Урок литературы в 9 классе на тему: А.С. Грибоедов. Художественное своеобразие комедии «Горе от ума».
план-конспект занятия по литературе (9 класс)

Бодунова Марина Владимировна

Цель: познакомить учащихся художественными особенностями комедии «Горе от ума» (род литературы, жанр комедии, разнообразие и черты главенствующих направлений (на стыке трех направлений).

Конспект урока + рабочий лист (исходный и заполненный)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 классе на тему: А.С. Грибоедов. Художественное своеобразие комедии «Горе от ума».

Подготовила учитель русского языка и литературы

МБОУ Лучесской основной школы им.В.Ф.Михалькова

Бодунова Марина Владимировна

Цель: познакомить учащихся художественными особенностями комедии «Горе от ума» (род литературы, жанр комедии, разнообразие и черты главенствующих направлений (на стыке трех направлений).

Задачи:

- выявить своеобразие стиля А.С, Грибоедова, 

- рассмотреть, какие художественные приемы помогают раскрыть более точно смысл произведения;

- формировать умение анализировать текст художественного произведения (своеобразие художественных образов);

- развивать умение выражать свои мысли, делать выводы, обогащать словарный запас.

Ход урока.

I. Организационный этап. Слово учителя.

Мы перечитали комедию вместе. Теперь нам предстоит обобщить наши наблюдения, систематизировать их, перевести на литературоведческий язык, то есть проделать важную работу для того, чтобы понять авторское отношение к героям, увидеть не только то, ЧТО хотел сказать Грибоедов в своем произведении, но и КАК он это сделал и ЗАЧЕМ.

Эпиграф урока. Сейчас я прочитаю вам слова Гончарова: «...Комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия и... — больше всего комедия — какая едва ли найдется в других литературах...». Давайте мы попробуем с вами в течение урока рассмотреть особенности этого произведения.

II. Мотивация учебной деятельности. 

Итак, с чего начать анализ произведения?

С его жанра, потому что жанр - это те «первые ворота» через которые читатель входит в художественный мир произведения. Жанр во многом организует наше восприятие: ведь у каждого жанра свои законы, и грамотный читатель их должен знать, чтобы “уметь спрашивать”.

          IIIАктуализация имеющихся знаний.

        - Давайте определим род литературы данного произведения. Но для начала вспомним, какие у нас есть роды литературы? (Эпос, лирика, драма) (Горе от ума -  Драма)

        - Почему вы так решили? Какие особенности? (Специфика драмы: 1) предназначена для постановки на сцене 2) художественная речь - диалоги, монологи 3) сопровождается речь героев ремарками – авторскими указаниями)

IV. Решение проблемной задачи.

        - Отлично. Идем дальше. Давайте подумаем над жанром.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАЗДАЧИ НА УРОКЕ

     1.И.А. Гончаров:

“…Комедия “Горе от ума” есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия, и скажем  сами за себя - больше всего комедия – какая едва ли найдется в других литературах…”

     2.А. Блок:

“Горе от ума”...- гениальнейшая русская драма; но как поразительно случайна она! И родилась она в какой  - то сказочной обстановке: среди грибоедовских пьесок, совсем незначительных; в мозгу петербургского чиновника с Лермонтовкой желчью и злостью в душе и с лицом неподвижным, в котором “жизни нет ”; мало этого : неласковый человек с лицом холодным и тонким, ядовитый  насмешник и скептик…написал гениальнейшую русскую драму. Не имея предшественников, он не имел и последователей себе равных”

     3. А.А. Лебедев:

«Горе от ума» все пропитано стихией смеха, в самых разных его модификациях и применениях… Стихия комического в «Горе от ума» - стихия сложнейше противоречивая… Тут образуется некий сложный сплав самых разных элементов, порой едва совместимых, порой контрастирующих: тут и «легкий юмор», «трепещущая ирония», даже «вроде ласкающий смех» и тут и «едкость», «желчь», сатира.

        

- Как оценили жанр пьесы Грибоедова литературные критики, писатели, поэты: И.А. Гончаров, А. Блок, А.А. Лебедев? (Комедия)

- Обратимся к тексту произведения и найдем в нем подтверждения выводам исследователей.

АРГУМЕНТЫ В ПОЛЬЗУ КОМЕДИИ.

        1. Приемы комического:

        а) Главным прием, используемый в комедии Грибоедова, - комические несоответствия:

        Фамусов (управляющий в казенном месте, но к обязанностям своим относится халатно):

Дай волю вам, оно бы и засело;

А у меня, что дело, что не дело,

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

Комические несоответствия в речи и поведении:

Фамусов (Лизе): Ой! Зелье, баловница…

(Софии): Свободен, вдов, себе я господин…

        Монашеским известен поведеньем!..

Скалозуб (характер героя не соответствует его положению и тому уважению, которое ему оказывают в обществе):

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;

Об них как истинный философ я сужу:

Мне только бы досталось в генералы.

Есть противоречия и в высказываниях о нем других персонажей комедии: с одной стороны, он «слова умного не выговорил сроду», с другой – «и золотой мешок, и метит в генералы».

Молчалин (несоответствие мыслей и поведения: циник, но внешне угодлив, обходителен).

Хлестовой:

Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более наперстка,

Я гладил все его: как шелковая шерстка!

Лизе о любви к Софье:

И вот любовника я принимаю вид

В угодность дочери такого человека…

Пойдем любовь делить плачевной нашей крали…

Чацкий (несоответствие между умом и смешной ситуацией,  в которую он попадает: например, речи Чацкого, обращенные к Софье, он произносит в самый неподходящий момент).

б) Комические ситуации: разговор глухих (монолог Чацкого в I действии, разговор графини бабушки с князем Тугоуховским).

в) Комический эффект создает пародийный образ Репетилова.

2. Язык «Горя от ума» -  язык комедии (разговорный, меткий, легкий, остроумный, порой резкий, богат афоризмами, энергичный, легко запоминающийся).

____________________

- Давайте теперь с вами вспомним годы написания комедии. Какие направления были характерны для того времени? (1922-1924)

(Для первой части XIX века особенно характерно органическое сосуществование разных стилей в творчестве одного писателя; продолжая традиции предшественников, каждый большой мастер вносил новое в развитие литературы. К таким мастерам по праву относится, чья комедия «Горе от ума», сохраняя некоторые черты классицизма и романтизма, стоит у истоков русского реализма).

Деление на группы. Нужно найти черты трех направлений: классицизма, романтизма и реализма.

Черты классицизма:

- Какие же принципы классицизма и отклонения от них нашли отражение в комедии? Вспомните, что характерно было для классицистической комедии? (Пьеса состояла из 5 действий, в 5всё разрешалось, требование 3 – х единств, система персонажей, имеющая в основе традиционные амплуа, однозначность характеров, «говорящие фамилии»)

- Вы сказали, что в классицистической комедии 5 действий. А сколько их у Грибоедова? (С т. з. классицизма в 5 действии всё разрешилось, но Грибоедов нарушает эту логику. Он представляет зрителю и читателю дальнейшей судьбе героев).

_______________________________

— Соблюдается принцип трех единств: единство времени и места (действие укладывается в одни сутки, происходит в доме Фамусова); существует одна сюжетная линия Софья-Молчалин-Чацкий, хотя она нарушается общественным конфликтом и введением внесценических персонажей.

- Давайте посмотрим выполняются ли требования 3-х единств?

Единство времени.

- Соблюдается ли единство времени?

- Да, действие длится 24 часа – сутки. За это время Чацкий трижды посещает дом Фамусова. Причем время в комедии максимально концентрированно. В течение одного дня фактически решается судьба героя: он переживает целый спектр чувств и эмоций — надежду и любовь, радость от возвращения домой, тревогу, боль и отчаяние.

- А единство места – это дань традиции или тоже мотивировано сюжетом и конфликтом?

- Чацкий приезжает к Софье в особняк Фамусова. Дом Фамусова становится символом всей Москвы. Все, происходящее в доме, осмысливается на уровне Москвы («Как все московские, ваш батюшка таков», «На всех московских есть особый отпечаток» - ЦИТАТЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО ПРИВЕСТИ В ПОДТВЕРЖДЕНИЕ).

- А есть ли внесценические сюжеты, действие которых происходит не в доме Фамусова и даже не обязательно в Москве (приведите примеры)? (Пространство, на котором происходит конфликт, символически расширяется: дом Фамусова – Москва – Россия - Европа – весь мир («Молчалины блаженствуют на свете…») Единство места не отменяется, но заметно осложняется.

- А что означает единство действий с т. з. классицизма. (Один конфликт без побочных сюжетных линий, который разрешается в конце, торжествует добродетель и наказывается порок)

- Выполняются ли эти требования в «Горе от ума» (В точности ни одно не выполняется: в комедии два конфликта, развиваются параллельно, так что получается не единство, а «двуединство» действия. Т. е. любовная интрига и общественный конфликт между веком нынешним и веком минувшим тесно взаимосвязаны. Также нет разрешения конфликта и наказание порока).

Ни одно требование единств в точности не выполняется.

— Сохраняется традиционная «система амплуа»: сюжет основан на любовном треугольнике; отец, не догадывающийся о любви дочери; служанка, помогающая влюбленным.

- Теперь посмотрим на систему персонажей. Что мы видим в классицизме? (Традиционные амплуа, однозначность характёров «говорящие фамилии»)

- Вспомните цепочку персонажей: благородный герой – любовник, героиня, второй любовник, субретка, благородный обманутый отец, которые все потом узнает.

(У Грибоедова мы видим, что персонаж может совмещать более одного амплуа:

Лиза – субретка, но не сочувствует любовной интриге и даже пытается вразумить барышню – «в любви не будет этой прока».

И финал очень реалистичен для крепостной России – Лиза под угрозой ссылки в деревню;

Чацкий – резонер – обличитель, благородный герой и второй любовник.

Молчалин – избранник Софьи, но тогда он должен быть положительным героем).

- Грибоедов писал Катенину: «В моих портретах есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные всему роду человеческому»


— Присутствует принцип «говорящих фамилий» (учащиеся приводят примеры).

- Какие наблюдения вы сделали по поводу «говорящих фамилий»? (Чацкий (первоначально Чадский) – тот, кто в чаду, Молчалин – бессловесный, Фамусов – всем знакомый. Но у Грибоедова «говорящие фамилии» не только указывают на какой – то аспект характера, но и являются именами нарицательными).

Синонимами бездушного чиновничества – фамусовщина; подхалимства – молчалинство.

грубой невежественной военщины – Скалозубщина; гоняющегося за модой пустословия – репетиловщина.

- И ещё обратите внимание, что говорящие фамилии отсылают к теме человеческого слова молва

Репетилов – повторять

Скалозуб – скалить зубы

Молчалин – молчание

Тугоуховский – слушание.

Помните, мы говорили, что сквозной мотив комедии глухота, непонимание героями друг друга. Так вот, имена героев в совокупности составляют важный ключ к пониманию проблематики комедии: «Это комедия трудностях общения».

- Итак, формально сохраняя классицистические рамки, Грибоедов наполнил их новым содержанием. - Психологическая достоверность характеров сочетается с авторской иронией по отношению к привычному стилю изображения. Под маской классицизма скрывается реализм.

- А какие признаки романтической школы мы увидели в комедии?

Черты романтизма:

— Романтический характер конфликта.

— Наличие трагического пафоса.

— Мотив одиночества и изгнанничества главного героя.

— Путешествие главного героя как спасение от прошлого.

Главный герой – герой романтического плана. (не понят обществом, входит с ним в противоречие, много путешествует, несчастный влюблённый)

- некоторые мотивы монологов Чацкого, имеющие очень высокий «статус» в романтизме (кипучие страсти, душевный жар подвергаются снижению в пародийно-романтических монологах Репетилова (характеристика «ночного разбойника» из монолога Репетилова о «секретнейшем союзе»).

- Итак, романтические мотивы используются для воссоздания внутреннего мира Чацкого, но в то же время подвергаются пародийному снижению. Что мы здесь видим?

Благодаря этому мы получаем психологически точный портрет героев и видим историческо - культурную обусловленность их представлений о жизни. Это означает, что под маской романтизма тоже скрывается реализм.

Черты реализма:

— Отличие от классических пьес заключается в том, что нет счастливого конца: добродетель не торжествует, а порок не наказан. Количество персонажей выходит за рамки классических (5—10) — в комедии их более 20.

— Социальная и психологическая типизация: типичные характеры, типические обстоятельства, точность в деталях.

- Так какой же принцип реализма явно на лицо в изображении героев у Грибоедова «Типические характеры в типических обстоятельствах»

Фамусов – типичный представитель московского дворянства (докажите на примерах образ)

Скалозуб – типичный представитель аракчеевской военщины.

Образом Чацкого Грибоедов показывает, что для той эпохи типично было появление новой прогрессивной социальной силы, которая вступила в борьбу с силами старого мира

V. Итоги урока. Оценки. Рефлексия.

Обращаемся к высказыванию Гончарова: «...Комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия и... — больше всего комедия — какая едва ли найдется в других литературах...».

Главный закон, который был признан Грибоедовым, - это закон правдоподобия, реального, закон живой действительности. Он мастерски соединил классицизм с романтизмом, но…создал подлинно реалистическое произведение. Т. о. «Горе от ума» - пьеса о несовершенстве известных современниками Грибоедова литературных стилей и направлений, с их условностью неспособностью правдиво изобразить жизнь. Но классицизм и романтизм можно понимать как идеологические системы, «Горе от ума» - пьеса о несовершенстве позиции людей, живущих по этим канонам – это борьба за реализм в жизни, в умах людей.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод эмоционального погружения на уроках литературы как один из путей постижения учащимися идейно-художественного своеобразия произведения и развития их эмоционального интеллекта.

Статья для участия в межрегиональной научно-практической конференции "Проблемы и перспективы гуманитарного образования в современной России"...

Р.К. Литературное краеведение. Урок в 5 классе«Тютьнярская старина» С.К.Власовой Художественное своеобразие сказа

«Тютьнярская старина» С.К.Власовой. Урок построен с учетом краеведческого материала....

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"

Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...

Конспект урока литературы 10 класс по теме А.П.Чехов. « Вишнёвый сад». Своеобразие образной системы и конфликта комедии.

История создания пьесы, определение особенности сюжета, конфликта, образной системы, роль подтекста, своеобразие жанра....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...