Разработка урока литературы с элементами коммуникативного обучения Тема: М. Горький драма «На дне»
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Куракина Ольга Васильевна

Урок литературы  на 2 курсе «Три правды в пьесе М. Горького «На дне»». Урок построен таким образом, что учащиеся, выполняя задания, предложенные учителем, сами «открывают знания». Урок имеет нестандартную форму: урок – диспут, что позволяет стимулировать самовоспитание, активность и самостоятельность суждений, инициативу, обогащать учащихся духовно, приучать их глубже вникать в морально-этические проблемы, мотивы поведения литературных героев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_pese_na_dne_15.10_2015.doc451 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец»

Разработка урока литературы с элементами коммуникативного обучения

Тема: М. Горький драма «На дне»

Тема урока: Три правды в пьесе М. Горького «На дне»

Преподаватель русского языка и литературы

Куракина Ольга Васильевна

2015

Пояснительная записка

Открытый урок литературы  на 2 курсе «Три правды в пьесе М. Горького «На дне»». Урок построен таким образом, что учащиеся, выполняя задания, предложенные учителем, сами «открывают знания». Урок имеет нестандартную форму: урок – диспут, что позволяет стимулировать самовоспитание, активность и самостоятельность суждений, инициативу, обогащать учащихся духовно, приучать их глубже вникать в морально-этические проблемы, мотивы поведения литературных героев.

Разработка открытого урока «Три правды в пьесе М. Горького «На дне»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

    Форма урока: нестандартный урок. Урок - диспут.

Тема урока:  «Три правды в пьесе М. Горького «На дне»

Методы, применяемые на уроке: информационно-рецептивный, репродуктивный, частично-исследовательский, проблемный, ролевая игра, аналитическая беседа.

Цели и задачи: 

Образовательные:

  • выявить позицию героев пьесы по отношению к вопросу о правде;
  • создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Бубнова, Сатина, Луки.

Развивающие:

  • формировать навыки работы в группе,  публичного выступления;
  • формировать умение отстаивать свою точку зрения, создавать высказывания в устном виде;
  • активизировать творческие способности учащихся;
  • развивать познавательную деятельность учащихся;

Воспитательные:

  • содействовать формированию собственной точки зрения у учащихся  по отношению к такому понятию как «правда»;
  • создать ситуации, при которых учащихся поймут, что из любого сложного положения есть выход.

Цели для учащихся

        знать:

  • позиции Бубнова, Сатина, Луки по отношению к вопросу о правде;
  • жизненные принципы Бубнова, Сатина, Луки.

           уметь:

  • находить информацию по данному  вопросу
  • проводить сопоставительный анализ
  • делать выводы на основе полученной информации
  • правильно оформлять монологическую речь
  • вести диалог, дискуссию

          применять:

  • полученные знания для дальнейшего изучения русской классической литературы

Средства обучения: интерактивная доска, программа Notebook, ватманы, маркеры

ХОД УРОКА

Не лгать, но и всей правды не говорить. Ничто не требует столь осторожного обращения, как правда, - это кровопускание из самого сердца нашего. Немалое нужно умение и чтобы сказать правду, и чтоб о ней умолчать... Не всякую правду сказать можно: об одной умолчи ради себя, о другой ради другого.

Б. Грасиан

Каждый, кто любит правду, приходит  к свету; он не боится обнаружить дела свои.

Леви Х. Доулинг

1. Организационный момент.

Добрый день, уважаемые ребята! Сегодня мы проводим урок по пьесе А.М.Горького «На дне». Поговорим, подумаем, поспорим,а в споре, как известно, рождается истина.

2. Формулирование темы, цели урока.

Тему нашего урока я предлагаю вам сформулировать самостоятельно, прослушав притчу, которую Максим Горький написал ещё в 1893 году. А в каком году была написана пьеса «На дне»?

- В 1902 году.

- Правильно. Значит, тема, о которой мы сегодня будем говорить, его действительно волновала.

преподаватель эмоционально пересказывает притчу «О чиже, который лгал, и о дятле - любителе истины».

Это очень правдивая история, и я начну её так:

Вдруг изо всех певчих птиц той рощи, в которой произошёл этот любопытный случай, привлекла к себе общее внимание одна, запевшая песни, исполненные не только надежд, но и уверенности.

До той поры все птицы, угнетённые внезапно наступившей хмурой погодой, пели песни, в которых преобладали тяжёлые, унылые и безнадёжные ноты.

И вот вдруг зазвучали свободные, смелые песни...

Птицы встрепенулись и ожили. Где певец? Пусть он примет дань восторга и благодарности! Это, должно быть, великолепная, красивая птица!

Они собрались целой тучей и ринулись туда, откуда навстречу им летели бодрые и гордые звуки.

Но когда они прилетели, то увидали, что это просто чиж - самый заурядный, маленький, серенький, с восковым носиком чиж.

Но тут один находчивый щеглёнок, спросил чижа:

- Вот что - скажите: вы, так сказать, будите общественное  сознание... гм!.. а какие, собственно, у вас права на это? То есть я хочу сказать - во имя чего поёте вы?!

Чиж встрепенулся...

- Я исхожу из непоколебимого убеждения в высоком призвании птиц, как конечного, самого сложного и мудрого акта в творчестве природы. Летим! Туда - в страну счастья! где ждёт нас великая победа, где мы будем законодателями мира и владыками его, где мы будем владыками всего... Туда в это чудное "вперёд"!..

- Вперёд! - крикнули птицы, ибо в их сердцах загорелась гордость собой.

- Позвольте, позвольте!.. Я прошу слова... Слово мне!..

Это кричал дятел с верхушки осины, и когда его услыхали, то ему тотчас же дали слово, потому что он кричал очень громко.

- Милостивые государи и государыни! - заговорил дятел. - Рекомендуюсь: я дятел. Я питаюсь червяками и люблю истину, которой неуклонно служу и которая понуждает меня сказать вам, что вас нагло обманывают. Все эти песни и фразы, слышанные вами здесь, милостивые государи, не более как бесстыдная ложь. Все вы вылетали на опушку рощи и знаете, что сейчас же за нею начинается поле, летом голое и сожжённое солнцем, зимой покрытое холодным снегом; там, на краю его, стоит деревня, и в ней живёт Гришка, человек, занимающийся птицеловством. Вот первая станция по пути "вперёд", о котором так много наговорил здесь господин Чиж!..

- Предполагая, что мы благополучно минуем сети Гришки и пролетим мимо деревни, мы опять-таки очутимся в поле; а на конце его снова встретим деревню, а потом снова - поле, - деревня, - поле... и так как земля кругла, то мы должны будем необходимо долететь до той самой рощи, в которой, в данный момент, я имею высокую честь говорить с вами.

- Эта ли та страна, в которой, по словам господина Чижа, мы получим награду за наши труды?.. Это ли она?!.

Птицы молча смотрели на чижа и видели, как из его глаз одна за другой скатывались слезинки. О чём он мог плакать, как не о своей вине пред ними?! Такой мизерный, серенький и лживый чиж!

- "Я солгал, да, я солгал, потому что мне неизвестно, что там, за рощей, но ведь верить и надеяться так хорошо!.. Я же только и хотел пробудить веру и надежду, - и вот почему я солгал... Он, дятел, может быть, и прав, но на что нужна его правда, когда она камнем ложится на крылья?"

И, оглянувшись кругом, бедный, маленький чиж нахохлился.

Преподаватель: Итак, ребята, какова же тема нашего урока?

- Мы будем говорить о правде и лжи в пьесе «На дне».

Преподаватель: Слово «правда» прозвучит уже на первой странице пьесы, в реплике Квашни: «А-а! Не терпишь правды!» Правда – ложь («Врешь!» – резкий выкрик Клеща, прозвучавший даже раньше слова «правда»), правда – вера – это важнейшие смысловые полюсы, определяющие проблематику «На дне».

Преподаватель: Речь пойдет о правде, но правда бывает разная – частная, житейская, для себя, а бывает – мировоззренческая, т.е. она лежит в основе жизненных принципов человека. Мы сегодня поговорим о последней. Максим Горький летом 1903 года в одном интервью признавался: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?... Это вопрос общефилософский». Цель нашего урока – попытаться ответить на этот основополагающий вопрос.

3. Беседа с учащимися о правде.

- А вообще,  что такое «правда»?

        4. Фронтальная беседа

Фронтальная беседа по вопросу: какие синонимы вы можете подобрать к слову правда.

Синонимический ряд: ПРАВДА – ИСТИНА – ФАКТ – ДОГМА – РЕАЛЬНОСТЬ – ДАННОСТЬ. Фронтальная беседа по вопросу: какие синонимы вы бы подобрали к слову НЕПРАВДА ?

Синонимический ряд: НЕПРАВДА – ЛОЖЬ – МЕЧТА – ВЕРА.

Словарь определяет слово правда так: Правда — достоверная информация, а также синоним слов истина и справедливость.

Философский вопрос, который поставил сам Горький: что лучше- истина или сострадание.  Посмотрим, как соотносятся  позиции трех основных носителей правды в драме. На предыдущем уроке вы  получили задание: представить троих героев пьесы – Сатина, Луку, Бубнова по следующему плану:

1.        Значение имени, фамилии героя для понимания его образа.

2.        Как оказался в ночлежке?

3.        Как относится к окружающим?

4.        Отношение к «правде».

– Последний пункт, конечно, самый важный, я надеюсь, вы уделили ему особое внимание.

По ходу урока мы будем заполнять таблицу с продолжением заполнения дома:

Герой

Правда реальности

Правда мечты

Сатин

Бубнов

Лука

Наташа

Актёр

Настя

Клещ

1)Итак, у нас три учащихся, представляющие правду Луки, Сатина, Бубнова.  Но это не значит, что вы на самом деле придерживаетесь точки зрения  ваших героев. В течение урока вы можете передумать.

2) Главное  правило урока литературы: нельзя грамотно отстаивать свою точку зрения без знания самого произведения. Предлагаю вам маленькую разминку. Я зачитываю реплику из пьесы, а вы определяете, кому она принадлежит.

      .       «На что совесть? Я не богатый».  (Бубнов)

  • «Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…»  (Лука)
  • «Образование – чепуха, главное – талант!» (Актер)
  • «Мало знать, ты понимай…»  (Наташа)
  • «Надоели мне, брат,  все человеческие слова…все наши слова – надоели!» (Сатин)
  • «Разве доброту сердца  с деньгами можно равнять? Доброта она превыше всех благ».  (Костылев)
  • «Любить живых надо, живых».  (Лука)
  • «Выходит – снаружи как себя не раскрашивай – все сотрется!» (Бубнов)
  • «Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!»   (Сатин)
  • «Человека приласкать – никогда не вредно» (Лука)

– Перед тем, как предоставить слово первому учащемуся, напоминаю главное правило публичного выступления: «Краткость – сестра таланта», выступления должны быть лаконичными и по существу.

Выступление «Правда Сатина» 

  •  «Все – в человеке, все для человека. Существует только человек, Все же остальное – дело его рук и мозга! Че-ло-век – это великолепно! Это звучит гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть, не  унижать его жалостью…»
  • «Что такое правда? Человек – вот правда!»
  • «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!» (Презентаци).

- В  чём видит правду жизни Сатин? В  человеке, правде, свободе.

-По мнению Сатина жалость унижает человека, уважение возвышает человека. Что важнее?

Выступление «Правда Бубнова» 

  • «На что мне совесть? Я – не богатый!» 
  • «Люди все живут… как щепки по реке плывут…» 
  • «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру…и ты…»
  • «Все люди на земле лишние…»
  • «Все сказки» (Презентация).

-В чём правда Бубнова? (Бубнов видит лишь негативную сторону жизни, разрушает в людях остатки  веры и надежды).

Выступление «Правда Луки» 

  • «Христос всех жалел и нам велел».
  • «Во что веришь, то и есть…»
  • «Человек – все может… Лишь бы захотел…»
  • «…если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил…»
  • «Любить – живых надо…живых…»
  • «Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…сегодня – добрый, завтра – злой…» (Презентация).

- В чём правда Луки? (Любить и жалеть человека)

(Учащимся предлагается проголосовать за правду одного из героев, объяснить свой выбор, руководители групп оценивают выступавших)

- В произведении каждого талантливого писателя имя героя обязательно что-то значит.

Преподаватель: Первый из сохранившихся набросков пьесы приблизительно относится к ноябрю 1901 года. Он содержит поиски фамилий и имён действующих лиц. Значит, для писателя важно было наделить героя соответствующим именем или фамилией. Представляю вам значение имени и фамилии персонажа для понимания его образа.

Бубнов (прозвище Бубен)

Тот, кто беспрерывно болтает, неразборчиво бубнит, говорун, врун, мошенник (Звонки бубны за горами, а к нам придут, как лукошко)

Промотавшийся или проигравшийся в карты (перенос на основе карточной масти) или разорившийся бедолага (Гол, как бубен)

Глупец, лентяй, прихлебатель (Бубны в голове = без царя в голове)

Ассоциация с каторгой: бубновый туз, как известно, пришивали на спину преступникам, осуждённым на каторжные работы за убийство («Я, может, от каторги спасся тем, что вовремя ушёл).

Лука

Имя Лука произведено от Лукиан (лат. светлый, светящийся).

Так звали одного из 70 учеников Христа, посланных «Им во всякий город и место, куда Сам хотел идти». Автор одного из канонических Евангелий и Деяний Апостолов. Искусный врач. Отличительная черта Евангелия от Луки в подчёркивании любви Христа к беднякам, блудницам, грешникам вообще.

= прилагательному лукавый (Васька Пепел называет «старец лукавый»). В словаре Даля лукавый – хитрый и умышляющий, коварный, скрытный и злой, обманчивый, притворный, двуличный и злонамеренный; бес, дьявол, сатана, нечистый, злой дух.

От лукавого вся неправда. Правдивому мужу лукавство не под нужу. Нашему Луке и чёрт с руки.

Известный собиратель фольклора А.Н. Афанасьев объяснял прилагательное «лукавый» так: «лукавый – хитрый, злобный, буквально означает: согнутый, искривлённый, от слова лук – согнутая дуга».

Сатин

Фамилия (прозвище?) Сатин происходит от Сата, Сатя – сокращённые варианты имён Сатир (в греч. мифологии сатиры – боги плодородия из свиты Диониса, бога виноделия; они задиристы, влюбчивы, наглы)

«Князь тьмы» - Сатана. И. Ерёмина, Н.Я. Стечкин обнаруживают в образе Сатина «мефистофельские черты».

Три согласных (с, т, н) и два гласных (а, и). Переместив на одну позицию гласные звуки, получим – стани, что может являться указанием на сценический псевдоним одного из основателей МХТ – Константина Сергеевича Станиславского. К тому же, одинаковые имена.

Учитель: Таким образом, уже в именах Сатина и Луки мы обнаруживаем противоречие. Это подтверждает мысль о сложности, противоречивости этих образов.

Три правды в пьесе трагически сталкиваются, что и обусловливает именно такой финал пьесы. Проблема в том, что в каждой из правд есть часть лжи .Яркий пример тому— монолог Сатина о гордом человеке. Этот монолог произносит пьяный, опустившийся человек. И сразу возникает вопрос: этот пьяный, опустившийся человек — тот же самый, который «звучит гордо»

Итак, у каждого из героев своя правда.

Лука – утешительная правда

Сатин – уважение к человеку, вера в человека

Бубнов – «циничная» правда

А.М.Горький спорит с Лукой: жить в плену иллюзий нельзя, а прозрение всегда трагично. А самое страшное – то, что человек может примириться со своей беспросветной жизнью. Этого примирения допускать нельзя.

4. Ролевая игра 

– Ребята, сейчас я предлагаю вам «примерить» правду героев М. Горького на нашу реальность. Перед вами девушка, которая всегда училась на «4» и «5», и вдруг сдала ЕГЭ по русскому языку на «2». Помогите ей, исходя из вашего образа, пережить этот трудный момент. А она решит, чьи слова утешения ей, действительно, помогли.

 (Это задание-ловушка, ведь Сатин и Бубнов утешать  людей не могут и не хотят, ребята должны проговорить это, если, конечно, поняли жизненную позицию своих героев до конца).  

– А сейчас, мы, как люди молодые, динамичные, уверенные в завтрашнем дне, представим возможный выход для наших героев из того тупика, в котором они волею судьбы оказались.

7. Голосование за правду одного из героев.

Учащимся предлагается проголосовать за правду одного из героев объяснить свой выбор.

8. Подведение итогов.

Сегодня мы с вами, ребята, убедились в том, что правда у каждого человека своя. Возможно, вы в своем возрасте еще не решили, каких жизненных принципов вы будете придерживаться в дальнейшей жизни, но я почему-то уверена в том, что вы сделаете верный выбор. Спасибо за работу.

9. Рефлексия в форме теста

10. Домашнее задание.

Дома вы должны будете продумать аргументированный ответ на вопрос: «Кто, на Ваш взгляд, является победителем в споре о правде?»


Системно - деятельностная основа урока литературы «Три правды в пьесе М.Горького «На дне»

Этап учебного занятия

 

Цель этапа

     Компетенции

Методы

Формы

Используемые ЦОРы

Знания

Умения

1.Орг. момент.

 Организовать и настроить группу  на плодотворную работу.

Организация внимания и внутренней готовности

Умение организоваться

Словесный

Презентация

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствие. Объявление правил урока.

Слушают учителя, выбирают руководителя группы, знакомятся с оценочными листами.

Этап учебного занятия

 

Цель этапа

Компетенции

   Методы

Формы

   Используемые    

          ЦОРы

2.Подведе-

ние к новому материалу

 Актуализировать знания и умения, необходимые для восприятия   нового материала;

заинтересовать слушателей.

             

Умение отвечать на вопросы

Словесный (рассказ), создание проблемной ситуации, иллюстративный

Фронтальная коллективная

презентация

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вступительное слово

преподаватель эмоционально рассказывает притчу «О чиже, который лгал, и о дятле - любителе истины», подводя учащихся к формулировке темы урока.

Слушают учителя.

Формулируют тему урока, записывают её в тетрадь. Формулируют задачи, которые они ставят перед собой.

Этап учебного занятия

 

Цель этапа

Компетенции

Методы

Формы

Используемые ЦОРы

Знания

Умения

3.Объяснение нового материала

Выявить позицию героев пьесы по отношению к вопросу о правде.

Знание историко-литературных фактов

Истолковывать и оценивать человеческие поступки;

Проводить сопоставительный анализ

Словесно-наглядные,  частично-поисковый, наблюдения, видеометод.

Коллективная,  фронтальная

презентация

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Проводит беседу с учащимися о философской категории «правда». Организует работу групп по следующему плану:

  • Представьте значение имени и фамилии персонажа для понимания его образа.
  • Вспомните, как герой оказался в ночлежке. Подтвердите свои мысли текстом.
  • Сформулируйте жизненные принципы своего героя, дополнительно привлекая цитаты из произведения.
  • Врал ли Лука ночлежникам? Выскажите своё мнение, познакомившись со взглядами различных исследователей.
  • Каков смысл притчи о праведной земле?

Заполняют схему «Значение имени и фамилии персонажа», работают с текстом, отвечают на вопросы учителя, смотрят отрывок из кинофильма «Без солнца», высказывают своё мнение о центральной фигуре пьесы – Луке, готовят выступление от имени своего героя.

4. Ролевая игра – закрепление материала

 

      Цель этапа

Компетенции

Методы

Формы

Используемые ЦОРы

Знания

Умения

«Примерить» правду героев М. Горького на нашу реальность

Знанть жизненные принципов Бубнова, Сатина, Луки.

Уметь правильно оформлять монологическую речь, устное выступление

Ролевая игра, словесный

Коллективная,  индивидуальная

-

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предлагает «примерить» правду героев М. Горького на нашу реальность.

Вступают в ролевую игру, предлагают свои аргументы.

 

5. Представление рисунков-схем.

 

      Цель этапа

Компетенции

Методы

Формы

Используемые ЦОРы

Знания

Умения

Подвести учащихся к мысли о том, что из любой ситуации всегда есть выход

Знать

историю жизни героев пьесы, особенности их характера

Уметь анализировать и делать выводы

Поисковый,

наглядный,

словесный

Коллективная,  

индивидуальная

-

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Даёт задание учащимся:

Создайте за 1 – 2 минуты схематичный рисунок под названием «Возможный выход  для нашего героя» и представьте его всем нам.

Создают рисунок, делают свой выбор в пользу того героя, чьи жизненные принципы поддерживают.

6.Подведение итогов

 

      Цель этапа

Компетенции

Методы

Формы

Используемые ЦОРы

Знания

Знания

 Проанализировать работу на уроке, систематизировать полученные знания.

Умение отвечать на вопросы; самостоятельно делать выводы

словесный

коллективная

презентация

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Подводит итоги урока, объясняет домашнее задание.

Выполняют тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока с использованием элементов игры в ситуациях коммуникативного общения. "КВН по Великобритании"

КВН - одна из самых эффективных операционных игр,позволяющих учителю использовать дифференцированный подход к учащимся, учитывая его интересы, склонности и уровень подготовки по языку. В разработке пр...

Методическая разработка урока с использованием элементов игры в ситуациях коммуникативного общения. "КВН по Великобритании"

В методической разработке представлен сценарий КВНа. Познавательно - развлекательная форма подачи учебного материала поможет учителю расширить лексический запас учащихся, углубить их знания по странов...

Статья "Использование элементов драматического искусства на уроках литературы как средство коммуникативного образования учащихся".

Это статья отражает опыт нескольких лет работы школьного драматического кружка на добровольных началах....

Методическая разработка. Урок литературы с элементами интеграции.

Интегрированные уроки - это уроки изучения определенных тем на основе двух-трех учебных предметов. Данный урок литературы возможно провести с учителями-предметниками ИЗО и музыки. Он поможет создать ц...

Методическая разработка урока литературы в 6 класс «Драмы взрослых и драмы детей» (по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»)

Многие писатели обращались к теме детства и до Короленко. Зачем же опять поднимать эту тему? Очевидно, писателю есть что сказать, добавить что-то очень важное, сокровенное.Что? Вот в этом мы и попробу...

Разработка урока литературы с элементами финансовой грамотности на примере произведения В. Г. Распутина «Деньги для Марии»

Предлагаемая разработка урока с элементами финансовой грамотности представляет опыт работы учителя русского языка и литературы....

Разработка урока литературы с элементами технологии РКМ

Конспект урока литературы в 5 классе.             В ходе апробации технологии развития критического мышления была разработана система уроков в 5 ...