Акция "Читаем стихи о Севере"
методическая разработка по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Акция проводилась в рамках Недели гуманитарных наук. Мероприятие разработано в форме литературно-музыкальной гостиной и предназначено для обучающихся 5-11 классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktsiya_chitaem_stihi_o_severe.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Акция «Читаем стихи о Севере»

Аннотация: акция проводилась в рамках Недели гуманитарных наук. Мероприятие разработано в форме литературно-музыкальной гостиной и предназначено для обучающихся 5-11 классов. Форма проведения выбрана не случайно, так как это признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые воздействуют на подрастающее поколение в органическом единстве. Почему не конкурс стихов? Потому что очень сложно оценить прочтение стихов о любимом крае. Это ведь не просто соответствие каким-либо требованиям, предъявляемым конкурсантам, или критериям оценивания и выявления победителей. Чтение стихов о любимом крае – это прежде всего душа, собственное видение, мироощущение. Поэтому и решили проводить акцию, целью которой стало пробуждение интереса учащихся к культуре родного края. Здесь представлено лишь слово ведущего, которое сопровождалось чтением стихов о Русском Севере и показом мультимедийной презентации с фотографиями северной природы. В роли чтецов стихотворений выступали как учащиеся, так и учителя.

Цель: формирование глубокого уважительного отношения и интереса к своей Родине.

Участники: обучающиеся и педагоги 5-11 классов.

Русский Север, Поморье, Двинская земля… Край необозримых просторов, озёр и лесов, серебристо-матовых задумчивых рек, изумрудной болотной зелени, перевитых штормами прибрежных сосен, незакатного летнего солнца. Страна лесопильщиков, рыбаков и мореходов, животноводов, оленеводов и полярников.

Наша земля – это заповедный край старинной русской культуры, хранительница вековых народных традиций, обычаев, ремёсел, передающихся из поколения в поколение самых разнообразных «отцовых знаний».

Много чего находит неравнодушный к жизни и красоте человек на Севере. Но прежде всего он зачарован нашей природой, находясь в её волшебных чарах.

Весной, поздней и короткой, Беломорье оживает стремительно. День прибывает, света, даже сквозь тучи, здесь много. Постепенно отходят снега, тепла ещё мало, но всё идёт в рост не по дням, а по часам. Начинают зеленеть травы, кусты, берёзы – всё как-то вдруг, словно спешит.

В летнюю межень в нашем крае тишь да гладь. Солнце уйдёт на закат, но заря, золотисто-розовая, не меркнет, а иной раз запылает багрянцем. Блестящий цвет закатной зари сменяется каким-то матовым, слегка приглушённым светом белой ночи. Так замирает, тускнеет день. Но нет ночного покоя, только тревожная белая ночь. Это наваждение длится недолго. На востоке уже разгорается утренняя, чистая, прохладная заря. Кажется, день полностью ещё и не закончился, а уже начинается новый. Стрелами поднимаются ослепительные солнечные лучи, а за ними вот-вот покажется огненный краешек светила. Снова посвистывают, кричат, перелетают чуть было примолкнувшие птицы, забывшие про ночь.

А осень здесь затяжная, солнце показывается редко, частые дожди сыплют как из сита. «Угомону дожди по осени не знают».  Затянут – конца им нет. Горизонт какой-то дымный, небо белесое, равнодушное, и всё чаще оно затянуто тучами – низкими, тяжёлыми, беспросветными. Но и в эту пору выпадают прелестные дни, тихие или с бодрящим ветерком, и недолгое спокойствие разливается вокруг. В такие раннеосенние дни остро пахнет вялым листом, травой и особенно мхами и багульником. В начале сентября нередко выпадают особо ясные тёмные вечера. Но такие ясные ночи считанные.

Зимой у нас всё бело. «Сне̕ги у нас чистые, как упали с небес, так и лежат, не затоптанные, не заезженные, не городо̕вые». Особенно они белы по сравнению с небом – нависшим, серым, тёмно-серым, каким-то тоскливым. В феврале-марте выпадают морозные ясные дни. Огненно-оранжевый, в лёгкой дымке, как бы притуманенный диск солнца не дарит тёплых лучей, но вокруг него – отсвет, как нимб. Низко над горизонтом проходит светило «во мгле холодной».

Тёмной осенью, чаще зимой, увидишь в Беломорье ещё одно чудо природы – северное, или полярное, сияние. Сколько ни встречаешься с этим явлением, оно удивляет необычайностью, неповторимостью, поражает красотой и неотвратимой силой. Его видишь и сквозь закрытые веки. Из-за горизонта, из неведомых тёмных недр поднимаются блестящие золотисто-розоватые лучи, наполненные каким-то внутренним биением. Их всё больше, они сливаются в единую ленту, она дрожит, но не прерывается, неуловимо меняется, колеблется, расширяется, сжимается. Меняется цвет этой несравненной небесной завесы, то она розоватая, золотистая – и вдруг огненно-красная. Она закрывает далёкий северный горизонт, тянется всё выше, но никак не достигает тех высот, где движется полуденное солнце.

Только на какие-то секунды высоко взметнётся, в половину небесного свода, яркое зеленоватое, по краям голубое, холодное пламя. Взор не успевает охватить его очертания, оно уже погасло. Ещё раз на мгновение вспыхивает это пламя, но оно уже не такое яркое.

Ни с чем не сравнимое горение небес бледнеет, затухает, и чудо исчезло. Только безлунная ночь стала ещё темнее.

Суров климат Беломорья, но спокойно переносят его невзгоды поморы – и стар и млад. Понимаешь, откуда стойкость, выносливость, молчаливое мужество помора: жизнь закалила. Здесь живут настоящие русские люди:  рослые, плечистые, железного здоровья, неустрашимые, привыкшие смело  смотреть в лицо опасности.

Многих исследователей нашего Севера поражал «какой-то особенно острый, из глубины взгляд и умные глаза, понимающие по-своему жизнь и истину». 

Один из исследователей, сравнивая крестьянина-помора с  крестьянами остальной Руси, написал: “Это не мужик, а князь. Ни иго  татарщины, ни иго крепостничества, ни иго удельного чиновничества не  исковеркало его души. Основные черты его характера: независимость, прямодушие, сознание собственного достоинства, спокойная рассудительность; в нем нет и признаков лукавой хитрецы и подобострастия”. Помор привязан к своей Родине, любит ее, “как вечную кормилицу”, “доволен своею судьбою и счастлив по-своему”.

Старая истина гласит: поэзия рождается от встречи с прекрасным. И сегодня мы с вами будем говорить о прекрасном: о нашем Севере на языке красовитого слова. Здесь прозвучат стихи не только уроженцев Севера, но и тех, кто когда- либо побывал на нашей северной земле, и в чьих душах встреча с Севером оставила заметный след.

Хорошие стихи – всегда тайна. Поэзия – это удивительная вещь. Она заставляет нас по-новому смотреть на мир. Она дает возможность выразить свои чувства, которые накопились в сердце. Поэзия возвышает нас над миром повседневности, будничности, обогащая духовно. Она помогает нам быть добрее, решительнее, нежнее, мужественнее.

Поэтому не случайно, что поэзия – это часть нашей жизни. Для кого-то большая, для кого-то совсем незаметная, но, безусловно, для всех – важная.

Использованная литература:

1. Гемп К.П. Сказ о Беломорье. Словарь поморских речений / Ксения Гемп. – [2-е изд., доп.]. – Москва ; Архангельск, 2004.

2. Мезень – край Поморский: Очерки. – Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1980.

3. Сборники стихов о севере.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестирование по теме "Европейский Север и Северо-Запад России" 9 класс

Тестирование по географии для учащихся 9 класса по теме "Европейский Север и Северо-Запад России" (в двух вариантах)...

стихи для самых маленьких. цикл стихов: книжка малышка

стихи для самых маленьких -очаровательных малышей унесут вас в далекое детство, где вы вместе со своими малышами окажетесь во время прочтения стихов. Удачного путешествия![[{"type":"media","view_mode"...

В Сибири на обширной территории протянулась зона Крайнего Севера с суровыми условиями природы, трудными для жизни людей. Какова, на ваш взгляд, стратегия дальнейшего освоения Севера?

В Сибири на обширной территории протянулась зона Крайнего Севера с суровыми условиями природы, трудными для жизни людей. Какова, на ваш взгляд, стратегия дальнейшего освоения Севера?Половина территори...

Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной Руси после ордынского нашествия

технологическая карта урока по учебнику Пчелова Е. История России с древнейших времен до к. XVI в. издательства "Русское слово"...

Рабочий лист "Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной Руси после монгольского нашествия". История России, 6 класс.

Рабочий лист "Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной Руси после монгольского нашествия". История России, 6 класс....

"Слепая" карта, Европейский Север и Северо - Запад, 9 класс

Очень люблю в своей работе по регионам страны использовать "слепые " карты, где учащиеся должны по памяти, по очертанию и расположению субъектов определить его название и административный це...