Конспект НОД Осень глазами художников
учебно-методический материал по музыке по теме

Бакотина Татьяна Сергеевна

 

Тема.    «Осень – глазами художника».

 

Программное содержание:

Продолжать приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему.

Познакомить с жанрами изобразительного искусства пейзаж и натюрморт (с произведениями живописи и изображением родной природы в картинах художников).

Познакомить с картинами русских художников, развивать у детей эстетическое восприятие.

Учить замечать особенности изображения осени в картине.

Воспитывать

Приобщать детей к искусству, знакомя их с экспозицией мини-музея в детском саду. Формировать интерес к музеям, выставкам, к подлинникам произведений изобразительного искусства.

 

Предварительная работа:

Беседа об осени: осенних изменениях в природе, «красках» осени.

Прогулка по осеннему парку.

Рассмотрение репродукций:

И.Шишкина «Осень».

В.Поленов «Золотая осень».

И.Левитан «Осень», «Дубовая роща», «Осень. Туман».

 

Обогащение словаря: живопись, пейзаж, натюрморт, художники – пейзажисты, художники – натюрмористы.

 

Оборудование и материалы:

Пейзажи и натюрморты русских художников (репродукции).

Презентация «Осень – глазами художников».

 

Технические средства:

Магнитофон.

Аудио записи:

«Времена года. Осень» А.Вивальди

«Времена года» П.И.Чайковский (осенний цикл)

Мультимедийный проектор, ноутбук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kzosen_-_glazami_hudozhnika.doc44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект  непосредственно образовательной деятельности

в подготовительной к школе ортопедической группе с интеграцией образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Коммуникация», «Социализация»,  «Музыка», «Художественное творчество» с использованием социоигровой  и проектной технологий.

 Подготовила и провела Бакотина Т.С.  (10.09.2012)

для педагогов ГБОУ д/с №2104

Тема.    «Осень – глазами художника».

Программное содержание:

Продолжать приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему.

Познакомить с жанрами изобразительного искусства пейзаж и натюрморт (с произведениями живописи и изображением родной природы в картинах художников).

Познакомить с картинами русских художников, развивать у детей эстетическое восприятие.

Учить замечать особенности изображения осени в картине.

Воспитывать

Приобщать детей к искусству, знакомя их с экспозицией мини-музея в детском саду. Формировать интерес к музеям, выставкам, к подлинникам произведений изобразительного искусства.

Предварительная работа:

Беседа об осени: осенних изменениях в природе, «красках» осени.

Прогулка по осеннему парку.

Рассмотрение репродукций:

И.Шишкина «Осень».

В.Поленов «Золотая осень».

И.Левитан «Осень», «Дубовая роща», «Осень. Туман».

Обогащение словаря: живопись, пейзаж, натюрморт, художники – пейзажисты, художники – натюрмористы.

Оборудование и материалы:

Пейзажи и натюрморты русских художников (репродукции).

Презентация «Осень – глазами художников».

Технические средства:

Магнитофон.

Аудио записи:

«Времена года. Осень» А.Вивальди

«Времена года» П.И.Чайковский (осенний цикл)

Мультимедийный проектор, ноутбук.

Ход НОД:

Учитель-дефектолог:

Многие люди любят смотреть на творчество художников, они приходят в специальные места, где эти картины выставляются. В Москве – Третьяковская галерея, в Санкт - Петербурге – Эрмитаж, в Париже – Лувр, в Лондоне – Лондонская Национальная галерея (слайд-2).

Дети, сегодня я хочу пригласить Вас на экскурсию в групповую картинную галерею.

Как вы думаете, что там можно увидеть.

Дети:

Картины разных художников.

Учитель-дефектолог:

Верно, картины. По другому они называются произведения живописи.

Живопись – это один из видов изобразительного искусства. Секрет живописи в том, что художник с помощью кистей и красок создает как бы живой, видимый нами словно через окно, мир. Под его кистью оживают деревья, цветы, море. Но краски в руках настоящего художника, могут рассказать не только о том, что он увидел, но и о том, что он в это время чувствовал: радость или печаль, тревогу или спокойствие. Краски могут создавать настроение. Одни цвета радуют, другие волнуют.

Давайте создадим себе хорошее настроение перед экскурсией.

Психогимнастика «Я – солнышко»

«Я - маленькое солнышко. Я просыпаюсь, умываюсь. Я расчесываю свои лучики и поднимаюсь над горизонтом.

Я – большой шар. У меня много тепла и света. Я дарю тепло всей земле и всем людям. Я – вдыхаю тепло, я лечу над землей и освещаю ее».

Учитель-дефектолог:

Приглашаю Вас в первый зал. Посмотрите на эти картины внимательно (слайд-3).

Что на них изображено?

Дети:

Нарисованы разные овощи, фрукты, цветы, посуда, книги.

Учитель-дефектолог:

Изображение этих предметов называются натюрморты.

В России писали натюрморты такие художники как (слайд 3-6):

Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960)

Захаров Сергей Ефимович (1900-1993)

Осипов Сергей Иванович (1915-1985)

Позднеев Николай Матвеевич (1930-1978)

Их так и называли художники – натюрмористы.

А что хотели нам рассказать художники этими натюрмортами?

Дети:

Они рассказывают красками, как прекрасен  наш мир, славят богатство и изобилие природы, труд людей, создавших эти предметы. Художники предлагают нам  полюбоваться этими вещами, увидеть их красоту. 

Учитель-дефектолог:

Какая из картин Вам понравилась? Почему?

Ответы детей.

Учитель-дефектолог:

Найдите самый вкусный натюрморт.

Самый веселый натюрморт?

Самый необычный?

Листья (слайд-7), как ноты, роняет кудесница – осень. А музыка у осени проста… Мелодия воздушна и легка. В ней шорох опавшего листа.

Твоя осень – музыкальна! Ты вслушиваешься в шум дождя за окном, шорох листьев под ногами, музыка осени – музыка твоего сердца!

Многие композиторы изображали настроение осени в своих произведениях: П.И.Чайковский. А.Вивальди, Шопен и др.

Давайте послушаем отрывки из музыкальных произведений, и представим, какому пейзажу соответствует музыка.

Физкультминутка. 

Звучит музыка «Времена года»

Дети слушаю музыку и представляют, как кружатся листья, капает дождь, дует ветер.

Повторно звучит мелодия и дети изображают кружение листьев, дождь, ветер.

Учитель-дефектолог:

Переходим в следующий зал.

Что изображено на этих картинах?

Дети:

Природа.

Учитель-дефектолог:

Как называется этот жанр живописи?

Дети:

Пейзаж (слайд-…..).

Учитель-дефектолог:

Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа.

В зависимости от изображённого мотива можно выделить сельский, городской (в том числе архитектурный — ведут и индустриальный) пейзаж (слайд 9-10). Особую область составляет изображение морской стихии — морской пейзаж (слайд 11)  или марина. Кроме того, пейзаж может носить эпический, исторический, лирический, романтический, фантастический и даже абстрактный характер.

В России писали пейзажи такие художники как (слайд 12-16):

Айвазовский, Иван Константинович (Ованнес Айвазян)

Васильев, Фёдор Александрович

Грабарь, Игорь Эммануилович

Куинджи, Архип Иванович

Левитан, Исаак Ильич

Поленов, Василий Дмитриевич

Саврасов, Алексей Кондратьевич

Шишкин, Иван Иванович

Учитель-дефектолог:

О чем художники хотят нам рассказать?

Ответы детей.

Учитель-дефектолог: (обобщение ответов детей)

Да. О  красоте дикой природы – лес, море, горы  и о  природе, измененной руками человека – парк, сквер, аллея.  О разнообразии ее состояний:  утро, вечер, ночь,  закат, зима, осень, весна и лето.  И здесь художники передают свое настроение, состояние – то, что происходит в душе человека, когда он видит солнце, ощущает холодный ветер, дождь или снег.

С помощью чего художники передают свое настроение?

Дети:

С помощью красок и их оттенков. Яркие, теплые тона передают веселое, радостное настроение. Бледные холодные тона вызывают грусть, заставляют задуматься.

Учитель-дефектолог:

Ребята, а в третьем зале нас ждет маленький сюрприз. В нем много разнообразных картин с изображением пейзажей и натюрмортов. Вы пройдётесь по залу, рассмотрите внимательно картины и выберете ту, которая сейчас вам ближе всего по настроению.

Дети ходят по залу выбирают картины, затем делают вывод о характере картины и своего настроения (составление мини-рассказа).

Итог:

-Ну  вот, и подошла к концу наша экскурсия.

-Какие картинные галереи вы знаете? (ответы детей)

-Что вам понравилось больше всего?

-Что нового вы узнали?

-Какое у вас настроение после экскурсии?

-Появилась ли у Вас любимая картина в нашей галерее?

Я предлагаю вам вместе с родителями сходить в Третьяковскую галерею или  в выставочный зал, полюбоваться красотой художников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности (ФГОС) "Гляжу на Родину глазами художника"

Программа «Смотрю на Родину глазами художника» разработана для обучающихся 1 класса и составлена на основе примерных программ по внеурочной деятельности ФГОС.  В Программе представлена...

Тема: «Глазами художника» (Театральная мастерская). Интегрированное практическое занятие по сказке Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Интегрированное занятие по сказке  Салтыкова-Щедрина поможет Вам и вашим детям найти новый подход к изучению этого произведения....

Отечественная война 1812 года глазами художников - баталистов

Урок - беседа для учащихся 5 - 7 классов по изобразительному искусству.Цель:создание условий для изучения обучающимися исторического и культурного наследия России.Задачи:Способствовать формированию пр...

Методическая разработка внеклассного занятия по изобразительному искусству «Мир глазами художника» для учащихся 1 класса.

    С самого раннего возраста необходимо приучать детей работать с красками, знакомить их с богатством цветовой палитры, с разнообразием бесчисленных оттенков, получаемых при см...

Алтай глазами художников презентация

Красота природы Алтая нашла отражение  в картинах местных художников....