Отличительные особенности стандартов 1 , 2 и 3 поколений
статья по литературе (5 класс)

Астапова Людмила Вячеславовна

В данной работе сравниваются стандарты трех поколений,выделяются их отличительные особенности,плюсы и минусы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Самовецкая СОШ»

Отличительные особенности стандартов 1 , 2 и 3  поколений

                                                                 

                                                                 

                                          Подготовила: учитель русского языка и литературы

                            Астапова Л.В.

Вопросы реализации обновленных ФГОС – актуальная тема для педагогических коллективов образовательных учреждений, позволяющая решить задачу повышения доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям педагогов и обучающихся.

ФГОС - это свод правил для всех образовательных учреждений по всей России: от сельской школы до МГУ. На основе стандартов создаются методические пособия, учебные материалы и другая профильная литература.

Без ФГОС система образования была бы хаотичной, ведь стандарты пришлось бы закреплять в разных законодательных актах, иногда в каждом регионе в отдельности.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Федеральные государственные образовательные стандарты обновляются примерно раз в 10 лет. Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

 - единство образовательного пространства Российской Федерации;

 - преемственность основных образовательных программ всех уровней образования в РФ (предполагается, что каждый ученик на предыдущей ступени обучения получает все знания, необходимые для перехода на следующую).

 В основу разработки Стандартов положена целевая установка, предусматривающая переход от «догоняющей» к «опережающей» модели развития российского образования.

ОсновуСтандарта состпаляет системно-деятельностный подход, который

обеспечивает:

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе

образования;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательного процесса с учетом индивидуальных

возрастных,психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Что предусматривает ФГОС?

Каждый стандарт включает 3 вида требований:

1

требования к структуре основных образовательных программ, в том числе

требования к соотношению частей основной образовательной программы и их

объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной

программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2

требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том

числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3

требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Первое поколение ФГОС: были приняты в 2004 году и назывались государственными образовательными стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не использовалась. Основной целью Стандарта 2004 года был не личностный, а предметный результат; во главу угла ставился набор информации, обязательной для изучения. Подробно описывалось содержание образование: темы, дидактические единицы.

 Второе поколение ФГОС: разрабатывались с 2009 по 2012 год. Акцент в них сделан на развитие универсальных учебных действий, то есть способности обучающихся самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Фокус сместили на личность ребёнка. Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности.

Обновленные требования ФГОС для школы вступили в силу с 1 сентября 2022 года и коснулись начального общего и основного общего образования (далее — НОО и ООО соответственно). Дети, принятые в первые и пятые классы в 2022 году, учатся по новым стандартам.

Кратко разберемся, как эволюционировали стандарты современного российского образования.

 Первую редакцию критиковали за концентрацию на знаниях, а не на умении применять их тем или иным способом. Хорошим результатом считалось, когда «усвоены знания».

Нормы касались обязательного минимума программ общего образования и основных требований к обеспечению образовательного процесса. Это был важный документ, которому не хватало детализированности, поэтому вскоре его обновили.

Второе поколение ФГОС

ФГОС второго поколения вводили постепенно. Для НОО — в 2009 году, для ООО — в 2010 году, а для СОО — в 2012 году. Стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действия (умений).

Старый стандарт отвечал на вопрос «Чему учить?», новый добавил ответы на вопросы «Для чего учить?» и «Как это поможет в жизни?». Для наглядности сравним основные отличия первого и второго стандартов ФГОС.

Позиция сравнения

Первое поколение ФГОС

Второе поколение ФГОС

Знание

Передается в готовом виде: преподаватель говорит, ученики записывают

Ученик активно участвует в процессе получения знаний

Обучение

Система знаний как бы существует в вакууме

Работа учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни

Учение

Односторонняя комуникация учитель → ученик

Чтобы овладеть знаниями, учитель и ученики выстраивают совместную работу 

Сотрудничество

Единоличное руководство учителя

Ученики участвуют в выборе содержания и методов обучения

Третье поколение ФГОС

Если кратко, новые ФГОС 2021, скорее, обновляют старые стандарты. Некоторые вещи делаются необязательными, а другие конкретизируются.  Больших сюрпризов ФГОС третьего поколения не принесли. Рассмотрим изменения подробнее.

Ключевое отличие новой редакции ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано. 

Среди новшеств выделяются: вариативность, функциональная грамотность, единство воспитания и обучения ,необязательность второго иностранного языка,родного языка и родной литературы.

Вариативность выражается в следующем: школам дана возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов. 

Патриотическое воспитание: раньше прописывалось, что оно должно быть, а сейчас у него появились конкретные черты.

Более точно обозначены предметные результаты. Понятно, что должен знать и понимать ученик.

Появление нового понятия «функциональная грамотность»

Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.

ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. В идеале школьники перестанут постоянно спрашивать: «А зачем мне учить это?»  

К этому изменению готовились давно. При этом не идет речи об обязательном введении отдельных уроков. Предполагается, что в образовательный процесс будут органично встраиваться формирование и оценка различных видов функциональной грамотности.

Единство обучения и воспитания

Новый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы. 

Уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован, и становится понятно, что в него входит. 

  • Например, патриотическое воспитание​

«Гражданский» блок должен привить неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, готовность к участию в гуманитарной деятельности и понимание роли различных социальных институтов в жизни человека.

Летом 2021 года СМИ активно освещали включение воспитания патриотизма во ФГОС третьего поколения. Тогда у инициативы были только общие контуры, и родители не знали что ждать. Сейчас понятно, что патриотизм понимается как:

  • интерес к изучению родного языка, понимание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, истории и культуры;
  • ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, к боевым подвигам и трудовым достижениям россиян;

  • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в стране.

Учебный предмет «Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации» (предметная область «Родной язык и родная литература») в ОО с русским языком обучения изучается при наличии возможностей организации и по заявлению обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся.

Исключение второго иностранного языка из обязательных предметов

Теперь второй иностранный язык перестал быть обязательным. Его судьба решается с учетом мнения родителей и возможности школы.

Главная задача ФГОС третьего поколения - конкретизировать требования к обучающимся, так как результаты обучения на предыдущих этапах были недостаточно детализированы.

Разработчики стандартов «третьего» поколения, декларируют, что отбор содержания в обновленном формате происходит с учетом традиционного подхода и новых требований к учебно-воспитательному процессу, а также требований органов контроля к образовательным процедурам.

Таким образом, ядром обновленных ФГОС, как и ФГОС второго поколения, являются требования к результатам прохождения ООП: системно-деятельностный подход, ориентация на достижение не только  базовых знаний и предметных образовательных результатов, но и  формирование личностной компетентности обучающихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.В целом, как во ФГОС второго, так и во ФГОС третьего поколения общим является компетентностный подход. В его основе - работа с информацией, моделирование, рефлексия. Обучающийся должен уметь не просто воспроизводить информацию, а самостоятельно мыслить и быть готовым к реальным жизненным ситуациям. В обновленных ФГОС появляется новая установка на совместную деятельность как отдельный планируемый метапредметный результат.

Задачей первых стандартов являлся предметный результат, количество накопленных в школе знаний (обязательный содержательный минимум определял предметный результат). Главной же целью обновленных ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки.

Условия реализации обновленных ФГОС определены таким образом, чтобы полностью обеспечить участников образовательных действий всем необходимым для достижения оговоренных результатов. Для этих целей в процессе образования необходимо: использование современных технологий; обновление содержания, методик, технологий образовательной программы; постоянное и непрерывное развитие и обучение кадрового персонала учебных учреждений; информационная, методическая, научно-техническая поддержка педагогов; обмен опытом между образовательными учреждениями. Финансовое обеспечение реализации обновленных ФГОС обеспечивается бюджетными ассигнованиями. Основное общее образование для граждан является общедоступным и бесплатным.

Создан портал Министерства просвещения и ИСРО РАО «Единое содержание общего образования» , где представлены все нормативные документы, Примерные  основные образовательные программы, примерные рабочие программы , создан «Конструктор рабочих программ», ведутся и представлены в записи вебинары по сопровождению ПРП.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок цветоводства в 7 классе коррекционной школы VIII вида "Кустарники для озеленения в местных условиях. Свойства, отличительные особенности."

Данный урок позволит познакомить обучающихся с кустарниками, используемыми для озеленения в местных условиях....

Новизна и отличительная особенность нетрадиционных техник рисования

Новизной и отличительной особенностью нетрадиционных техник рисования является то, что они имеют инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского...

Отличительные особенности ФГОС

Отличительные особенности ФГОС. Презентация -выступление на заседании ШМО....

«Отличительные особенности дополнительного образования детей и внеурочной деятельности»

Введение  Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, р...

" Отличительные особенности работы с детьми, имеющими одаренность к иностранному языку"

В статье даётся описание работы с детьми проявляющих интерес к изучению иностранных языков. Раскрывается особенность работы с такимим детьми, как помочь их одаренность превратить в талант....