Урок – исследование « Н. С. Лесков. Сказ «Левша»: образ главного героя»
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Рахинская Алёна Михайловна

Технологическая карта урока литературы. 6 класс. 

Цели:

  • Совершенствовать навыки анализа текста;
  • развивать творческие особенности учащихся;
  • прививать любовь к чтению произведений Н.С.Лескова.
  • Развивать универсальные учебные действия учащихся к людям, окружающему миру.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 6 классе

Урок – исследование « Н. С. Лесков. Сказ «Левша»: образ главного героя»

Цели:

  • Совершенствовать навыки анализа текста;
  • развивать творческие особенности учащихся;
  • прививать любовь к чтению произведений Н.С.Лескова.
  • Развивать универсальные учебные действия учащихся к людям, окружающему миру.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: в ходе занятия обучающиеся смогут дать характеристику главным героям сказа, определить его основную мысль; составить устный портрет героя; проявить навыки выразительного чтения по ролям, монологической речи; продолжить формирование навыка анализа языкового материала.

Метапредметные: в результате занятия ученики смогут

- актуализировать ранее полученные знания по литературе, истории, изобразительному искусству, русскому языку, структурировать их; осуществить смысловое чтение; выполнить операции анализа, синтеза, сопоставления; строить рассуждения и умозаключения; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщения и выводы (познавательные УУД);

- сформулировать цели своей учебной деятельности; понимать и сохранять учебную задачу; планировать свою учебную деятельность в соответствии с поставленной задачей, оценивать её результативность; осуществлять взаимоанализ, самооценку, коррекцию своих учебных действий (регулятивные УУД);

- формулировать и аргументировать собственное мнение, вести учебный диалог с учителем и одноклассниками, работать самостоятельно, коллективно и в группе (коммуникативные УУД).

Личностные: в ходе занятия ученики смогут поддерживать познавательный интерес к творчеству Н. С. Лескова, к литературе, в целом, к историческим событиям 19 века; проявить нравственные качества, бережное отношение к художественному слову, творческие способности, воображение; осознать роль творчества Н. С. Лескова в 19 веке и в наши дни.

ХОД УРОКА.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые УУД

I этап. Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

Целеполагание.

Сегодня нам с вами предстоит работа по дальнейшему исследованию сказа Николая Семёновича Лескова «Левша». Возьмём с собой в путь знания, полученные на предыдущих уроках.

Учитель знакомит учащихся с темой урока (СЛАЙД 1)

Давайте построим план анализа образа левши.

1. Внешность.

2. Образование.

3. Откуда он родом.

4. Отношение к Родине.

Работают с эпиграфами к уроку (СЛАЙД 2)

Учащиеся под руководством учителя определяют цели урока исходя из темы и прочитанных эпиграфов

УУД:

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Постановка и решение проблемы

II этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Перед нами стоит проблемный вопрос: определить, к какому жанру относится это произведение? (к жанру сказа).

Дайте определение этому понятию.  

- Лесков много путешествовал и речь, которую он использовал, он действительно слышал, это реальная, так говорили на Руси многие малограмотные. Найдем примеры из 1 главы.

*Игра «Восстанови хронологию событий» (Работа в мини-группе)

Дают определение понятию

Находят примеры (Грабоватый-горбатый

Кислярки-из города Кизляра

Складень-складная икона.)

СЛАЙД 3

УУД:

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков (через прослеживание образа левши).

Логические УУД:

Подведение под понятие слова; установление причинно – следственных связей

III этап. Построение проекта по теме урока.

СЛАЙД 4 Два портрета левши в изображении разных художников.

Проблемные вопросы:

-как вы думаете какая из иллюстраций портрета подходит к сказу?

Давайте обратимся к тексту 6 главы

Глава 13

- В чем сумели русские мастера превзойти англичан?

-В чем заключалась работа самого Левши?

 - Как наградили Левшу за его удивительное мастерство?

На рабочих листах составляют кластер

Высказывают свои мнения

Отвечают на вопросы по главе

Чтение по ролям

Делают выводы по характеристике героя

Заполняют кластер (одаренный мастер)

УУД:

Коммуникативные: основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письменная речь).

Учащиеся вступают в диалог с автором произведения через сотрудничество и кооперацию, через постановку вопросов по изучаемому произведению, через речевые умения при участии в диалоге или дискуссии, чтении по ролям, составлении высказывания о героях и их поступках, оформлении своих мыслей.

IV этап. Самостоятельная работа. Творческая работа. Групповая работа

Мы выяснили, что левша – это образ всего народа, а качества, указанные нами, олицетворяют темы, свойственные всей России. Давайте попробуем рассмотреть их подробнее. Для этого нам с вами нужно произвести еще одну работу с текстом. глава 15 (смекалистый, вежливый, праведный, малообразованный, любящий родителей, застенчивый)

глава 16 (любознательный, интересовался старыми ружьями, патриот, совестливый

Какие качества левши проявляются в этих эпизодах?

1. Как закончилась жизнь талантливого левши?

2. Почему предсмертные слова левши не передали государю?

3. Кто же виноват в страшной судьбе левши?

Выполняют работу в группах (читают и находят качества героя, которые открываются в этих главах) СЛАЙД 4.

Представляют результаты работы, делают выводы, заносят в кластер информацию

Патриотизм, преданность своему делу, своей Родине, горячая любовь к ней, трудолюбие, смекалка, чувство собственного достоинства, удивительная одарённость и вместе с тем поразительное невежество

Виноваты безответственные люди, представляющие власть, высокомерные и неблагодарные, не умеющие ценить талант. Гениальный мастер был по существу убит. Он не прельстился предложениями англичан, а стремился на любимую Родину, где его ждала смерть

Регулятивные УУД:

Планирование вида деятельности для осуществления групповой работы и создания собственного продукта (кластера).

V этап. Практическая направленность.

Глава 20

О чем же говорит читателю автор?

А как вы считаете, верно подметил автор или нет?

 Чем же для каждого из вас стал левша, этот герой, имени которого мы не знаем, да и кличка его пишется с маленькой буквы?

Итак, мы можем ещё один эпиграф дописать: «Левша – это символ русского народа».

Рассуждают, для чего в сказе эта глава (вывод ко всему тексту)

Это речь автора, автор сожалеет о тех временах, когда работали такие мастера, как левша. Автор говорит, что машины только губят «аристократическую удаль», и ценит то, что нынешние работники вспоминают о старине «с гордостью и любовью».

Левша – главный герой, талантливый мастер, герой с «человечкиной душой», душа народа, его совесть, рыцарь добра и зла, олицетворение народного таланта, собирательный образ народа, выразитель русского народа, на нём держится Россия

Зачитывают записи по образу левши, делают вывод, что левша-положительный герой.

Общеучебные универсальные действия:

Рефлексия на содержание и форму произведения: формулировать свою точку зрения о герое, сказе, подтверждая её фактами из произведения

Личностные УУД:

Самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героем произведения.

VII этап. Домашнее задание по выбору.

СЛАЙД 5

1. Написать мини – сочинение «Судьба мастера».

2. Пересказ эпизода «Царь Александр – I и Платов в Англии».

Обсуждают домашнее задание, фиксируют в дневниках

VIII этап. Рефлексия.

Наш урок завершается. Мы говорим сегодня не только о левше, мы говорим о самих себе. Ведь мы – россияне. Вы должны знать свою историю, должны читать книги, создавать и беречь музеи, должны уметь многое делать своими руками, гордиться своей страной, её мастерами.

Ребята, теперь вы сами оцените свою работу на уроке

СЛАЙД 6

Подводят итоги своей работы на уроке

Общеучебные универсальные действия:

Интерпретация полученных данных, вывод по результатам исследовательской работы.

Самооценка детьми собственной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок: информатика и литература Тема урока: «Образ главного героя Мцыри и средства его создания»

Создание образа главного героя поэмы Лермонтова "Мцыри" средствами литературы и информационной технологии....

Методическая разработка интегрированного урока литературы "Особенности образа главного героя в произведении А.И.Куприна "Штабс-капитан Рыбников"

Материалы к открытому уроку литературы с использованием мультимедийного оборудования по произведению А.И.Куприна "Штабс-капитан Рыбников"....

Н. С. Лесков. Сказ «Левша». Особенности сказа

Конспект урока Н. С. Лескова. Сказ "Левша"....

Тема урока:"А.Т.Твардовский. Поэма "Василий Теркин".Образ главного героя,его народность.

Цель урока:1.выявить особенности конкретно-исторического подхода к изображению войны,качеств характера главного героя поэмы;2.совершенствовать навыки выразительного чтения;3.пробудить интерес к истори...