Конспект урока "Жанровое разнообразие рассказов А.П.Чехова"
методическая разработка по литературе (5 класс)

Мальцева Татьяна Валериевна

Урок литературы для 5 класса по рассказу Чехова "Злоумышленник" разработан в соответствии с ФГОС ООО. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Жанровое своеобразие рассказа А.П. Чехова «Злоумышленник».

Класс: 5

Тип урока: комбинированный

Цель:

1. Обучающая: формирование умений анализировать и интерпретировать художественный текст, раскрывать замысел автора, идейную направленность произведения.

2. Развивающая: развитие коммуникативных умений (навыков выразительного чтения и чтения по ролям, самостоятельной исследовательской работы с текстом, лексической работы).

3. Воспитательная: воспитание у учащихся привычки думать о последствиях своих действий и ответственности за них.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:  умение анализировать художественное произведение; понимать и формулировать нравственный пафос; характеризовать героев; формулирование собственного отношения к произведению; собственная интерпретация (выразительное чтение, чтение по ролям); понимание авторской позиции; поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение.

Личностные УУД:  самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Оборудование: компьютер, учебник Г.С.Меркина «Литература» 5 класс, художественный фильм «Злоумышленник» (по рассказу А.П.Чехова «Злоумышленник»), дидактический материал: карточки с заданиями, предварительно разработанные учащимися.

Структура урока.

I. Организационный момент.

1. Просмотр серии детского киножурнала «Ералаш» «Темное дело».

Беседа:

-За что был наказан герой этого фильма?

-Как вы думаете, осознавал ли мальчик, что за любой проступок следует наказание?

Вывод: К сожалению, в жизни случается так, что неграмотные люди совершают негативные поступки, а иногда и преступления, не осознавая этого. Однако за любое преступление всегда следует наказание.

2. Целеполагание.

-Дома вы прочитали юмористический рассказ А.П. Чехова «Злоумышленник». А.П. Чехов поражает читателя созданными  образами, удивительно точными деталями и тонкими юмористическими ситуациями. Наша задача – постижение художественных особенностей чеховского рассказа.

Сегодня нам предстоит ответить на вопросы: за что был наказ главный герой этого рассказа, осознавал ли он совершенное им преступление и над чем на самом деле смеется Чехов.

II. Подготовка к восприятию нового материала (актуализация опорных знаний).

1. Проверка домашнего задания.

-Ребята, на дом вам было задано прочитать рассказ Антона Павловича Чехова «Злоумышленник». У нас 4 группы, каждая из которых приготовила свое задания для одноклассников по тексту рассказа. Предлагаю вам поиграть в игру «Самый внимательный читатель», а для этого мы обменяемся заданиями.

(ПРИЛОЖЕНИЕ. Предварительные задания:

1 группа: учащимся нужно составить цитатный план рассказ, нарушить последовательность пунктов плана, чтобы участники другой группы восстановили последовательность;

2 группа: подобрать иллюстрации к рассказу, отражающие разные эпизоды; участники другой группы должны определить, какой эпизод рассказа изображен на иллюстрации (возможно цитирование);

3 группа: составить вопросы на основе приема «Ромашка Блума».

4 группа: определить  лексическое значение слов: пестрядиная рубаха, грузило, живец, выползок, шилишпер, недоимка, злоумышленник, но данные значения разместить во втором столбце таблицы в хаотичном порядке; участники другой группы должны соотнести слово и его лексическое значение.)

После самостоятельной работы каждая группа представляет результаты своей детальности.

(Далее работаем коллективно)

2. Создание проблемной ситуации.

-Мы определили значение слова «злоумышленник» - человек, совершивший преступление с заранее обдуманным намерением; замысливший какой-нибудь дурной, преступный поступок. Подумайте, можно ли так назвать Дениса Григорьева. Почему?

III. Работа над содержанием текста.

-Назовите главных героев рассказа Чехова.

(судебный следователь и мужик Денис Григорьев).

1.Исследовательская работа с текстом.

-Найдите портрет Дениса Григорьева. Выпишите в таблицу детали его портрета. О чём свидетельствуют детали портрета мужика? (Работаем в парах)

Детали портрета

О чём говорит портрет мужика

Латаные порты

Бедность мужика

Чрезвычайно тощий

Трудная, голодная жизнь

Пестрядинная рубаха

Рубахи из пестрядины – одежда простолюдина

Изъеденное рябинами лицо

Тяжёлые болезни

Обросшее волосами лицо, нависшие брови, нечёсаные, путаные волосы

Детали напоминают о том, как выглядели первобытные люди, свидетельствуют о дремучести

Угрюмая суровость, паучья суровость

Дикость, неграмотность

- Почему в тексте употреблено слово мужичонка, а не мужик? (Слово «мужичонка» передаёт впечатление о герое как о жалком и ничтожном человеке).

- Какая деталь противоречит такому представлению о герое?  (Выражение угрюмой суровости глаз противоречит представлению о мужике как о ничтожном человеке).

2. Выразительное чтение по ролям отрывка от слов «Денис Григорьев!» до слов до слов «Ты людей убил бы!»

-Почему Денис Григорьев не понял вопроса следователя? (В речи следователя немало слов, непонятных Денису Григорьеву: «седьмого числа сего июля»; «коей рельсы прикрепляются»; «с каковою гайкою». Следователь не находит нужным или не умеет просто объяснить мужику, в чём тот виноват). 

- Почему Денис Григорьев так подробно начал рассказывать следователю о рыбной ловле? (Рыбная ловля – занятие, известное русскому человеку с незапамятных времён. Крестьяне знают о нём всё. Денис охотно рассказывает следователю про грузила, выползков, живцов, уклеек, пескарей, окуней, щук, налимов, шилишперов, головлей и всякую иную добычу. Он уверен, что следователь ничего не знает ни о жизни крестьян, ни о рыбной ловле и интересуется лишь тем, зачем ему понадобилось грузило).

- Денис Григорьев действительно умышленно совершил зло и притворяется непонимающим (как считает следователь) или он действительно не понимает обвинения?

- Почему следователь считает, что Денис прикидывается идиотом, врёт? (Он считает, что Денис Григорьев хочет сбить с толку следователя и уйти от ответственности).

3. Характеристика речи героев.

- Назовите просторечные слова и сочетания слов, не свойственные литературному языку, встретившиеся в речи Дениса Григорьева. («чаво», «ежели», «нешто», «чёрт ли в нём», «который непонимающий».)

- Как речь характеризует героев? (Герои ведут разный образ жизни. Быт Дениса Григорьева незнаком следователю, герои находятся на разных уровнях образования, воспитания, нравственности, на разных ступенях социальной лестницы. Герои изначально не понимают друг друга, поскольку говорят на разных языках).

4. Исследовательская работа с текстом.

-Выпишите слова и словосочетания, описывающие жесты, мимику, интонацию Дениса Григорьева. (Хрипит Денис, косясь на потолок, бормочет Денис, мигая глазами, усмехается и недоверчиво щурит на следователя глаза, зевает и крестит рот).

-О чем свидетельствуют детали поведения мужика? (смущается, потому что оказался в непривычной обстановке, оскорблен, потому что говорит правду, а ему не верят, он знает, что много лет все деревней гайки отвинчивали, и хранил Господь, чувствует, что следователь говорит то, что всем известно; ему скучно.)

5. Работа с текстом.

- Ребята, давайте обратимся к последнему абзацу (обратить внимание на слова «надо судить умеючи, не зря… хоть и высеки, но чтоб за дело, по совести…»).

- Какая основная мысль кроется в этих словах? Осознал ли Денис, за что его хотят судить? (Нет. Человека судят, наказывают, а он искренне не понимает за что).

- В чём причина ошибки, почему следователь не поверил мужику? (Следователю не хватает человечности, понимания конкретной ситуации, поэтому он в непросвещённом мужике увидел сознательного преступника). - Как вы думаете, кого осуждает автор: власть, судей, которые допустили то, что русский мужик совершенно не понимают законы, по которым живёт общество, или мужиков, которые сами не хотят думать о последствии своих действий?

6. Просмотр фрагмента фильма. 

-Перед нами тщедушный мужичонка, измученный работой и нищетой, недоимками (долгами барину) и несправедливостью старосты («А что староста набрехал в учете…»).

Допрашивает его широкоплечий, сытый, ухоженный мужчина. Есть пословица: «Сытый голодного не разумеет». И не может этот благополучно устроившийся в жизни чиновник понять мужика, его нужду, а больше всего не может понять, что гайки отвинчиваются им не по злому умыслу, а по незнанию.

- Ребята, известен такой случай, когда в разговоре с одним адвокатом, Чехов сказал, что оправдал бы Дениса. Как вы думаете, почему? (Потому что наказание без осознания не имеет смысла)

-Какое чувство вызывает этот рассказ? (Чувство горечи, сожаления: мужик будет наказан, но он не понял и не поймет, за что наказан.)

-Каким способом, с помощью какого средства выражения автор передаёт это в рассказе?

(С помощью сатиры)

-А что такое сатира?

Сатира –  беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.

Вывод. Читатель не смеется потому, что нет ничего смешного, только грустно, горько становится от всего увиденного и услышанного.

IV. Рефлексия.

-О чем рассказ А.П. Чехова «Злоумышленник»? (Рассказ о двух сословиях, их взаимоотношениях и непонимании друг друга. Двойственность и противоположность речи и мыслей следователя и Дениса Григорьева рождается не желанием автора, а реальными социальными отношениями в России во второй половине 19 века, разным уровнем знаний и опыта жизни).

-Что  должно  измениться,  чтобы  поступок  Дениса  был  невозможен? (Во-первых, дать простым людям элементарное образование, элементарные знания, тогда придет и понимание опасности. Во-вторых, создать такие условия жизни, чтобы были «свинец» и «пуля», о которых говорит следователь, то есть изменять условия жизни.)

- Над какими вопросами вас заставил задуматься рассказ А.П. Чехова?

V.  Домашнее задание.

1 уровень. Вопросы учебника с. 320-321.

2 уровень. Придумать небольшой юмористический рассказ. За основу взять какую-нибудь ситуацию, свидетелем или участником которой вы были.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

Конспект урока литературы "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак"

Конспект урока по литературе "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак". В уроке используются такие приемы, как кластер, синквейн....

Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа.

Конспект урока литературы в 9 классе.Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска».  Трагизм судьбы героя рассказа....

конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"

Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....

конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"

Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....

Конспект урока по рассказу А.П. Чехова "Хамелеон"

Конспект и презентация к уроку по рассказу А.П. Чехова "Хамелеон"...