Технологическая карта к уроку литературы «Сказка «Царевна-лягушка». Герои сказки»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Халилова Джамиля Халиловна

 Данный материал нацелен углубить представления учащихся о жанре волшебной сказки, сформировать представление о народном идеале, о герое сказки как выразителе этого идеала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_tsarevna-lyagushka_5_kl.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

 Технологическая карта к уроку литературы в 5 классе

Тема: Сказка «Царевна-лягушка». Герои сказки

Тип: внеклассное чтение

Задачи:

  1. углублять представления о жанре волшебной сказки;
  2. формировать представление о народном идеале, о герое сказки как выразителе этого идеала;
  3. совершенствовать умение читать, пересказывать, целенаправленно работать с информацией, заниматься исследовательской деятельностью

Планируемые результаты

Предметные:

  1. выразительно читать;
  2. пересказывать подробно, выборочно, кратко;
  3. искать и выделять необходимую информацию в статьях учебника;
  4. знать структурные элементы сказки;
  5. осуществлять исследовательскую поисковую деятельность в соответствии с задачами урока;
  6. участвовать в дискуссии;
  7. работать со словарями

Метапредметные:

регулятивные:

  1. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
  2. составлять первоначальный стратегический план учебных действий;

коммуникативные:

  1. формулировать вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе, к товарищам, к учителю;
  2. участвовать в исследовательской работе

Личностные:

  1. формировать этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
  2. понимать философские проблемы, заложенные в сказках, разграничивать мир добра и зла;
  3. формировать гуманистическую картину мира, способствовать укреплению веры в победу добра, стремиться к его активному личному созиданию

Межпредметные связи: русский язык, тема «Диалог и дискуссия»; изобразительное искусство — подборка иллюстративного материала по теме урока; краеведение — материалы этнографических, краеведческих музеев и деятельность фольклорных коллективов

Ресурсы урока: учебник, ч. 1; рабочая тетрадь; фонохрестоматия к учебнику литературы для 5 класса

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

  1. Просит рассказать об особенностях волшебной сказки по материалам предыдущего урока. Примеры заданий: найдите в тесте среди предметов-помощников «лишнее» слово; расскажите о роли предметов-помощников в волшебной сказке (ковер-самолет, клубочек, зеркало, волшебные сапоги-скороходы); задания для Василисы Премудрой были связаны с умениями … и др.

  1. Составляют тесты или, пользуясь учебником, рассказывают об особенностях волшебной сказки. Выполняют тесты и задания, приводят свои примеры

Мотивация познавательной деятельности

  1. Спрашивает, почему в сказке братьев трое, а герой в народном сознании только один и имя есть только у одного; каков он, настоящий герой, который защитит добро и восстановит гармонию.
  2. Предлагает рассмотреть иллюстрации разных художников, на которых изображен главный герой сказки, и сказать, что, несмотря на разницу манер художников, в изображении Ивана главное.

  1. Создают гипотетический портрет-характеристику сказочного героя. Говорят, что он добрый, способен пожалеть, защитить. Ставят задачу восполнить портрет героя путем чтения и анализа 2 части сказки «Царевна-лягушка».
  2. Рассматривают иллюстрации, говорят о лучших чертах персонажа и особенностях их отображения средствами живописи — позе, выражении лица, общем колорите и др.

Организация познавательной деятельности

  1. Предлагает составить план 2 части сказки, отражающий маршрут Ивана-царевича на карте.
  2. Организует чтение, пересказ и инсценирование фрагментов 2 части сказки «Царевна-лягушка». Напоминает о проблемном поиске, связанном с характеристикой героя сказки

  1. Составляют план 2 части «Путь Ивана-царевича в иномире», прокладывают его маршрут по карте сказки.
  2. Читают с остановками 2 часть сказки, задают вопросы, выбирают вопросы из учебника, подбирают тематические заголовки к рассматриваемым эпизодам, возражают, дополняют, наблюдают за структурой текста; работают со словарем, делятся собственным читательским опытом. Продолжают собирать материал для характеристики сказочного героя:

— Он смело отправляется в странствие спасать свою жену, встречается с дедушкой, слушается его совета (послушание старшему), получает клубочек, жалеет медведя, зайца, щуку, узнаёт тайну Кощея, ему помогают спасённые им животные (добро всегда возвращается к его носителю), побеждает Кощея и с женой возвращается в своё царство-государство. Гармония восстановлена!

Подведение итогов

  1. Организует, направляет и стимулирует рефлексию. Предлагает ответить на вопросы 1 на с. 26 и 6 на с. 25. Предлагает тест: Выберите признаки, характеризующие сказочного героя: 1) озлобленность; 2) доброта; 3) равнодушие; 4) терпение; 5) восстановление гармонии и справедливости; 6) жалостливость; 7) жажда справедливости; 8) способность совершить подвиг; 9) зависть; 10) гордость. Используя результаты теста, просит сочинить связный рассказ о народном идеале — мужском и женском. (можно добавить вопросы 2 и 3 на с. 25 учебника о Василисе Премудрой).
  2. Предлагает ответить, что нужно, чтобы жить в счастье, любви и согласии

  1. Повторяют особенности волшебной сказки: волшебные помощники, сказочные числа, постоянные эпитеты, особое построение. Говорят о чертах положительного героя сказки: умении пожалеть, потерпеть, смириться, способности совершить подвиг во имя добра и восстановления справедливости. Делают выводы о знаковом, символическом понятии «пути» в искусстве и литературе и ответственности человека за свой жизненный путь.

  1. Высказывают мнения о том, как нужно жить, чтобы сохранить мир и гармонию

Дополнительный материал: Кроссворды, материалы Интернета, фонохрестоматия

Диагностика достижения планируемых результатов: Приготовить письменный рассказ о любимом герое волшебной сказки

Дополнительные творческие задания: Приготовиться к защите групповых проектов: 1) Сочинить волшебную сказку, учитывая правила построения и другие особенности. 1) Написать несколько зачинов и концовок для волшебных сказок. 2) Перечислить сказочные предметы-помощники. 3) Назвать персонажей иномира, привести примеры их «подвигов». 4) Назвать любимые сказочные числа. 5) Сделать подборку иллюстраций одного художника, который посвятил своё творчество волшебной сказке. 6) Рассказать о том, как с помощью средств живописи переданы особенности сказки. 7) Подобрать и с помощью взрослых эпизоды из мультфильмов, чтобы рассказать об особенностях волшебной сказки. 8) Приготовить анализ сказки «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературы на тему «Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой»

Конспект включает в себя план урока, беседу с учащимися по эпизодам, просмотр репродукций по данной теме, обобщающие вопросы....

План-конспект урока по литературе 5 класс. Русская народная сказка «Царевна - лягушка»

Цель  урока: Знакомство с жанром сказка; подробное изучение русской народной  сказки «Царевна-лягушка»Задачи:- обучающие:  Дать понятие о типах сказок (волшебные, бытовые, сказки ...

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Волшебная сказка "Царевна - лягушка"-сказка о мудрости и красоте"

Данная презентация "Волшебная сказка "Царевна - лягушка"-сказка о мудрости и красоте" направлена на формирование способностей учащегося к новому способу действия: составление ...

Урок литературы в 5 классе. Сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки.

Знакомство с содержанием сказки "Царевна-лягушка"; формирование умений выявлять характерные художественные сказочные приёмы....

Сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки.

Знакомство с содержанием сказки; формирование умений выявлять характерные художественные сказочные приёмы....

Конспект урока "Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки"

В данном уроке систематизируются знания обучающихся о народной сказке как жанра, об особенностях построения волшебной сказки, происходит знакомство и анализ сказки "Царевна - лягушка"...