

67

Пророческий смысл финала сатиры.

Усовершенствуют опыт анализа финала произведения.

Ф.М. Достоевский – 9ч.

68

Биография и литературная деятельность Ф.М. Достоевского. Эволюция мировоззрения писателя.

индивидуальная

69

«Преступление и наказание». Творческая история романа.

Усовершенствуют умение  анализировать и интерпретировать художественное произ ведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система обра зов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с пробле матикой произведения;

индивидуальная

70

Своеобразие взаимоотношений Раскольникова с его идеей о суеверных правах сильной личности. Богоборческий смысл идеи.

71

Связь теории Раскольникова с драматическими условиями жизни («на аршине пространства!») униженных и оскорбленных людей петербургских углов.

72

Идея и натура Раскольникова: сознательное и подсознательное в поступках и душевных переживаниях героя.

73

Раскольников и Порфирий Петрович, Раскольников И Сонечка Мармеладова. Источник духовной силы Сонечки.

74

Символический сон Раскольникова на каторге.

75

Полемический подтекст «Преступления и наказания». Пророческий смысл романа.

76

«Преступление и наказание» в русской критике конца 1860-х годов. Христианский гуманизм Достоевского. Мировое признание творчества писателя.

Подготовка к итоговому сочинению.

Л.Н.Толстой – 12 ч.

77

Детские, отроческие и юношеские годы писателя. Начало творческого пути. Трилогия Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность».

Анализировать и интерпретировать художественное произ ведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система обра зов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с пробле матикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных про изведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литератур ным направлением эпохи;

78

Место «Севастопольских рассказов на пути к «Войне и миру».

79

Роман – эпопея «Война и мир». Творческая история «Войны и мира». Эволюция замысла и ее связь с раздумьями Толстого о судьбах России в кризисную эпоху 1860-х годов.

80

«Война и мир» как роман – эпопея, жанровое своеобразие и композиционное своеобразие книги.

81

Толстовская философия истории. Наполеон, Кутузов, «толпа», «народ»

82

«Война» и «мир» как два универсальных состояния общей жизни людей в художественном мире произведений.

83

Народный характер войны 1812 года. «Мысль народная» и ее христианский смысл.

84

Духовный путь Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе – эпопее.

85

Духовный путь Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе – эпопее.

86

Наташа Ростова и Платон Каратаев. «Драматический узел» романа

87

Роман эпилога в художественном единстве романа – эпопее.

88

Подготовка к сочинению по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

Н.С.Лесков – 4 ч.

89

Место Лескова в ряду писателей классиков второй половины 19 века. Своеобразие общественной позиции Лескова.

90

Повесть-хроника Лескова «Очарованный странник». Судьба очарованного странника Ивана Флягина. Общенациональный смысл его характера.

Углубят опыт характеристики героя, определения рода и жанра произведения;

91

Флягин как русский национальный характер в процессе его незавершенного становления и развития.

Анализ эпизода повести

92

Особенности языка хроники.

А.П.Чехов – 9 ч.

93

Существенные особенности реализма Чехова. Ранние рассказы Чехова и юмористическая беллетристика 1800-х годов. Своеобразие чеховского юмора.

94

Перемены в творчестве Чехова второй половины 1800-1890-х годов («Горе», «Тоска»). Духовное прозрение Чехова в сказке «Студент».

Выявлять авторскую позицию;  выразительно  читать. Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

95

Нарастание масштабов художественного обобщения в «маленькой трилогии». Процесс омертвения человеческой души от Старцева к Ионычу в повести «Ионыч».

96

Умение Чехова вместить содержание классического русского романа в пределы краткой, но емкой по своему смыслу повести («Дама с собачкой»)

97

Своеобразие драматургии Чехова, ее исторические истоки.

98

Жанровое своеобразие комедии «Вишневый сад».

99

Три поколения героев в пьесе: уходящее дворянство, поднимающаяся буржуазия, радикально настроенная молодежь.

100

Двойственное освещение всех действующих лиц. Средства выражения авторской оценки комедии.

101

Смысл финала комедии. Подготовка к сочинению.

102

Творческое использование открытий А.П.Чехова европейскими драматургами рубежа 19-20 века.

Групповая работа

103

Творческое использование открытий А.П.Чехова европейскими драматургами рубежа 19-20 века.

104

Мировое значение русской литературы.

семинар

105

Мировое значение русской литературы.

5. Формы оценки образовательных достижений учащихся:

- Сочинение на литературную тему;- доклад;- выразительное чтение наизусть;- анализ эпизода художественного произведения;- тест;- создание оригинальных произведений.          Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

6. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

  1. Программа образовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией Ю.В. Лебедева. Москва «Просвещение», 2009.
  2. Лебедев Ю.В. Литература. 10 класс. Учебн. Для общеобразоват. Учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. Ч. 1/ Ю.В.Лебедев. – 13-е изд. – М. : Просвещение, 2011.- 365 с.
  3. Русские писатели. Библиографический словарь. – М.: Школа – Пресс, 1990.
  4. Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы: метод. пособие.- М.: Дрофа, 2006.-172 с.
  5. Скиргайло Т.О. Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров: Пособие для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2004.- 352 с.
  6. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 1978.
  7. Русские писатели. Библиографический словарь. – М.: Школа – Пресс, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа и тематическое планирование по английскому языку для 5 класса к учебнику Биболетовой М.З.

Рабочая программа и тематическое планирование  по английскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы курса анг...

рабочая программа и тематическое планирование к учебнику О.В.Афанасьевой для 7 класса

Рабочая учебная программа и тематическое планирование к учебному курсу О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой «Английский язык» для 7 класса разработана на основе Примерной программы по иностранному яз...

рабочая программа и тематическое планирование к учебнику М.З.Биболетовой 7 класс

Рабочая учебная программа и тематическое планированиек учебному курсу М.З.Биболетовой, Н.Н. Трубанёвой «Английский с удовольствием» для 7 класса разработана на основе Примерной программы по инос...

Рабочая программа и тематическое планирование по географии для 10-11 класса (учебник Максаковского В.П.)

В материале представлена рабочая программа по географии к учебнику Максаковского В.П. для 10-11 класса (1 час в неделю). Кроме того есть и примерное календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа и тематическое планирование по географии для 6 класса (2 часа в неделю) по учебнику Герасимовой Т.П.

Рабочая  программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонентагосударственных образовательных стандартов начального общего, основного общего исреднего (полного) общего ...

Рабочая программа и тематическое планирование уроков геометрии7класс,учебник Погорелов А.В.

Содержиттематическое планирование урокоа геометрии 7классе по учебнику А.В.Погорелова,52 ч...