Анализ эпизода из повести Л.Н.Толстого "Детство": "Наказание Николеньки Натальей Савишной".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Гончарова Ольга Николаевна

Различение психологических категорий: мораль и нравственность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_7_klasse.rar6.03 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе

Тема: анализ эпизода из повести Л.Н.Толстого "Детство": "Наказание Николеньки Натальей  Савишной."

Цели и задачи: воспитательные: воспитывать доброту, умение сопереживать, чуткость к людям.

                          учебные: учить анализировать эпизод, видеть его место и роль в произведении, прослеживать его композицию, знакомить с особенностями языка писателя.

                          развивающие: развивать эмоции, наблюдательность, языковое чутьё.

Оборудование урока: мультимедийная презентация  репродукций  портретов детей кисти художников XVIII - XIX веков.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Целевая установка.
  3. Вступительная беседа:

        На предыдущем уроке мы работали с вами над содержанием повести "Детство" Л.Н.Толстого, выяснили, что это произведение является автобиографическим, входит в трилогию "Детство", "Отрочество", "Юность", что повествование ведётся от первого лица, рассказчик Николенька Иртеньев - прототип самого Л.Н.Толстого. "Все мы родом из детства" - это высказывание французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери.

- Из какого же детства родом писатель Л.Н.Толстой и его герой Николенька Иртеньев?

- А каким можно назвать детство этого русского мальчика? (чтение отрывка из "Пошехонской старины" М.Е.Салтыкова-Щедрина)

- А этого? (чтение отрывка из повести "Детство" А.М.Горького).

          Как же так: такое разное детство, а все три мальчика становятся великими русскими писателями? Это тайна, величайшая в мире загадка человеческой души, которая открывается вдумчивому читателю классических произведений.

(Мультимедийная презентация репродукций)

Переживания персонажей, изображённые писателем психологические ситуации углубляют понимание людей, в том числе и самих себя. Всмотритесь в портреты детей, написанные художниками XIX века. За эти сто с небольшим лет люди стали свидетелями гигантского технического прогресса, но очень мало изменились сами.

          Растут дома там, где был лёд от века.

          Там, где была пустыня, ныне сад.

          Остался лишь характер человека

          Таким, как сто веков тому назад.

                                                                        Расул Гамзатов.

- Прошу к доске наших консультантов:

психолог                      режиссёр               дизайнер              педагог                менеджер

воспитатель                актёр                       педагог                 сценарист           социолог

Все эти специальности предполагают знание внутреннего мира человеческой души, её страданий, боли, её драм, возникающих под влиянием разных событий. Наша задача на сегодняшнем уроке проанализировать всего один эпизод из жизни Николеньки Иртеньева, чтобы лучше понять характер главного героя, а может быть открыть что-то новое в собственном миропонимании.

  1. Основная часть.

Данный эпизод начинается словами: "Один раз я на неё рассердился"- определите границы

данного эпизода (анализ по плану).

- Какие качества характера героя проявились в данном эпизоде (вспыльчивость, обидчивость, мстительность), вот здесь и наступает время вступить в наш разговор психологу, так как в данном эпизоде мы наблюдаем сложнейший случай расщепления этического сознания.

Консультанты объясняют значения слов "феномен", "мораль", "нравственность"  

Психолог:

- Это сложнейший случай расщепления этического сознания личности как противоречивой природы человека. Такое располюсование сознания проявляется в конфликте морали, которая связана с внешним общением человека и задаётся извне, и нравственностью, которая "растёт изнутри вместе с личностным "я". Оценка морального поведения исходит их сообщества людей, социального окружения. Оценкой нравственности является совесть.

Учитель:

- Давайте посмотрим, как этот философский феномен природы человека раскрывается в поведении Николеньки и Натальи Савишны. Конфликт разума и сердца - так проще можно определить происходящее с героями данного эпизода.

- Как же относится автор к происходящему?

Вывод: "Сложно ребёнку в мире взрослых. Это понимали все великие педагоги".

- Чтение отрывка из книги Януша Корчака.

- Главный литературный приём в повести Толстого - это "поток сознания героя". Эту особенность реалистического метода молодого тогда писателя критик Н.Г.Чернышевский назвал диалектикой души. Внимание автора "более всего обращено на то, как одни чувства и мысли развиваются на других, "как мысль, рождённая первым ощущением, ведёт к другим мыслям, увлекается дальше и дальше", на "уловление драматических переходов одного чувства в другое…"

Вот как сам Л.Н.Толстой определял характеристические черты каждой эпохи жизни (таблица на

 доске).

Анализ языковых средств.

Maman - французское слово. Русское просторечие: разревелся от злости, фразеологизм "распустил слюни". Увещевать - устаревшее слово.

- Связь эпизода с произведением.

5. Работа в группах.

Анализ эпизодов: 1. Николенька рассердился на Карла Ивановича.

                               2. Игры.

                               3.  История с Иленькой Грапом.

 6. Подведение итогов урока.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы для учащихся 10 класса по теме «Анализ эпизода «Сон Раскольникова» (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Разработка данного урока помогает освоить знания в сфере комплексного анализа художественного текста и выявление его особенностей. Десятиклассники учатся устанавливать связь между эпизодом, отдельными...

Урок литературы в 10 классе. Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым»

Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым» Учитель русского языка и литературы : Винокурова Н.М. ...

Обучение анализу эпизода (по повести А. С. Пушкина "Станционный смотритель").

Работа представляет собой примерный образец написания анализа эпизода....

А.С.Пушкин. "Дубровский". Анализ эпизода "Пожар в Кистенёвке". Роль эпизода в повести

Урок литературы в 6-м классе: А.С.Пушкин. "Дубровский". Анализ эпизода "Пожар в Кистенёвке". Роль эпизода в повести. Цель урока: выяснить мотивировку поступков героев; ос...

Анализ эпизода из повести А.К.Толстого «Князь Серебряный»

Конспект урока, направленного наазвитие умений учащихся анализировать художественное произведение, опираясь на знания по истории, живописи, музыке....