Урок – память по роману Фадеева « … за честь страны»
методическая разработка по литературе

Кобызева Светлана Алексеевна
Цель урока - развивать чувство патриотизма и гордости за свою страну и её народ , воспитывать чувство уважения к памяти о погибших в годы Великой Отечественной войны защитниках нашей Родины, рассказать о подвиге наших земляков-молодогвардейцев, членов подпольной молодёжной организации «Молодая гвардия».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок – память по роману  Фадеева  « … за честь страны»

Цель урока - развивать чувство патриотизма и гордости за свою страну и её народ , воспитывать чувство уважения к памяти о погибших в годы Великой Отечественной войны защитниках нашей Родины, рассказать о подвиге наших земляков-молодогвардейцев, членов подпольной молодёжной организации «Молодая гвардия».

 Оборудование: портреты молодогвардейцев, виды Краснодона, шахтных терриконов, памятник молодогвардейцам, док. фильм Максима Кузина «Молодая гвардия».По следу предателя», художественный фильм С.Герасимова «Молодая гвардия», песня «Это было в Краснодоне», словаС.Острового, музыка Соловьёва- Седого

, выставка книг и фотодокументов о «Молодой гвардии»

Ход урока

  1. Объявление темы урока, обращение к эпиграфу урока
  2. Слово учителя. Ребята, приближается День Победы, самый значительный праздник в истории нашего народа. С высоты сегодняшнего дня и нынешних свершений ещё более величественным предстаёт перед нами бессмертный подвиг краснодонцев. Всей жизнью своей и борьбой завещали они нам живым, безграничную любовь к Родине, преданность народу, безупречное выполнение своего долга. Сегодня мы о них расскажем.
  3.  Обращение к эпиграфу урока. О «Молодой гвардии» написано много стихов. Вот эти стихи Мухиддина Фархата, таджикского поэта, мы возьмём эпиграфом к нашему уроку:

Земли Донецкой преданные дети,

 Бессмертными вы стали на планете.

 Навстречу солнцу чистыми руками

 Победы нашей подняли вы знамя

. Нет, молодогвардейцев не забудут,

 Вовек им люди благодарны будут!

 2. Работа над темой урока. Выступления учащихся:

 а) историки: – Подпольная комсомольская организация «Молодая гвардия» была создана в городе Краснодоне Луганской (тогда ещё Ворошиловградской) области 29 сентября 1942 года и действовала В период немецкой оккупации до февраля 1943 года. Это была самая большая молодёжная подпольная организация. Почти все члены её были комсомольцами. Организация насчитывала 110 юношей и девушек. Младшему, Радию Юркину, было 14 лет, самому старшему, Ивану Туркеничу,--22 года. – Организацией руководил штаб: командиром был Иван Туркенич, комиссаром –Олег Кошевой, членами штаба: Иван Земнухов, Сергей Тюленин, Василий Левашов, Георгий Ару-Тюнянц, Виктор Третьякевич, Ульяна Громова, Любовь Шевцова.

 – Вступая в ряды подпольной организации, юноши и девушки давали клятву: «Я (имя, фамилия), вступая в ряды «молодой гвардии», перед лицом своих друзей по оружию, перед лицом своей многострадальной земли, перед лицом всего народа торжественно клянусь: беспрекословно выполнять любое задание, данное мне организацией; хранить в глубочайшей тайне всё , что касается моей работы в «Молодой гвардии»; клянусь мстить беспощадно за сожжённые. Разорённые города и сёла, за кровь наших людей, за мученическую смерть тридцати шахтёров—героев; и если для этой мести потребуется моя жизнь, я отдам её без минуты колебания.

 – Если же я нарушу эту священную клятву под пытками или из-за трусости, то пусть моё имя, мои родные будут навеки прокляты, а меня самого покарает суровая рука моих товарищей. Кровь за кровь! Смерть за смерть!

– Клятва была очень суровая, но тогда и время было суровое, и дети рано становились взрослыми. Клятву свою они сдержали и под пытками. (Фрагмент фильма «Молодая гвардия»---клятва молодогвардейцев).

– Молодогвардейцы написали и расклеили по городу 5 тысяч листовок, в которых сообщали жителям города о событиях на фронте, т.к. слушали тайно сообщения по радио, устраивали диверсии на шахтах, подожгли биржу труда и спасли от угона в Германию 2 тысячи краснодонцев. Развешивали красные флаги в городе, готовили вооружённое восстание, но не успели выступить, т.к. были арестованы.

 (Звучит песня «это было в Краснодоне», написанная поэтом Сергеем Островым и композитором Соловьёвым-Седым);

 б) биографы: – Организация «Молодая гвардия» работала в подполье всего 4 месяца и предательски была выдана фашистам. Почти все члены организации были арестована и казнены. До прихода в Краснодон Красной Армии оставалось 2 недели. – Сегодня в центре Краснодона стоит памятник , который называется «Память». На высоком постаменте , у знамени, стоят две девушки и трое юношей в момент клятвы на верность Родине

. Сейчас мы о них расскажем. – Олег Васильевич Кошевой родился8 июня 1926 года. Когда началась война, Олег только окончил 8-й класс Краснодонской школы имени Горького, в марте1942года вступил в комсомол. Олег был очень серьёзным юношей. Он рано повзрослел, с большим уважением и любовью относился к своей маме. – Чтение наизусть отрывка из «Молодой гвардии»: монолог Олега «Руки матери». В оккупированном Краснодоне встретился с Ваней Земнуховым и другими юношами и девушками, с которыми учился в школе. Через Н. Г. Соколову, бывавшую у Кошевых, связался с руководством партийного подполья. По указанию Ф. П. Лютикова комсомольцы стали создавать антифашистские группы. Которые потом объединились в организации. Олег вошёл в штаб и стал комиссаром «Молодой гвардии». Активно работал в подполье. Избежать ареста ему не удалось. После страшных пыток 9февраля 1943 года Олег вместе с Любовью Шевцовой был расстрелян в Гремучем лесу под городом Ровеньки, там и похоронен в братской могиле (Кадр из фильма . «Молодая гвардия» Олег и Лютиков на допросе).

 – Любовь Григорьевна Шевцова родилась8 сентября 1924 года. В 1940-м году окончила 7 классов школы имени Ворошилова. Заболела, не могла продолжить учёбу. Летом 1941 года собиралась поступить в Ростовский театральный техникум, но началась война. Люба записалась в агитбригаду, выступала (пела, танцевала) на призывных пунктах, окончила кратковременные курсы медсестёр, но на фронт не взяли по возрасту. В феврале 1942 года вступила в комсомол, а в апреле — в партизанскую школу вместе с Володей Левашовым. С сентября 1942 года — она член подпольной организации, а затем член штаба «Молодой гвардии». По заданию штаба несколько раз ездила связной в Ворошиловград, там и была арестована. Больше месяца гитлеровцы издевались нал Любой Шевцовой. Они хотели получить сведения о местонахождении рации и кодах, при помощи которых она должна была разговаривать со штабом партизанского движения, но ничего не добились. 9 февраля1943 года Шевцова была расстреляна в Гремучем лесу. Последние слова её были: «За нас ответите, гады, наши подходят, смерть…». Похоронена Любовь Шевцова20 марта 1943годо в братской могиле в центре города Ровеньки. (Кадры из фильма: Л. Шевцова танцует, идёт концерт, а в это время поджигают биржу и сцена расстрела).

– Сергей Гаврилович Тюленин родился 12августа 1925 года. Учился в школе имени Ворошилова вместе с Л. Шевцовой. Всю короткую жизнь Сергей мечтал стать лётчиком, подавал документы, проходил комиссию, но не был зачислен по возрасту. В начале войны заменил отца в шахте. В комсомол его принимала подпольная комсомольская организация. Его сразу же ввели в штаб, он возглавил отдельную боевую группу. Он был очень смелым и со своими товарищами выполнял самые рискованные и опасные задания. Прослыл в организации бесстрашным боевиком. Был арестован 27января, фашисты подвергали его страшным пыткам, но сломить его волю и стойкость не смогли.31 января 1943 года он вместе с товарищами был сброшен в шурф шахты №5. А 1 марта 1943года народ похоронил останки героя в братской могиле в центре города Краснодона. (Кадр из фильма – Сергей бросает бутылки с зажигательной смесью в окна немецкого штаба).

– Ульяна Матвеевна Громова родилась 3 января 1924 года. С 1-го по 10-й класс была отличницей, активной пионеркой, в 1940-м году её приняли в комсомол. Уля глубоко переживала народное горе—войну. Летом и осенью 1941 года вместе с учениками школы помогала убирать урожай в колхозах района, бывала в госпиталях, помогала раненым писать письма, читала в палатах газеты. Ухать не могла из-за больной матери.С приходом немцев в Краснодон она вместе с Майей Пегливановой и Анатолием Поповым стала организатором борьбы с фашистами молодёжи посёлка Первомайка. В октябре 1942 года её ввели в штаб «Молодой гвардии». Вместе с Майей Пегливановой готовила побег пленных из фашистского лагеря, но10 января была арестована. В плену она вела себя исключительно мужественно, не падала духом, в камере читала подругам стихи Лермонтова, которые любила и много знала наизусть.16 января 1943 года она одной из первых была фашистами сброшена в шурф шахты №5. А1 марта была похоронена жителями Краснодона в братской могиле. (Кадр из фильма Уля в камере читает стихи)

. – Иван Александрович Земнухов родился 8 сентября 1923года. В школе Ваня увлекался русской литературой. Многие стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова знал наизусть, а в 13 лет сам начал писать стихи. За разносторонние знания, начитанность и зрелые суждения ученики в шутку называли его «профессором». В 1938 году вступил в комсомол, а через год уже стал секретарём комитета комсомольской организации школы. Ваня мечтал стать юристом, но война нарушила его планы. С первых дней войны он пытался попасть на фронт, но по состоянию здоровья его не взяли. Комсомол направил его на работу пионерским вожатым в школу имени Горького. Весной 1942 года он уехал в Ворошиловград на краткосрочные юридические курсы, окончил их и был направлен в Саратовскую область. Добраться туда ему не удалось — немцы приближались к Краснодону. В Краснодоне вокруг Земнухова, своего вожака, собрались комсомольцы, в начале октября эта группа влилась в организацию «Молодая гвардия», Земнухова ввели в штаб организации ,он был активным подпольщиком. Когда Ваня узнал об аресте косомольцев Мошкова и Третьякевича, он пошёл в полицию выручать своих товарищей.Не каждый бы на такое решился. Из полиции он уже не вернулся.15 января 1943года после страшных пыток Ваня был сброшен в шурф шахты №5. Похоронен он в братской могиле героев—молодогвардейцев.

 (Кадры из фильма: Ваня читает свои стихи, казнь).

 – Только 8 членов «Молодой гвардии» остались в живых. До конца войны они сражались в рядах Советской Армии: Анатолий Лопухов, Василий Левашов, Георгий Арутюнянц, Нина Иванцова, Радий Юркин. Свой вклад в дело Победы над врагом вносили, работая в тылу, Валерия Борц, Ольга Иванцова, Михаил Шишенко. Родина высоко оценила подвиг краснодонских подпольщиков. Пятерым из них: Громовой Ульяне Земнухову Ивану Кошевому Олегу Тюленину Сергею Шевцовой Любови присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда», трое награждены орденом Красного Знамени, 36—орденом Отечественной войны 1-й степени, 6 человек— орденом Красной Звезды,66 человек— медалью « Партизану Отечественной войны» 1-й степени.

  1. Слово учителя Мы сегодня, ребята, прикоснулись к нашей истории, приоткрыли одну из множества её героических страниц, вспомнили о тех наших соотечественниках, которые отдали жизнь за свободу родной земли, которые являются примером для нашей молодёжи, сегодня борющейся с фашизмом за нашу мирную жизнь. Давайте зажжём свечу ПАМЯТИ и почтим память о них минутой молчания. Пусть их имена живут в наших сердцах! Звучит Гимн «Молодой гвардии»
  2.  (Вперёд заре навстречу



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мужества "О мужестве, долге, чести."

Урок мужества для обучающихся 6 класса по теме " О мужестве, долге , чести."...

Урок литературы на тему "Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в "Капитанской дочке". Гринев и Швабрин". 8 класс.

Урок литературы на тему "Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в "Капитанской дочке". Гринев и Швабрин". 8 класс....

Конспект урока светской этики "Долг и честь"

Конспект урока составлен на основе рассказа Л.Пантелеева "Честное слово"...

урок по физической культуре в честь победы

Урок физкультуры в 8 классеТема: Развитие двигательных качеств: быстроты, ловкости, силы координации, выносливости. Задачи урока: 1. Развитие двигательных качеств: ловкости, силы, координаци...

План-конспект урока литературы на тему "Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин" (разбор 3—5 глав повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

Цели и задачи: проследить путь духовного становления Гринева; разви­вать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа.Методические приемы: сжатый пересказ, аналитическая бесе­да, в...

Урок в 6 классе "И честь, и слава, и любовь"

История средних веков. Рыцарский турнир....