А. С. ПУШКИН. «ИСТОРИЯ ПУГАЧЕВСКОГО БУНТА». НА ПОДСТУПАХ К РОМАНУ «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Конспект урока литературы в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.48 КБ |
Предварительный просмотр:
А. С. ПУШКИН. «ИСТОРИЯ ПУГАЧЕВСКОГО БУНТА».
НА ПОДСТУПАХ К РОМАНУ «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
Цели урока: выяснить причины обращения А. С. Пушкина к истории, какие проблемы истории волновали поэта; познакомить учащихся с научно-художественной летописью событий Пугачевского бунта, которая стала основой исторического романа «Капитанская дочка».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение думы К. Ф. Рылеева «Смерть Ермака» с последующим анализом и оценкой чтения.
III. Изучение новой темы.
1. Сообщение темы и целей урока.
2. Слово учителя.
Общественная обстановка 1830-х годов характеризовалась растущим напряжением. Победа общеевропейской реакции, начавшаяся разгромом испанской революции 1820 г. и завершившаяся пушечными залпами на Сенатской площади (1825 г.), оказалась недолговечной. В 1830 году Европа вступила в новую фазу революций. По России прокатилась волна народных беспорядков. В этих условиях исторические размышления Пушкина приобретали особенно напряженный характер. Стремясь разглядеть в прошлом те исторические силы, которым предстоит сыграть решающую роль в будущем, Пушкин видел три таинственных образа, загадочное поведение которых могло определить грядущую судьбу России: самодержавную власть, высшие возможности которой казались воплощенными в Петре; просвещенное дворянство, размышляя о котором надо было решить, исчерпало ли оно свои исторические возможности на Сенатской площади или способно заполнить еще одну страницу в истории России; и народ, образ которого все больше принимал черты Пугачева. Так завязался узел основных тем творчества 1830-х годов.
Дворянство в целом, и особенно лучшая часть его – образованное дворянство, воспринималось Пушкиным прежде всего как сила, противостоящая самодержавию. Однако уже в одной из заключительных сцен «Бориса Годунова» Пушкин показал народный бунт. Народные восстания 1830 г. поставили тему восстания в повестку дня. Она впервые появляется в «Истории села Горюхина» и уже не сходит со страниц пушкинских произведений.
В начале 1830-х гг. Пушкин склонен был считать старинное дворянство, уже утратившее свои сословные привилегии и имущество, естественным союзником народа. Так родился замысел «Дубровского», в котором, как вы помните, главный герой, Владимир Дубровский, стал вождем крестьянского восстания.
Однако реальность такого сюжета вызывала у Пушкина сомнения. 31 января 1833 года А. С. Пушкин начинает «Капитанскую дочку», первоначальный замысел произведения развивался в русле «Дубровского»: в центре сюжета должна была быть судьба дворянина Шванвича, врага Орловых, перешедшего на сторону Пугачева. Но роман «не шел...». Необходимо было проверить свои идеи на реальном историческом материале. 6 февраля 1833 года, дописав последнюю главу «Дубровского», Пушкин 7 февраля обращается за разрешением ознакомиться
с архивными документами по делу Пугачева.
3. Чтение материала учебника «Историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании».
2 ноября 1833 года Пушкин окончил «Историю Пугачева». В предназначенных для Николая I «Замечаниях о бунте» Пушкин дал исключительно четкий социологический анализ восстания: «Весь черный народ был за Пугачева... Одно дворянство было открытым образом на стороне правительства. Пугачев и его сообщники хотели сперва и дворян склонить на свою сторону, но выгоды их были слишком противуположны».
– Как же была встречена «История Пугачевского бунта? В чем вообще значение этого исторического труда великого поэта России?
4. Завершение чтения статьи учебника.
5. Знакомство с отрывками из «Истории Пугачевского бунта».
1) Чтение гл. II, с. 97–98.
2) Работа по вариантам: чтение с последующим пересказом частей II главы: 1-й вариант – «Описание портрета» ; 2-й вариант – «Пугачев под Курмышем».
3) Выразительное чтение последней части – «Пугачев пойман».
IV. Подведение итогов урока.
1. Заключительное слово учителя.
Когда 19 октября 1836 года Пушкин поставил точку на рукописи «Капитанской дочки», он уже не думал о крестьянском восстании под руководством дворянина. Шванвич был превращен в предателя Швабрина, а центральным персонажем сделался верный долгу и присяге и одновременно гуманный человек «жестокого века», странный приятель вождя крестьянского бунта Гринев.
Изучая движение Пугачева по подлинным документам и собирая в заволжских степях и Приуралье народные толки, Пушкин пришел к новым выводам. Прежде всего он убедился, что, самозванец для дворянско-правительственного лагеря, Пугачев был для народа законной властью. Пушкин записал речи пугачевцев солдатам: «...Долго ли вам, дуракам, служить женщине – пора одуматься и служить государю». Д. Пьянова, крестьянина, на свадьбе которого «гулял» Пугачев, Пушкин попросил рассказать о Пугачеве. «Он для тебя Пугачев, – отвечал мне сердито старик, – а для меня он был великий государь Петр Федорович».
2. Рассматривание иллюстрации в учебнике «Е. Пугачев. Портрет, приложенный А. С. Пушкиным к изданию "Истории Пугачевского бунта"».
Домашнее задание: дочитать роман «Капитанская дочка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/03/picture-332980-1383465199.jpg)
Презентация к уроку-мастерской "Значение "Истории Пугачевского бунта" А.С.Пушкина как исторического труда
Презентация к уроку-мастерской по изучению "Истории Пугачевского бунта"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/03/picture-332980-1383465199.jpg)
Урок-мастерская "Значение "Истории Пугачевского бунта" А.С.Пушкина как исторического труда
Педагогические мастерские - технология, с помощью которой учитель на данном уроке сможет решить несколько задач - привить интерес к творчеству, изучению истории, развить коммуникативные умения, ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/03/picture-701813-1446578263.jpg)
А.С.Пушкин. Роман "КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА". ЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ СНА ГРИНЁВА.
Сон П.Гринёва в романе "Капитанская дочка" имеет особое значение и смыл.Именно они и раскрываются в представленном материале....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/20/picture-76040-1589962585.jpg)
"Русские семейства Мироновых и Гриневых" (по роману "Капитанская дочка" А.С.Пушкина)
Открытытй урок литературы в 8 классе...
Урок литературы в 8 классе. А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка. Историческая основа. Пушкин в работе над историческим материалом. Композиция и жанр.
В уроке представлены особенности жанра и композиции романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка", а также рассматривается историческая основа создания романа...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/18/picture-182617-1358521558.jpg)
Викторина по роману "Капитанская дочка" А.С.Пушкина
Викторина содержит вопросы по содержанию романа "Капитанская дочка"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/29/picture-1452404-1675009535.jpg)
Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837) Роман «Капитанская дочка» (1836) История создания
Первоначальный замысел «Капитанской дочки» возникаету А. С. Пушкина к концу лета 1832 г., а в октябре он начинаетработать над романом «Дубровский».В 1833 г. Пушкин пишет истори...