Анализ эпизода из повести А.К.Толстого «Князь Серебряный»
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Шарнина Наталья Александровна

Конспект урока, направленного наазвитие умений учащихся анализировать художественное произведение, опираясь на знания по истории, живописи, музыке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Анализ эпизода из повести А.К.Толстого «Князь Серебряный»

Цели: 1. Проанализировать эпизод с точки зрения значения его в сюжете,         композиции произведения и его речевого оформления.

  1. Развитие умений учащихся анализировать художественное произведение, опираясь на знания по истории, живописи, музыке.
  2. Воспитание любви к родине, уважения к её истории, умение находить в произведениях на историческую тему созвучие своим чувствам и мыслям.

Оборудование: 1. Таблица «План анализа эпизода»

                           2. Портрет А.К.Толстого

                           3. Репродукции с картин Васнецова и Фаворского

                           4. Изображения соборов.

Ход урока.

                                          История не терпит суесловья,

                                          Трудна её народная стезя.

                                          Её страницы, залитые кровью,

                                          Нельзя любить бездумною любовью

                                          И не любить без памяти нельзя.

                                                                   Я.Смеляков

I.

   1. Рассказ ученика о писателе А.К.Толстом

   2. Рассказ об Иване Грозном

   3. Стихотворение Дм. Кедрина «Зодчие»

   4. Рассказ об опричнине

II. Анализ эпизода

  1. Какие события предшествовали тому, о чём говорится в эпизоде?
  2. Когда 700 человек гостей разместились за длинными столами,     загремели трубы, зазвенели дворцовые колокола, и медленным шагом вошёл сам царь, Иван Васильевич.

              Князь Серебряный внимательно вглядывается в его лицо.

  1. Прочитайте описание его внешности. Что входит в это  

     описание?

                       - описание  одежды

                       - описание лица, фигуры

2) Что поразило кн. Серебряного во внешности царя?

3) Автор называет наружность Ивана «счастливой». Поче-

    му?

4) Какие эпитеты  использует писатель, описывая лицо царя

5) Найдите развёрнутое сравнение. Что оно даёт для понима-

    ния  личности царя?

  1. Репродукция с картины Васнецова. Иллюстрации Фаворского.

     

  1. Какой ракурс изображения фигуры царя избрал художник
  2. Опишите одежду царя
  3. На каком фоне он изображён?
  4. Опишите лицо царя
  5. Какое чувство возникает, когда смотришь на картину?

IV.

     1. Какой композиционный приём позволяет читателю составить представ-.    

         ление о приближённых царя?

  1. царевич Иоанн,
  2. Борис Годунов,
  3. Григорий Скуратов-Бельский,
  4. Фёдор и Алексей Басмановы,
  5. Князь Афанасий Вяземский,
  6. Василий Грязной.

2. Какую характеристику даёт боярин Годунову?

3. С какого случая Борис попал в милость царю?

4.  Какую роль в дальнейшей судьбе Серебряного сыграет Борис Годунов?

5. Найдите в главе развёрнутую характеристику Малюты Скуратова. Пере-

    секутся ли пути Серебряного и Скуратова?

6. При каких обстоятельствах происходят встречи Серебряного и Фёдора

    Басманова?

7. Сцену из какого произведения напоминает поведение и разговор царя с

   А.Вяземским?

8. Прочитайте сказку. Какой смысл вкладывал в неё царь? Как понял на-

    мёк Вяземский?

9. Каким образом это решение отразилось на судьбе Никиты Серебряного

10. На пиру князь стал свидетелем расправы над опальным боярином. Как

      это произошло?

11. Этот ритуал проявления царской милости или немилости повторил

      царь и по отношению к Серебряному. С каким чувством принимал Ни-

      кита Васильевич чашу, тем более, что принёс её Фёдор Басманов?

12. Прочитать описание трапезы. С какой целью даётся это подробное

      описание?

13. Что произошло в конце пира и стало продолжением событий?

  1. Язык произведения.

VI.  Обобщение. Каково значение эпизода?

VII.  Домашнее задание.

                      Написать сочинение – анализ эпизода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы в 7 классе "Панорама русской жизни в романе А. К. Толстого "Князь Серебряный"

Данный урок разработан с учетом возрастных особенностей учеников, их восприятия произведения, поэтому акцент был сделан на историзм произведения А. К. Толстого "Князь Серебряный"....

конспект урока литературы в 7 классе "Панорама русской жизни в романе А. К. Толстого "Князь Серебряный"

Данный урок разработан с учетом возрастных особенностей учеников, их восприятия произведения, поэтому акцент был сделан на историзм произведения А. К. Толстого "Князь Серебряный"....

Эпоха Иоанна Грозного в романе А.Толстого "Князь Серебряный"

После изучения "Песни про купца Калашникова..." М.Лермонтова в 7 классе  очень уместно провести внеклассное чтение по книге "Князь Серебряный". Если предварительно поработать с лексикой, т...

Урок литературы в 10 классе.А.К.Толстой "Князь Серебряный"

Урок литературы в 10 классе.А.К.Толстой "Князь Серебряный"(краткий обзор произведения)...

Анализ эпизода из повести Л.Н.Толстого "Детство": "Наказание Николеньки Натальей Савишной".

Различение психологических категорий: мораль и нравственность....