Анализ романа "Преступление и наказание"
статья по литературе (10 класс)

В данной статье представлен подробный анализ к роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ романа

«Преступление и наказание»

Фёдора Михайловича Достоевского

;n=13

Содержание:

1. Образ Раскольникова

2. Образ комнаты Раскольникова

3. Теория Раскольникова

4. Образ Свидригайлова и Лужина (поступки и теории)

5. Убийство старухи Алёны Ивановны

6. Душевное состояние Раскольникова после убийства

7. Сны Раскольникова

8. Встречи Раскольникова и Порфирия Петровича

9. Взаимоотношение Сони и Родиона

1. Образ Раскольникова

Внешность: Родион Раскольников – юноша 23 лет. Он хорош собою и привлекателен: «с прекрасными темными глазами, тёмно-рус. Ростом выше среднего, тонок и строен». Несмотря на свою красивую внешность, он плохо одевался: «он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу». У него было только одно летнее пальто, в которое он одевался и в зимнее время. Он одевал высокую шляпу, которая совершенно не подходила ему: «…Шляпа эта была высокая, круглая, циммермановская, но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону…». Родион был студентом юридического факультета, но из-за проблем с деньгами бросил учёбу.

Характер: Родион – неоднозначный персонаж. С одной стороны он очень добрый и милосердный человек, но с другой – жестокий убийца. Раскольников умён и образован, готов прийти на помощь к тем, кто нуждается в поддержке. Бедность и нищета, в котором он оказался, делают его угрюмым и замкнутым: «… угрюм, мрачен, надменен и горд … мнителен и ипохондрик». Противоречивость Родиона можно проследить в словах Разумихина: «Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Иногда вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувствен до бесчеловечия, право, точно в нём два противоположные характера поочерёдно сменяются. Ужасно иногда неразговорчив! Всё ему некогда, всё ему мешают, а сам лежит, ничего не делает … Ужасно высоко себя ценит …»

Хорошие поступки Раскольникова:

1. Он спасает детей из пожара (эпилог глава 1): примерно за 1 год до совершения преступления Родион спасает двух маленьких детей из пожара.

«… Раскольников во время пожара, ночью, вытащил из одной квартиры, уже загоревшейся, двух маленьких детей, и был при этом обожжен.»

2. Он помогает товарищу по университету и его отцу (эпилог глава 1): до преступления, во время учебы в университете, Родион материально помогает своему товарищу, больному чахоткой, и почти содержит его в течение полугода. После смерти друга Раскольников ухаживает за его пожилым отцом, а когда старик умирает, организует его похороны.

«...преступник Раскольников … из последних средств своих помогал одному своему бедному и чахоточному университетскому товарищу и почти содержал его в продолжение полугода. Когда же тот умер, ходил за оставшимся в живых старым и расслабленным отцом умершего товарища … поместил наконец этого старика в больницу, и когда тот тоже умер, похоронил его.»

3. Он оставляет свои деньги Катерине Ивановне (часть 1 глава 2): после того, как Родион проводил пьяного Мармеладова до дома после разговора в кабаке, он у окошка оставил деньги, несмотря на то, что они ему самому очень были нужны.

«Уходя, Раскольников успел просунуть руку в карман, загреб сколько пришлось медных денег, доставшихся ему с разменянного в распивочной рубля, и неприметно положил на окошко.»

4. Он помогает пьяной девушке (часть 1 глава 4): Родион встретил на улице пьяную девушку лет 15-16, за которой следил один мужчина. Раскольников дал денег городовому, чтобы тот отвёз девушку до дома.

«— Послушайте, — сказал Раскольников, — вот (он пошарил в кармане и вытащил двадцать копеек; нашлись), вот, возьмите извозчика и велите ему доставить по адресу. Только бы адрес-то нам узнать!» (слова Раскольникова).

5. Он помогает Катерине Ивановне с похоронами (часть 2 глава 7): Родион отдал все свои деньги, которые ему прислала мама, Катерине Ивановне (жене Семена Захаровича Мармеладова) на похороны мужа.

«Позвольте же мне теперь… способствовать к отданию долга моему покойному другу. Вот тут… двадцать рублей, кажется, — и если это может послужить вам в помощь, то… я… одним словом, я зайду — я непременно зайду… я, может быть, еще завтра зайду… Прощайте!»

2. Образ комнаты Раскольникова

Действия романа происходили в Петербурге. Родион жил на пятом этаже дома «в С-м переулке» «в квартире нумер четырнадцать», он снимал комнату у госпожи Зарнициной. Автор изображает комнату главного героя в уродливых, мрачных, давящих тонах. Комната Родиона олицетворяет состояние его души:

«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок».

Описание коморки Раскольникова был таковым:

  • «походила на шкаф, чем на квартиру»
  • «жёлтая коморка, похожая на шкаф или на сундук»

Автор поместил молодого юношу красивой наружности в жалкую и унылую комнатку. Здесь мы видим использование такого изобразительного средства, как антитеза между внешностью героя и местом, в котором он живёт. Для сравнения автор также показывает дом отвратительной старухи-процентщицы, который был комфортным, приятным и благоустроенным и всё в нем сверкало чистотой.

Отношение Родиона к своей комнате: Родион терпеть не мог то место, где жил. Он чувствовал, как оно уничтожает его душу и тело. Он с каждым днём потухал в своей комнате, ему хотелось больше пространства, свободы и эта безысходность влияла на его душевное состояние:

«А знаешь ли, Соня, что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят! О, как ненавидел я эту конуру!» (слова Раскольникова)

3. Теория Раскольникова

Раскольников делил людей на «обыкновенных» и «необыкновенных».

Люди

Обыкновенные

«твари дрожащие»

Необыкновенные

«право имеющие»

Самые обыкновенные люди, их большинство. Их призвание, по мнению Раскольникова, в слепом повиновении жизни и размножении. Они не имеют собственного мнения, делают лишь то, что диктует им жизнь. Они стараются выжить, часто наживаясь на горе других. Разврат и пьянство, нищета и богохульство – вот что присутствует в их жизни.

Особенные, избранные. Их мало, но они способны вершить правосудие и создавать великие дела. Преступления для таких людей – нормальное дело, они на него «право имеют» и даже обязаны совершать их во имя спасения человечества. Современникам они кажутся жестокими тиранами, но потомки заносят их в историю как великих деятелей и кумиров. К их числу Раскольников относит Наполеона. К ним относит он и себя. Именно попытка доказать самому себе, что он относится к данной категории людей толкает его на убийство старухи.

- «материал, служащий единственно для зарождения себе подобных»

- «по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными»

- «господин настоящего»

- «сохраняют мир и преумножают её численно»

- «имеют право разрешить своей совести перешагнуть … через иные препятствия»

- «имеющие дар или талант сказать в среде своей новое слово»

- «все переступают закон, разрушители…»

- «преступления этих людей … требуют … разрушения настоящего во имя лучшего»

- «если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может дать себе разрешение перешагнуть через кровь»

- «господин будущего»

- «двигают мир и ведут его к цели»

4. Образ Свидригайлова и Лужина (поступки и теории)

Свидригайлов

Лужин

Офицер в отставке, дворянин по происхождению, ему 50 лет. Он был женат на Марфе Петровне, но позже она умирает при странных обстоятельствах

Надворный советник, дальний родственник Марфы Петровны, ему 45 лет. Он хочет жениться на Дуне (сестре Раскольникова)

Теория Свидригайлова гласит, что зло может быть оправдано, если оно делается ради какой-то важной цели (даже если эта цель - не самая благая). Именно этой теорией и руководствовался Свидригайлов, совершая свои преступления:

«...я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!...»

Лужин выдвигает теорию о целом кафтане, согласно которой нужно заботиться только о своем благополучии и нисколько не думать о положении других людей. Лужин, сосредоточенный на себе и только на себе, абсолютно пренебрегает заботой об окружающих его людях, пребывая в ошибочной уверенности в том, что весь мир вращается вокруг его персоны:

«я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голы…»

«возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел»

Плохие поступки:

- плохо относился к Дуне, когда она работала гувернанткой у него: «обходился с ней очень грубо и делал ей разные неучтивости и насмешки за столом»

- ходили слухи, что глухонемая девочка лет 14-15 была «жестоко оскорблена» (изнасилована) им

- ходили слухи, что он довёл до самоубийства крестьянина Филиппа: «склонила его (Филиппа) к насильственной смерти беспрерывная система гонений и взысканий господина Свидригайлова» (слова Лужина)

- ходят слухи, что он причастен в смерти совей жены Марфы Петровны

Хорошие поступки:

- материально помог с похоронами Катерине Ивановне после смерти её мужа Мармеладова

- поместил детей Катерины Ивановны в сиротское заведение и положил на счет каждого «по тысяче пятисот рублей капиталу»

- отдал 9 тысяч денег Соне

- отдал 15 тысяч денег своей невесте (девочке 16-ти лет)

Плохие поступки:

- он хотел взять в жены девушку «без приданого… и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение», потому что «муж ничем не должен быть обязан своей жене, и гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля». По его мнению жена должна считать «его спасением своим, и благоговела перед ним, подчинялась, удивлялась ему». Так, он выбирает себе Дуню (сестру Раскольникова)

- он обвинил Соню в том, что она украла у него 100-рублевый билет, хотя сам незаметно подсунул ей в карман эти деньги

5. Убийство старухи Алёны Ивановны

Родион живёт в нищете и неспособен себя обеспечить, его сестра терпит оскорбления Свидригайлова и ради спасения брата собирается выйти замуж за неприятнейшего Лужина, семейство Мармеладовых живёт в тяжёлых условиях, а Соня вынуждена торговать собой. Раскольников приходит к выводу, что властителем над этим миром будет тот, кто посмеет:

«Власть даётся только тому, кто посмеет наклониться и взять её. Тут одно, только одно: стоит только посметь!»

Поэтому Раскольников, думая, что он «право имеющий», решает испытать себя – сможет ли он переступить через свою совесть и совершить преступление. Так, Родион убивает старуху-процентщицу Алёну Ивановну и её сестру Лизавету.

Как происходило убийство:

1) Раскольников подслушал разговор мещанина-торговца и его бабы с Лизаветой и узнал, что в 7 часов вечера Лизаветы не будет дома и Алёна Ивановна будет одна.

2) В трактире Родион услышал разговор студента и офицера. Они говорили о Лизавете и Алёне Ивановне. Студент говорил, что, убив старуху, можно было бы спасти 1000 жизней:

  • «за одну жизнь – тысяча жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна жизнь и сто жизней взамен»
  • «убей её и возьми её деньги, с тем чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступление тысячами добрых дел?»

3) Родион взял из коморки дворника топор:

«Он бросился стремглав на топор … и вытащил его из-под лавки, где он лежал между двумя поленами…»

4) Раскольников пришёл в дом Алёны Ивановны, но старуха долго не открывала. После того, как она отворила дверь, Родион нагло ворвался в дом:

  • «он взялся за дверь и потянул её к себе»
  • «он чуть не вытащил её вместе с дверью, на лестницу»
  • «он пошёл прямо на неё»

5) Родион дал старухе обёртку, и, когда она отвлеклась, убил её, ударив по голове топором:

  • «он вынул топором совсем … и опустил на голову обухом»
  • «он изо всей силы ударил раз и другой всё обухом и по темени. Кровь хлынула, как из огромного стакана …»

Позже Раскольников убил и Лизавету тем же способом.

5. Душевное состояние Раскольникова после убийства

После совершенного преступления Раскольников чувствует слабость как физически, так и морально и практически заболевает. Он впадает в бредовое состояние, много спит, теряет аппетит, теряет ощущение времени. Его душа мечется, но разум упрямо борется с ней. Эта борьба проявляется в его потере контроля над собой: он падает в обморок в полицейском участке и заболевает нервной горячкой. Душевные муки поглощают все его силы:

  • «это было лихорадочное состояние, с бредом и полусознанием»
  • «Ну для чего ты отыскал меня в начале болезни? Я, может быть, очень был бы рад умереть?...» (Раскольников — Разумихину)
  • «порой овладевала им болезненно-мучительная тревога, перерождавшаяся даже в панический страх»

Он становится параноиком, отталкивает всех вокруг себя. Ему кажется, что каждый знает о его грехе, поэтому Раскольников избегает людей. Он не может видеть мать и сестру, чувствуя перед ними стыд за своё падение.

"Да, чтоб избежать этого стыда, я и хотел утопиться, Дуня..."

Позже Раскольников понимает, что его теория не работает:

  • «… если у тебя действительно была определённая и твёрдая цель, то каким же образом ты до сих пор даже не заглянул в кошелек и не знаешь, что тебе досталось, из-за чего все муки принял и на такое гадкое, подлое, низкое дело сознательно шёл? … Это как же?»
  • «я не человека убил, я принцип убил!»
  • «я действительно вошь»

Наконец после тяжелой борьбы с самим собой Раскольников решает признаться в преступлении и явиться с повинной в полицию:

  • «...решение его было принято. Костюм его был ужасен: все грязное, пробывшее всю ночь под дождем, изорванное, истрепанное. Лицо его было почти обезображено от усталости, непогоды, физического утомления и чуть не суточной борьбы с самим собою. Всю эту ночь провел он один, бог знает где. Но, по крайней мере, он решился»
  • « - Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором, и ограбил.

Илья Петрович раскрыл рот. Со всех сторон сбежались.

Раскольников повторил свое показание.»

6. Сны Раскольникова

1) 1 часть 5 глава: Родион гулял по Малой Неве, выпил рюмку водки и уснул в кустах на траве в Петровских островах.

Сон о лошади: детство Родиона. Они с отцом идут «по дороге к кладбищу и проходят мимо кабака». Он видит большую телегу, в которую была впряжена «маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка». Пьяные мещане всей толпой садятся на телегу. Кляча не может идти, Миколка (хозяин лошади) сначала сечёт бедную лошадь кнутом, потом бьёт оглоблей, а в конце вовсе берёт железный лом и убивает клячу. Родион очень жалеет бедное животное:

«с криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает её мёртвую, окровавленную морду и целует её, целует её в глаза, в губы…»

Сон отражает двойственность натуры Раскольникова: во сне молодой человек испытывает жалость к лошади, к животному, но при этом в реальной жизни он замышляет убийство человека, к которому жалости не испытывает.

2) 2 часть 2 глава: после встречи с Разумихиным Родион поздно пришёл в свою коморку и лёг спать.

Сон об Илье Петровиче и хозяйке: Родион просыпается от того, что слышит ужасные крики: «Боже, что это за крик! Таких неестественных звуков, такого воя, вопля, скрежета, слез, побои и ругательств он никогда еще не слыхивал и не видывал». Раскольников понял, что полицейский Илья Петрович бьет хозяйку квартиры: «Илья Петрович здесь и бьет хозяйку! Он бьет ее ногами, колотит ее головою о ступени».

В этом сне воплощается страх Раскольникова того, что его разоблачат и арестуют.

3) 3 часть 6 глава: Родион после встречи с мещанином, который сказал, что он «убивец», вернулся в свою коморку и уснул.

Сон о смеющейся старухе: Родион пошёл за тем мещанином и зашёл в дом старухи. В квартире в углу гостиной Раскольников видит сидящую старуху-процентщицу, которая смеется. Он пытается расправиться со старухой, но ему это не удается, и смех старухи только усиливается:
«…старушонка сидела и смеялась, — так и заливалась тихим, неслышным смехом, из всех сил крепясь, чтоб он ее не услышал…»

Раскольников не может убить Алёну Ивановну и бежит прочь, но повсюду видит смотрящих на него людей:

«…все смотрят, — но все притаились и ждут, молчат… Сердце его стеснилось, ноги не движутся, приросли… Он хотел вскрикнуть и — проснулся…»
В этом сне Раскольников испытывает страх разоблачения и позора, которые мучают его и в реальности.

4) Эпилог 2 часть: На каторге, когда отбывал срок, Родион заболевает и попадает в больницу. В болезненном бреду он несколько раз видит сон.

Сон о конце света: Раскольникову снится конец света:

«Он пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и в бреду. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве…».

Каторга становится для героя началом его новой жизни и искупления греха. Этот сон – символ очищения и обновления души героя.

8. Встречи Раскольникова и Порфирия Петровича

1) 3 часть 5 глава (квартира Порфирия Петровича):

Раскольников рассказывает Разумихину (своему другу), что он закладывал часы и колечко у убитой старухи-процентщицы и что хочет их вернуть. Разумихин говорит, что лучше обратиться к Порфирию Петровичу. Таким образом они решаются пойти к следователю.

Родион заходит к Порфирию в приподнятом настроении, смеясь с Разумихина, но про себя думает:

«Бабочка сама на свечку летит. Сердце стучит, вот что нехорошо!».

В ходе беседы разговор героев заходит о статье Раскольникова под названием "О преступлении...", которую тот написал незадолго до преступления. Раскольников объясняет Порфирию и его гостям суть статьи, в основу которой легла его теория о «право имеющих» и «вшей».

Порфирий Петрович уже подозревал Раскольникова в совершении преступления. При этом следователь не высказывает прямо своих подозрений, не нападает на Раскольникова, а лишь делает намеки и пытается поймать молодого человека на словах. Раскольников чувствует, что следователь что-то подозревает:

«… он меня ощупывает, сбивать будет. Зачем я пришёл?».

Порфирий Петрович приглашает Раскольникова к себе в контору обсудить по поводу часов и кольца.

2) 4 часть 5 глава (отделение пристава следственных дел, контора Порфирия):

На следующий день Родион идет в контору следователя, чтобы подать заявление о выкупе часов и кольца. Он вошел к Порфирию «с холодным и дерзким видом и дал себе слово как можно больше молчать, вглядываться и вслушиваться». В разговоре Раскольников старался быть осторожным: «Беда! Беда! Опять проговорюсь».

Но на этот раз разговор Раскольникова и Порфирия проходит один на один и проходит более напряженно. В этом разговоре Порфирий ведет себя более нагло и напористо:

«Да пусть, пусть его погуляет пока, пусть; я ведь и без того знаю, что он моя жертвочка и никуда не убежит от меня!» (слова Порфирия Петровича).

Молодой человек теряет самообладание и объявляет, что не позволит себя «мучить», он требует допрашивать его «по форме», а не издеваться:

«Запугать меня хотите… или просто смеётесь надо мной…».

«Ты знал, что я болен, и раздражить меня хотел, до бешенства, чтоб я себя выдал, вот твоя цель! »

Этим Раскольников снова сам себя выдает перед следователем. Во время этой беседы в кабинет прибегает маляр Миколка, чтобы сознаться в том, что это он убил старуху и Лизавету (на самом деле Миколка клевещет на себя). Это появление «кающегося» Миколки ломает планы Порфирия. Он резко прерывает беседу с Раскольниковым и по сути выставляет его из конторы.

3) 6 часть 1-2 глава (комната Раскольникова):

Примерно 4 дня спустя Порфирий Петрович сам приходит в гости домой к Раскольникову. Эта встреча также происходит наедине. Следователь неожиданно говорит, что старуху и Лизавету не Миколка убил, а Родион:

«Как кто убил?... да вы убили, Родион Романыч! Вы и убили-с…».

Порфирий Петрович предлагает Раскольникову явиться с повинною:

«Пришёл к вам с открытым и прямым предложением – учинить явку с повинною».

Порфирий обещает, что приложит усилия, чтобы смягчили наказание (он сдержит свое слово). При этом Порфирий по сути не имеет никаких официальных улик против Раскольникова, он просто давит на него психологически, зная его характер:

«Вам теперь только воздуху надо, воздуху, воздуху, воздуху!»

9. Взаимоотношение Сони и Родиона

Соня и Родион – главные герои произведения. Эти два героя совершенно разные, но несмотря на это их жизнь переплетается. Соня – восемнадцатилетняя необразованная, бедная и несчастная девушка. Не имея других возможностей заработать, она торгует своим телом. Родион – бедный студент, который забросил учёбу. Он образованный, умный, гордый, тщеславный, необщителен и замкнут.

Этих героев объединяет то, что они оба совершили страшный грех. Родион убивает людей ради своей теории, Соня переступает законы морали, чтобы спасти от голода своих близких.

Их встречи в квартире Сони:

1 встреча (часть 4 глава 4): После того, как Родион знакомит свою маму и сестру с Соней, он решает пойти к ней в комнату поговорить.

Герои разговаривают о мачехе Сони, Катерине Ивановне, и ее детях, а также беседуют о Боге:

«Я … бесчестная … я великая, великая грешница»

«Что ж бы я без Бога-то была»

Соня не выдерживает цинизма Раскольникова и начинает плакать. В ответ на это молодой человек внезапно падает перед ней на колени:

«Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился»

«Как этакий позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположностями и святыми чувствами совмещается»

Затем Соня читает Раскольникову отрывок из Евангелия о воскресении Лазаря:

«Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедших за чтением Вечной книги»

После чтения молодой человек говорит, что теперь он и Соня должны быть вместе, потому что они очень похожи:

«У меня теперь одна ты … Пойдём вместе … Мы вместе прокляты, вместе и пойдём!»

Уходя, молодой человек говорит, что, вероятно, придет снова, чтобы рассказать, кто убил старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету.

2 встреча (часть 5 глава 4):

Эта встреча случается в день похорон отца Сони, чиновника Мармеладова. Раскольников, как и обещал ранее, заводит разговор о том, кто убил старуху-процентщицу и Лизавету. Он не говорит прямо, а делает намеки. Соня понимает, что Раскольников и есть убийца. Узнав страшную правду, Соня не отворачивается от него, а, напротив, сочувствует и сопереживает ему:

«нет, нет тебя несчастнее никого теперь ы целом свете!»

«за тобой пойду, всюду пойду»

«вместе, вместе… на каторгу с тобой вместе пойду!»

В эту встречу Раскольников объясняет Соне причины своего преступления и рассказывает о своей теории:

«я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную»

«это человек-то вошь!» (слова Сони)

«тварь ли я дрожащая или право имею…», «я точно вошь, как и все»

«я себя убил, а не старушонку»

После своего откровения Раскольников просит у Сони совета о том, что ему теперь делать. Соня советует ему покаяться:

«страдание принять и искупить себя им; вот что надо»

«вместе ведь страдать пойдём, вместе и крест понесём!»

Однако Раскольников не готов к этому шагу. На этом заканчивается вторая встреча героев.

3 встрече (часть 6 глава 8):

Родион решает совершить явку с повинной и перед тем, как пойти в полицию, приходит к Соне. Девушка надевает на Раскольникова крест и просит его перекреститься "хотя бы раз". Раскольников соглашается:
«— Перекрестись, помолись хоть раз, — дрожащим, робким голосом попросила Соня.

— О, изволь, это сколько тебе угодно! И от чистого сердца, Соня, от чистого сердца...»

Он волнуется, но пытается скрыть волнение под маской нахальства и пренебрежения. После этого он, не прощаясь, уходит один, однако Соня незаметно идет следом за ним.
После этой встречи Родион идет признаваться в убийстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы для учащихся 10 класса по теме «Анализ эпизода «Сон Раскольникова» (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Разработка данного урока помогает освоить знания в сфере комплексного анализа художественного текста и выявление его особенностей. Десятиклассники учатся устанавливать связь между эпизодом, отдельными...

Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым»

Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым» Учитель русского языка и литературы : Винокурова Н.М. ...

Анализ эпизода из повести Л.Н.Толстого "Детство": "Наказание Николеньки Натальей Савишной".

Различение психологических категорий: мораль и нравственность....

Анализ эпизода романа Достоевского "Преступление и наказание" (5 глава I части)

Попытка осмысления значения эпизода в дальнейшем развитии романа и значимости эпизода вообще в великом произведении....

Лингвостилистический анализ текста (по отрывку из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Обучение комплексному анализу текста на примере отрывка изучаемого произведения. Образовательные задачи: Дать представление об уровневой структуре лингвостилистического анализа текста;Задать сист...