Технологическая карта к уроку литературы
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_9_klasse.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 9 классе на тему:

«Глаголом жги сердца людей».

(Анализ  стихотворения «Пророк» в рамках изучения темы поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина).

Тип урока по дидактической цели: объяснение нового материала, анализ стихотворного текста.

Цель урока: на основе анализа стихотворения «Пророк» показать новое понимание Пушкиным поэтического дара – служение, исполнение воли Бога.

Форма урока: коллективная

Задачи: обучение анализу стихотворения; формирование навыков сопоставительного анализа текстов, умения выделять ключевые слова, систематизировать необходимую информацию, анализировать, сравнивать и обобщать информацию; развитие творческих способностей и монологической речи учащихся; воспитание высоких человеческих идеалов.

Учебные: 

Развивающие: развить речь учащихся, логическое мышление и память, читательскую зоркость, внимание.

Познавательная: узнать значение новых слов.

Воспитательные: способствовать воспитанию чувства долга, ответственности за свои действия.

Планируемый результат: правильное понимание учащимися прочитанного текста, новых слов, рассматриваемых на уроке, решение проблемных вопросов и определение своей позиции по отношению к авторскому замыслу,  переход на широкий круг вопросов о предназначении поэта.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, портрет А.С. Пушкина, рисунки к стихотворению. ,бибилейские иллюстрации.

Методическое и дидактическое обеспечение:

  1. В. Непомнящий «Пророк»
  2. В Непомнящий «Дар» (Заметки о духовной биографии Пушкина) – в журнале «Новый мир» № 6 /1989 года.
  3. И.В.Золотарёва «Уроки литературы в 9 классе» 
  4. Справочник школьника, 5-11 классы: Литература/ Под ред. О. Л. Соболевой. – М.: АСТ- ПРЕСС, 2003.

Понятия, рассматриваемые на уроке: перс, зеницы, отверзлись, уста, празднословный, виждь , внемли.

Технологии: проблемное обучение, элементы технологии критического мышления.

Межпредметные связи: история, изобразительное искусство.

Домашнее задание:

Обязательное: выучить стихотворение,

По желанию: написать мини- эссе «Место  поэта  в  мире» или «В чём предназначение поэта?».

Этап урока

Слова учителя

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный

момент.

Цель – активизация учащихся.

Здравствуйте, ребята!

Поприветствовать детей, проверить их готовности к уроку.

Поприветствовать учителя, проверить готовности к уроку.

Регулятивные :

уметь организовать свою деятельность.

Проверка домашнего задания, чтение стихотворения Актуализация знаний.

Дома необходимо было прочитать стихотворение» Пророк»

(проводится устный фронтальный опрос на понимание).

Какие чувства возникли у вас при прочтении стихотворения? Какое осталось впечатление?

Задать вопросы, слушать ответы учащихся, корректировать при необходимости.

Слушать вопросы, отвечать, рассуждать, отстаивать свою точку зрения, находить цитаты из текста произведения.

Коммуникативные: уметь формулировать ответы, рассуждать.

Постановка цели и задачи урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель – мотивировать учащихся на изучение темы.

Мы прослушали общее впечатление. Далее перейдём к анализу произведения. Но для начала надо определить тему нашего урока, цель и задачи.

Как вы думаете, урок на какую тему можно провести по стихотворению  «Пророк»? Какие строки из стихотворения вы могли бы взять для определения темы урока?

(дать время детям на обдумывание и формулировку темы, цели и задач).

Молодцы! Вы справились успешно с этим заданием.

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока.

Прочитайте эпиграф. Как вы понимаете слова поэтессы XX века?

Поэт  не  человек,  он  только  дух –                                                                                         Будь  слеп  он,  как  Гомер,                                                                                         Иль,  как  Бетховен,  глух, -                                                                                         Всё  видит,  слышит,  всем  владеет…                                                                                                                      А.Ахматова                                                                    

Включить учащихся в обсуждение темы, цели и задач урока, помочь при необходимости – направить рассуждения детей в нужное русло. Контролировать правильность записи даты и темы в тетрадь.

Слушать учителя, размышлять над целью и задачами урока.

Высказывать предположения, корректировать свои ответы после помощи учителя, формулировать цель и задачи урока.

Записать дату и тему урока в тетрадь.

Регулятивные:

уметь формулировать цель и задачи урока, выдвигать версии.

Коммуникативные :

уметь оформлять свои мысли, отстаивать, аргументируя, своё мнение, слушать других.

Первичное закрепление.

Цель – закрепить теоретические знания, зафиксировать определения в тетради.

Стадия вызова

Стадия осмысления.

Чтение с остановками.

Давайте запишем основную мысль эпиграфа в тетрадь.

Пушкин – гениальный поэт. Стихотворение  «Пророк» занимает особое место в его  творчестве,  это  необычное  произведение  в  мировой  поэзии,  поскольку  является  поэтическим  рассказом  об  откровении, о божественном даре, о таланте. Интересна  история  его  создания.

Пушкин понимает, в чёмчто он должен идти другим путём. Действовать по-другому. Как вы считаете, ребята, кто такой настоящий поэт?

Что же значит истинная поэзия?

На предложение царя Николая I стать главным цензором Пушкин ответил стихотворением «Пророк».

Сюжет стихотворения навеян библейским повествованием о видении пророку Исайе, но осмыслено оно поэтом не в религиозном плане, а в поэтическом восприятии.

библейским повествованием о видении пророку Исайе, но осмыслено оно поэтом не в религиозном плане    (как в Библии), а в поэтическом восприятии

Послушаем 6 главу из Книги пророка Исайи (Ветхий Завет, Библия).

Какие образы,детали, символы Пушкин взял из Библии? Какую роль они играют в стихотворении?

Предоставить информацию об истории  создания стихотворения, контролировать правильность и последовательность записей в тетради, координировать работу групп.

Предлагает детям ответить на вопрос, кто такой поэт и пророк?

Слушать учителя, работать в паре, помогая друг другу.

Находить нужную информацию из источника, анализировать её, информацию записать в тетрадь.

Внимательно слушают историю создания стихотворения, делают записи в тетрадь.

Выступление учащегося.Историческая справка

Быть настоящим поэтом – это значит нести людям правду, быть всегда и во всём искренним и честным, говорить о том, что тревожит сердца людей, помогать им в поисках ответов на многие вопросы, поднимать злободневные темы.

Истинная поэзия та, которая тревожит сердца, не оставляет равнодушными, которую хочется перечитывать по нескольку раз.

Составляют кластер

Поэт                               Пророк

Творец                          прозорливец

Стихотворец                 ясновидящий                  

Мыслитель                    прорицатель

Учитель                         провидец

Певец                            истолкователь воли Бога

Коммуникативные:

уметь работать в паре, координируя действия.

Регулятивные:

уметь эффективно использовать источник информации

Познавательные:

уметь находить информацию, анализировать её.

Записывают определения.

Физминутка.

Проводится под руководством физорга класса.

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

Теперь разделимся на 3 группы и проведем комплексный анализ текста

1 группа. Языковой анализ.

   Найдите  все  славянизмы  и  объясните  их  современное  значение.

-  Какое  звучание  славянизмы  придают  всему  произведению  и  возможно  ли  их  заменить  современными  русскими  словами?  

2 группа.  Композиционный  анализ.

 Разделите  всё  стихотворение  на  части-кадры,  рисующие  разные  этапы  действия. Какая часть речи чаще всего встречается в стихотворении? Почему?

Какие изобразительно-выразительные средства помогают автору в выражении идеи?

3 группа. Работа с цитатами. 

Слушаем рассуждения групп по вопросам, дополняем и спрашиваем только после полного ответа.

Теперь предлагаю каждому в тетради зафиксировать информацию, которая прозвучала (дать время на выполнение задания).

Контролировать работу групп, слушать рассуждения и выводы, корректировать, если необходимо.

Искать ответы вопросы, опираясь на текст;

анализировать, синтезировать информацию; слушать другие группы, дополнять, спрашивать, записывать в сжатой форме основные рассуждения и выводы.

Регулятивные:

Уметь осознавать, что я знаю хорошо, что знаю удовлетворительно, а что не знаю.

Регулятивные:

Уметь эффективно пользоваться источниками информации, извлекать из них нужную информацию, работая для достижения цели.

Коммуникативные:

Уметь работать в группе, сообща, уметь доносить свою позицию до других, правильно оформлять мысли, принимать другие точки зрения.

Познавательные:

Уметь анализировать и синтезировать полученную информацию.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Цель – ознакомить с домашним заданием.

Урок подходит к концу.

Молодцы! Мы достигли цели урока.

Открываем дневники и записываем домашнее задание:

Обязательное :выучить стихотворение,

По желанию: написать мини- эссе  «Место  поэта  в  мире» или «В чём предназначение поэта?».

Есть ли вопросы по домашнему заданию?( к ребятам).

Записать на доске домашнее задание, проконтролировать, чтобы все записали в дневники, проинструктировать

Слушать учителя, записать в дневник, спросить, если что-то непонятно по домашнему заданию.

Коммуникативные:

уметь спрашивать по сути дела.

Рефлексия.

Подведение итогов занятия.

Цель – подвести итог проделанной на уроке работе, выставить аргументированные оценки

Как вы понимаете фразу «глаголом жги сердца людей»? (предоставить слово для выводов).

Спасибо!

Выставляем оценки за устные ответы. Ваши тетради я проверю к следующему уроку.

 Урок окончен. До свидания!

Прослушать вывод по уроку, скорректировать (если есть необходимость), выставить оценки, прокомментировать.

Слушать выводы по уроку.

Коммуникативное:

уметь делать выводы по уроку.

Приложение №1.

     С  августа  1824  года  поэт  живёт  в  Михайловском,  имении  Пушкиных  в  Псковской  губернии,  куда  он  был  сослан  Александром 1.  События  последнего  года  были тяжелыми.  Во-первых,  известие  о  казни  друзей.  «Он  прочёл  приговор  в  «Северной  пчеле»:  «Приговор  Верховного  Уголовного  Суда,  состоявшийся  11-го  сего  месяца  о  пятерых  государственных  преступниках,  коих  оным  решено  повесить,  исполнен  сего  июля  13-го  дня  поутру  в  5-м  часу,  всенародно,  на  валу  кронверка  Санкт-Петербургской  крепости».  Лист  выпал  из  рук.  Он  большими  шагами  ходил  от  угла  к  углу,  как  зверь,  которого  захлопнули  в  клетке. Рылеев,  Пестель,  Муравьёв-Апостол,  Каховский,  Бестужев-Рюмин:  всех  пятерых  он  знавал! Утром   после  бессонной  ночи  он  сидел  над  тетрадью  и  упорно  чертил  один  за  другим  профили,  профили…  И  под  пером  возникала  виселица  и  фигуры  пятерых  повешенных.  Перо  его  было  немо.  В  голове  возникала  всего  лишь  одна  короткая  строчка: «И  я  бы  мог…».  

И  только  в  сентябре  1826  года  он  получает  возможность  приехать  в  Москву.  Но  как  это  происходило?  По  приказу  Николая  1  А.С.Пушкина  в  срочном  порядке   в  сопровождении  конвойного  офицера  привозят  в  Москву.   Известны  такие  воспоминания  о  встрече  с  императором:

  - Что  сделали  бы  вы,  если  бы  14  декабря  были  в  Петербурге? – спросил государь.      

  - Встал  бы  в  ряды  мятежников, - ответил поэт.

Приложение №2.

Послушаем 6 главу из Книги пророка Исайи (Ветхий Завет, Библия).

«1. В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесённом, и края риз Его наполняли весь храм.

2. Вокруг Его стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.

3. И взывали они друг к другу, и говорили: свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!

4. И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями.

5. И сказал я: горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои увидели Царя, Господа Саваофа.

. Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника.

7. И коснулся уст моих, и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твоё удалено от тебя, и грех твой очищен.

Приложение №3.

Группа № 1.

Серафим    шестикрылый – ангел,  который  к  Творцу  предстоит  ближе  всего,  они  огнеобразны  и  пламенеют  любовью  к  Богу  и  других  побуждают  к  такой  любви,  само  слово  «серафим»  в  переводе  с  еврейского  означает  «пламенеющий»;  влачиться – тащиться,  тягостно  двигаться;  перстами – пальцами;  зениц – глаз;  отверзлись – открылись;  

вещие – видящие насквозь, далеко, глубоко;  внял – услышал; горний – высокий, верхний, небесный;  дольней – растущей  в  самом  низу;  гад – морское и земное пресмыкающееся;

уста – рот;  десницею – правой рукой; рассек – разрубил;  угль – уголь;  водвинул – вставил;  отверстую – открытую; глас – голос;  воззвал – вскричал;  восстань – встань;  виждь – смотри;  внемли – слушай  со  вниманием.

  Какое  звучание  славянизмы  придают  всему  произведению  и  возможно  ли  их  заменить  современными  русскими  словами?  

      Славянизмы создают  атмосферу  торжественности  момента,  возвышенности  переживаний  поэта.

Группа №2

. Какие изобразительно-выразительные средства помогают автору в выражении идеи?

(Эпитеты: «пустыня мрачная», «лёгкими перстами», «вещие зеницы», «грешный язык», «кровавая десница», «трепетное сердце».

Сравнения:  «перстами лёгкими, как сон», «как у испуганной орлицы»,  «как труп в пустыне я лежал».

Инверсия прилагательных: «сердце трепетное», «десницею кровавой».

Анафора: 13 строк стихотворения начинается союзом И, что указывает на быстротечность и непрерывность превращений поэта в пророка.

Синтаксический параллелизм: И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье».

Использованные автором художественные средства позволяют показать драматизм превращения поэта в пророка.)

Подсчитайте, сколько глаголов использовано поэтом в 30 строчках стихотворения. Какова их роль?

(В 30 строчках стихотворения Пушкин использовал 23 глагола, которые отличаются особой выразительностью, богатством лексических значений. Они обозначают либо действие-поступок, либо повеление действовать. Среди всех глаголов – 5 глаголов в повелительном наклонении, остальные глаголы в прошедшем времени.)

     Множество  глаголов – их  более  20,  а  с  отглагольными  частями  речи – до 30!

Перед  нами  не  описание,  а  действие,  поскольку  всякая  духовная  работа – созидание,  изменение  внутреннее  через  конкретные  поступки  в  реальной  жизни.  В  последних  4  строках  5  глаголов  повелительного  наклонения – это  наказ,  требование,  напоминание  о  долге  поэта.

Группа № 3.

1. Работа с цитатами.

Литературовед В. Непомнящий пишет: «Пророк» написан не словами, а огнём и кровью». Согласны ли вы с данным утверждением? Аргументируйте своё мнение.

Литературовед В. Непомнящий пишет: «Весь мир ради человека – это главный смысл «Пророка» … вся истина художественного мира Пушкина». Согласны ли вы с мнением критика. Аргументируйте свой ответ.

Философ, священник С. Булгаков заметил, что «в зависимости от того, как мы уразумеваем «Пророк», мы понимаем и всего Пушкина». Согласны ли вы с мнением философа? Аргументируйте своё мнение.



















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта организации урока литературы

Технологическая карта организации урока литературы способом создания проблемной ситуации ...

Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".

Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....

технологическая карта по уроку литературы по программе Меркиной 5 класс ФГОС

данная технологическая карта разработана по ФГОС 2 поколения по программе Меркиной...

Технологическая карта интегрированного урока (литература и краеведение) по стихотворению Н.А. Некрасова "Железная дорога".

Если  изучение художественного произведения  всколыхнёт  "эмоциональную память народа", то  тогда произойдёт единение времён (прошлого, настоящего и будущего): современный школьник...

Технологическая карта к уроку литературы в 5 классе "Багульник" Ю.Яковлева

Урок построен по технологии педагогические мастерские....

Технологическая карта к уроку литературы «Сказка «Царевна-лягушка». Герои сказки»

Данный материал нацелен углубить представления учащихся о жанре волшебной сказки, сформировать представление о народном идеале, о герое сказки как выразителе этого идеала....

Технологическая карта к уроку литературы в 5 классе на тему "Бородино" М. Ю. Лермонтова

https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury_v_5_klasse.docx...