Сборник упражнений для выразительного чтения
рабочие листы по литературе (5 класс)

Сборник предназначен для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik.docx257.98 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Вопрос об обучении выразительному чтению произведений  обучающихся с интеллектуальной недостаточностью является актуальным, так как выразительность чтения — это неотъемлемая часть навыка чтения и устной речи обучающихся. Речь обучающихся с интеллектуальной недостаточностью  часто монотонная, маловыразительная, лишена сложных и тонких эмоциональных оттенков, в одних случаях замедленная, в других - ускоренная, у заторможенных голос тихий, слабый, немодулированный, у возбудимых – резкий, крикливый. Нужно научиться правильно говорить, правильно произносить слова. Для этого необходимо освоить технику речи, то есть поставить верное дыхание, голос и выправить свою дикцию.

Несформированность  навыка выразительного чтения искажает мысли автора, его отношение к событиям, поступкам героев, неточно передает эмоциональную тональность, присущую произведению.

             Формирование навыка выразительного чтения у обучающихся коррекционной школы в большей степени, чем у обучающихся массовой школы, зависит от информационной, лексической и структурной сложности текста. Поэтому обучение выразительному чтению следует начинать с наиболее простого и доступного для понимания обучающихся содержания  учебного материала. Таким учебным материалом являются произведения устного народного творчества.

      Доступность понимания читаемого достигается за счет специального отбора жанров произведений. В книгах для чтения  5-9-х  классов в I разделе учебника содержатся, как правило, произведения устного народного творчества: небольшие по объему и доступные по сюжету потешки,  сказки,  басни, пословицы, загадки. В старших классах учебный материал усложняется: к простым формам устного народного творчества добавляются более сложные - былины и баллады. Программа по чтению и развитию речи определяет последовательность  отработки навыка выразительного чтения.

Существенную роль в выразительном чтении играет интонация. Основные компоненты интонации – логическое ударение, логические и психологические паузы, повышение и понижение тона голоса, темп, тембр, эмоциональная окраска.

      Для формирования выразительного чтения обучающиеся  овладевают умениями, которые вырабатываются в процессе анализа произведения, а также умениями пользоваться интонационными средствами выразительности. В практике используются специальные упражнения по  формированию умения сознательно пользоваться некоторыми видами интонационных средств.

        Данный сборник составлен частично с использованием материалов И.С.Лопухиной и Е. Д. Буриной, а также на основе дидактических игр и упражнений, разработанных автором и  её коллегами в ходе практической работы с учащимися. Предложенные упражнения способствуют формированию навыка выразительного чтение. Представленный дидактический материал – многоразовое пособие. Задания систематизированы и помещены в файлы, что позволяет выполнять их многократно (фломастером или маркером через файл).

Памятка выразительного чтения

  1. Правильно ставьте ударение.
  2. Соблюдайте паузы.
  3. Выберите силу голоса.
  4. Определите темп.
  5. Читайте эмоционально.
  6. Покажите интонацией своё отношение к произведению.

Памятка «Расстановка партитурных знаков»

  1. Определи логическое ударение. Выдели главное слово в предложении (в строке) и подчеркни его.
  2. Расставь паузы и укажи значками: | - короткая, || - длинная.
  3. Определи мелодику речи: повышение, понижение, монотонная.
  4. Укажи темп чтения. На полях слева напиши слова: быстро, не спеша, медленно, ускоряя.
  5. Определи эмоциональную окраску голоса. На полях справа напиши слова: весело, грустно, печально и др.

Словарь настроений

В работе над выразительным чтением очень помогает словарь настроений. Он есть у каждого ученика.

 Учитель выразительно читает произведение.

Задание 1.  Выбрать  карточки со словами, обозначающими настроение, которое они ощущали во время чтения произведения.

Задание 2. Выбрать из словаря «чувства», какие  испытал сам автор?

Задание 3. Прочитать текст, выбрать из словаря «подходящее настроение», прочитать еще раз, пытаясь это настроение передать.

Задание 4.  Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.

«Словарь настроений и состояний»

Беспокойное, боевое

Героическое

Приветливое, радостное

Сонное, солнечное

Бодрое, боязливое

Добродушное

Прихотливое, робкое

Сочувствующее

Бурное. веселое

Жуткое

Светлое, сердитое

Спокойное

Возбужденное

Загадочное

Серьезное

Таинственное

Возмущенное

Ликующее

Скорбное

Тоскливое

Волшебное

Печальное

Смешное

Шутливое

Насмешливое

Хвастливое

Упражнения для формирования навыка выразительного чтения

Заклички

  1. Прочитать выразительно.
  2. С какой интонацией нужно читать заклички?

  • Божья коровка,
    Улети на небо,
    Принеси нам хлеба:
    Черного, белого
    Только не горелого.
    C:\Users\Школа\Desktop\zaklichki.jpg

  • Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе я гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка. 

Дам и хлеба каравай –

Сколько хочешь поливай!

  • Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью, радостью,

С великой милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!             

  • Солнышко, покажись!
    Красное, снарядись!
    Чтобы год от года
    Давала нам погода:
    Теплое летечко,
    Грибы в берестечко,
    Ягоды в лукошко,
    Зеленого горошка.

Скороговорки

1. Прочитать скороговорку: тихо, громко, шёпотом, немое кино (беззвучно)

  • Лена искала булавку.

Булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень,

Искала булавку весь день.

2.Прочитать скороговорку с различными интонационными оттенками.

  • От топота копыт пыль по полю летит

а) радостно, восторженно (Как красиво мчатся кони!)

б) раздражённо, недовольно (Напылили только!)

в) презрительно (Фу! Какая пыль!)

  • Проворонила ворона воронёнка

а) с сожалением (Жалко воронёнка!)

б) с осуждением (Вот растяпа эта ворона!)

в) с удивлением (Не может быть!)

  1. Составить из слов скороговорку и прочитать её.

  • Арарат, горе , виноград , крупный , на, растет

  • капюшон, кукушонку, сшила, кукушка

  • Саня, с, ехал, на,  горки, сани,  а, сани, Сане

C:\Users\Школа\Desktop\55104b0ce8b70efc0d8b5dbd.jpg

4.По рисунку узнать скороговорку.

Логическое ударение

1.Прочитать пословицу с переносом логического ударения.

  • Москва слезам не верит.
  • Москва слезам не верит.
  • Москва слезам не верит.

2. Прочитать предложение, выделяя голосом выделенное слово.

  • Я люблю играть с щенком.
  • Я люблю играть с щенком.
  • Я люблю играть с щенком.
  • Я люблю играть с щенком.

-Прочитать предложение по кругу

(Я, я люблю, я люблю играть, я люблю играть с щенком)

3.Поставить логическое ударение.

  • Подай мне деревянную ложку!
  • Подай мне деревянную ложку!
  • Подай мне деревянную ложку!
  • Подай мне деревянную ложку!

-Прочитать в нужном темпе: быстро, ритмично, медленно.

-Прочитать с разной интонацией: просьба, приказ, гнев.

Мелодика речи

  1. Прочитать предложения с различной интонацией.
  • У нас живёт попугай.
  • У нас живёт попугай?
  • У нас живёт попугай!

  1. Прочитать текст. Выделенные предложения прочитать с нужной интонацией.

Маленькая девочка Ира ждала отца из поездки. Каждое утро она спрашивала у мамы: «Папа приехал?»

Однажды, увидев отца, она радостно закричала: «Папа приехал! Папа приехал!»

Вечером она сообщила подруге: «Папа приехал!»

  1. «Чтение-пение»

Пропеть потешку на мотив песни «В лесу родилась ёлочка»

Уж я косу заплету,

Уж я русу заплету,

Я плету, плету, плету,

Приговариваю:

«Ты расти, расти коса,

Всему городу краса!»

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса,

Расти, косонька, до пят,

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

  1. «Голоса»

Прочитать потешку голосом ребёнка, старушки и т.д.

           Кошка на окошке

           Рубашку шьёт,

Курочка в сапожках

Избёнку метёт.

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснётся Васька-кот,

          Разобьёт весь хоровод.

  1. «Замена». Чтение потешки по ролям с изменением голоса героев.

  • – Андрейка, детка, о чём плачешь?
  • – Об ворота ударился головой.
  • – Ну-ка, скажи, когда это случилось?
  • – Вчера вечером.
  • – Почему же ты плачешь сегодня?
  • – Так вчера дома никого не было!

«Дом, который построил Джек»

Проговорить на максимальной скорости первое словосочетание несколько раз. Затем добавляется еще 1-2 слова, которые прочитываются с той же скоростью. И так до конца отрывка, повторяя каждый раз все сначала.

  • В некотором царстве...
    В некотором царстве, в некотором государстве...      
    В некотором царстве, в некотором государстве жил-был...
    В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец.
  • Жил-был царь…

Жил-был царь, просто царь…

Жил-был царь, просто царь, в неком царстве государь…

Жил-был царь, просто царь, в неком царстве государь, не старик,не молодой…

Жил-был царь, просто царь, в неком царстве государь, не старик,не молодой, но довольно озорной.

Сказки

  • -Рассмотреть иллюстрации.
  • -Что чувствуют изображённые на них герои?
  • -Как вы догадались?
  • -С какой интонацией они говорят?
  • -Прочитать сказку по ролям с соответствующей интонацией.C:\Users\Школа\Desktop\4583e67ac0d5d722e9ef2130f6806de6--nursery-rhymes-fairy-tales.jpg

Лиса с журавлем подружилась.
Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
— Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!

Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала ее по тарелке. Подала и потчует:
— Покушай, мой голубчик куманек! Сама стряпала.

Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу — так всю сама и скушала. Каша съедена; лисица и говорит:
— Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем!
— Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.

На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, наложил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
— Кушай, кумушка! Не стыдись, голубушка.

Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; толку всё нет как нет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все не поел.
— Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.

Взяла лису досада: думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

Сборник упражнений

для выразительного чтения

Учитель русского языка ГКОУ КШ  8 г. Арзамаса 

Гагарина Е.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения в 5 классе на тему "Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука «Слепой домик»

Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик"....

«Читаем играя. Сборник игровых упражнений для обучения чтению» Татьяна Джало

Данное пособие использовалось на родительском собрании по теме "Чтение – залог успешности обучения" и послужило толчком для создания "Читалки"   вернуться на главную...

Упражнения по формированию выразительности чтения умственно отсталых второклассников

В материале представлена разработка системы упражнений, выполнение которых позволит повысить эффективность формирования выразительности чтения у младших школьников 8-9 лет с легкой степенью умственной...

Правила чтения (сборник упражнений)

Сборник упражнений для обучения чтению...

Методическая разработка урока. МДК 01.03 Детская литература с практикумом по выразительному чтению. Тема: «Произведения Б. Житкова для детей. Характеры и жизненные ситуации в рассказах сборника «Морские истории».

В методической разработке представлена разработка урока по МДК.01.03 Детская литература с практикумом по выразительному чтению. По теме: "ПРоизведения Б. Житкова для детей. Характры и жизненые си...

Сборник упражнений по обучению чтению.

Пособие  включает в себя большое количество упражнений, направленных на обучение чтению на начальном этапе. Материал вводится постепенно и отрабатывается многократно....

Выразительные возможности и особенности выразительного чтения

Выразительные возможности и особенности выразительного чтения...