Разработка урока литературы с элементами финансовой грамотности на примере произведения В. Г. Распутина «Деньги для Марии»
учебно-методический материал по литературе (9 класс)

Каймонова Эмма Петровна

Предлагаемая разработка урока с элементами финансовой грамотности представляет опыт работы учителя русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dengi_dlya_marii.docx33.69 КБ

Предварительный просмотр:

Элементы финансовой грамотности на уроках литературы

Каймонова Эмма Петровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №17» 

 г. Ангарска

В XXI веке быстро  развивается рыночная экономика, поэтому человек рано или поздно обязательно столкнется с ее законами. Начиная со школьного возраста, необходимо изучать финансовую грамотность – это принесет пользу в будущем и  поможет разумно устроить жизнь. Люди всегда заботились о своём финансовом благополучии, чтобы правильно распоряжаться деньгами, планировать свои доходы и расходы, так как с этим тесно связана жизнь людей.

Что же такое финансовая грамотность? 

Финансовая грамотность – это совокупность знаний в области финансов, а также умение этими знаниями и навыками пользоваться в повседневной жизни. Воспитывать финансовую грамотность можно через интеграцию в поурочную деятельность на уроках литературы, где обсуждаются ситуации, присутствующие в литературных произведениях. Учащиеся высказывают свое мнение, именно на уроках формируется правильная модель финансового поведения. Такая форма деятельности охватывает всех учащихся, которые присутствуют на уроках.

Предлагаю вашему вниманию разработку урока литературы с элементами финансовой грамотности.

Разработка урока литературы с элементами финансовой грамотности на примере произведения В. Распутина «Деньги для Марии»

Цель урока: узнать о жизни В. Г. Распутина, проанализировать произведение «Деньги для Марии» не только с точки зрения нравственности, но и финансовой грамотности героев произведения.

Задачи урока:

1. Образовательные:

- развивать умение формулировать ответ на вопрос;

- обогащать словарный запас обучающихся;

 - совершенствовать умение логически мыслить.

 2. Развивающие:

  - осуществление системно – деятельностного подхода;

   - развитие внимания;

    - формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных).

* развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

* развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

* развитие творческих, речевых способностей обучающихся;

* формирование логических умений;

  3.  Воспитательные:

* воспитание интереса и уважения к родному языку;

* воспитание ценностного отношения к слову;

* развитие коммуникативных УУД;

  - актуализировать личный опыт учащихся, формировать лучшие их нравственные качества.

* создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые результаты:

      Личностные:

проявлять интерес к изучаемой теме; осознавать успешность собственной учебной деятельности; развивать свои творческие способности; работать над культурой речи; стремиться к речевому самосовершенствованию; развивать логическое мышление.

      Метапредметные:

понимать учебную задачу; уметь работать с тестовым материалом; выполнять учебное задание в соответствии с целями, соотносить собственные учебные действия с известным алгоритмом работы; уметь формулировать собственные мысли; выполнять аналитическую и сопоставительную работу; обобщать и делать выводы; оценивать достигнутые результаты.

       Предметные:

         знать сюжет и содержание повести, уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать заданные эпизоды произведения, составлять словесные портреты героев; суметь связать данную тему с финансовой грамотностью, дать понятия из мира финансов, на примере произведения рассказать о важности финансов в жизни человека.

Подготовка к уроку: 

1). Учащиеся заранее должны прочитать произведение В. Г. Распутина  «Деньги для Марии». А также заранее задаются вопросы по содержанию произведения:

  1. Какая  история произошла в семье Марии?
  2. Почему магазин в деревне был «проклятым» местом?
  3. Какой путь спасения Марии предложил ревизор?
  4. Как вы думаете, при каких условиях можно было избежать подобной ситуации?
  5. Как относятся  односельчане к горю Марии?
  6. Какие нравственные проблемы представил  В.Г. Распутин в своей повести?

2) Индивидуальные задания к уроку:

Сообщения по темам:

  1. Творчество писателя В.Г. Распутина;
  2. В. Г. Распутин – писатель-публицист;

Ход урока

1). Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас на не совсем обычный урок.

Мы будем анализировать литературное произведение, сюжет которого расскажет нам о ситуации, происшедшей в простой семье. Пример ситуации, можно сказать, типичный в нашей жизни, и это могло бы не случиться, если  люди были финансово грамотными.

 - Как вы думаете, почему мы должны хорошо ориентироваться в ситуациях, которые связаны с деньгами?

 - Если вы успешно овладеете навыками финансовой грамотности, то в дальнейшем сможете принимать мудрые решения, распоряжаясь деньгами.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

 - Что же мы ждем от урока? Какова будет цель нашего занятия?  

 Проанализировать произведение не только с точки зрения нравственности, но и приобрести знания по финансовой грамотности.

 - А какие задачи поставим перед собой?

 Через литературное произведение  понять значимость финансовой грамотности в современном обществе.

3)Мотивация к учебной деятельности

Слово учителя:

Валентин Распутин – талантливый писатель. Каждый не останется равнодушным к его героям, а будет вновь и вновь возвращаться к ним, чтобы сверить свои побуждения с их мыслями. В. Г. Распутин умел видеть и понимать глубину  постижения общей для нас жизни.

Проверка домашнего задания. Индивидуальные сообщения учащихся.

1).Творчество писателя В.Г. Распутина;

2).В. Г. Распутин – писатель-публицист;

Так из сообщений ребят мы ясно представляем В.Г. Распутина как писателя, публициста, патриота российской земли.

4) Анализ произведения «Деньги для Марии»

- Какая  история произошла в семье Марии, продавщицы сельского магазина?

Это событие для семьи Марии и Кузьмы становится бедой – недостача в 1000 рублей.

 - Почему произошла такая ситуация? Расскажите об этом подробно. Сделайте вывод, опираясь на текст.

Пересказ учащихся.

Вывод:

 - Во-первых, образования и знаний торгового дела у Марии не было («С таким образованием только получку считать, а не казённые деньги», «…не лезь не в свои сани…»)

 - Во-вторых, товары не всегда сама получала («Кто поедет, с тем и заказывала»)

 - В-третьих, год не было никакого учёта.

 - В-четвёртых, Мария не хотела работать, но её уговорили, потому что больше некому было.

 - Не было распорядка работы магазина.

 - Давала товары в долг.

 - Что ждёт Марию за недостачу? («…осудят её, дадут срок»)

 - Какой финансовый термин мы встречаем в тексте? ( Ссуда в размере 700 рублей, которую семья взяла на строительство дома)

-Что такое ссуда? И чем ссуда отличается от кредита? (Ссуда – это возможность получить средства на любые цели либо имущество в пользование на определенный срок совершенно бесплатно либо под небольшой процент за использование. Кредит – это получение определенной суммы денег под процент на приобретение конкретного товара либо услуги).

Для сравнения. Это произведение было написано в 1967 году. Тысяча рублей считалась громадной суммой. Средняя зарплата была 140 рублей. На 1000 рублей можно было купить мотоцикл или машину с рук. Можно было перестать работать и жить несколько месяцев и ни в чем себе не отказывать. Или же взять свою семью,  состоящую из нескольких человек,  и поехать на море и хорошенько отдохнуть. Сейчас на эту сумму можно лишь немного подкупить продуктов или же с друзьями перекусить в кафе.

 - Какой путь спасения Марии предложил ревизор?

Понимая причины недостачи (доброта и неумелость), жалея Марию и ее семью,  предлагает возможный выход: собрать недостающую сумму в 5 дней и внести в кассу.

 - Мог ли так поступить ревизор?

Нет, он идёт супротив своих обязательств, движимый добрым отношением  к этой семье, и просит Кузьму не говорить об этом никому.

 - Почему магазин в деревне «…был как проклятый»?

Сначала пострадала от недостачи Маруся («…дали 5 лет, ребятишек отправили в детдом…»), потом однорукий Фёдор (получились остатки, но «…выкрутился, сказав, что держал свои деньги вместе с магазинными»), затем Роза (три года за недостачу), Надя Воронцова пообещала выйти,  как родит ребёнка, но потом передумала.

 - Только один человек не пострадал от недостачи? Кто? Почему?

Илья Иннокентьевич, проработал почти 10 лет. «…у его отца была лавка, которая перешла потом к нему, и он за прилавком привык стоять с малолетства». То есть работал в магазине тот человек, который знал в этой работе толк, его не надо было учить.

 - Почему же Мария стала работать в магазине? (Нужен был уход за больным ребёнком; не могла найти другую работу по состоянию здоровья, а деньги нужны были; магазин находился рядом с домом; «пронял» председатель, сказав, что деревню надо выручать; в первый учёт была недостача «всего в несколько рублей»).

 -  Каково было отношение Кузьмы к деньгам?

Самое простое: «есть – хорошо, нет – ну и ладно. Это отношение выработалось главным образом оттого, что денег постоянно не хватало». Он никогда и никому не завидовал, полагая, что «каждый топчет свою дорожку, и к тем, кто жил лучше его, относился спокойно, как и к тем, кто выше его ростом». « Мысли о запасах денег казались ему забавными, шутовскими, и он отмахивался от них. Он был доволен тем, что имел».

Вывод: никаких накоплений у семьи не было.

 - Что решил делать Кузьма, чтобы помочь Марии? (занять деньги у односельчан, взять ссуду, занять деньги у брата)

 - Известно ли,  как закончилась эта история?

Нет, писатель оставил финал открытым, тем самым давая читателю повод самому закончить произведение.

 - Как вы думаете, при каких условиях можно было избежать подобной ситуации? (Заслушиваются ответы учеников)

Мария, работая продавцом в магазине, не совсем разбиралась в этой профессии: давала в долг товары, не ведя толком учёт должников, товары не всегда сама получала, ревизия проводилась от случая к случаю.  От этого и произошла беда в её жизни.

Вывод: имея дело с деньгами, нужно быть финансово грамотным человеком (учиться на профессии, связанные с деньгами, планировать свои доходы и расходы, иметь какие-то сбережения, стараться не занимать деньги).

В непростой ситуацией, происходящей в семье Марии, мы видим, как ведут себя люди, к которым приходит Кузьма с просьбой занять деньги.

 Гуманистический смысл повести «Деньги для Марии»

 - Кто проникается бедой Кузьмы и готов помочь Марии?

Председатель, который играет важную роль в судьбе семьи Кузьмы. Он готов выдать ссуду и просит пока занять деньги под ссуду. Предлагает позаимствовать деньги из зарплаты колхозников. Не осталась в стороне тётка Наталья, которая отдаёт всё, что у неё есть. Дед Гордей приносит 15 рублей.

Но есть в произведении другие люди, жадные, завистливые. Они не стараются хоть как-то помочь Марии. Это Степанида, у которой были деньги, но она не дала ни копейки, директор школы, человек денежный, но даёт 100 рублей. Это специалисты, которые сначала согласились помочь, а потом забрали свои деньги.

Параллельно этим событиям Кузьме снятся сны, которые являются пророческими.

 - Расскажите об этих снах, и к каким событиям их можно соотнести.

Вывод:  в первом и во втором снах Кузьмы выражаются идеальные представления главного героя о взаимовыручке.

В итоге Кузьма остаётся один на один со своей бедой, и его мысли бескорыстии людей не подтвердились.

 - У Кузьмы есть родной брат Алексей. Почему он обращается к нему в последнюю очередь?

«Получалось так, что они братья не всегда, не каждую минуту, а только при встречах, да еще ими были в детстве, когда вместе росли». Даже Мария при упоминании о нём сказала: «Не даст он».

 - Как вы думаете, как могло закончится это произведение?

5).Итог урока.

 - Какие выводы можно сделать, прочитав это произведение?

Во-первых, произведение Распутина учит читателей быть добрыми и отзывчивыми. Призывает не проявлять равнодушие к чужой беде. Учит нравственности.

Во-вторых, я думаю, нужно учиться быть финансово грамотным человеком, чтобы не попасть в трудные жизненные ситуации.

6).Рефлексия.

 - Что я нового узнал(а)?

Домашнее задание: ответить письменно на вопрос: «Как могла закончится эта история?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Урок литературы с элементами интеграции.

Интегрированные уроки - это уроки изучения определенных тем на основе двух-трех учебных предметов. Данный урок литературы возможно провести с учителями-предметниками ИЗО и музыки. Он поможет создать ц...

Урок литературы в 7 классе "Дорога добра в произведении В.Г. Распутина "Уроки французского""

Урок литературы в 7 классе "Дорога добра в произведении В.Г. Распутина "Уроки французского"". Во время урока при помощи презентации можно выйти сайтwww.fskn.ru в онлайн режиме.На страницах этого сайта...

Методическая разработка урока по теме "Обучение сочинению-рассуждению на примерах произведений И.С.Тургенева"

Данная методическая разработка позволяет менять тексты в зависимости от того, что изучается в данный момент по литературе в этом классе....

Разработка урока литературы с элементами коммуникативного обучения Тема: М. Горький драма «На дне»

Урок литературы  на 2 курсе «Три правды в пьесе М. Горького «На дне»». Урок построен таким образом, что учащиеся, выполняя задания, предложенные учителем, сами «открывают знания». Урок имеет нест...

Тема нравственного выбора в рассказе В.Г.Распутина "Деньги для Марии"

Урок проведён в 9 классе в рамках Недели гуманитарной образовательной области...

Отмена крепостного права в России. Выкупная операция (методическая разработка урока истории с элементами формирования финансовой грамотности), 9 класс

Урок ориентирован на детальное изучение процесса отмены крепостного права в России. Особый акцент сделан на формировании финансовой грамотности школьников, изучение теории о вкладах и кредитах, знаком...

Разработка урока литературы с элементами технологии РКМ

Конспект урока литературы в 5 классе.             В ходе апробации технологии развития критического мышления была разработана система уроков в 5 ...