Методическая разработка. Урок литературы с элементами интеграции.
план-конспект урока (литература, 5 класс) по теме

Интегрированные уроки - это уроки изучения определенных тем на основе двух-трех учебных предметов. Данный урок литературы возможно провести с учителями-предметниками ИЗО и музыки. Он поможет создать целостное представление ребят о некоторых народных праздниках. В основе этого урока произведение Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx15.59 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка. Урок литературы с элементами интеграции на тему: «Фантастика народных сказок и легенды в произведении Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»»

Цели урока: создать представление о народных и религиозных праздниках, отработать навыки анализа и выразительного чтения произведения художественной литературы, развить творческие способности, воспитать у учащихся чувство уважения к культуре и историю русского народа.

Оборудование: аудиозапись «Времена года» П. И. Чайковского, аудиозапись «Ночь перед Рождеством», фрагмент художественного фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» А. Митты, рисунки учащихся

Ход урока

  1. Слово учителя

На уроках литературы вы познакомились с произведением Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

  1. Что можно сказать о событиях, которые происходят в повести? ( Они необычные, сказочные, загадочные)
  2. Почему именно в это время суток такое могло случиться? (Это ночь волшебная, ночь исполнения любых желаний)
  3. Объясните лексическое значение слов, записанных на доске: Сочельник, Рождество, Святки, колятки, щедровки, Новый год, Крещение. ( Сочельник – канун Рождества, то, что описывает Гоголь в своей повести. Рождество, Новый год, Крещение – праздники на Руси. Калятки, щедровки – песни, которые пели перед Рождеством и Новым годом. Святки – время с Рождества до Крещения. Этот период интересен тем, что за 2 недели отмечают 2 больших праздника: Рождество, Новый год, Крещение)
  4. Что вам известно об этих праздниках? ( Новый год. Исторически сложилось так, что реформы Петра 1 коснулись и этого праздника: с 1700 г. Отмечать Новый год стали не с 1 сентября, а с 1 января)

  1. Беседа о музыкальном произведении П. И. Чайковского «Святки».
  1. Период с Рождества до Крещения называют Святками. Почему? ( В святые вечера нельзя выполнять никакую работу, особенно с наступлением темноты. Это время, наполненное загадками, тайнами, время гаданий. Петр Ильич Чайковский отразил это время в муз. Произведении, которое так и называется «Святки» и входит в известный его фортепианный цикл «Времена года».)
  2. Как мелодия заставляет нас погрузиться в мир иллюзий, сказок, сокровенных мечтаний?
  3. Что вы слышите в этой музыке?
  4. Что можно сказать о ее характере? ( Мы слышим звуки скачущей тройки и звон колокольчиков. Это ряженые спешат на колядки. Обычай рядиться (наряжаться) существовал еще в эпоху Петра 1.)

  1. Просмотр фрагмента из художественного фильма.
  1. Сейчас вы посмотрите фрагмент из худ. Фильма известного режиссера А. Митты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». В фильме играют замечательные актеры кино и театра. Обратите внимание на то, как рядились колядующие, как хозяева встречали гостей.

(Просмотр фрагмента и анализ его)

  1. До сих пор сохранился обычай надевать маски, изображающие животных. Герой В. Высоцкого (арап) говорит , что много видел праздников, но это один из самых интересных. Обычай требовал встречать гостей лучшими угощениями. От того, как встретят хозяева гостей, будет зависеть их достаток в следующем году, поэтому народ щедро одаривал колядующих.

  1. Анализ текста повести «Ночь перед Рождеством».
  1. Как Гоголь описывает колядующих?
  2. Что такое колядки? ( Колядки – это песни, в которых поют про Рождество Христа, величают его, а в конце желают здоровья хозяину и хозяйке, детям, всему дому.)
  3. Кто из вас знает колядки?
  4. Похожи ли украинские и русские колядки? Почему? (В основе лежат одни обычаи, обряды, праздники)
  5. Сейчас прозвучит отрывок аудиозаписи, которая рассказывает о встрече гостей.
  6. Кто действующие лица? ( Это отрывок из повести «Ночь перед Рождеством». Солоха встречает гостей.)
  7. С кем из героев вы уже встречались в других произведениях? ( с чертом, ведьмой)
  8. В каких произведениях? ( в русских народных сказках)
  9. Назовите их (рассказы учеников)
  10. А в повести эти герои ведут себя так же, как в сказках? Почему?

  1. Работа с иллюстрациями учащихся, созданными по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
  2. Домашнее задание. На следующем уроке мы будем говорить о юморе в произведениях Н. В. Гоголя. Творческим группам подготовить инсценирование предложенных отрывков (индивидуальное задание).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока с использованием элементов игры в ситуациях коммуникативного общения. "КВН по Великобритании"

КВН - одна из самых эффективных операционных игр,позволяющих учителю использовать дифференцированный подход к учащимся, учитывая его интересы, склонности и уровень подготовки по языку. В разработке пр...

Методическая разработка урока с использованием элементов игры в ситуациях коммуникативного общения. "КВН по Великобритании"

В методической разработке представлен сценарий КВНа. Познавательно - развлекательная форма подачи учебного материала поможет учителю расширить лексический запас учащихся, углубить их знания по странов...

Методическая разработка урока по теме: «Элементы комбинаторики. Способы решения комбинаторных задач»

Предлагаемый мною урок по теме: «Элементы комбинаторики. Способы решения комбинаторных задач» проведен в 9 классе и направлен на активизацию познавательной деятельности учащихся и формированию у них с...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Разработка урока литературы с элементами коммуникативного обучения Тема: М. Горький драма «На дне»

Урок литературы  на 2 курсе «Три правды в пьесе М. Горького «На дне»». Урок построен таким образом, что учащиеся, выполняя задания, предложенные учителем, сами «открывают знания». Урок имеет нест...

Разработка урока литературы с элементами финансовой грамотности на примере произведения В. Г. Распутина «Деньги для Марии»

Предлагаемая разработка урока с элементами финансовой грамотности представляет опыт работы учителя русского языка и литературы....

Разработка урока литературы с элементами технологии РКМ

Конспект урока литературы в 5 классе.             В ходе апробации технологии развития критического мышления была разработана система уроков в 5 ...