Филворд как инструмент повышения интереса учащихся на уроках литературы
методическая разработка по литературе (5 класс)

Мною предлагается использование филворда на уроках литературы как достаточно интересного и эффективного метода для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей учащихся. Данная форма может быть реализована в среднем звене обучения.

Использование филворда не только способствует активности учащихся на уроке, но и помогает сформировать навыки самостоятельной работы. Кроме того, разгадка филворда служит стимулом для приобретения новых знаний, а также способствует повышению уровня грамотности учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx352.02 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Одна из важнейших задач современного обучения — подготовка детей к реальной жизни. Например, одно из главных требований работодателей в наши дни — способность к необычным, нестандартным, креативным решениям. В современном мире именно эти компетенции являются ключевыми.

Уроки литературы, несомненно, имеют важное значение для формирования этих компетенций у школьников [1]. Формированию ключевых компетенций учащихся способствует применение игровых технологий, которые помогают воспитать готовность ученика к нешаблонным и оригинальным решениям. Кроме того, применение игровых технологий помогает снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала. Использование игр на уроках литературы помогает вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует развитию познавательного интереса к учебному предмету у учащихся.

Для формирования необходимых современному человеку компетенций может быть использована такая дидактическая игра как филворд. Филворд — это разновидность кроссворда, отличающаяся от классического варианта. Филворд имеет поле без черных клеток и нумерации, все поле заполнено буквами, а каждая буква может входить в состав только одного слова.

На основе классификации педагогических игр Г.К. Селевко кроссворды можно рассматривать как [2]:

1. интеллектуальные (умственные) — по виду деятельности;

2. обучающие, контролирующие, обобщающие, познавательные, развивающие, продуктивные, творческие — по характеру и методам педагогического процесса;

3. предметные — по характеру и содержанию игровой методики;

4. печатные, с применением информационных и Интернет-технологий — по игровой среде и средствам обучения;

5. индивидуальные, групповые, личностно ориентированные — по методологическому подходу.

Использование филворда как дидактической игры на уроке решает следующие методические задачи:

  • стимулирует познавательную активность (обращение к учебникам и др. литературе)
  • расширяет кругозор, обогащает словарный запас
  • развивает логическое мышление и память
  • развивает творческие способности
  • повышает грамотность

Филворд как дидактическую игру можно использовать на этапе проверки домашнего задания, на этапе усвоения новых знаний, а также на завершающем этапе урока, при повторении и первичном закреплении изученного.

Рассмотрим более подробно методику применения филворда на этапе усвоения новых знаний.

Учитель подводит учеников к теме урока, затем ученикам выдается оформленный рабочий лист с филвордом, в котором предлагается найти слова, связанные с жизнью и творчеством писателя. На рабочем листе также присутствуют пустые строки, в которые необходимо вписать найденные слова. Затем ученик, который первым нашел все загаданные слова, получает возможность представить перед классом все спрятанные в филворде слова. Затем учитель предлагает учащимся выдвинуть предположение: как каждое загаданное слово может быть связано с биографией автора. Выслушав возможные версии, учитель сообщает, как в действительности то или иное слово связано с жизнью писателя. Этими фактами предлагается заполнить пустые окошки на обратной стороне рабочего листа. (Приложение 2). Это способствует лучшему запоминанию биографии писателя, поскольку по ключевым словам учащиеся буквально «собирают» интересные факты.

Большим плюсом данного метода является возможность использования рабочего листа для обучающихся по адаптированной программе. В таком случае филворд составляется с меньшим количеством слов, а также прописываются те слова, которые учащийся должен найти.

Вывод: использование филворда как дидактической игры на уроках литературы можно рассматривать как один из методов обучения, который не только способствует стимулированию познавательной активности учащихся для лучшего усвоения знаний, но и способствует развитию креативного и оригинального мышления. Такая игра помогает разнообразить урок-знакомство с жизнью и творчеством писателя и в полной мере позволяет каждому учащемуся проявить фантазию, выдвигая разные предположения о том, как жил автор.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Целью практической деятельности является внедрение дидактической игры, а именно филворда в учебный процесс и доказательство эффективности его действия при изучении биографии писателя на уроках литературы в среднем звене.

На уроках для 5 класса используется рабочая программа, основанная на УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной, переработанной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Данная рабочая программа обеспечивает реализацию использования игровых технологий на уроках литературы.

При подготовке к урокам литературы в 5 классе были разработаны и проведены занятия с использованием дидактической игры — филворда. Ниже представлено занятие с использованием игровой технологии.

Конспект урока литературы в 5 классе

Тема: «А. С. Пушкин. Детство. Лицейские годы. Знакомство со стихотворением “Няне”».

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока:

Учебные: актуализировать имеющиеся знания и узнать новые сведения из жизни поэта; познакомиться с творчеством А. С. Пушкина.

Развивающие: развить творческое мышление, тренировать устойчивость внимания, речевые навыки

Воспитательные: повысить интерес учащихся к изучению личности поэта и творчества Пушкина.

Планируемые результаты

Предметные: знать факты из биографии А. С. Пушкина; владеть умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные произведения.

Личностные результаты: осознание важности художественной литературы; участие в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: аргументировать свою позицию, мнение; эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Регулятивные: самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи; давать оценку приобретённому опыту.

Коммуникативные: сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций.

Оборудование: портреты (Пушкин, его прадед, его няня), индивидуальный рабочий лист с филвордом, ПК учителя, бланки для рефлексии (Приложение 1)

План урока:

1. Орг. момент (1 минута)

2. Целеполагание (2 минуты)

3. Актуализация знаний (5 минут)

4. Работа по теме урока:

  • заполнение рабочего листа (20 минут)
  • выразительное чтение стихотворения «Няне» (10 минут)

5. Первичное закрепление (5 минуты)

6. Подведение итогов (1 минута)

7. Рефлексия (1 минуты)

Ход урока

  1. Орг. момент

Приветствие учащихся

  1. Целеполагание

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим вести разговор о жизни и творчестве великого русского поэта. Его фамилия знакома вам с детства, с его произведениями вы уже успели познакомиться в начальной школе. Портрет этого писателя точно вам знаком: если я опишу вам его внешность, то вы, скорее всего, сразу поймёте, о ком у нас сегодня пойдет речь. Давайте попробуем догадаться. У этого писателя смугловатая кожа, длинный острый нос, бакенбарды и кудрявые волосы. Вы уже догадались, о каком писателе пойдет речь? (ответы учащихся)

  1. Актуализация знаний

Учитель: Молодцы, ребята! В моем описании вы, конечно же, быстро смогли узнать Пушкина, которого каждый из нас знает с ранних лет (на доску выводится портрет А.С. Пушкина).

Учитель: Вспомните, какие произведения Пушкина вы изучали в начальной школе? (ответы учащихся)

Учитель: Давайте проверим, насколько хорошо вы помните произведения, которые уже изучили. Ученикам предлагается задание: учитель зачитывает строки из произведений Пушкина, которые учащиеся изучали в начальной школе. Учащимся нужно правильно назвать произведение, из которого были взяты строки («Сказка о царе Салтане…», «Сказка о рыбаке и рыбке», отрывок «У лукоморья…»)

  1. Работа по теме урока

Учитель: Произведения Пушкина вы хорошо помните. А что вы знаете про самого поэта? (ответы учащихся)

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о детстве поэта и годах его учебы. Для того, чтобы нам поближе познакомиться с Пушкиным, я предлагаю вам разгадать филворд (каждому учащемуся выдается рабочий лист).

В филворде спрятаны пять слов, связанных с биографией поэта. При поиске слов будьте внимательны: каждая буква может входить в состав только одного слова. После того, как вы найдете слова, впишите их в пустые строчки сверху. Это нам понадобится для нашей дальнейшей работы.

Ученики разгадывают филворд. Ученик, который первым нашел все спрятанные слова, озвучивает их, остальные проверяют, верно ли нашли слова. Ключ: лицей, няня, библиотека, француз, африканец

Учитель: Отлично, с этим заданием вы справились, но это еще не все. Переверните, пожалуйста, лист на обратную сторону. С обратной стороны у вас расположены шесть прямоугольников, в самом верху которых есть пустая строчка. В эту строчку мы с вами еще раз будем вписывать слово, которое до этого вы уже нашли в филворде, а в прямоугольник вам надо будет вписать факт из биографии Пушкина.

Учитель: Первое слово, которое мы с вами запишем — «африканец». Как вы думаете, как это слово связано с биографией Пушкина? (учащиеся выдвигают свои предположения)

Учитель: Родился Пушкин 6 июня 1799 года в Москве. Александр Сергеевич происходил из старинного, но не очень богатого рода Пушкиных. По матери он был правнуком Абрама Ганнибала — пленного африканца, сделавшего карьеру при покровительстве царя Петра I. От прадеда Пушкин унаследовал характерные «африканские» черты (на доску выводится портрет Абрама Ганнибала). Давайте с вами запишем в прямоугольник: происходил из старинного рода Пушкиных, по матери он был правнуком Абрама Ганнибала — пленного африканца. (учащиеся записывают факт из биографии)

Учитель: Давайте впишем в пустую строчку следующее слово: «няня». Помните ли вы, насколько это слово было важным в биографии Александра Сергеевича? (ответы учащихся)

Учитель: Действительно, о родителях в своем творчестве Пушкин почти не упоминал. Зато посвящал стихи няне Арине Родионовне, которая его воспитывала и которую он нежно любил всю жизнь. Именно она передала Пушкину любовь к народным сказкам. Давайте запишем: Пушкин воспитывался няней, которая привила ему любовь к сказкам (учащиеся записывают факт из биографии)

Учитель: Давайте впишем в пустую строчку следующее слово: «библиотека». Предположите, как Пушкин мог быть связан с библиотекой. (учащиеся предполагают)

Учитель: Пушкин быстро научился читать, поэтому принимался за все, что находил в библиотеке отца. Уже к одиннадцати годам А. С. Пушкин знал почти все книги из отцовской библиотеки наизусть. Давайте запишем и этот факт (учащиеся записывают факт из биографии).

Учитель: Следующим словом впишем слово: «лицей». Что вы помните о лицее в жизни Пушкина? (ответы учащихся)

Учитель: В 1811 году будущий поэт поступил в только что открывшийся Царскосельский лицей. Шесть лет Пушкин жил там и учился. Лицей оказал огромное влияние на становление Пушкина как поэта и гражданина. Давайте запишем: В 1811 году Пушкин поступил в Царскосельский лицей, который оказал огромное влияние на становление Пушкина как поэта и гражданина (учащиеся записывают факт из биографии).

Учитель: Какое последнее слово у нас осталось?

Учащиеся: Француз

Учитель: Подумайте, как это слово связано с биографией поэта. (ответы учащихся)

Учитель: В детстве Пушкин изучал французский язык, затем читал французские книги из библиотеки отца. Кроме того, в Лицее Пушкин получил кличку «француз». Давайте запишем: Пушкин хорошо знал французский язык и получил прозвище «француз» в лицее (учащиеся записывают последний факт из биографии).

Учитель: Теперь, когда мы познакомились с некоторыми фактами из детства и лицейских годов Пушкина, мы можем познакомиться и с его творчеством. Несколько учащихся по очереди вслух выразительно читают стихотворение «Няне». Учащимся предлагается провести анализ произведения по следующим вопросам: Понравилось ли вам стихотворение? Какие чувства у вас оно вызвало? От чьего лица написано стихотворение? На что оно похоже?

  1. Первичное закрепление.

Учитель: Сегодня мы с вами узнали о детстве и лицейских годах А.С. Пушкина. Давайте проверим, насколько внимательны вы были сегодня на уроке. Учащимся предлагается устно закончить фразу (предложение).

1. Прадедом Пушкина был …

2. Место, в котором учился Пушкин, называлось ….

3. Пушкин хорошо знал …. язык

4. Воспитанием поэта занималась…

  1. Подведение итогов

Учитель: Ребята, я очень довольна вашей работой. Вы активно работали, выдвигали разные интересные предположения о жизни Пушкина! Теперь вы познакомились с поэтом чуть ближе.

  1. Рефлексия

Учитель: Ребята, сейчас, пожалуйста, оцените свою работу на уроке. Заполните бланки, которые я раздала. Спасибо за урок!

Результаты занятия: Цели, поставленные к занятию, были выполнены. Учащиеся проявляли высокую активность, внимательно слушали предположения друг друга. Кроме того, им как можно скорее хотелось узнать, как же на самом деле то или иное слово связано с жизнью поэта. Впечатления об уроке положительные.

Вывод: Цель моей практической деятельности, а именно: внедрение дидактической игры (филворда) в учебный процесс и доказательство его эффективности при изучении биографии автора была достигнута.

Действительно, игровые технологии оказались эффективны, поскольку ученикам стало гораздо легче запоминать факты биографии, у них повысился интерес к работе, а также учащиеся научились внимательно друг друга слушать.

БИБЛИОГРАФИЯ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

  1. Апухтина Л. М. Роль уроков литературы в формировании ключевых компетенций учащихся. КиберЛенинка. (дата обращения: )
  2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. М.: НИИ ШКОЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, 2006 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (БЛАНК ДЛЯ РЕФЛЕКСИИ)

сегодня я узнал...

было трудно…

я научился…

меня удивило…

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (РАБОЧИЙ ЛИСТ С ФИЛВОРДОМ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (РАБОЧИЙ ЛИСТ С ФИЛВОРДОМ ОБРАТНАЯ СТОРОНА)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игр – один из приемов повышения интереса учащихся к уроку иностранного языка»

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:  1.     Использование игр – один из приемов повышения интереса учащихся к уроку иностранного языка.2.    Обучающие возможности игры.3....

"ИКТ и тренажеры как инструмент повышения интереса учащихся к приобретению знаний на уроках биологии»

Использование ИКТ на уроке биологии, цели, задачи и результаты работы...

Доклад на тему:Повышение интереса учащихся на уроках литературы с помощью методического приёма-театрализации.

Доклад на тему:Повышение интереса учащихся на уроках литературы с помощью методического приёма-театрализации....

Повышение интереса учащихся на уроках литературы приемами театральной педагогики.

В данной статье описываются формы работы по повышению мотивации у учащихся на уроках литературы методом театральной педагогики.Инсценировка отдельных эпизодов создает на уроке благоприятную эмоциональ...

Cтатья "Как повысить интерес учащихся к урокам литературы"

Статья предназначена для учителей- филологов.   Перед учителем литературы очень остро стоит вопрос: как повысить интерес к своему предмету, как сделать книгу - классическую, сложную -верным ...

Филворд как инструмент повышения интереса учащихся на уроках литературы

Рабочий лист с филвордом к уроку по биографии А.С. Пушкина в 5 классе...