Конспект урока по рассказу А.П. Чехова "Хамелеон"
план-конспект занятия по литературе (7 класс)

Масликов Владислав Александрович

Конспект и презентация к уроку по рассказу А.П. Чехова "Хамелеон"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон».

«Хамелеонство» в рассказе и жизни.

Цели урока:

  • расширение знаний о творчестве А. Чехова;
  • формирование навыков анализа сатирического рассказа;

Задачи:

  • показать мастерство писателя в изображении « хамелеонства»,
  • обратить внимание учащихся на художественные средства    изображения смешного в рассказе « Хамелеон»,
  • познакомить с идейно - тематическим содержанием рассказа  «Хамелеон».

Оборудование. Компьютер, интерактивная доска, проектор.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку послужит высказывание известного русского писателя Максима Горького.

«Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни».

Как вы уже догадались, сегодня на уроке мы будем говорить об Антоне Павловиче Чехове. С его творчеством мы начали знакомиться еще в 5 классе. Сегодня мы расширим свои знания о творчестве писателя и вместе проанализируем рассказ «Хамелеон». Тема урока звучит следующим образом «Хамелеонство в рассказе и жизни».

II. Проверка ДЗ.

Вопросы для проверки.

- Когда и в каком городе родился А.П. Чехов? (17 января 1860 года в г. Таганроге).

Таганрог-это южный морской город. Длинная полицейская улица, на которой родился писатель Антон Чехов, одним концом упиралась в грязную площадь, другим выходила на высокий, обрывистый морской берег.

- Кем был отец Антона Павловича? (Отец писателя, Павел Егорович,- мещанин. Чтобы прокормить большую семью (а у него было 5 сыновей и дочь), держал бакалейную лавку, где продавались чай, сахар, крупа, мука и другие продукты.

Скудная торговля отца не покрывала расходов большой семьи, он разорился, принужден был объявить себя банкротом, вскоре переехал в Москву.

- Какую профессию для себя избрал А.П. Чехов? (Врач.  В 1879 году он поступил на медицинский факультет Московского университета, который закончил в 1884 году).

- Как сочеталась литературная деятельность Чехова с его врачебной практикой, общественной деятельностью попечителя школы?

Какие рассказы Чехова вами уже были изучены?

III. Работа над новой темой.

В основе сюжета рассказа «Хамелеон», как и многих других чеховских рассказов, лежит анекдот, короткая занимательная история. Итак, о каком же событии повествует рассказ?

- Назовите героев рассказа. (Героями рассказа являются люди ничем не примечательные, обыкновенные, Событие, о котором рассказывает Чехов, тоже бытовое, обыденное- человека укусила собака.)

- С какой целью Чехов пишет о столь незначительном событии?

( Бытовая сцена для Чехова - повод поговорить о вполне серьёзных вещах. Чехова интересуют мотивы поведения людей, писатель исследует, как проявляют себя люди в зависимости от обстоятельств.)

    -Что вы можете сказать об Очумелове, Елдырине, Хрюкине? Обратите

внимание на иллюстрации. Кто есть кто?

- Кто оказался виновником скандала?

(Виновником скандала оказался белый борзой щенок, в слезящихся глазах его было выражение тоски и ужаса).

- Каким образом ведет себя полицейский надзиратель Очумелов? (Ответ в виде чтения по ролям)

- Как вы думаете, сумели ли вы через выразительное чтение передать характеры героев? Чье чтение вам особенно понравилось?

- Давайте посмотрим как это делаю мастера. Ребята, я предлагаю вам посмотреть фрагмент фильма по рассказу Чехова «Хамелеон». (ПРОСМОТР)

- Согласны ли вы с тем, как режиссер фильма показал нам героев?

- Как вы думаете, почему рассказ называется “Хамелеон”? Кто такой хамелеон?

В словарях даются следующие толкование слова.

Вид ящерицы, кожа которой имеет два пигментных слоя, благодаря которым хамелеон быстро меняет свою окраску под воздействием света и температуры. Первое подробное описание хамелеона дал в своей «Истории животных» великий философ Древней Греции Аристотель (384— 322 до н. э.) , и он же в другом своем сочинении («Этика») первым сравнил с хамелеоном человека, хотя и вложил в этот образ иное, отличное от современного, значение. Он говорил о том, что человек непостоянен в своем настроении — порой он безмерно счастлив, порой совершенно несчастен.

После Аристотеля другие писатели стали пользоваться образом хамелеона для обозначения человека изменчивого, непостоянного. Позже это выражение приобрело современный смысл.

Синоним лицемера, двуличного человека, который меняет свое поведение, мнение, принципы в зависимости от окружения, в которое попадает (ирон., неодобр., презрит.).

- Какое значение этого слова раскрывается в рассказе?

- Сколько раз и почему меняет своё решение Очумелов и как это проявлялось внешне?

- Кто еще из персонажей принадлежит к разряду хамелеонов? Только ли Очумелову присущи черты хамелеонства?

 (В зависимости от поведения Очумелова, меняется поведение и Хрюкина).

- Как изображена толпа? Над кем смеется? (В начале – выжидает, т.к не знает чью сторону выбрать, затем смелеет и уже открыто смеется над Хрюкиным).  

- Да, действительно, такое поведение, как в рассказе Чехова, когда мнение людей постоянно и моментально меняется, в угоду обстоятельствам называют «хамелеонством». Понятие «хамелеонство» прочно вошло в русский язык.

- Есть ли в рассказе герои, которых автор упоминает, но они не появляются перед читателями? Какова их роль в повествовании?

- Что показалось вам смешным в рассказе?

(История и название рассказа, поведение Очумелова и Хрюкина.)

- Какие художественные средства использует автор для создания комического текста?

(Комический эффект вызывает уже само название рассказа. Чехов

использовал такой распространенный литературный прием, как «говорящие

фамилии»: Очумелов — от слова «очуметь» — потерять соображение,

 одуреть; Хрюкин — от слова «хрюкать» (не случайно Очумелое о нем

говорит: «... а ежели каждый свинья...») ( Подкрепление из текста)

- А.П. Чехов - мастер художественной детали.

Художественная деталь – средство создания художественного образа, с помощью которого автор выделяет характерную черту героя, а также выражает свою позицию.

Например, черта внешности, одежды, обстановки, переживания или поступка

Попробуем найти выразительные детали в тексте и определить их роль. Обратимся к началу рассказа. Вот через базарную площадь шагает полицейский надзиратель Очумелов в сопровождении рыжего городового.

- Что несут эти служители закона? (Узелок в руке надзирателя и «решето с конфискованным крыжовником». Детали ясно свидетельствуют о деятельности того и другого).

- Что является центром внимания толпы в начале рассказа? (В центре – окровавленный палец Хрюкина. Яркое цветовое пятно, выразительная деталь).

- Какие еще художественные детали в рассказе обращают на себя внимание, помогают создать комический эффект?

(Изображение «белого борзого щенка с острой мордой и желтым пятном на спине». Щенок с выражением «тоски и ужаса» в слезящихся глазах явно не мог никого серьезно укусить. Один его вид вызывает сочувствие и свидетельствует о комичности создавшейся ситуации.)

- Какая деталь в рассказе подчеркивает превращения Очумелова?

- У А.П. Чехова все детали значимы. Писатель утверждал, что «краткость -  сестра таланта». Поэтому в предельно краткой форме ему хотелось многое сказать, отсюда внимание к художественной детали.

* Доп. материал.

Особенность творчества Чехова заключается в том, что « мир для него смешон и печален одновременно», а в произведениях писателя сочетаются юмор и сатира. Если юмор – это весёлая, но безобидная насмешка, не задевающая достоинства человека, то сатира - это безжалостное обличение пороков.

 

-Каков характер смешного в « Хамелеоне»: что мы здесь видим - безобидную насмешку или безжалостную сатиру?

( В «Хамелеоне», как и в других рассказах, автор использует сочетание сатиры и юмора, хотя в большей степени он обличает пороки, чем просто весело смеётся над ним.)

IV. Обобщение.

- Ребята, чтобы обобщить наши знания по рассказу Чехова «Хамелеон», я предлагаю вам разгадать кроссворд.

V. Рефлексия.

- Сталкивались ли вы с «хамелеонством» в современной жизни? (Этот вопрос был актуален всегда и остается таким и сейчас и т.д.)

- Рассказы Чехова живут и сегодня. Они удивительно современны  и по содержанию и по форме, Автор не ставит в них глобальные проблемы, касающиеся всего человечества. Чехова интересует конкретный человек и его « маленькие проблемы». А они не подвластны времени.

 Тонким юмором,  порой грустью овеяны рассказы писателя. И от этого они становятся добрыми. «Первый русский юморист после Гоголя, заразивший своим чеховским смехом не только современников, но и миллионы их внуков и правнуков»,- писал о Чехове К. Чуковский.

 Будем надеяться, что своим смехом Чехов заразил и вас.  

VI. Подведение итогов.

VII. Домашнее задание.

- Прочитать рассказ «Злоумышленник» и найти в тексте художественные детали.

http://learningapps.org/display?v=pi2v8bz9317


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: Масликов Владислав Александрович, учитель русского языка и литературы. Антон Павлович Чехов Презентация к уроку изучения биографии и творчества писателя.

Слайд 2

« Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни ». М. Горький.

Слайд 3

«Хамелеонство в рассказе и жизни»

Слайд 4

А.П. Чехов родился 17 января 1860 года в г. Таганроге. Таганрог-это южный морской город. Длинная полицейская улица, на которой родился писатель Антон Чехов, одним концом упиралась в грязную площадь, другим выходила на высокий, обрывистый морской берег.

Слайд 5

Родители Антона Павловича Мать Евгения Яковлевна Отец Павел Егорович

Слайд 6

Рассказ А.П. Чехова «Хамелеон».

Слайд 8

В словарях даются следующие толкование слова. 1. Вид ящерицы, кожа которой имеет два пигментных слоя, благодаря которым хамелеон быстро меняет свою окраску под воздействием света и температуры . Кто такой хамелеон ?

Слайд 9

2. Синоним лицемера, двуличного человека, который меняет свое поведение, мнение, принципы в зависимости от окружения, в которое попадает (ирон., неодобр., презрит .). Какое значение этого слова раскрывается в рассказе?

Слайд 10

Художественная деталь – средство создания художественного образа, с помощью которого автор выделяет характерную черту героя, а также выражает свою позицию. Например , черта внешности, одежды, обстановки, переживания или поступка

Слайд 11

К.И. Чуковский «Первый русский юморист после Гоголя, заразивший своим чеховским смехом не только современников, но и миллионы их внуков и правнуков»,- писал о Чехове К. Чуковский.

Слайд 12

1) Прочитать рассказ «Злоумышленник»; 2)Найти в тексте рассказа художественные детали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по рассказу В. Пелевина "Затворник и Шестипалый" литература 10 класс и презентация к нему.

Конспект урока в 10-м классе по теме«Проблема счастья и смысла жизни в рассказе В. Пелевина «Затворник и Шестипалый».Форма урока – урок внеклассного чтения.Данный урок может быть проведён после ...

Конспект урока "Анализ рассказа Е. Замятина "Дракон"

Урок был успешно представлен на конкурсе "Учитель года" в 2011 году. К уроку составлена презентация....

Конспект урока по рассказу Ю. Яковлева Багульник

Учитель русского языка и литературыКитахина Галина ИвановнаТема: В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека (По рассказу Ю. Яковлева  “Багульник”)Цель: Услышать нравственное звуча...

Конспект урока по рассказу "Уроки французского"

Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...

Конспект урока по рассказу Костюнина "Рукавичка"

Разработка урока для учащихся 7 класса....