Мир глазами художников. Мир вещей
план-конспект урока по литературе

Краснова Ирина Николаевна

Мир глазами художников. Мир вещей.

Форма проведения: монтаж-композиция с элементами драматизации.

 

Цель:

  1. Познакомить учащихся с творчеством великих художников и шедеврами искусства, показав, что человечество ценит произведения замечательных мастеров за их умение глубоко проникнуть в мир мыслей и чувств человека, за применение новаторских приемов в искусстве;
  2. Развить интерес к истории мирового искусства и искусству своей страны, приобщить учащихся к познанию и пониманию великих художественных творений
  3. Развивать у учащихся способности зрителя, готового к восприятию произведений великих мастеров;
  4. Формировать умение воспринимать и анализировать произведения изобразительного искусства
  5. Привлечь внимание к чтению литературы по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnekl._meropr._mir_glazami_hudozhnikov.docx31.53 КБ

Предварительный просмотр:

  Методическая разработка внеклассного мероприятия

Мир глазами художников. Мир вещей.

Форма проведения: монтаж-композиция с элементами драматизации.

Цель:

  1. Познакомить учащихся с творчеством великих художников и шедеврами искусства, показав, что человечество ценит произведения замечательных мастеров за их умение глубоко проникнуть в мир мыслей и чувств человека, за применение новаторских приемов в искусстве;
  2. Развить интерес к истории мирового искусства и искусству своей страны, приобщить учащихся к познанию и пониманию великих художественных творений
  3. Развивать у учащихся способности зрителя, готового к восприятию произведений великих мастеров;
  4. Формировать умение воспринимать и анализировать произведения изобразительного искусства
  5. Привлечь внимание к чтению литературы по данной теме.

       Подготовка

• Подобрать необходимый тематический материал о художниках.

• Распределить ролевые функции между участниками монтажа.

      Оборудование: 

1.Репродукции картин.

          2. Книжная выставка.

                                      Ход мероприятия.

«Только пчела узнает в цветке затаенную сладость. Только художник на всем чует прекрасного след». А. Фет

Слово учителя:

Картины бывают разные. На одних изображена природа, на других — портреты людей или какие-нибудь события.

Но есть такие,  где главные «герои» — цветы, фрукты, книги, карандаши, молоток, рубанок, скрипка... У этих картин и название особое — «натюрморт». «Натюрморт» — слово французское и в переводе на русский язык означает — «неживая природа».


Нас всегда окружают вещи. Мы привыкаем к ним, порой даже перестаём замечать. А у художника взгляд зоркий, пытливый. В самом простом, обычном предмете он может увидеть необычное, прекрасное и изображает это. То, на что мы смотрим иногда равнодушно, на картине удивляет и радует своей неожиданной красотой.


Интересно и другое. Один и тот же кувшин или чайник на полотнах разных мастеров всегда будут выглядеть по-разному.
Ведь каждый мастер — художник особенный, неповторимый. И видит по-своему и по-своему передаёт увиденное. Всё, что он пережил и почувствовал,— вкладывает в своё произведение.

Попробуем и мы посмотреть на мир глазами художников.

Предметы, которые нас окружают.

 

Писатель: Давным-давно в Древней Греции жил художник по имени Апеллес. Однажды он изобразил на картине виноград. Картину оставил на террасе, а сам ушёл. Когда же вернулся, то с изумлением увидел, что к ней слетелись птицы и пытаются клевать ягоды. Виноград был написан так искусно, так золотились спелые грозди, что птицы приняли его за настоящий. Люди восхищались мастерством Апеллеса. Картина эта до наших дней не дошла. А рассказ о ней превратился в легенду.

В разных странах и у нас в старину художники тоже любили писать так, чтобы всё было, как в жизни.
Художник: Тишиной и покоем веет от натюрморта старого русского мастера Григория Теплова. «Натюрморт с нотами и попугаем» (1737). Здесь как-то по-домашнему уютно. Кажется, что хозяева жили неторопливо и художник работал не торопясь, тщательно выписывая все подробности. Ясно видны позолоченный узор на книжных переплётах и старинный альбом с нотами. Пожалуй, можно проиграть на рояле мелодию, записанную на этих нотах.

В центре картины, на синей ленточке, висят часы. В то далёкое время часы были редкостью, ими гордились. Поэтому очень важны и интересны для художника даже мельчайшие детали циферблата.
Подробно, внимательно мастер изобразил заморскую птицу — ярко-зелёного попугая, усевшегося на полочке.

Эти старинные натюрморты назывались «обманками». Форма вещей, их цвет настолько правдоподобно написаны на картинах, что зритель мог обмануться и принять их за настоящие.

Прежде чем мастер берёт в руки кисти и краски, он сначала обдумывает свой натюрморт. Рассматривает разные вещи, отбирает их, ставит то вместе, то подальше друг от друга... Он «составляет» натюрморт, или, как говорят, создаёт его композицию. И только потом начинает изображать всё это на холсте.

Искусствовед:Самый большой предмет в картине Павла Кузнецова « Натюрморт с подносом» (1917) — ярко расписанный поднос. Тут же, в середине стола, художник поместил чайник, чашку, стеклянный флакон.
А на переднем плане лежат персики и нож. Казалось бы, они могли находиться в любом другом месте картины. Но художнику нужны персики именно здесь. Попробуй закрыть их рукой, и ты увидишь, что впереди стало пусто, поднос как будто стал вдвое тяжелее, больше, и устойчивость композиции нарушилась.

Убери руку — в картине опять наступит равновесие. Вот какую важную роль играют эти маленькие персики. В натюрморте продумана каждая деталь. Не случайность и то, что художник изобразил светлые персики: их цвет гармонирует с розовыми тонами на подносе и не только делает композицию ещё более устойчивой, но придаёт натюрморту особую нарядность и выразительность.

 

Художник приносит радость. Цветы, которые никогда не завянут

Писатель: Цветы были важной темой для художников на протяжении всей истории. В Древнем Египте лотос, который символизировал солнце, часто использовался в папирусных картинах, амулетах и керамике. Во многих художественных произведениях Средневековья и Возрождения на заднем плане использовались цветочные узоры. Цветы также иногда были центром искусства в натюрмортах, созданных художниками эпохи Возрождения XV-XVI веков, а также художниками голландского Золотого века. В XIX наблюдается подъём в искусстве импрессионизма, в котором художники часто работали на пленэре, что привело к созданию многих известных полотен, где цветы стали ключевой фигурой в живописи.

Художник: Однажды художник принёс в дом ветки душистой сирени, и его мастерская наполнилась ароматом. Он залюбовался цветами. Какие яркие и нежные краски, сколько оттенков фиолетовых, сиреневых, лиловых!
Хороши были цветы. Но пройдёт время — они увянут, осыплются. Мастеру захотелось сохранить навсегда их пышное, но короткое цветение.

 И теперь перед нами на картине Петра Кончаловского этот букет. «Сирень в корзине» Решительные широкие мазки словно лепят форму каждого цветка и всего букета в целом. Эта свободная манера письма особенно ярко передаёт восторг художника перед щедрой красотой природы.

 

Одна из картин из серии Водяные лилии. Автор: Клод Моне.



Искусствовед: Импрессионизм был одним из самых влиятельных течений в современном искусстве. Его художники сосредоточились на том, чтобы запечатлеть мгновенный эффект сцены, а не точно изобразить её. Серия «Нимфеи» или «Водяные лилии» Клода Моне была описана как «Сикстинская капелла импрессионизма». А состоит она примерно из двухсот пятидесяти картин маслом, которые были созданы Моне в течение последних тридцати лет его жизни. Сейчас они выставлены в музеях по всему миру. Ослепительная сложность цвета и света в панелях открывает зрителю глаза на невероятное разнообразие природы, указывая на глубину и тайну жизни, которую она поддерживает. Удивительно, что зрение Моне сильно ухудшилось из-за катаракты, когда он писал большинство этих шедевров. Картины Клода Моне с водяными лилиями являются одними из самых признанных и знаменитых произведений искусства XX века, и они, возможно, самые известные цветочные картины всех времён.

 Художник: «Натюрморт с  подсолнухами» (1888) Винсент Ван Гог

Винсент Ван Гог считается мастером натюрмортов, а его серия картин на тему «Подсолнухи» входит в число самых известных работ в данном стиле, когда-либо созданных. Полотна хорошо известны тем, что изображают естественную красоту цветов и их яркие цвета. Они показывают подсолнухи на всех стадиях жизни, от полного цветения до увядания.  Картина под названием «Ваза с пятнадцатью подсолнухами» была продана японскому инвестору почти за сорок миллионов долларов в марте 1987 года. В то время это была рекордная сумма для произведения искусства. Цена была более чем в три раза выше предыдущего рекорда в размере около двенадцати миллионов долларов. Серия «Подсолнухи» Ван Гога – не только одна из его самых известных работ, но и одно из самых известных изображений цветов.

Художник:
 «Ирисы» Винсент Ван Гог.
И снова речь пойдёт о Ван Гоге. Один из самых известных художников в истории, он имел трудную жизнь, омрачённую психической нестабильностью. В итоге, не выдержав всего этого, он выстрелил себе в грудь из револьвера и через два дня после этого умер. Но перед этим он успел оставить после себя ещё одну удивительную вещь – картины и гравюры с ирисами. Он написал её за год до своей смерти и назвал «громоотводом для моей болезни», так как чувствовал, что его работа была его надеждой против безумия. В сентябре 1987 года «Ирисы» были проданы почти за пятьдесят четыре миллиона долларов, что сделало их самой дорогой картиной, когда-либо продававшейся. Данный рекорд стоял около двух с половиной лет, и по состоянию на 2018 год он занимает двадцать пятое место в списке самых дорогих картин, когда-либо продававшихся во всём мире за всю историю человечества

Искусствовед: «Цветы в вазе» Пьер Огюст Ренуар.

Пьер Огюст Ренуар – один из величайших современных французских художников. Хотя Ренуар больше всего известен портретной живописью, фигуративной работой и серией сладострастных купающихся женщин, он также создал многочисленные цветочные картины. Фактически он начал свою карьеру, рисуя цветы на фарфоре для Севрской мастерской. Цветы остались важной частью его творчества, и эти картины превратились в богатые изображения цветочных композиций на холсте к концу 1860-х годов. Ренуар любил рисовать цветочные букеты, варьируя аранжировки, используя их как упражнения на формы и цвета. Он также уделял большое внимание позиционированию и перспективе. Некоторые из самых красивых картин Ренуара – цветочные произведения, и «Цветы в вазе», пожалуй, самые известные среди них.

Художник: «Цветы в хрустальной вазе»  Эдуард Мане.

Эдуард Мане был французским художником, который считается ключевой фигурой в истории западного искусства, а некоторые даже называют его отцом модернизма из-за его радикальных картин. В течение последних шести месяцев своей жизни, в возрасте 51 года, Мане посвятил всё своё время рисованию серии цветочных натюрмортов. На этих картинах изображены букеты, которые друзья принесли в его парижскую квартиру, когда он был дома. Их жизнерадостность может означать презрение Мане к традиционным и трудным эмоциям. Возможно, они свидетельствуют о важности внешних проявлений – эстетического зрелища как существенного отвлечения от непредсказуемого мира, который держит человеческое существование в своих тисках. И несмотря на то, что он более известен своими противоречивыми работами, цветочные картины являются важной частью творчества легендарного художника.

О чём рассказали фрукты

 

Искусствовед: Натюрморт- не просто изображение каких-то вещей. В нём есть смысл, содержание.
Вот яблоки, написанные
Кончаловским «Розовые яблоки на круглом столе» (1937) . Розовые, жёлтые, зеленоватые с красными бочками... Совсем спелые, налитые соком, душистые. Наверное, их только что собрали. Утренняя прохлада ещё лежит на сине-зелёных листьях. Мы смотрим на яблоки, и они рассказывают нам о прекрасном саде, где они росли, о яблонях, склонивших ветки под тяжестью плодов.


Писатель: О многом могут поведать вещи, изображённые в натюрмортах. О себе, о людях, о времени, в котором они жили.

В первые суровые годы после революции и гражданской войны было голодно. Картошка, селёдка и чёрный хлеб считались просто пиршеством. Поэтому не случайно они стали «героями» натюрморта Петрова-Водкина «Натюрморт с селедкой»(1918)

Художник: Казалось бы, что красивого и интересного в картошке? Или в селёдке? Да стоит ли вообще их писать?
Но посмотри, какие чудеса творит художник. От селёдки не отведёшь глаз — такая она красавица. Сколько оттенков нашёл для неё мастер серебристо-серых, жемчужных, голубых... Нежными красками написаны картошка и хлеб.

 

 Писатель: Прошли годы. Жизнь людей изменилась. В домах стало тепло, ярко зажглись лампочки, в магазинах — всего много.
 Илья Машков радуется этому изобилию и с увлечением пишет натюрморт с хлебом «Московская снедь. Хлебы» (1924) Пышный, румяный хлеб ещё дышит жаром печи, из которой его вынули. И чего тут только нет! Булки и батоны, калачи с хрустящей корочкой! Сдобный крендель! Будто хлебосольный хозяин приготовился встречать гостей.

Жёлтые, коричневые, красноватые тона картины передают тепло хлеба. Нам даже чудится его запах. Тот самый, который доносится, когда идёшь мимо пекарни. Изображение обычного хлеба Машков превращает в нарядный, весёлый праздник. В те же годы художник Машков создал свой «Натюрморт с самоваром». Холодным блеском сверкает металлическая посуда. Даже от медных кастрюль веет холодом, и нам как-то печально смотреть на них.
Тогда в домах было темно, не топлено, не хватало угля, чтобы разогреть самовар или утюг. Вот и стоят на столе вещи тесно, словно жмутся друг к другу, стараясь согреться. Как искусно переданы их форма, цвет, материал, из которого они сделаны.

Машков изобразил самые скромные обычные предметы, но силою своего таланта сумел ещё раскрыть в этом натюрморте и более глубокий смысл. Он рассказал нам о трудном послереволюционном времени.

 

Слово учителя:

Вот мы и побывали вместе с художниками в мире вещей. И хотя слово «натюрморт» означает «неживая природа», сколько жизни в этих картинах! Сколько добрых чувств и мыслей подарили нам они!..
Художник, работая над натюрмортом, словно беседует с вещами, проникая в их тихую жизнь, чтобы потом красками рассказать о ней людям.


А если вы станете внимательно присматриваться к тому, что вас окружает, может быть, и  откроется красота, которую вы раньше
не замечали. «Истинной жизни нет без искусства,»- так сказал  Еврипид.

 

 

Литература:

  1. Варшавский А. Судьбы шедевров. М. ,«Детская литература», 1984.
  2. Великие художники. Винсент Ван Гог. Том 18. М., «Директ-Медиа»,2009.
  3. Великие художники. Пьер Огюст Ренуар. Том 14. М., «Директ-Медиа»,2009.
  4. Великие художники. Петр Петрович Кончаловский. Том 83. М., «Директ-Медиа»,2009.
  5. Великие художники. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Том 66. М., «Директ-Медиа»,2009.
  6. История зарубежного искусства. М., «Изобразительное искусство», 1980.
  7. Каменева Е.О. О чем рассказали яблоки. М., «Малыш», 1988.
  8. 50 художников. Шедевры русской живописи. Илья Машков. №39,М., «Де Агостини»
  9. Шедевры русской живописи. М., «Белый город», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности (ФГОС) "Гляжу на Родину глазами художника"

Программа «Смотрю на Родину глазами художника» разработана для обучающихся 1 класса и составлена на основе примерных программ по внеурочной деятельности ФГОС.  В Программе представлена...

Тема: «Глазами художника» (Театральная мастерская). Интегрированное практическое занятие по сказке Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Интегрированное занятие по сказке  Салтыкова-Щедрина поможет Вам и вашим детям найти новый подход к изучению этого произведения....

Отечественная война 1812 года глазами художников - баталистов

Урок - беседа для учащихся 5 - 7 классов по изобразительному искусству.Цель:создание условий для изучения обучающимися исторического и культурного наследия России.Задачи:Способствовать формированию пр...

Методическая разработка внеклассного занятия по изобразительному искусству «Мир глазами художника» для учащихся 1 класса.

    С самого раннего возраста необходимо приучать детей работать с красками, знакомить их с богатством цветовой палитры, с разнообразием бесчисленных оттенков, получаемых при см...

Конспект НОД Осень глазами художников

Тема.    «Осень – глазами художника». Программное содержание: Продолжать приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему.Познакомить с жанрами изобразительно...

Алтай глазами художников презентация

Красота природы Алтая нашла отражение  в картинах местных художников....