Урок- проект на тему "Лицей в жизни А.С.Пушкина" ( 7 класс)
проект по литературе (7 класс)

Шаргаева Наталья Викторовна

Урок- проект способствовует  развитию системного мышления учеников,   развитию их речевой деятельности,  творческих возможностей учащихся, чувств, эмоций, формирует  у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-проект на тему «Лицей в жизни А.С.Пушкина» ( 7 класс)

Дидактическая цель урока:

  • самостоятельно и охотно приобретать недостающие знания из разных источников;
  • повышение мотивации учащихся к учебному процессу

Цели по содержанию:
Образовательная:

  • научиться пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретение коммуникативных умений, работая в группах.

Развивающая:

  • способствовать развитию системного мышления учеников;
  • содействовать развитию их речевой деятельности;
  • способствовать развитию творческих возможностей учащихся, чувств, эмоций;
  • формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности.

Воспитательная:

  • способствовать воспитанию культуры общения, творческой активности
  • способствовать воспитанию свободной личности, организуя такое учебно-воспитательное пространство, которое обеспечивает реализацию на практике принципа свободы, предоставляющего учащемуся реальную возможность самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирования чувства ответственности за ее результаты.

Тип учебного занятия: урок-защита проекта

Вид проекта: исследовательский

Продолжительность:1 неделя
Формы обучения: групповая.
Средства обучения: компьютер для учителя, проектор.
Уроку-защите  предшествовала предварительная работа.

Технологическая карта проекта

Этап проектной деятельности

Алгоритм деятельности учащихся

Алгоритм деятельности учителя

1. Поисково-исследовательский: краткая формулировка задачи, поиск и анализ проблемы

Выбор вида проектной деятельности из предложенного учителем (презентация)

Деление на 3 группы:

1-Дата 19 октября в жизни и творчестве поэта;

2-Лицейские друзья в судьбе Пушкина;

3-Как повлиял Лицей на дальнейшую судьбу поэта?

Формулирую цели и задачи. Руковожу деятельностью учащихся. Формирую идею проекта, исходя из потребностей и реально доступных ресурсов. Помогаю подобрать и систематизировать материал, сделать выводы о значении Лицея в жизни А.С.Пушкина.

2. Практическая реализация проекта: подбор материала, иллюстраций для исполнения работы

Самостоятельная работа над выбором материала для презентации. Создание иллюстративного материала. Распределение ролей (оформители, компьютерщики, ведущие, чтецы) и оформление проекта

Консультирую, направляю, стимулирую активность детей, помогаю в создании совместной презентации

3. Внесение необходимых изменений

Работа с орфографией и пунктуацией, работа со смысловой наполняемостью, работа над дикцией

Контролирую, координирую, корректирую деятельность учащихся

4. Заключительный этап (презентация проекта)

Доклад о результатах работы.

Выступление перед учащимися (приглашаются 5- 6 классы)

Помогаю готовить презентацию, выразительно прочесть текст. Помогаю сделать выводы.

5.Оценивание

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Совместное с экспертной группой оценивание, выявление неиспользованных возможностей, потенциала продолжения работы


Защита проекта (по плану):

  1. Как распределялись обязанности в группах.
  2. Чем руководствовались при выборе стихов (определение источников).
  3. Выбор формы отчета.
  4. Всё делали сами или просили помощи у старших?
  5. Каждый участник группы рассказывает о своей деятельности.
  6. С какими трудностями столкнулись?
  7. Изменилась ли форма проекта в процессе деятельности или нет?
  8. Довольны или нет своим результатом?
  9. Хотели бы продолжить проектную деятельность или нет?

Защита проекта проходит в виде защиты презентации.

 Ведущие от каждой группы представляют приготовленную часть презентации.

Первая группа для активизации мыслительной деятельности использовала прием кластера. « Когда мы слышим имя Пушкин, какие ассоциации возникают у нас?» Таким образом учащиеся сразу вовлекаются в поиск. По ходу презентации чтецы читают наизусть стихотворения Пушкина, посвященные  друзьям.

 Третья группа подготовила и провела диспут «Что такое дружба», использовав в презентации толкование слова «дружба» словарем Ожегова и понимание этого слова друзьями-лицеистами. Что значит «дружба» в вашем понимании? Учитель помогает сделать вывод .

Критерии оценивания работ учащихся
1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.
2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
3. Практическое использование предметных и общешкольных компетенций;
4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
5. Степень осмысления использованной информации;
6. Оригинальность идеи, способа решения проблемы;
9. Уровень организации и проведения презентации.
11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
12. Социальное и прикладное значение полученных результатов.
Рефлексия 

  • как вы думаете, уроки с использованием проектной деятельности интересны или нет?
  • что было трудно для вас больше всего?
  • что вы считаете получилось лучше?
  • как бы вы оценили свою работу?

Домашнее задание: сочинение-миниатюра на одну из тем:

1.»Школа в моей жизни» или

2. «Что такое дружба?»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация « Лицей в жизни Пушкина»

Слайд 2

Цели урока: 1. Рассмотреть значение Лицея в жизни Пушкина. 2. . Развивать у учащихся коммуникативные и культурологические компетенции, творческие способности. 3.Стимулировать познавательную активность учащихся, интерес к жизни и творчеству великого поэта. План урока: 1. Царскосельский Лицей. 2. «Являться Муза стала мне...» 3. «Друзья мои, прекрасен наш союз...» 4.Что такое «дружба»? 5. Рефлексия. Какую роль сыграла школа в жизни поэта.

Слайд 3

А.С.Пушкин Няня Арина Родионовна Сказки Добро Михайловское Лицей

Слайд 4

1 9 октября Роняет лес багряный свой убор Открытие Лицея 1811

Слайд 5

Лицей- привилегированное учебное заведение. Перед Лицеем стояла задача: воспитание государственных служащих высокого ранга, истинных патриотов. Первым директором Лицея был В.Ф.Малиновский. «В начале жизни школу помню я...»

Слайд 6

Лицей- это первые пробы пера В 1814 году в журнале «Вестник Европы Было напечатано первое стихотворение «К другу стихотворцу». Написано более 120 стихотворений. Созданы первые главы поэмы «Руслан и Людмила». «Являться Муза стала мне…»

Слайд 7

Январь 1815 года Переводной лицейский экзамен «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил…»

Слайд 8

Лицей-это любимые учителя «О лекциях Куницына Пушкин вспоминал всегда с восхищением и лично к нему до смерти своей сохранил неизменное уважение» П.А.Плетнев «Мы все учились понемногу…

Слайд 9

Друзья мои, прекрасен наш союз

Слайд 10

Самый близкий друг Пушкина. Хорошие дарования. В обращении приятен, вежлив и искренен. После окончания Лицея поддержал декабристов. 14 декабря был среди восставших на Сенатской площади. Осужден на 20 лет каторги в Сибири. Иван Пущин

Слайд 11

Встреча в Михайловском Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил.

Слайд 12

Последняя встреча Молю святое проведенье : Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье , Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней!

Слайд 13

Член тайного общества декабристов. Осужден. Приговорен к вечной ссылке Вильгельм Кюхельбекер Кюхля

Слайд 14

Антон Дельвиг Близкий друг Пушкина. Создатель альманаха «Северные цветы» «Никто на свете не был мне ближе Дельвига »,-писал А.С. Пушкин.

Слайд 15

Куда бы нас не бросила Судьбина И счастие куда б ни повело, Все те же мы:нам целый мир- чужбина; Отечество нам- Царское Село.

Слайд 16

Дружба- это ... Близкие отношения, основанные на взаимном доверии , привязанности, общности интересов . С.И.Ожегов. «Словарь русского языка».

Слайд 17

Дружба- это… Наше главное достояние. Её боготворят, ставят на первое место.( Дельвиг ) Много выше карьеры.(Малиновский) Удачи.(Корсаков) …даже любви.(Кюхельбекер).

Слайд 18

Выводы 1. За годы учебы в Лицее Пушкин повзрослел, сложился как человек. 2 . Родился новый поэт, со своими независимыми суждениями, взглядами, жаждой жизни. 3 .За шесть лет лицеисты стали друзьями и пронесли эту дружбу через всю жизнь.

Слайд 19

. Литература Пушкин А. С. Избранное.- М.: Просвещение,1998г Волкова Г.А., Михайлова И.Д. Лицей. Литературный вечер.- Литература в школе. №8, 1998, стр.139-148 Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Под редакцией В.Я.Коровиной. М.: Просвещение 2008. «Читаем, думаем, спорим…» Дидактические материалы по литературе 6 класс. Автор-составитель В.П.Полухина . М.: Просвещение 2008. Литература 6 класс: Поурочные разработки. Н.В. Егорова. М.: Вако , 2004. Сборники стихотворений А.С. Пушкина. Интернет-источники : http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/file/768721/http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/file/768721 / http :// www.rusedu.ru /detail_1286.html http://www.kmvnews.ru/peretz/prezentaciya-licey-v-jizni-pushkina.html http://metite.com/osnovnaya_biografiya_pushkina.html http :// clublit.ru / node /411


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок-проект по истории и историческому краеведению в 8 классе. Тема «Отечественная война 1812 года».

Одной из главных задач исторического образования в на­стоящее время является воспитание у учащихся патриотизма, уважения к героическому прошлому нашего Отечества. Иссле­дование Отечественной войны 181...

Информационный проект "Лицей в жизни А.С. Пушкина.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: расширение и углубление предметных знаний путём самостоятельного приобретения недостающих данных из разных источников. ЗАДАЧИ: 1) развитие познавательной деятельности обучающих...

"Прогулка с динозаврами" к уроку биологии по теме "Развитие жизни на Земле" (7 класс)

Данная разработка представляет собой анимированный кроссворд, который может быть использован при изучении темы "Развитие жизни на Земле", "Класс Пресмыкающиеся" в 7 классе, а также в начальной школе н...

Методическая разработка урока-проекта по географии "Байкал - жемчужина России" для 8 класса

Методическая разработка урока - проекта "Байкал - жемчужина России" для учащихася 8 класса. Разработана с использованием проектной и исследовательской деятельности с элементами технологии критического...

Урок-проект по басням И.А.Крылова в 5 классе

Итоговой урок по басням И.А.Крылова "В мастерской художника слова. Крылов и его басни" в 5 классе позволяет расширить круг знаний о творчестве баснописца, продолжить формирование навыков раб...

Проект урока по теме "Детские и лицейские годы жизни А.С.Пушкина"

Урок чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Детские и лицейские годы жизни А.С.Пушкина"...

Конспект урока-проекта «Изучение внешнего и внутреннего строения рыбы» (7 класс)

Конспект урока-проекта«Изучение внешнего и внутреннего строения рыбы» (7 класс)...