Валерий Чкалов – легендарный лётчик-испытатель
классный час по теме

Алексеева Светлана Петровна

Расширить и углубить знания  о жизни и деятельности Валерия Чкалова, развивать патриотические чувства учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon tschkalow.zip2.7 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Деяновская  средняя общеобразовательная школа»

Пильнинского района Нижегородской области

Классный час:

«Валерий Чкалов – легендарный  
лётчик-испытатель»

Выполнила Алексеева Светлана Петровна

учитель иностранных языков 1 категории

МОУ «Деяновская средняя общеобразовательная школа»

Пильнинского района Нижегородской области


Валерий Чкалов – легендарный  лётчик-испытатель

Алексеева Светлана Петровна

учитель иностранных языков 1 категории

МОУ «Деяновская средняя общеобразовательная школа»

Пильнинского района Нижегородской области

Цель: расширить и углубить знания  о жизни и деятельности нашего земляка, развивать патриотические чувства учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, выставка книг о В. Чкалове.

(слайд 2) Дорогие ребята, этот год посвящен году космонавтики, но есть еще знаменательное событие, которое тоже связано с полетами.  В этом году исполняется 75 лет со дня легендарного беспосадочного перелета Чкалова по маршруту «Москва – Петропавловск-на-Камчатке-остров Удд» (ныне о. Чкалов). Валерий Чкалов – это наш земляк. Мы сегодня узнаем с вами, почему он так знаменит.

Валерий Павлович Чкалов — это целая эпоха в истории нашего воздушного флота. Он был не только непревзойдённым лётчиком, но создателем школы высшего пилотажа, разработчиком методик испытания новых самолётов. Чкаловское лётное наследие прошло суровую проверку в воздушных боях Великой Отечественной войны, тем самым подтвердив своё право на жизнь.

Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 года в слободе Василево Нижегородской губернии, в семье мастера-котельщика. Окончил сельскую школу, затем техническое училище в Череповце.

В 1919 году вступил в ряды Красной армии, где был мастером по ремонту самолетов. В 1921-1924 годах обучался в Егорьевской, а затем в Борисоглебской школе военных летчиков. После этого проходил обучение в Серпуховской высшей школе стрельбы, бомбометания и воздушного боя и Московской военной авиационной школе высшего пилотажа. В 1924 году начал службу в авиации.

(слайд 3)Никто не может сказать точно, сколько раз Чкалов сидел на гауптвахте, и сколько времени в сумме он там провел. 10 суток отсидел за полет вниз головой, еще 10 суток - за эксперимент с мертвыми петлями (“Сглупил я, Батя. Заключил пари, что непрерывно прокручу 50 петель. А вошел во вкус и сделал лишние 200”, – объяснял Валерий командиру эскадрильи). За пролет боком между двумя растущими рядом деревьями - 5 суток, за пролет под Троицким мостом – 15 суток.

Вот уж когда было жутко! Каменная громада моста надвигалась со страшной скоростью, а щель между сводом и водой такая узкая! Вписался Чкалов точно, но многократное эхо от рева мотора словно взорвало его мозг. Оглохнув и ослепнув на несколько мгновений, Валерий чудом вывел самолет наружу. “Что это ты такой бледный?” спросил механик, встретив Чкалова в ангаре. А по Ленинграду уже расползался слух о пролете самолета под мостом. Когда этот слух дошел до командира эскадрильи, у него не возникло ни малейшего сомнения, чьих это рук дело.

(слайд 4)Чкалов летчик такой, каких еще на всей земле не бывало. И если о его самолете не поступало никаких известий несколько часов, было ясно, что у Чкалова просто кончился бензин где-то вдалеке от человеческого жилья. В то, что Чкалов действительно однажды может разбиться, сунув свою буйную головушку в очередное пекло, не верил даже комэск. Одно слово, заговоренный!

8 ноября 1927, всего через три года после окончания летной школы, Чкалов демонстрировал достижения Советской авиации в Москве, перед членам правительства. Кроме всего прочего он показал 15 фигур высшего пилотажа собственного изобретения, в том числе восходящий штопор и полет вверх колесами. Вечером того же дня Валерий писал жене: “Лелик, представь себе, то, за что я сидел на гауптвахте, здесь отмечено денежной премией!”

А вскоре Чкалова отдали под трибунал: он решил потренировать молодых летчиков на бреющем полете. Ведя за собой звено, нырнул под провода телеграфной линии. Сам-то проскочил, а вот молодняк правильно прижаться к земле не смог, проволока резанула по хвостам. 2 января 1929 года Чкалов был осужден сроком на один год. Его посадили в одиночную камеру на втором этаже Брянской тюрьмы. В конце концов, Михаил Иванович Калинин лично распорядился Чкалова освободить. Всего в Брянской тюрьме Валерий успел отсидеть … 19 дней.

У Чкалова вообще была такая особенность: он страшно торопился жить. Будто предчувствовал, что судьба отмерила ему совсем немного. Народная молва сохранила о нем воспоминания, подтверждения которых не найти ни в одном печатном источнике: говорят, Чкалов любил застолья, перепивал любого, а наутро, как ни в чем ни бывало, выписывал на своем самолете немыслимые фигуры. Еще говорят, что мог в гневе избить командира за самодурство.

(слайд 5)Чкалову фантастически повезло с женой: Ольга Эразмовна всегда и все понимала правильно. В конце концов, за одиннадцать лет брака одной семьей они жили всего шесть лет: сначала в однокомнатном номере московской гостиницы “Интернациональная”, потом в собственной квартире в доме № 76 по Ленинградскому проспекту, напротив Центрального аэродрома. А познакомились они в Ленинграде, зимой 1925 года. Педагогический институт, в котором училась тогда Ольга Орехова, в порядке шефства над эскадрильей устроил в клубе части драмкружок. Два года роман Ольги и Валерия развивался исключительно на сцене, а когда Ольга окончила институт и автоматически перестала шефствовать, Чкалов сделал ей предложение.

1 января 1928 года Ольга родила сына. К этому времени Чкалова перевели в Брянск, и он писал оттуда письма: “Лелик, почему так долго у сынки нет зубов? Ты обрати внимание. Это плохо, если у него все сразу пойдут потом. Правильно 2 зуба внизу, потом 2 зуба наверху и 4 книзу…  Как он сидит? Сам или нет? Капризничает или нет, как оспа? Ты вот все эти мелочи про сынку не пишешь. Как вырос? Вес какой его? Сейчас же сходи и взвесь! Ты знаешь, как мне хочется все это знать! Душу свою скучающую, больную, на бумагу не выложишь, да ты ее и так понимаешь”. Ольга Эразмовна понимала. И терпела. И прощала. И ждала. Сидел муж в тюрьме – носила ему передачи и жалела. Стал народным кумиром – стояла рядом с ним на трибуне и гордилась.

Они собирались завести шестерых детей. Получилось только троих. В мае 1933 года родилась дочь, которую в честь отца назвали Валерией. А младшая девочка родилась летом 1938 года, через полгода после смерти Валерия. Ее назвали Ольгой, в честь матери…

(слайд 6)С 1930 года работал летчиком-испытателем. Утром 1-го мая 1935 года Ольга с сыном, не замечая холодного весеннего ветра, стояли на собственном балконе и следили за полетом Чкаловского самолета. Его трудно было перепутать с другими участниками авиапарада: моноплан с тупой мордой, одно крыло – красное. Валерий вернулся домой поздно вечером – сияющий, победный, слегка пьяный: “Ворошилов представил меня Сталину! Сказал: “Это – тот самый воздушный хулиган”.

Сталин спросил Чкалова:

- Это правда, что вы без парашюта летаете?

- Иосиф Виссарионович, я летаю на опытных машинах. Они очень ценны, и губить их жалко. Так вот, чтобы не было соблазна…

- Неправильно рассуждаете, товарищ Чкалов. Нам ваша жизнь дороже любой машины!

Чкалов потихоньку усмехнулся: как будто речь идет только о его жизни! В памяти всплыл недавний случай: он получил тогда задание испытать новые авиационные бомбы. Сбрасывать их нужно было в точно обозначенный пятачок. Только вылетели с аэродрома, с мотором что-то случилось. Бортмеханик сказал, что нужно срочно садиться. Но бомбы-то еще на борту, а если с ними сядешь - взорвешься! Бомбардир посмотрел вниз: на первый взгляд место выглядело удачным. Во всяком случае, никакого населенного пункта под ними нет, а есть ли под деревьями люди - с такой высоты все равно не разглядеть. Но стоило ему открыть люк бомбового отсека, как Чкалов выхватил из кобуры пистолет: “А ну отойди! Всем лечь на пол и не двигаться, а то выстрелю!” Чкалов сел на крохотную площадку между деревьями, да так нежно, что бомбы не были потревожены. “Товарищ командир, а ведь чуть не гробанулись!”, - сказал бомбардир, едва придя в себя от пережитого. “Чуть в авиации не считается” - ответил Чкалов. Он действительно был убежден, что спасение собственной жизни – последнее, о чем следует думать в экстремальной ситуации. Или и вправду считал себя заговоренным!

(слайд 7)…Через три дня после знакомства со Сталиным Чкалова наградили орденом Ленина, а к нему в придачу выделили автомобиль с водителем и еще - личный самолет! (Свой “ПО-2” Чкалов держал в ангаре Химкинского авиазавода, а по выходным катал на нем сына). Так Чкалов из фигуры романтической стал превращаться в фигуру политическую. Вскоре после исторического перелета в Америку горьковчане выдвинули его в депутаты Верховного Совета. Одновременно с этим Чкалову присвоили новое воинское звание – комбриг. А потом произошло и совсем невероятное: Сталин предложил Чкалову пост наркома внутренних дел. Берию предполагалось сделать его заместителем. Впрочем, Валерий отказался: мол, вся его компетентность во внутренних делах ограничивается знакомством с Брянской тюрьмой, а этого очевидно мало.

(слайд 8)20-22 июля 1936 года Чкалов совместно с Г. Ф. Байдуковым и А. В. Беляковым совершил первый беспосадочный перелет через Северный Ледовитый океан из Москвы в Петропавловск-на-Камчатке. За выполнение этого полета был удостоен звания Героя Советского Союза. 18-20 июня 1937 года с тем же экипажем совершил беспосадочный перелет из Москвы в США через Северный полюс. Это был мировой рекорд беспосадочного полета на расстояние более 12000 км. Сев в Ванкувере на военном аэродроме. Штурман Беляков сделал в бортовом журнале последнюю запись: “20 июня 1937 года. Всего пробыли в воздухе 63 часа 16 мин. Израсходовано горючего 5658 килограммов, остаток горючего 77 килограммов. Средняя скорость полета – 200 километров в час”…

Вскоре над Арктикой пролетел еще один советский самолет под командованием летчика Громова. Следующим был Сигизмунд Александрович Леваневский – без малого через два месяца после Чкалова он полетел тем же маршрутом. Над Ледовитым океаном самолет исчез, о судьбе экипажа до сих пор ничего не известно. Больше подобных попыток никто не предпринимал. И даже сейчас, когда со скоростью 200 километров в час передвигаются разве что автомобили, но никак не самолеты, Чкаловским маршрутом никто летать не отваживается…

(слайд 9)Когда 14 июля 1937 года трое советских летчиков поднялись на борт парохода “Нормандия”, следующего из Америки в Европу, оказалось, что с ними вместе плывет сама Марлен Дитрих. Казалось бы, посреди океана белые розы не растут, но Валерий Чкалов каким-то чудом раздобыл прекрасный свежий букет…

Цветы лежали у дверей каюты божественной Марлен Дитрих. К букету была приложена записка, написанная на чудовищном английском. Впрочем, подпись “Валерий Чкалов” искупала многое! Дитрих несколько раз видела фото Чкалова в газетах: не слишком высок, лицо грубое, некрасивое, но исполненное какой-то притягательной силы - первобытной и дикой. О нем и о двух его товарищах уже почти месяц кричала вся американская пресса: “Первый в мире перелет через Северный полюс!”, “Из России в Америку за 63 часа!”, “Небо над Ледовитым океаном покорено!”, “Трое русских совершили невозможное!”, “Люди научились летать лучше птиц!” и так далее.

(слайд 10)Дитрих чиркнула пару строк в ответ: мол, она очень благодарна мистеру Чкалову. А тот в свою очередь не замедлил явиться, чтобы поблагодарить за ответ. В жизни он оказался еще более колоритным мужчиной, чем на фотографиях: огромные ручищи, нос как орлиный клюв, резкие глубокие морщины от ноздрей к губам. А главное – глаза. Как это ни странно, но в них тоже было что-то орлиное. Они вовсе не были круглыми, но зрачки двигались каким-то особым, птичьим образом. И в этих глазах плескалось море любопытства, живости, лукавства…

Все пять дней, пока пароход не причалил к пристани английского города Саутгемптона, Дитрих и Чкалов отчаянно флиртовали. Далее маршрут советских летчиков и американской кинозвезды тоже совпадал: через Гавр поездом в Париж. Да только Дитрих сразу заперлась в своем купе и велела ни в коем случае не пускать к себе “этого русского”. Даже упоминаний о Валерии Чкалове Марлен с тех пор не выносила. Она была оскорблена: все внимание встречающих пароход “Нормандия” 19 июля 1937 года было отдано Чкалову и его товарищам. Это их осаждали газетчики, снимали фотографы и носили на руках поклонники, а о ней, божественной Марлен, во всей Англии, равно как и во Франции, никто даже не вспомнил!

Валерий Чкалов испытал свыше 70 типов самолётов, разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную "бочку". Обладал исключительным мужеством, настойчивостью и выдержкой. Он погиб в 34 года 15 декабря 1938 года при проведении испытательного полета нового истребителя «И-180». По результатам проверки летчик сделал все возможное, чтобы отвести самолет от жилых строений. Чкалов был похоронен у Кремлевской стены.

Во время Великой Отечественной наши летчики брали в полет фотографию Чкалова – на удачу. Впрочем, бывали случаи, когда его портреты обнаруживались и в вещах сбитых немецких пилотов. Один из них объяснил: “Чкалов не только ваш. Немецкие летчики тоже считают его своим учителем. Наверное, все летчики мира мечтают летать так, как он”.

(слайд 11)Валерий Павлович Чкалов неоднократно бывал в Н.Новгороде, был избран депутатом в Верховный Совет по Горьковской (ныне Нижегородской) области. Любимым местом Валерия Павловича был Нижегородский откос (Верхне-Волжская набережная). В 1938 году, после гибели лётчика, горьковчане обратились к властям города с ходатайством об установлении памятника Чкалову. Монумент решили установить на Верхне-Волжской набережной, у Георгиевской башни кремля. Проект памятника разработал друг В.П. Чкалова, скульптор И.А. Менделевич.

(слайд 12)На трех высоких ступенях, облицованных черным гранитом, цилиндрический пьедестал, на котором высится бронзовая фигура летчика. Голова чуть откинута назад, правая рука натягивает перчатку на левую руку. В облике пилота - мужество, решительность. На полированной поверхности пьедестала нанесены контуры карты северного полушария. Трассы перелетов героического экипажа на Дальний Восток и через Северный полюс в Америку изображены никелированными пластинками.

Вот таким был наш земляк Валерий Павлович Чкалов. Он прожил всего 34 года, но за этот короткий жизненный путь он совершал героические поступки, благодаря которым он заслужил всемирную славу.

(слайд 13)В заключении ответьте, пожалуйста, на вопросы о легендарном нашем земляке Валерии Павловиче Чкалове.

Источники:

http://kymiry-xx-veka.narod.ru/chkalov/chkalov.htm

http://www.calend.ru/person/1378/

http://letopisi.ru/index.php/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%92.%D0%9F._%D0%A7%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%83_%28%D0%9D%D0%B8%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%29?trust

http://www.c-cafe.ru/days/bio/14/034_14.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Валерий Брюсов

Данная презентация может быть использована при изучении творчества Брюсова....

Валерий Воскобойников. Повесть "Все будет в порядке". Тема толерантности в произведении

Урок посвящен внеклассному чтению. На примере повести В. Воскабойникова "Все будет в порядке" решается важнейшая проблема современности: тема толерантности. Что на первом месте: цвет кожи, национально...

Урок-диалог с поэтом по теме творчества в лирике поэта Серебряного века Валерия Брюсова.

Урок по теме творчества поэта "Технология исследования поэтического материала"....

Папка - передвижка "В.П.Чкалов"

Биографические сведения о летчике - испытателе В.П.Чкалове...

Валерий Павлович Чкалов

Сценарий общешкольного проекта к 100 - летию Валерия Павловича Чкалова...

Реферат "Валерий Чкалов - легендарный летчик - испытатель"

Тема данной работы представляется нам актуальной и значимой. Из далеких 30-х годов прошлого века имя нашего земляка, Героя Советского Союза В.П.Чкалова, мы будем помнить и не забудем. Он был не ...

Арктика в повести А.В.Белякова "Валерий Чкалов"

Предложенный материал будет полезен  всем тем, кто интересуется историей изучения  Арктики и освещением этой темы в литературе...