Арктика в повести А.В.Белякова "Валерий Чкалов"
статья по литературе

Белова Наталья Николаевна

Предложенный материал будет полезен  всем тем, кто интересуется историей изучения  Арктики и освещением этой темы в литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_otkrytiya_arktiki.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

История открытия, исследований и освоения Арктики богата яркими, масштабными, порой драматическими событиями, благодаря которым северная полярная область стала достаточно изученной, более доступной областью планеты.  Преодолевая неимоверные трудности, путешественники проникали все дальше и дальше на север, открывали холодные арктические острова и архипелаги и наносили их на карту.

В 1937 году В. П. Чкалов, Г, Ф. Байдуков и А В. Беляков совершили первый трансарктический перелёт по маршруту Москва — Северный полюс — США.

О дружбе и работе с  выдающимся летчиком Валерием Чкаловым, о тех всемирно известных полетах, которые вошли в историю Советского Союза, рассказал А.Беляков в повести «Валерий Чкалов». Кроме непосредственного рассказа о В. Чкалове, в книгу включены страницы об освоении Арктики и первых полетах на Север.

Одна из глав книги называется «Что мы знали об Арктике».

Прочитав её, становится понятно, что к полётам в Арктике авиаторы готовились тщательно. «Если мы хотим летать в Арктике, надо ее сначала изучить подробно, по всем имеющимся материалам. Отныне нет нам покоя. Ищите эти материалы и людей, знающих Арктику. Ты, Саша, в первую очередь изучай географию и погоду, а тебе, Егор, надо осведомиться о различных экспедициях, проникавших в Арктику», [1; с.17] - говорил В.Чкалов своим товарищам.  

Что же удалось им узнать об Арктике?

Северный Ледовитый океан, или, как его иногда называют, Северное Полярное море, представляет собой акваторию полузакрытого типа площадью около 13 миллионов квадратных километров. На востоке он соединяется узким Беринговым проливом с Тихим океаном, с запада его выход в Атлантический океан достаточно широк - около 1300 километров.

Значительная часть Северного Ледовитого океана покрыта дрейфующими льдами. Движение льдов возникает под суммарным влиянием сравнительно постоянных морских течений и довольно быстро меняющихся воздушных течений. В середине океана расположен Северный географический полюс - точка пересечения оси вращения Земли с ее поверхностью.

Вдоль западного побережья Скандинавского полуострова стабильно существует теплое течение Гольфстрим. Оно несет в Ледовитый океан огромную массу сравнительно теплой воды, чем освобождает значительную часть Баренцева моря от льдов и обеспечивает незамерзаемость северного порта в городе Мурманске.

А вдоль восточных берегов Гренландии из Ледовитого океана вытекает холодное восточно-гренландское морское течение, что создает в полярном бассейне своего рода круговорот воды и покрывающих ее льдов в общем направлении против хода часовой стрелки.

На Северном полюсе смена дня и ночи происходит всего два раза в год. Вместе с сумерками полярный день продолжается более полугода.

В полярную ночь поверхность океана значительно остывает и на морской воде образуются обширные площади сплошного льда. Толщина его постепенно увеличивается и за несколько лет может достичь 3 - 4 метров. Такой лед называют паковым. Однако под влиянием течений и ветров паковый лед разрушается. Он разделяется на отдельные сравнительно небольшие ледяные поля, которые в процессе своего движения сталкиваются друг с другом и создают зоны сильного сжатия. В районе этих зон возникают хаотические ледяные нагромождения высотой до 8 - 12, а иногда и до 25 метров, весьма различного размера в длину и в поперечнике. Они называются торосами. В середине полярного лета во многих местах льды покрыты мелкими озерами пресной воды, образовавшимися в результате таяния снега и частично льда. Под влиянием передвижения поверхность льдов испещрена многочисленными трещинами и разводьями. Эти последние могут достигать обширных размеров сотни метров в поперечнике и до нескольких километров в длину. Под влиянием морозов в разводьях образуется молодой (годовалый) лед, вначале имеющий весьма ровную поверхность и толщину, выдерживающую даже садящийся на него самолет.

Лед имеет удельный вес меньший, чем несущая его вода. Поэтому по льду могут безопасно передвигаться люди и различные транспортные средства. Пример тому - собачьи упряжки людей, живущих на побережье и островах. В наше время на льду испытаны и другие средства - тракторы и автомобили. Однако передвижение по торосистому льду крайне затруднено, а полыньи и разводья делают его часто совершенно невозможным.

А.В.Беляков подчёркивает, что людей давно тянула к себе неизведанная Арктика, и для наземного наблюдателя оставалось тайной все, что происходило за пределами горизонта. Поэтому вполне закономерно, что многие полярные исследователи стремились к разгадке заманчивой северной пустыни. Предпринимались многочисленные попытки достичь Северного полюса или того района, который получил наименование "Полюса относительной недоступности", расположенного как бы на равных расстояниях от берегов и островов. При этом применялись самые различные средства передвижения, в том числе дирижабли и самолеты.

В советской части Арктики имеется несколько архипелагов. Наиболее северный архипелаг - Земля Франца-Иосифа, 90 процентов островов покрыты ледниками.  Несколько южнее и восточнее расположен длинный узкий остров - Новая Земля. Северная ее часть покрыта ледником; вершины ледникового купола достигают высоты 1000 метров.

Беляков подчеркивает, что обилие островов в Северном Ледовитом океане всегда было основой для изучения Арктики. Однако огромное водное пространство, покрытое дрейфующими торосистыми льдами, с низкими температурами воздуха, сильными ветрами, снегом и туманами, издавна было труднодоступным для человека.

Александр Васильевич рассказывает, что одними из первых путей человека в центр Арктики и к Северному полюсу были пути по льду. История помнит экспедиции английского мореплавателя Парри (1827 год) с острова Шпицберген и герцога Абруцкого (1899 год) с острова Рудольфа (Земля Франца-Иосифа). Обе экспедиции окончились неудачей. И лишь упорный труд американского полярника Роберта Пири позволил ему в 1909 году достичь Северного полюса на собачьих упряжках.   Экспедиция состояла из 24 человек. Она имела 19 саней, 133 собаки и была разделена на 6 партий. Из них 5 - вспомогательные для прокладки пути и устройства остановок. Лишь одна партия достигла цели. Пири потратил почти 20 лет своей жизни в труднейших подготовительных "путешествиях в полярную пустыню" и потому имел огромный опыт.

 Другой способ исследования Арктики предполагал использование дрейфующих льдов. Он состоял в том, что путешественники позволяли своему кораблю, снабженному всем необходимым на несколько лет, вмерзнуть в лед и передвигаться по воле его дрейфа. Наиболее солидным предприятием такого рода была экспедиция норвежского исследователя Фритьофа Нансена, который на корабле "Фрам" начал свой дрейф летом 1893 года к северо-западу от Новосибирских островов. Дрейф закончился через три года выносом корабля в Атлантический океан между Гренландией и Шпицбергеном. Нансену не удалось достичь Северного полюса

Экспедиция Нансена во время дрейфа вела обширные океанографические, гидрологические, биологические и метеорологические исследования. Было установлено, что глубина океана в его центральной части местами превышает 4 километра  

 А.В.Беляков повествует о том, что русские экспедиции на судах в 1912 - 1914 годах ставили своей задачей не только достижение Северного полюса, но и обследование прохода судов по Северному морскому пути от Новой Земли до Берингова пролива. Однако итог этих путешествий был зачастую трагичным. Экспедиция лейтенанта Брусилова на судне "Св. Анна" погибла. Только два человека добрались до Земли Франца-Иосифа. Экспедиция геолога Русанова на корабле "Геркулес" погибла полностью, и причина трагедии так и осталась неизвестной.

В дальнейшем для изучения Арктики применялись аэростаты, дирижабли, самолеты: началось исследование Арктики с воздуха.

 

  Так в 1925 году  попытку достичь Северного полюса на двух гидросамолетах предпринял известный норвежский полярный исследователь Амундсен. Экспедиция стартовала от берегов Шпицбергена и вернулась, так и не достигнув полюса.

Очередная попытка исследования полярного пространства была сделана в 1928 году итальянским воздухоплавателем Нобиле на дирижабле "Италия". 24 мая около двух часов экспедиция была над полюсом, но при возвращении на подходе к Шпицбергену потерпела катастрофу. Часть экипажа, выброшенная на лед, была спасена советским ледоколом "Красин".  

Планомерное изучение Арктики началось после 1932 года, когда Советское правительство организовало Управление Северного морского пути под руководством академика О. Ю. Шмидта.

В 1934 году беспримерное мужество показали советские летчики при спасении команды раздавленного льдами советского ледокольного парохода "Челюскин". Было учреждено высшее звание - Герой Советского Союза. Первыми его получили семь летчиков, спасавшие челюскинцев.

Как видно, еще до полета через Северный полюс экипаж Чкалова внимательно изучил материалы исследователей Арктики. Лётчиков особенно интересовало состояние погоды в этом районе земного шара, особенно по временам года - весной и летом, когда там стоит полярный день. Кроме того, много внимания они уделили изучению ледовой поверхности океана и возможности посадки самолета на лед.

В 1937 году разрешение на подготовку к полету через полюс было дано. 18 июня  начался первый в мире беспосадочный перелёт по маршруту Москва — Северный полюс — Ванкувер. Его совершали советские лётчики Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков. Планировалось, что маршрут будет  пролегать от Москвы по 38-му меридиану восточной долготы, а после Северного полюса пойдет по 123-му меридиану западной долготы. Предполагалось, что при благоприятных условиях летчики смогут долететь до города Сан-Франциско. Значительная часть пути будет проходить над водной поверхностью и льдами Арктики - более 3500 километров в малоизведанном районе.

 «Да! Северный полюс - заветная мечта многих исследователей. Жаль только, что мы не первыми будем над "макушкой" Земли, - грустил Валерий. Но тут же оживлялся: - Зато беспосадочный перелет через полюс никто еще до нас не совершал!»-вспоминает А.В.Беляков.  [1; с. 29]

Одна из глав книги называется «НАД "ПОЛЮСОМ НЕДОСТУПНОСТИ"

«Самолет приближался к заветной цели, привлекавшей в течение стольких лет отважных исследователей, к Северному полюсу»,- рассказывает Александр Васильевич.

 В 7 часов 10 минут чувства экипажа  вылились в радиограмму:

"Москва, Кремль, Сталину. Полюс позади. Идем над "полюсом

недоступности". Полны желанием выполнить Ваше задание. Экипаж

чувствует себя хорошо. Привет.

Чкалов, Байдуков, Беляков".  [1;с. 36]

 И ещё один яркий эпизод в книге:"Северная Америка. Штат Вашингтон. Город Портленд. Герою Советского Союза Чкалову. Дорогой папа! Поздравляю тебя с благополучным окончанием перелета из Москвы в Северную Америку. От пионеров и октябрят лагеря "Артек" передаю горячий привет тебе, дяде Байдукову и дяде Белякову.

30 июня исполняется 12 лет "Артеку". У нас будет большой пионерский костер. Мы все, пионеры и октябрята, просим тебя, дядю Байдукова, дядю Белякова и маму прилететь к нам на юбилейный костер. Твой сын Игорь" [1;с. 42] . Именно такую телеграмму получил Валерий Чкалов.

Читая повесть, понимаешь, насколько тяжёлым был этот перелёт. Ведь  в пути пришлось неоднократно сталкиваться с циклонами, а следовательно, с полетом вслепую и обледенением.  

Этот перелёт стал одним из самых великих подвигов советских лётчиков, приумноживших славу и мощь родной страны, выводя её в лидеры по освоению Арктики, которая издревле манила русских людей .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папка - передвижка "В.П.Чкалов"

Биографические сведения о летчике - испытателе В.П.Чкалове...

Валерий Чкалов – легендарный лётчик-испытатель

Расширить и углубить знания  о жизни и деятельности Валерия Чкалова, развивать патриотические чувства учащихся....

Валерий Павлович Чкалов

Сценарий общешкольного проекта к 100 - летию Валерия Павловича Чкалова...

Информационно-познавательный проект "БЕЗМОЛВНАЯ АРКТИКА. (РОССИЙСКИЙ СЕКТОР АРКТИКИ)"

Богата природа Арктики, но суровые условия не позволяли долгое время в полном объеме исследовать ее недра. В связи с тем, что исследования Арктики сегодня становятся всё актуальнее, я решил рассмотре...

Информационно-познавательный проект "БЕЗМОЛВНАЯ АРКТИКА (ОСВОЕНИЕ АРКТИКИ)"

На сегодня внимание многих стран мира, в том числе и России, приковано к Арктике не случайно. Для нашей страны Арктика – это северный форпост страны. Богата природа Арктики, но суровые условия не поз...

Реферат "Валерий Чкалов - легендарный летчик - испытатель"

Тема данной работы представляется нам актуальной и значимой. Из далеких 30-х годов прошлого века имя нашего земляка, Героя Советского Союза В.П.Чкалова, мы будем помнить и не забудем. Он был не ...

Технологическая карта урока «А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Станционный смотритель» и др.). Особенности конфликта и композиции повести. Система персонажей. Образ «маленького человека» в повести. Мотив «блудного сына» в повести «Станционный смотритель»

Технологическая карта урока составлена на основании рабочей  программы комплексного учебного курса «Литература» авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. 7 класс: учебник дл...