Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина
план-конспект урока по литературе

Антонова Валерия Александровна

 

 

Цель: определить роль поэзии в жизни А. С. Пушкина, выявить высокое назначение поэта.

Задачи:

  • способствовать эмоциональному восприятию текста, учить чувствовать слово, развивать творческие способности, мышление;
  • воспитывать внимательное отношение к поэзии;
  • проследить развитие темы «Поэта и поэзии в лирике Пушкина» на разных этапах творчества;
  • развивать навыки анализа текстов лирических произведений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_tema_poeta_i_poezii_v_lirike_a._s._pushkina.docx107.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина

Цель: определить роль поэзии в жизни А. С. Пушкина, выявить высокое назначение поэта.

Задачи:

  • способствовать эмоциональному восприятию текста, учить чувствовать слово, развивать творческие способности, мышление;
  • воспитывать внимательное отношение к поэзии;
  • проследить развитие темы «Поэта и поэзии в лирике Пушкина» на разных этапах творчества;
  • развивать навыки анализа текстов лирических произведений.

Ход урока

Оценки/ Заметки

I. Организационный момент

    – Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, садитесь! Скажите, кто сегодня отсутствует?  

II. Объяснение нового материала

     – Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с творчеством А.С. Пушкина, а точнее поговорим о теме поэта и поэзии в его лирике. Откройте ваши тетради, запишите число и тему урока «Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина». Эта тема  традиционна для русской поэзии. В разное время к ней обращались такие поэты, как М. В. Ломоносов,  Г. Р. Державин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов, А. А. Ахматова и многие другие. А. С. Пушкин не был исключением: в его творчестве тема поэта и поэзии занимает центральное положение. Поэт по-своему осмысляет ее, дает оценку поэтическому творчеству, роли поэзии в жизни поэта, в жизни общества.

    Творчество А. С. Пушкина условно разделяется на этапы. Если обратится к самому раннему его творчеству, лицейского периода, то можно увидеть, что еще юного поэта уже начинает волновать тема поэта и поэзии.  Самое первое опубликованное стихотворение А. С. Пушкина «К другу стихотворцу» (1814), посвящено этой теме. В стихотворении молодой поэт задумывается о жизни поэта, его труде и приходит к выводу, что труд поэта значим не менее, чем труд другого человека.

    Следующий этап творчества А. С. Пушкина – Петербургский. Основная тема этого периода творчества поэта – тема свободы, о которой подробно мы поговорим на следующем уроке.  Этап творчества, сменяющий Петербургский, чаще всего именуют Южной ссылкой. Как мы выяснили на прошлом уроке, в этот период творчество А. С. Пушкина развивается под воздействием литературного направления «романтизм», поэт обращается к истории, философской лирике, к темам дружбе и любви. После Южной ссылки, как вы помните с первого урока, посвященного биографии А. С. Пушкина, следует Михайловская ссылка.

 

«Разговор книгопродавца с поэтом»

Уже в ее начале, в 1824 году поэт обращается к теме поэта и поэзии и пишет стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом». Стихотворение было напечатано как предисловие к «Евгению Онегину». В «Разговоре книгопродавца с поэтом» проявился кризис пушкинского романтизма. Недаром А. С. Пушкин издал его как своеобразное введение, настрой на реалистический роман в стихах. Это стихотворение  – прощание с романтизмом и начало реалистического периода в творчестве поэта. Давайте прочитаем его.

Анализ стихотворения

    – Какова особенность формы данного стихотворения?

    – Стихотворение написано в форме диалога.

    – Как вы думаете, чем объясняется выбор этой формы?

    –Диалогическая форма стихотворения передает конфликтность точек зрения Книгопродавца и Поэта на вопросы искусства.

    – Какова точка зрения Книгопродавца на поэзию?

    – Книгопродавец, человек рациональный, оценивает поэзию как продукт, за который в зависимости от его качества можно выручить больше или меньше денег.

     – Хорошо. А каков взгляд Поэта на поэзию?

     – Поэт считает, что способность писать – это нечто интимное и сокровенное, что принадлежит только ему, что делиться вдохновеньем нельзя.

     – Как в репликах Поэта отразилась эстетика романтизма? Найдите строки, в которых отражен основной романтический конфликт.

     – Блажен, кто про себя таил

Души высокие созданья

И от людей, как от могил,

Не ждал за чувство воздаянья!

Блажен, кто молча был поэт

И, терном славы не увитый,

Презренной чернию забытый,

Без имени покинул свет!

    – Ответ ученика: В  этих строках прослеживается явный протест, четкое противопоставление себя, как творца, «презренному» обществу.

    – Правильно. Однако за юношеской романтической спесью уже просматриваются черты Пушкина-реалиста, автор как бы выступает судьей в споре Книгопродавца и Поэта, и, кажется, что А. С. Пушкин пытается дать определение поэзии прежде всего для себя самого. Теперь давайте обратимся к последним репликам Книгопродавца и Поэта. Какой ответ является содержательной кульминацией стихотворения?    

    – Не продается вдохновенье,

Но можно рукопись продать.

    – Что означают эти строки?

    – Автор стихотворения осознает, что продажа рукописи не означает продажу собственного таланта, собственного призвания.

    – Хорошо. И в финале стихотворения мы видим, что Поэт соглашается продать свою рукопись: «Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись. Условимся». «Разговор книгопродавца с поэтом» показывает, что в сознании Пушкина происходит некий слом в понимании роли поэта. Если лирический герой пусть, может быть, внутренне и не соглашается с тем, что поэзия должна быть доступна для народа, то, по крайне мере, не выражает ярого протеста против такого рационального понимания роли поэта.

«Пророк»

    Более зрелым стихотворением, в котором раскрывается тема поэта и поэзии, является стихотворение «Пророк», написанное уже в конце Михайловской ссылки, летом 1826 года.

    В нем А.С. Пушкин уже всерьез размышляет над ролью поэта и над тем, кто такой поэт вообще.

    В «Пророке» много церковнославянизмов и архаизмов, поэтому прежде, чем вы услышите текст, познакомимся со смыслом слов, вышедших из употребления.

    «Пророк» – в религиозно-мистическом представлении – провозвестник, истолкователь воли бога. Пушкин частично использует «Откровения» библейского пророка Исайи. Носитель правды, справедливости.

    «Серафим» – в переводе «огненный», «сжигающий»; это название одного из высших ангельских чинов; серафимы изображались шестикрылыми.

    «Ангел» – по учению христианской религии – доброе сверхъестественное существо (в отличие от демона – злого духа), действующего по воле бога.

    «Зеницы» – глаза.

    «Персты» – пальцы.

    «Десница» – правая рука.

    «Виждь» – смотри.

    «Внемли» – слушай, вникай.

    «Глаголом» – словом.

Анализ стихотворения

    – Каким изображен лирический герой в начале стихотворения?

    – В начале стихотворения мы видим человека с высокими запросами, томимого духовной жаждой, т.е. стремящегося к творческой деятельности. Но он стоит на «перепутье» – не знает, чем и как утолить «духовную жажду», а поэтому не живет, а «влачится», прозябает.

    – С кем сравнивается поэт?

    – С пророком. И поэт, и пророк одинаково важны для человечества, и Бог призывает их к служению для блага людей.

    – Какой путь проходит поэт, прежде чем стать пророком?

    – Проходит путь от грешника, который «влачился» без цели в «пустыне мрачной», до возродившегося, очистившегося, проникшего в тайны бытия пророка.

    – Что делает посланник Бога Серафим для того, чтобы грешника превратить в поэта?

    – Серафим преобразует всю природу человека: у грешника открылись глаза, он получил чуткий слух, вместо «празднословного» и «лукавого» языка – «жало мудрыя змеи», вместо «сердца трепетного» – «угль пылающий огнем».

    – Пророк стал видеть и слышать то, что не могут видеть и слышать обычные люди, но не только это позволило измениться: «как труп в пустыне я лежал». Чего еще не хватало для того, чтобы стать настоящим поэтом?

    – Необходима также высокая цель, идея, благодаря которой поэт творит и которая придает смысл тому, что он делает. И Бог вкладывает в пророка свою божественную волю:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей

    – Зачем лирического героя лишают трепетного, колеблющегося, взволнованного, наполненного надеждами и страхом сердца?

    – Лирического героя лишают трепетного сердца, чтобы он твердо мог говорить правду, без колебаний.

    – Правильно. Пророческий дар требует твердости и безжалостности. Как композиционно можно разделит это стихотворение? На сколько частей?

    – Стихотворение можно разделить на 3 части. 1. Встреча с Серафимом, 2. Превращение в пророка, 3. «Бога глас ко мне воззвал».

    – Как Пушкин определил задачи поэта, назначение поэзии?

    – Особая миссия поэта в обществе, сходная с ролью библейских пророков: нести людям высшую божественную истину, «глаголом жечь сердца людей», т.е. словом зарождать мысли, сомнения, вызывать чувства в сердцах людей.

    – Как вы думаете, для чего нужны Пушкину в стихотворении библейские образы и использование высокой книжной лексики?

    – Для характеристики высокого назначения поэта и поэзии.

    – Давайте запишем вывод по этому стихотворению в тетрадь: «Пророк» – поэтическая декларация Пушкина, определяющая принципиальное для него положение об особой миссии поэта в обществе, сходной с ролью библейских пророков: нести людям высшую божественную истину, «глаголом жечь сердца людей».

Итог

    – Сегодня на уроке мы познакомились со взглядами

А. С. Пушкина на задачи поэта и поэзии. В течение жизни менялось мировоззрение поэта, в соответствии с этим претерпевала эволюцию и тема поэта и поэзии, всегда оставаясь верной идеалам свободы, высокой гражданственности и патриотизма.

*Стихотворение читается по ролям.

Чтение стихотворение заранее было подготовлено учениками

*Слова и их значения появляются на экране

*Видеозапись. Стихотворение исполняет И.М. Смоктуновский. Отрывок из кинофильма «Вновь я посетил»

*Поставить отметки ученикам за чтение стихотворения

III. Рефлексия

    – Ребята, на доске вы видите мишень. Я предлагаю вам подойти к доске и поставить метку в каждой графе мишени. Имейте ввиду, чем ближе к центру, тем вам было интереснее, тем активнее вы работали, тем вам было понятнее и тем больше вы нового узнали, а чем дальше от центра, тем эти показатели снижаются.

*Поставить отметки ученикам, которые активно работали на уроке

*После того, как все учащиеся поставили отметку на доске, учитель анализирует то, что получилось

IV. Д/з

    – Ребята, наш урок подходит к концу, поэтому откройте ваши дневники и запишите д/з. Дома вам нужно будет письменно ответить на  вопросы  к стихотворению А. С. Пушкина «Поэт»:

Как можно объяснить поведение поэта в процессе творчества? Почему он бежит от мира и людей?

Как Пушкин решает в стихотворении проблему поэта и толпы?

Листы с вопросами раздаются ученикам

Прочитать тексты стихотворений «Вольность», «Свободы сеятель пустынный…»,  «Из Пиндемонти…» и не забыть их взять с собой на следующий урок, а также прочитать страницы из учебника: стр. 103 – 106, 111, 184 – 185. Спасибо за урок. Вы можете быть свободны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 9 классе "Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина"

Урок литературы с мультимедийной презентацией "Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина"...

Урок литературы в 9 классе "Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина"

Урок литературы в 9 классе "Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина" позволяет определить роль поэзии в жизни Пушкина, выявить высокое назначение поэта;  способствовует эмоциональному воспр...

презентация "Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина"

презентация к уроку "Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина"...

"Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина"

Презентация к уроку литературы...

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина (на примере стихотворения "Пророк"

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Пророк»; сравнение его с «Пророком» М.Ю. Лермонтова; развитие монологической речи учащихся, ораторских способностей; умение составлять опорный конспек...

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина

Технология построения урока: развития критического мышления (ТРКМ). Приёмы: диаграмма Венна, прогнозирование, чтение с остановками, письменный ответ на проблемный вопрос Формы работы: фронтальная...