Доклад на тему:Повышение интереса учащихся на уроках литературы с помощью методического приёма-театрализации.
статья

Тихонова Светлана Ханифовна

Доклад на тему:Повышение интереса учащихся на уроках литературы с помощью методического приёма-театрализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_ped.chteniya_tihonovoy_sh.docx41.97 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад: Повышение интереса учащихся на уроках литературы с помощью методического приёма-театрализации.

Проблема интереса – одна из важнейших при обучении в образовательных учреждениях. В переводе с латинского слово «интерес» означает «имеет значение, важно». Это избирательная направленность личности, ее стремление к познанию объекта и явления, к овладению тем или иным видом деятельности.

Я считаю, что проблема интереса – это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии студентов на занятии ; от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием личности. Мы понимаем, чтобы  возникал,  развился интерес к учению, необходимы определенные условия:

·  прежде всего, это такая организация обучения, при которой обучающийся  вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решения задач проблемного характера.

·  Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен.

·  Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов;

·  Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для обучающихся.

·  Обучение должно быть трудным, но посильным.

·  Чем чаще проверяется и оценивается работа обучающегося, тем интереснее ему работать.

·  Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого преподавателя с огромной силой воздействуют на обучающегося , на его отношение к предмету.

Приведенному комплексу условий могут отвечать только нетрадиционные формы организации учебного процесса. Я отношу  к таковым уроки с применением основ театральной педагогики.

Мне, как преподавателю просто необходимо владеть актерским искусством, чтобы увлечь, заинтересовать, заинтриговать своих учеников. Театр играет колоссальную роль в формировании моей  профессиональной компетентности. Самый верный путь в решении этого вопроса – это собственный театральный опыт, организация театральных постановок, инсценировок на уроках литературы…

В стандартах образования отмечено, что межпредметные связи развивают эмоциональную культуру личности, социально значимое отношение к миру и искусству, специальные художественные способности, творческое воображение, образное мышление, эстетические чувства, воспитывают эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость при восприятии художественного произведения, формируют эстетический вкус.

Я уверена, что ни на одном уроке литературы невозможно обойтись без межпредметных связей (театр, живопись, музыка, русский язык, киноискусство, история, география, археология  и т. д.).

 Мои уроки выгодно отличаются, если я   применяю театральные приёмы  организации педагогической деятельности. Умению организовать работу на уроке  мне помогают социоигровые приемы, которые предлагает театральная педагогика. И тогда в инсценировании и режиссуре урока появляется групповая работа, которая дает возможность участвовать всем ребятам  в разных позициях: смена лидерства, смена ролевых функций «преподаватель–студент».

Я организовываю  учебную деятельность  так, чтобы ребята  взаимообучали  друг друга, обменивались информацией, а для этого им надо создать проблемную ситуацию.

Инсценировка отдельных эпизодов создает на уроке благоприятную эмоциональную атмосферу для восприятия и углубленного понимания литературных произведений. Такие занятия предоставляют подросткам возможность раскрыть индивидуальные способности, экспериментировать, демонстрировать свои умения. В связи с данными целями необходимо решение следующих задач:

-установить точки соприкосновения двух предметов  (литературы и театрального искусства)

-выявить их  общие понятия.

Закономерная взаимосвязь литературы и театра постигается обучающимися на уроках анализа художественных произведений. Таким образом, литература и театр неотделимы и естественно дополняют друг друга.

Привлечение  мною театрализованных сцен на уроках литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей, которые способствуют формированию мировоззрения обучающихся, их эстетическому развитию. Основная задача этих уроков – развитие таких качеств, как память, образное мышление, речь. В рамках урока литературы есть возможность наиболее целесообразно использовать элементы театрализации, так как литература и театр – два вида искусства, общим для которых является слово.

Один из важных этапов приобщения подростка  к театральной культуре – это подготовка его как читателя драматургических произведений, первоосновы театра. Здесь вступают в силу законы театральной педагогики, урок должен быть расписан по событиям, как в спектакле. Этот этап подготовки занятий называется педагогическим инсценированием.

Я полагаю, что инсценирование таит в себе большие возможности для серьезной умственной деятельности студентов, для углубления их исследовательского отношения как к тексту оригинала, так и к создаваемому на его основе сценическому варианту; в нем осуществляется сочетание творческого воображения и литературного «соображения» обучающихся.

Принципиально важно, чтобы студент, работающий над инсценировкой эпического произведения или его эпизода, умел:

·  выделить основную сюжетную линию рассказа, определить ее завязку, кульминацию и развязку (а по мере надобности – и экспозицию);

·  уяснить движущую силу действия – столкновение, борьбу, вражду, ссору и т. п. (конфликт);

·  определить главных и второстепенных лиц, выяснить взаимоотношения между ними, представить себе, как эти отношения проявляются у каждого действующего лица в зависимости от его характера;

·  уяснить значение речи действующего лица как его основной характеристики;

·  осознать главную мысль художественного текста и отношение автора к изображенным им событиям и лицам – от этого зависит общий характер инсценировки (жанр и ее пафос).

При подготовке таких уроков даже работа над сценарием и изготовление элементов костюмов становятся результатом коллективной деятельности моей, как педагога, и обучающихся. Здесь, равно как и на самом театрализованном уроке, складывается демократичный тип отношений, когда я   передаю обучающимся не только знания, но и свой жизненный опыт, раскрываюсь перед ними как личность. Необходимо сказать, что и сам процесс подготовки к уроку тоже может быть одним из элементов пробуждения интереса к предмету. Наполнение сценария фактическим материалом и его реализация на театрализованном уроке требует от обучающихся  серьезных усилий в работе с учебником, первоисточником, научно-популярной литературой , интернет ресурсами при изучении соответствующих исторических сведений, что в конечном счете вызывает у них интерес к знаниям.

Непосредственно на самом уроке я лишаюсь авторитарной роли, так как я  выполняю лишь функции организатора представления. Оно начинается, как правило, со вступительного слова ведущего, обязанности которого не обязательно возлагать на меня, как преподавателя. Само представление после информативной части может быть продолжено постановкой проблемных заданий, которые непосредственно подключают в активную работу на уроке остальных обучающихся.

Театрализация – один из самых популярных методов работы не только учителей-словесников. Я считаю, что ёе должны  использовать  все учителя, стремящиеся сделать свой урок интересным и разнообразным. Но урок литературы – всегда маленький спектакль, в котором «играют все», даже самые «тихие» актеры, втянутые в действие как будто поневоле, но их мимика и выражение глаз выдадут их внимание и интерес к происходящему. Но это особый театр, где импровизация – душа всего. Кажется, режиссер готов к любому изменению в «сценарии», предвидит реакцию актеров на некоторые вопросы, но даже он не всегда знает все варианты разворачивающегося театрального действия.

Изучая источники  по теме доклада, я пришла к выводу ,что долгое время существовал взгляд на предмет литературы как отражение исторических событий и политических течений, но ведь во все века авторы художественных произведений решали один вопрос – что есть человек? Поэтому я, как учитель,  должна  дать возможность самим ученикам разобраться в проблемах героев, показать, что литературные персонажи близки живым людям. В этом поможет учителю театральная педагогика, занимающаяся законами построения урока как сценического действия.

В современном преподавании  педагоги все чаще обращаются к разного рода видам театрализации. Театрализация и игра уже давно входят в большинство традиционных предметов – в форме ролевых игр, творческих экзаменов. Освоение самого принципа игры, умение взять на себя ту или иную роль, обучение способам общения с аудиторией, умение концентрироваться и многое другое все чаще становится необходимой реальностью учебного процесса.

В обучении театрализации выделяются следующие этапы:

- подготовительный: первичное чтение, фрагментарное чтение, непосредственное восприятие текста, осмысление, анализ текста;

- исполнительский анализ – интерпретация художественного текста, дополненный элементами театральной технологии (интонирование, мизансцены, эскизы, костюмы, декорации, музыкальное и световое оформление);

- репетиционный этап перед воображаемым зрителем;

- презентация подготовленного проекта;

- рефлексия: обмен впечатлениями после просмотра, создание проблемной ситуации, мотивирующей вновь обращение школьников к тексту, сопоставительный анализ художественного текста и инсценированного эпизода.

Уроки с элементами театрализации, ролевыми играми и другими методами театральной педагогики положительно воспринимаются обучающимися. Нельзя не заметить рост интереса у студентов к всемирной истории, культуре, искусству.

Так у подростка формируется новая психология – творца, созидателя. Такое состояние нравится  ему, поскольку в этом возрасте человек стремится стать взрослым, самостоятельным, самоутвердиться.

Несколько примеров названий  моих  уроков  на основе театральной постановки: «Суд над Раскольниковым», «Спор мужиков из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», «Пушкин. Последняя дуэль»..

Отчётное мероприятие по литературе « Современное прочтение А.С. Пушкина. Пушкин-сердце поэзии, светило русской литературы, реформатор русского языка»( урок-инсценировка, выразительное чтение по ролям с включением в урок презентации, видеоотрывков по теме,аудиозаписей)

            К.Данзас:  Добрый день, дорогие друзья.

Неумолимо время мчиться

На бысторой тройке почтовой

И век уже не повториться,

В котором Пушкин жил с женой.

Уже иное наше время:

И балов нет, и нрав другой

Но, как тогда, младое племя

                                                                Стремиться к Пушкину душой!                                              Пушкинист:Пушкин! Поэт вошел в нашу жизнь как человек, которому был дан неслыханный дар быть счастливым, даже в самых трагических обстоятельствах. Александр Блок говорил: «Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни».

Жизнь Пушкина коротка и бесконечна. Так много вместилось в эту недолгую жизнь, осененную высоким крылом поэзии, что вся она похожа на один чудесный миг, а каждый миг ее – на целую жизнь.

Пушкинист: Когда в небогатом доме на немецкой улице в Москве раздался первый крик сына Александра, еще никто не знал, что с его появлением не только сплавятся воедино старинный род Пушкиных и родословная «арапа Петра Великого» Ибрагима Ганнибала, но и сольются древний аристократизм с народными чаяниями, что его короткая, как озарение, жизнь соединит в себе все яркое, новое, вызревающее - бунт мыслей, бунт чувств, бунт языка, бунт стиля… Линии скрестились!

Пушкин:Блажен, кто понял голос строгой

Необходимости земной,

Кто в жизни шел большой дорогой,

Большой дорогой столбовой,

Кто цель имел и к ней стремился, кто знал, зачем он в свет явился.

А.С. Пушкин

Пушкинист:Пушкин не оставил воспоминания о своем детстве. Пожалуй, только стоит отметить что, кроме благодати свыше, первым зародышем дарования своего обязан он был окружающей его атмосфере. В доме Пушкиных часто бывали историк и писатель Карамзин, поэт Дмитриев и, конечно же, дядя поэта Василий Львович - любезный стихотворец. В таком кругу развивались детские впечатления А.С. Пушкина, и не мудрено, что девятилетнему мальчику захотелось попробовать себя в искусстве подражания и сделаться автором. Так подошел 1811 год, когда родители вознамерились отдать его в учебное заведение.

Пушкин:«Неволя мирная, шесть лет соединения…»

Пушкинист:«Настало, наконец, 19 октября 1811 года, день, назначенный для открытия лицея. Этот день, памятный нам, первокурсным, не раз был воспет Пушкиным в незабвенных его для нас стихах.»  И.И. Пущин

Пушкин:Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок,

Исписанный когда-то мною,

На время улети в лицейский уголок

Всесильной, сладостной мечтою.

Ты вспомни быстрые минуты первых дней,

Неволю мирную, шесть лет соединенья,

Печали, радости, мечты души твоей,

Размолвки дружества и сладость примиренья.

А.С. Пушкин. В альбом Пущину

Пушкинист:Образовалась товарищеская семья, в этой семье – свои кружки. В этих кружках обозначатся больше или меньше личности каждого.

В 1817 году Пушкин – выпускник императорского царско-сельского лицея.

По выходе из лицея Пушкин вполне воспользовался своею молодостью. Его по очереди влекли к себе то большой свет, то шумные пиры, то закулисные тайны. Он жадно предавался всем наслаждениям. Известность Пушкина и литературная, и личная с каждым днем возрастала. Молодежь твердила наизусть его стихи, повторяла остроты его и рассказывала о нем анекдоты. Придворный поэт В.А Жуковский, который станет другом Пушкину на всю жизнь, воскликнул в письме князю Вяземскому:«Чудесный талант! Какие стихи! Он мучит меня своим даром, как провидением».

К.Данзас:1820 – 1826  «Блажен, кто смолоду был молод».

О, как молод он был в эти дни – горяч и сдержан, вспыльчив и рассудителен, влюбчив и холоден! В сердце его теснятся надежды, предчувствия… Ему 21 год. Нет, еще двадцать, - скоро у него день рождения. Пушкин встретит этот день безнадежно отрезанным от света, в котором чувствовал себя блистающим, от друзей, без которых он не мыслил пробыть и часу, от брата Левушки, к которому был трогательно привязан.Он едет навстречу новому тысячелетию своему – такой юный и такой взрослый, еще не до конца осознавая, чем обернется для него и эта дорога, исходящая пылью, и вольнолюбие его молодости, и дерзкие строки стихов, не знающие промаха. Навстречу неожиданностям, стихам, любви, смятению едет он. Это были годы, наполненные горячими спорами с друзьями, будущими декабристами, с которыми он встречался в Каменке, годы вдохновенного творчества, питавшегося экзотическими картинами южной природы, пылкими увлечениями и серьезными размышлениями над своей поэтической судьбой и судьбой России.

Пушкинист:В 1823 году Пушкин оказывается в Одессе под началом графа Воронцова. Предания той эпохи упоминают о женщине, превосходившей всех других во власти, с которой управляла мыслию и существованием поэта. Пушкин нигде о ней не упоминает, как бы желая сохранить про одного себя тайну этой любви. Она обнаруживается у него только многочисленными профилями прекрасной женской головы… Хотя имени Е.К. Воронцовой поэт не упоминает, но, возможно, любовью к ней продиктованы эти строки.

Пушкин:Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим,

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

А.С. Пушкин

Пушкинист:Отношение графа Воронцова к Пушкину становилось все более недоброжелательным.Состоящему в штате моем, коллегии иностранных дел, коллежскому секретарю Пушкину. «Поручаю вам отправиться в уезды Херсонский, Елизаветградский и Александрийский: по прибытии… явиться в тамошние общие уездные присутствия и потребовать от них сведения: в каких местах саранча возродилась, в каком количестве…О всем, что по сему найдено будет, рекомендую донести мне».                                                                                                Граф М.С. воронцов, от 22 мая 1824 года.

Рапорт, поданный Пушкиным Воронцову по возвращении из командировки:

Пушкин:Саранча летела, летела и села,

Сидела, сидела все съела

И вновь улетела…

Пушкинист:Простить дерзость и вольность Пушкину граф Воронцов не мог. В Петербург были посланы донесения, в которых излагалось предложение об удалении поэта из Одессы в имение родителей под надзор местного начальства.                                 

Михайловское 1824 – 1826 «Теперь в изгнании влачу закованные дни».                 

А.С. Пушкин – В.Ф. Вяземской «Бешенство скуки пожирает мое глупое существование…. Все, что напоминает мне о море, вызывает у меня грусть; я думаю, что ясное небо заставило бы меня заплакать от бешенства, но слава богу: небо у нас сивое. А луна – точно репа.»                

               Пушкин:   Няня единственная моя подруга,

                  И с нею только мне не скучно.        

Но я плоды моих мечтаний                                                                                                                                 И гармонических затей читаю только старой няне,                                                                          Подруге юности моей.                                                          А.С. Пушкин

Пушкинст:Это объясняется еще и другим важным достоинством Арины Родионовны: весь сказочный мир был ей известен как нельзя короче. И передавала она его чрезвычайно - оригинально. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у ней с языка. Большую часть народных былин и песен, которых Пушкин так много знал, слышал он от Арины Родионовны.

Годы ссылки, проведенные в Михайловом, оказываются тесно связанными с Тригорским. Прасковья Александровна Осипова - Вульф дала поэту теплое и ласковое место у своего деревенского очага. В доме при ней жил целый хоровод девушек: четыре дочери и падчерица Александрина. В длинном нескладном доме Тригорского поэт вскоре бывает почти ежедневно, живет по несколько дней, ухаживает за барышнями, слушает игру на фортепиано, влюбляется.

Романс

Аудиозапись.  Слайды.(Немая сцена Пушкин и Осипова )

Я вас люблю, - хоть я бешусь.

Хоть этот труд и стыд напрасный,

И в этой глупости несчастной

У ваших ног я признаюсь!

Мне не к лицу и не по летам…

Пора, пора мне быть умней!

Но узнаю по всем приметам

Болезнь любви в душе моей:

Без вас мне скучно, - я зеваю;

При вас мне грустно, - я терплю;

И, мочи нет, сказать желаю,

Мой ангел, как я вас люблю!

Когда я слышу из гостиной,

Ваш легкий шаг, иль платья шум,

Иль голос девственный, невинный,

Я вдруг теряю весь свой ум.

Вы улыбнетесь, - мне отрада;

Вы отвернитесь, - мне тоска;

За день мучения – награда

Мне ваша бледная рука.

Когда за пальцами прилежно

Сидите вы, склонясь небрежно,

Глаза и кудри опустя, -

Я в умиленьи, молча, нежно

Любуюсь вами, как дитя!..

Сказать ли вам мое несчастье,

Мою ревнивую печаль,

Когда гулять, порой в ненастье,

Вы собираетеся вдаль?

И ваши слезы в одиночку,

И речи в уголку вдвоем,

И путешествия в Опочку,

И фортепьяно вечерком?..

Алина! сжальтесь надо мною.

Не смею требовать любви.

Быть может, за грехи мои,

Мой ангел, я любви не стою!

Но притворитесь! Этот взгляд

Все может выразить так чудно!

Ах, обмануть меня не трудно!..

Я сам обманываться рад!

К.Данзас:Для огромного темперамента Пушкина Михайловское было слишком тихим уголком, но именно здесь вдохновение поэта раскрылось во всей силе. Пушкин создает трагедию «Борис Годунов» - истинный шедевр реалистической литературы. Здесь же появляется удивительные чарующие строки «Чудного мгновения».                            

VI. 1826 – 1837 «Как беззаконная комета,в кругу расчисленном светил…»                 По литературным делам Пушкин едет в Москву.  Наталье Николаевне Гончаровой только минуло шестнадцать лет, когда они впервые встретились с Пушкиным на балу в Москве. В белом воздушном платье, с золотым обручем на голове, она в этот замечательный вечер поражала всех своей классической, царственной красотой. Александр Сергеевич не мог оторвать от нее взгляда…

 Звучит вальс Грибоедова( студенты танцуют вальс).

Пушкинист:Пушкин делает предложение, но, получив неясный ответ, уезжает на Кавказ в армию Паскевича. По возвращении, наконец, получено согласие.

«Участь моя решена. Я женюсь… Та, которую любил я целых два года, которую везде первую отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством, - боже мой, она почти моя… Итак, я удваиваю жизнь… стану думать: мы. Я никогда не хлопотал о счастии: я мог обойтись без него. Теперь мне нужно его на двоих, а где мне взять его?»  А.С. Пушкин.

Устраивая свои дела, Пушкин отправляется в подмосковное имение отца. В это время начинается эпидемия холеры, которая отрезала Пушкина от Москвы. Этой осени, вошедшей в судьбу поэта под названием Болдинская, суждено было стать самым плодотворным временем в его творчестве.

Аудиозапись.Слайды.

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русский холод;

К привычкам бытия вновь чувствую любовь;

Чредой слетает сон, чредой находит голод;

Легко и радостно играет в сердце кровь;

Желания кипят – я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полн – таков мой организм

(извольте мне простить ненужный прозаизм).

Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,

Махая гривою, он всадника несет,

И звонко под его блестящим корытом

Звенит промерзлый дол и трескается лед.

Но гаснет краткий день – и в камельке забытом

Огонь опять горит – то яркий свет лиет,

То тлеет медленно, - а я пред ним читаю

Иль думы долгие в душе моей питаю.

И забываю мир, и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться, наконец, свободным проявленьем –

И тут ко мне идет незримый рой гостей,

Знакомцы давние, плоды мечты моей.

И мысли в голове волнуются в отваге,

И легкие на встречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут.

                        А.С. Пушкин «Осень»

Пушкинист:831 –1837 год«Мы возмужали: рок сулил и нам житейски испытанья».

Графиня Д.Ф. Фикельмон – П.А. Вяземскому. 25 мая 1831 г.

«Пушкин к нам приехал, к нашей большой радости… Жена его прекрасное создание, но это меланхолическое и тихое выражение похоже на предчувствие несчастья…»

Начались годы напряженного труда. Лев Толстой писал: « Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы. Мы читаем Пушкина, стихи такие гладкие, такие простые, и нам кажется, что у него так и вылилось это в такую форму. А нам не видно, сколько он употребил труда для того, чтобы вышло так просто и гладко».

Пушкинист:А.С. Пушкин начинает большую работу над «Историей Пугачева». Для этого Он выезжает по местам Пугачевского восстания – Нижний Новгород, Казань, Симбирск, Урал. Как всегда он полон надежд и творческих планов. Но это были и годы огромного душевного страдания поэта.

Пушкин. Дневник. 10 мая 1834 года.  А.С. Пушкин – Н.Н. Гончаровой.

Пушкин:«Государю неугодно было, что о своем камер-юнкерстве отзывался я не с умилением и благодарностью, но я могу быть подданным, даже рабом, - но холопом и шутом не буду и у царя небесного. Однако какая глубокая безнравственность в привычках нашего правительства! Полиция распечатывает письма мужа к жене и приносит их читать царю (человеку благовоспитанному и честному), и царь не стыдится в том признаться. «

Не дай мне бог сойти с ума.

Нет, легче посох и сума;

Нет, легче труд и глад.

Не то, чтоб разумом моим

Я дорожил; не то, чтоб с ним

Расстаться был не рад:

Когда б оставили меня

На воле, как бы резво я

Пустился в темный лес!

Я пел бы в пламенном бреду,

Я забывался бы в чаду

Нестройных, чудных грез.

Пушкинист:В одном из писем своей жене Пушкин пишет: «Ты разве думаешь, что свинский Петербург мне не гадок? Что мне весело жить между пасквилями и доносами?» Пушкин хотел подать в отставку, но Николай I поставил ему такие условия, что он был вынужден остаться при дворе.

Пушкин:Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит –

Летят за днями дни, и каждый час уносит.

Частичку бытия. А мы с тобой вдвоем

Предполагаем жить… И глядь – как раз – умрем.

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Давно завидная мечтается мне доля –

Давно, усталый раб, замыслил я побег

В обитель дальнюю трудов и чистых нег.

                                А.С. Пушкин.

Пушкинист:Из-под пера поэта появляются «Пиковая дама», «Сказка о золотом петушке». Цензура не пропустила в этой сказке стихи «Царствуй, лежа на боку». Осенью 1835 года Пушкин последний раз посещает Михайловское. Появляется стихотворение «Вновь я посетил», в котором поэт приветствует новую жизнь: «Здравствуй, племя молодое, незнакомое!». Пушкин осознает свой долг первого писателя в том, чтобы объединить лучшие литературные силы России. Он мечтает об издании собственного журнала. И такой журнал «Современник» появляется в 1836 году.                                  19 октября 1836 года в день лицейской годовщины закончена повесть «Капитанская дочка». Пушкин последний раз присутствовал на праздновании среди своих друзей.

… Он извинился перед товарищами, что прочтет им пьесу, не вполне доделанную, развернул лист бумаги, помолчал немного и только что начал читать при всеобщей тишине: «Была пора: наш праздник молодой сиял, шумел и розами венчался» - как слезы покатились из его глаз…другой товарищ уже прочел за него последнюю лицейскую годовщину.

Пушкин:Была пора: наш праздник молодой

Сиял, шумел и розами венчался,

И с песнями бокалов звон мешался,

И тесною сидели мы толпой.

Тогда, душой беспечные невежды,

Мы жили все и легче и смелей,

Мы пили все за здравие надежды

И юности и всех ее затей.

Теперь не то: разгульный праздник наш

С приходом лет, как мы, перебесился,

Он присмирел, утих, остепенился,

Стал глуше звон его заздравных чаш;

Меж нами речь не так игриво льется,

Просторнее, грустнее мы сидим,

И реже смех средь песен раздается,

И чаще мы вздыхаем и молчим.

Всему пора: уж двадцать пятый раз

Мы празднуем лицея день заветный

Прошли года чредою незаметной,

И как они переменили нас!

Пушкинист:Близилась трагическая развязка. Враги и завистники Пушкина делали его жизнь невыносимой, они прикоснулись к самому дорогому для него – его семье.         «Сколько должен был он выстрадать за эти три месяца, с тех пор, как получил гнусное анонимное письмо, - причину, по крайней мере, наружную этого великого несчастья… Сказать тебе, что в точности вызвало дуэль, - об этом никто ничего не знает.»      С. Карамзина.

Эта трагедия завершилась дуэлью на Черной речке.  Было около четырех часов. Выпив стакан лимонаду или воды, Данзас не помнит, Пушкин вышел с ним из кондитерской; сели в сани и отправились по направлению к Троицкому мосту. Бог весть, что думал Пушкин. По наружности он был покоен… На Дворцовой набережной они встретили в экипаже госпожу Пушкину. Данзас узнал ее, надежда в нем блеснула, встреча эта могла поправить все. Но жена Пушкина была близорука, а Пушкин смотрел в другую сторону…Несмотря на ясную погоду, дул довольно сильный ветер. Морозу было градусов 15. Закутанный в медвежью шубу, Пушкин молчал, по-видимому, был столько же покоен, но в нем выражалось сильное нетерпение… которое обнаружилось словами к своему секунданту: «Все ли, наконец, готово?» Все было кончено… Они начали сходиться.

                А. Аммосов (со слов К. Данзаса)

Данзас:«Теперь сходитесь». Хладнокровно,

Еще не целя, два врага

Походкой твердой, тихо, ровно

Четыре перешли шага

Четыре смертные ступени.

Пушкинист:Пушкин первый подошел к барьеру и, остановясь, начал наводить пистолет. Но в это время Дантес, не дойдя до барьера одного шага, выстрелил. В газете того времени появился некролог: «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща».  Включение видео из кинофильма –сцена дуэли Пушкина и Дантеса.

Эдуард Багрицкий

О ПУШКИНЕ

Пушкинист 1..И Пушкин падает в голубоватый

Колючий снег. Он знает - здесь конец...

Недаром в кровь его влетел крылатый,

Безжалостный и жалящий свинец.

Кровь на рубахе... Полость меховая

Откинута. Полозья дребезжат.

Леса и снег и скука путевая,

Возок уносится назад, назад...

Пушкинист2Он дремлет, Пушкин. Вспоминает снова

То, что влюбленному забыть нельзя,-

Рассыпанные кудри Гончаровой

И тихие медовые глаза.

Случайный ветер не разгонит скуку,

В пустынной хвое замирает край...

...Наемника безжалостную руку

Наводит на поэта Николай!

Пушкинист 3Он здесь, жандарм! Он из-за хвои леса

Следит - упорно, взведены ль курки,

Глядят на узкий пистолет Дантеса

Его тупые, скользкие зрачки...

И мне ли, выученному, как надо

Писать стихи и из винтовки бить,

Певца убийцам не найти награду,

За кровь пролитую не отомстить?

Пушкинист 4Я мстил за Пушкина под Перекопом,

Я Пушкина через Урал пронес,

Я с Пушкиным шатался по окопам,

Покрытый вшами, голоден и бос.

И сердце колотилось безотчетно,

И вольный пламень в сердце закипал

И в свисте пуль за песней пулеметной

Я вдохновенно Пушкина читал!

Пушкинист 5Идут года дорогой неуклонной,

Клокочет в сердце песенный порыв...

...Цветет весна - и Пушкин отомщенный

Все так же сладостно-вольнолюбив.

1924

Тест по творчеству Пушкина.

Написание синквейна.

юю


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной активности и интереса обучающихся на уроках литературы с помощью интерактивных методов обучения

В статье описывается опыт работы по применению интерактивных методов обучения на уроках литературы...

Выступление на МО. Распространение педагогического опыта. Доклад 03.2016г. Формирование интереса учащихся к урокам трудового обучения

Выступление на МО. Распространение педагогического опыта.Формирование интереса учащихся к урокам трудового обучения...

Повышение интереса учащихся на уроках литературы приемами театральной педагогики.

В данной статье описываются формы работы по повышению мотивации у учащихся на уроках литературы методом театральной педагогики.Инсценировка отдельных эпизодов создает на уроке благоприятную эмоциональ...

Cтатья "Как повысить интерес учащихся к урокам литературы"

Статья предназначена для учителей- филологов.   Перед учителем литературы очень остро стоит вопрос: как повысить интерес к своему предмету, как сделать книгу - классическую, сложную -верным ...

Филворд как инструмент повышения интереса учащихся на уроках литературы

Мною предлагается использование филворда на уроках литературы как достаточно интересного и эффективного метода для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей уча...

Филворд как инструмент повышения интереса учащихся на уроках литературы

Рабочий лист с филвордом к уроку по биографии А.С. Пушкина в 5 классе...

Обобщение опыта по теме "Повышение познавательного интереса учащихся на уроках русского языка средствами электронных образовательных ресурсов (ЭОР)" (доклад и презентация, мастер-класс и презентация на районный конкурс "Учитель года")

Обобщение педагогического опыта работы по теме «Повышение познавательного интереса учащихся на уроках русского языка средствами электронных образовательных ресурсов (ЭОР)».  ...