Тема: А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор».
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Полуднякова Наталья Августиновна

Тема: А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Обзор произведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока28.4 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 9

Тема: А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор».

Тип урока: Комбинированный

Форма проведения: урок – дискуссия

Цель урока: формирование нравственных ценностей учащихся;

приобщение учащихся к творчеству А. И. Солженицына;

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.И. Солженицына; тему произведения; основные художественные особенности.
  2. Уметь анализировать рассказ с точки зрения идейно – художественного своеобразия и в контексте биографии автора.

Метапредметные УУД:

  1. Познавательные – уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- выбирать определенный вид комментария к тексту в зависимости от поставленной учебной задачи; извлекать необходимую информацию из прослушанного текста; создавать обобщения; устанавливать аналогии; синтезировать информацию для составления аргументированного ответа на проблемный вопрос; самостоятельно делать выводы; творчески интерпретировать полученную информацию; работать по алгоритму (узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием);

  1. Регулятивные

– удерживать сформулированную учебную задачу;

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; регулировать свою деятельность; формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний; выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах; использовать речь для регуляции своих действий; уметь формулировать то, что уже усвоено; работать самостоятельно; определять меру усвоения изученного материала; осуществлять рефлексию.

  1. Коммуникативные – уметь формулировать собственное мнение и свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; строить монологическое высказывание; проявлять умения диалогической речи; владеть письменной речью; выполнять анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Личностные УУД - привитие интереса к предмету и владению им; формирование понятия о незыблемости вечных нравственных ценностей: бесстрашия, преданности делу, патриотизма, силы духа; развитие эстетического вкуса.

Ход урока:

1. Проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя:

- Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что у вас есть только одна единственная жизнь? Давайте представим себе какого-нибудь человека, продолжительность жизни которого 70 лет, то есть в общей сложности 25550 дней и каждый день его жизни условно обозначим кирпичом. Теперь представим, что наш воображаемый человек стоит на самом верху сооружения, сделанного из этих кирпичей. Высотой оно примерно 25 м, шириной и длиной по 105 м. Он стоит, любуясь открывающимся перед его ВЗОРОМ прекрасным видом.

https://fsd.multiurok.ru/html/2023/03/01/s_63ff2f0bf0d76/phpvby9C6_Konspekt-uroka-po-literature-na-temu-_A.I.-Solzhenicyn.-Slovo-o-pisatele.-Natrenin-dvor.-1_html_49ac0cb03196381.gif - Каждое утро появляется некая рука, которая снимает один кирпич. Только один кирпич с края строения.

- «Ну, это совсем неопасно! Если даже исчезнет ряд, ничего страшного не случится», - думает человек.

Рука появляется каждое утро и убирает только один кирпич. С беспечностью https://fsd.multiurok.ru/html/2023/03/01/s_63ff2f0bf0d76/phpvby9C6_Konspekt-uroka-po-literature-na-temu-_A.I.-Solzhenicyn.-Slovo-o-pisatele.-Natrenin-dvor.-1_html_49ac0cb03196381.gif человек любуется окружающим его видом.

- «Все прекрасно», - думает он.

И совсем нескоро, через долгий — долгий отрезок времени, человек с ужасом обнаружит, что он стоит только на одном кирпиче. (отрывок из книги «Одна единственная жизнь»).

- Ребята, какие мысли и чувства возникают у вас при чтении этого отрывка? (Размышления ребят смысле жизни)

Слово учителя:

- Жизнь - это самое дорогое, что есть у человека. Вы сейчас находитесь в том возрасте, когда начинаешь по-новому смотреть на окружающих, на людей, на сверстников, на самого себя.

- Вопрос «Как жить на земле?» рано или поздно встанет перед каждым из вас.

Ответ на этот вопрос мы постараемся с вами найти в рассказе «Матренин двор» А.И. Солженицына, потому что настоящий писатель думает о жизни, понимает жизнь и людей глубже, и таким писателем был А.И. Солженицын.

  1. Постановка учебной задачи

«А. И. Солженицын — трудно достигаемый

пример того, что писатель в ответе

перед сегодняшним днем,

как перед вечностью».

Владимир Соколов

- Как вы думаете, о ком и о чем мы будем говорить на уроке, о чем размышлять?

1. Интервью с писателем: «Солженицын писатель, публицист, общественный деятель, патриот своей страны». (заранее подготовленный ученик выступает в роли писателя).

- Сегодня у нас в гостях Александр Исаевич Солженицын. Ребята вы можете задавать вопросы Александру Исаевичу.

- Добрый день, Александр Исаевич!

- Расскажите, где и когда вы родились.

- Я родился в Кисловодске 11 сентября, 1918 года.

- Расскажите о своей семье. Где и как проходило ваше детство?

- Мой отец умер за шесть месяцев до моего рождения. Мы с матерью жили в Ростове-на-Дону, где я провел все мое детство и юность и окончил гимназию в 1936 году.

- Как вы стали писателем?

- Будучи еще ребенком, по собственной воле, без каких-либо внешних причин или чьих-либо подсказок, я мечтал стать писателем, однако в Ростове сделать это не было возможности. Переехать в Москву я не мог, отчасти потому что моя мать была нездорова и осталась бы одна, частью по причине нашей сравнительной бедности. Я поступил на математический факультет Ростовского государственного университета. Позднее мне удалось поступить на факультет литературы, с 1939 по 1941 годы вместе с обучением физике и математике, я учился заочно в Институте философии, литературы и истории в Москве.

- Когда вы закончили учиться, началась Великая Отечественная война, это правда?

- В 1941 году за несколько дней до начала войны, я окончил университет. Зимой 1941-1942 по причине слабого здоровья, я был направлен рядовым в грузовой конный обоз. Позднее, благодаря моим математическим знаниям, меня перевели в артиллерийскую школу, откуда я выпустился экстерном в ноябре 1942 года. 

- Расскажите об истории создания рассказа «Матренин двор».

- Рассказ «Матренин двор» написан в 1959 г., а опубликован в 1964 г.

- Изначально я назвал свое произведение «Не стоит село без праведника...» В 1963 году во избежание трений с цензурой, издатель А. Твардовский изменил название - мысль о праведничестве отсылала к христианству и никак не приветствовалась в начале 60-х годов ХХ века.

2. Буктрейлер (просмотр видеоролика)

Буктрейлер _Матрёнин двор_ А. И. Солженицын.mp4

(заранее подготовленный ученик демонстрирует видео, задает проблемный вопрос)

- Вы просмотрели Буктрейлер. О ком идет речь?

(Речь идет о главной героине рассказа «Матренин двор» - Матрене)

III. Изучение нового материала

1. Беседа по рассказу.

Учитель: Главная героиня рассказа — крестьянка Матрена. В переводе с латинского языка это имя обозначает «мать». Героиня несет в себе спасительное начало. 

- Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство читателей с Матреной.

- Как проходит обычный день у Матрены? (обратитесь к тексту, ответьте на вопросы)

  • Какую историю «колотной житенки» Матрены поведал нам рассказчик?
  • Обозлилась ли на этот мир Матрена?
  • Какое было нее верное средство вернуть себе доброе расположение духа?
  • Как относится Матрена к работе?
  • Как используют ее труд окружающие: родственники, соседи, колхозная администрация?
  • Как относятся к Матрене окружающие?

Вывод: Матрена Васильевна, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств. Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности.

  1. Работа по второй главе рассказа.

- Найдите ответы на вопросы в тексте.

https://fsd.multiurok.ru/html/2023/03/01/s_63ff2f0bf0d76/phpvby9C6_Konspekt-uroka-po-literature-na-temu-_A.I.-Solzhenicyn.-Slovo-o-pisatele.-Natrenin-dvor.-1_html_49ac0cb03196381.gif  - Какие отношения сложились между Матреной и рассказчиком?

https://fsd.multiurok.ru/html/2023/03/01/s_63ff2f0bf0d76/phpvby9C6_Konspekt-uroka-po-literature-na-temu-_A.I.-Solzhenicyn.-Slovo-o-pisatele.-Natrenin-dvor.-1_html_49ac0cb03196381.gif - Что разрушает эту тишину, привычный устой их взаимоотношений.

https://fsd.multiurok.ru/html/2023/03/01/s_63ff2f0bf0d76/phpvby9C6_Konspekt-uroka-po-literature-na-temu-_A.I.-Solzhenicyn.-Slovo-o-pisatele.-Natrenin-dvor.-1_html_49ac0cb03196381.gif -Кто такой Фаддей? Найдите описание его внешности. На чем акцентирует внимание читателя автор?

  • Какой «говорящий» эпитет характеризует этого героя?

3. Рассказ ученика о прошлом Матрены.

Слово — учителя: Рассказчик признает, что и он, породнивший с Матреной душевно, никаких корыстных интересов не преследующей, тем не менее, так до конца не понял ее. Лишь смерть раскрыла перед ним величие и трагический образ простой русской женщины.

  • Как погибла Матрена? Каково поведение людей, собравшихся на похороны Матрены?

-Как вы понимаете слова финала рассказа?

-В чем смысл слова «праведник»?

  1. Словарная работа

Праведник — человек с чистой совестью и душой. (В.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка)

Праведник — праведно живущий, во всем по закону Божью поступающий, безгрешник. (С.Ожегов. Толковый словарь русского языка)

  1. Работа в парах
  1. пара — расскажите о судьбе Матрены.
  2. пара — что сопровождает жизнь праведника и грешника. (составить таблицу)
  3. пара — устный словесный портрет Матрены.

4 пара — что позволяет писателю назвать Матрену праведницей.

«У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью живет».

Учитель: В этом, наверное, есть главная загадка ее лица — в нем отчетливо видна совесть, по — народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, Матрена сумела противостоять злу, сохранив свой «двор».

IV. Итог урока

— В чем, по-вашему, заключается смысл заглавия рассказа «Матренин двор»? (Матренин двор — это Матренин мир — это особый мир праведника, мир духовности, добра, милосердия.)

- С гибелью Матрены рушится ли этот мир?

-Сможет ли кто-то после смерти героини защитить «Матренин двор»?

- Как вы думаете, нужны ли такие праведники в нашей жизни и возможно ли праведничестве в современных условиях?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8-м классе по теме: "Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа "Кавказ".

Аннотация:    Урок литературы в 8 классе по теме "Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ» нацелен на воспитание духовных ценностей учащихся через нравст...

Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Слово о писателе. Сказка-быль "Кладовая солнца". Образы главных героев.

Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Слово о писателе. Сказка-быль "Кладовая солнца". Образы главных героев....

урок в 8 классе коррекционной школы VIII вида по теме: Лев Николаевич Толстой.Слово о писателе.

Цель урока:·         Ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого.Задачи1.     Развить интерес к писателю, как к личности, и...

Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа.

Конспект урока литературы в 9 классе.Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска».  Трагизм судьбы героя рассказа....

Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека»».

Конспект урока литературы в 9 классе.Учитель русского языка и литературы Пучкова Галина Анатолиевна МБОУ «Гимназия № 11 им.К.А.Тренева» г. Симферополя Тема: « М.А.Шолохов. ...

Презентация к Конспекту урока литературы. Тема: « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»

Презентация к Конспекту урока литературы. Тема:  « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»...