Литература 7 класс. Урок по теме "И.С. Тургенев "Бирюк"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Антонова Элла Валерьевна

План-конспект урока, ориентированный на развитие читательской грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_biryuk_turgenev.docx93 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ № 80 г. Владивосток»

Приморский край

Учитель русского языка и литературы Антонова Э. В.

7 класс

Урок по теме: «И.С. Тургенев «Бирюк».

Неужели эти люди для того только родятся на свет, чтобы служить прихотям таких же людей, как и они сами?..

В.Г. Белинский

Цели урока:

1) повторить роды и жанры литературы; способы характеристики героев;

2) сведения о жизни и творчестве писателя;

3) развивать умение составлять презентацию;

4) развивать аналитические способности;

5) развивать умение формулировать цель урока;

6) прививать интерес к внимательному, вдумчивому чтению;

7) закреплять умение составлять синквейн.

Оборудование: текст рассказа, интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный.


Ход урока

I. Организационный момент: приветствие.

II. Основная часть.

1. Готовность к уроку (поднимают в руке, демонстрируя наличие, справочники по литературе: тетрадь 48 листов, в которую с 5 кл. записываем теоретические сведения).

2. Разминка.

- В справочниках повторяем тему «Роды и жанры литературы», «Основные способы характеристики героев» (по вариантам).

- Закрываем справочники. По памяти какой вариант правильно заполнит кластеры на доске.

3. Оформляем тему и эпиграф.

- Как понимаете его смысл?

4. Слушаем краткое сообщение (2 минуты) о крепостном праве.

5. Биография и творчество И.С. Тургенева.

- Заполняют первую колонку таблицы.

Жизнь и творчество И.С. Тургенева.

Знаю

Узнал

Хочу узнать

«Муму»

«Русский язык»

Мать – жестокая помещица

6. Презентация о писателе.

7. Продолжаем заполнять таблицу (вторую колонку).

8. Физминутка (встаём, потянулись, медленно наклонились, касаясь пальцами пола, и так несколько раз).

9. Проверяем домашнее задание (оно было основано на текстовой деятельности: читать и на полях карандашом делать пометки о характеристике главного героя или знак вопроса – непонятное слово, которое заинтересовало и значение которого узнал самостоятельно).

- Значение слова «бирюк»? (угрюмый, нелюдимый, ведущий отстранённый образ жизни).

- Назовите слова с ?, объясните. У кого больше, тому отметка в конце урока.

- См. на кластер на доске (способы характеристики героев) и зачитываем из текста найденные примеры. Комментируем.

Интерьер: «из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок, в углу груда тряпок», «лучина горела…, печально вспыхивая», «висела люлька».

- Ваши выводы? (Бедный, двое детей, скудное освещение, маленький ребёнок болеет, не видно жены).

Портрет: «видеть такого молодца», «высокого роста, плечист и сложен на славу», «выставлялись могучие мышцы», «чёрная курчавая борода», небольшие карие глаза».

Речь других персонажей: «боялись как огня», «мастер своего дела», «вязанки хворосту не даст утащить», «в какую бы ни было пору», «силён», «ловок как бес», «ничем не взять его», «сжить со свету собирались, да нет – не даётся».

- Выводы? (Ответственный, неподкупный, сильный, не любят его).

Слова автора: «Я посмотрел кругом – сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу.»

- Отношение автора к Фоме? (С сочувствием).

Пейзаж: «Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали… Сверкнула молния, и гроза разразилась». «Тени быстро густели». «Белая молния озарила лесника». «Звёздочки мерцали».

- Роль пейзажа? (Условия погоды не останавливают Бирюка, он на страже).

Поступки: услышал стук топора, кинулся в темноту, поймал вора, но несмотря на то, что последний его оскорблял, отпустил на волю.

- О чём говорит этот его поступок? (Способен жалеть).

10. Вывод по образу Бирюка.

- Какое главное качество лесника подчёркивает автор, делая акцент на условиях жизни, отношении к нему в округе? (Неподкупный, ответственный, честный).

11. Итоги урока (рефлексия).

- Итоги подведём в форме синквейна на листочках, при оценивании будет учтена работа на уроке.

- См. в справочнике

1 строка – существительное (тема) Бирюк

2 – два прилагательных (основные признаки) бедный, нелюдимый

3 – три глагола (основные действия) служит, охраняет, ловит

4 – фраза (суть явления) не берёт взяток

5 – существительное (итог) крепостной

12. Оцените свою работу на уроке по пятибалльной системе.

III. Домашнее задание: Заполнить в классной работе таблицу (третью колонку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литература. Конспект урока по теме "Нравственные проблемы в рассказе Л.Н. Андреева "Кусака".

Литература. Конспект урока по теме "Нравственные проблемы в рассказе Л.Н. Андреева "Кусака"....

8 класс. Урок истории. Тема: XIX век в зеркале художественных исканий. Литература.

Дата: 23.09.2015Класс: 8 «А», «Б»Тема: XIX век в зеркале художественных исканий. Литература.Учебник: Юдовская А.Я, Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Новая история, 1880 – 1918: Учеб. для 8 кл. общеобразова...

Мастер-класс.Урок по теме "Любовная лирика Ф.И. Тютчева (урок литературы, 10 кл.)"

Урок рекомендуется проводить в 10 класе при изучении творчества Ф.И.Тютчева...

Литература.7 класс Урок №1. Тема урока: М.Е.Салтыков – Щедрин и его сказки.

Цель урока:рассмотреть основные составляющие мира писателя-сатирика....

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках   подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...

5 КЛАСС. УРОК №14 Тема раздела учебного раздела: «Музыка и литература» Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

5 КЛАСС.УРОК №14Тема раздела учебного раздела: «Музыка и литература»Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет....