Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837) Роман «Капитанская дочка» (1836) История создания
план-конспект по литературе

Молодых Любовь Владимировна

Первоначальный замысел «Капитанской дочки» возникает

у А. С. Пушкина к концу лета 1832 г., а в октябре он начинает

работать над романом «Дубровский».

В 1833 г. Пушкин пишет историческое исследование

«История Пугачева». Собирая материалы, он работает

в архивах, едет в Поволжье и на Южный Урал, в места

действия «пугачевщины». Параллельно вызревает замысел

«Капитанской дочки».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kapitanskaya_dochka.docx30.25 КБ

Предварительный просмотр:

Александр Сергеевич Пушкин

(1799–1837)

Роман «Капитанская дочка» (1836)

История создания

Первоначальный замысел «Капитанской дочки» возникает

у А. С. Пушкина к концу лета 1832 г., а в октябре он начинает

работать над романом «Дубровский».

В 1833 г. Пушкин пишет историческое исследование

«История Пугачева». Собирая материалы, он работает

в архивах, едет в Поволжье и на Южный Урал, в места

действия «пугачевщины». Параллельно вызревает замысел

«Капитанской дочки».

Около 24 октября 1836 г. Пушкин представил цензору

П. А. Корсакову повесть «Капитанская дочка», предполагая

выпустить повесть анонимно.

Повесть опубликована 22 декабря 1836 г. в четвертом номере

пушкинского «Современника».

􀀸􀀃Жанр — роман

􀀸􀀃Метод — реалистический

􀀸􀀃Роман написан от первого лица, в форме мемуаров главного

героя Петра Андреевича Гринева

􀀸􀀃«Капитанская дочка» — последнее прозаическое произведение

Пушкина

Сюжет

На семнадцатом году жизни отец Петра отправляет его на

военную службу. Петр в сопровождении слуги Савельича

отправляется в Оренбург. В Симбирске, остановившись

в трактире на ночлег, он знакомится с ротмистром Зуриным,

которому проигрывает на бильярде крупную сумму

— сто рублей

Подъезжая к Оренбургу, Гринев с Савельичем попадают

в буран. Найти дорогу им помогает случайный человек,

он выводит кибитку Гринева на постоялый двор. В благодарность

за оказанную услугу Петр дарит незнакомцу свой

заячий тулуп

Гринев приезжает в Оренбург и по назначению отправляется

в Белогорскую крепость, которая на деле оказывается

простой деревушкой, окруженной деревянным забором.

Там он знакомится с комендантом крепости Иваном Кузьмичом

Мироновым, его женой Василисой Егоровной и дочерью

Машей. В доме Мироновых Гринев становится практически

членом семьи, он влюбляется в дочь хозяев Машу.

Гринев сближается с поручиком Швабриным, который кажется

ему образованным и интересным человеком. Вскоре

между ними происходит ссора: поводом послужили стихи,

написанные Гриневым Маше. Швабрин критикует стихи

и нелестно отзывается о Маше. Между героями происходит

дуэль, Гринев ранен. Маша ухаживает за ним и объясняет

поведение Швабрина. Как оказалось, он претендовал

на ее руку, но получил отказ. Петр пишет отцу о намерении

жениться. Тот, имеющий «триста душ», не желает женитьбы

своего сына на бесприданнице. Маша не хочет выходить

за Гринева без благословения его родителей

Вскоре крепость захватывают мятежники во главе с Емельяном

Пугачевым. Коменданта и других офицеров, не пожелавших

присягнуть на верность самозванцу, вешают.

Гибнет под ударом сабли и Василиса Егоровна. Швабрин

переходит на сторону Пугачева. Гринева же Пугачев милует.

Как оказалось, Пугачев и был тем бродягой, которому

Гринев подарил тулуп

Пугачев отпускает Гринева и Савельича, сам же готовит

наступление на Оренбург. Маша, заболевшая от потрясений,

остается в крепости. По прибытии в Оренбург Гринев

встречается с генералом и докладывает о случившемся.

Гринев просит освободить Белогорскую крепость, однако

генерал и другие военные считают это слишком рискованным

мероприятием. Гринев получает письмо от Маши,

в котором она сообщает ему, что Швабрин принуждает ее

выйти за него замуж. С помощью Пугачева Гринев освобождает

Машу и отправляет ее к своим родителям в качестве

невесты. Сам Гринев остается в армии

Окончание военной кампании совпадает с арестом Гринева.

Представ перед судом, он уверен, что сможет оправдаться,

однако его оговаривает Швабрин, заявляя, что

Гринев — шпион, которого Пугачев отправил в Оренбург.

Гринев осужден, его ждет позор и ссылка в Сибирь на вечное

поселение, но Маша спасает его, обращаясь за милостью

к самой императрице

Темы романа

Историческая Любовная

Основная тема —

восстание Пугачева

1773–1774 гг.

Частная тема — любовь и верность

Петра Гринева и Маши Мироновой,

Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны

Политематичность «Капитанской дочки»

В «Капитанской дочке» отражены все наиболее важные

темы позднего периода творчества Пушкина:

􀁸􀀃 место «маленького человека» в исторических событиях

(Гринев, Маша);

􀁸􀀃нравственный выбор в сложных обстоятельствах (Иван

Кузьмич, Швабрин, Гринев);

􀁸􀀃закон и милосердие (Пугачев и Гринев, императрица

и Маша);

􀁸􀀃 народ и власть;

􀁸􀀃тема семейных отношений (Мироновы, Гриневы)

Система эпиграфов

В романе 17 эпиграфов: один относится ко всему роману,

16 предпосланы главам

Эпиграфы несут важную смысловую нагрузку: отражают

авторскую позицию, акцентируют тему, задают эмоциональную

тональность, вводят повествование в контекст

русской культуры

Большая часть эпиграфов (10 из 17) — из народного творчества.

Это создает атмосферу народности и отражает содержание

произведения

Общий эпиграф («Береги честь смолоду») определяет главную

идею — в любых обстоятельствах необходимо хранить

верность долгу и чести. Это отцовский завет главному герою

перед началом его самостоятельной жизни. Эпиграф

показывает общность взглядов автора и рассказчика

Эпиграфами к главам романа служат пословицы, народные

песни, цитаты из произведений литературы XVIII в.

(Я. Б. Княжнин, М. М. Херасков, Д. И. Фонвизин), часто

в переработанном виде

Симметричность композиции

Две сюжетные линии

Историческая Частная

Описание восстания

Емельяна Пугачева

Отношения Петра Гринева

и Маши Мироновой, семейная

жизнь Мироновых

и Гриневых

Два мира

Народный Дворянский

Во главе — Пугачев, выходец

из народа.

Военный совет у Пугачева

— живое обсуждение,

на котором принимается

оптимальное решение

Во главе — Екатерина II.

Представитель — генерал.

Военный совет дан сатирически,

военная теория без понимания

реальной ситуации

приводит к губительному

решению

Сопоставление сюжетных ситуаций

Маша Миронова оказывается

в беде

Петр Гринев оказывается

в беде

Причина — суровые законы

народного восстания

Причина — законы дворянской

государственности

Гринев спасает Машу, обращаясь

за помощью к крестьянскому

царю

Маша спасает Гринева, обращаясь

за помощью к императрице

Поэма «Медный всадник» (1833)

История создания

Пушкин писал поэму с 6 по 31 октября 1833 г. в Болдине

(во вторую болдинскую осень). Произведение сразу не

было напечатано, т. к. Николай I потребовал переработать

образ Петра и сцену бунта. Пушкин отказывается от публикации.

В 1834 г. была напечатана часть вступления под названием

«Петербург. Отрывок из поэмы» в журнале «Библиотека

для чтения».

В 1836 г. Пушкин начинает исправлять поэму, но бросает.

После смерти поэта вынужденные коррективы в текст вносит

В. А. Жуковский.

В 1837 г. поэма «Медный всадник» была опубликована с искажениями,

цензурными купюрами и лишь в 1919 г. —

полностью.

􀀸􀀃Жанр — философская поэма

􀀸􀀃Художественный метод — реализм

􀀸􀀃Подзаголовок — «Петербургская повесть»

Композиция и сюжет

Предисловие

А. С. Пушкин описывает реальное наводнение

1824 г.:

«Происшествие, описанное в сей повести, основано

на истине. Подробности наводнения

заимствованы из тогдашних журналов»

Вступление

«На берегу пустынных волн» Петр I запланировал

основать город, сковав в гранит

Неву. «Прошло сто лет», и молодой

Петербург превратился в прекрасную столицу

с пышными дворцами, башнями, мостами.

Повествователь выражает свою любовь

к «Петра творенью» и подготавливает читателей

к дальнейшим событиям: «Печален

будет мой рассказ»

Часть

первая

Автор-повествователь знакомит читателей

с Евгением, который «живет в Коломне;

где-то служит, // Дичится знатных и не

тужит // Ни о почиющей родне, // Ни о забытой

старине».

Евгений, вернувшись домой, размышляет

о своей бедности, мечтает о женитьбе на Параше,

о детях, строит планы на будущее:

«И станем жить, и так до гроба // Рука

с рукой дойдем мы оба, // И внуки нас похоронят...

».

В это время бушует стихия, воет ветер, льет

дождь. Герой засыпает, а на следующий

день видит: «и всплыл Петрополь как тритон,

// По пояс в воду погружен». В городе

разрушения от наводнения. Герой, спасаясь

от наводнения, оказывается сидящим

на «звере мраморном верхом» — на одном

из львов, рядом с памятником Петру. Молодой

человек думает не о себе, он с отчаянием

смотрит туда, где находится дом Параши

Часть

вторая

Когда вода начинает сходить, Евгений спешит

к дому возлюбленной и видит, что все

уничтожено. От известия о гибели невесты

он сходит с ума.

На следующее утро город начинает жить так

же, как раньше. Но Евгений не возвращается

к старой жизни: он «бродил пешком, //

А спал на пристани; питался // В окошко

поданным куском».

Проходит год. Герой вновь оказывается на

Петровой площади, видит мраморных львов

ипамятник основателю города. Евгений с гневом

грозит «державцу полумира» и бросается

прочь, слыша, как скачет «с тяжелым топотом

» «за ним повсюду Всадник Медный».

 «Похоронили ради Бога» «безумца» Евгения

у занесенного Невой на небольшой остров

ветхого дома, возле которого был найден его

труп

Примечания

Автор делает несколько собственных пояснений

к тексту

Главные герои

Петр I

Два лика Петра I

1) великая личность.

Петр во «Вступлении» живой и деятельный.

С именем Петра связано начало реформ, преобразований

в России. Петр — основатель прекрасной столицы, царьтруженик,

государственный деятель, патриот, мудрый

правитель: «На берегу пустынных волн // Стоял он, дум

великих полн, // И вдаль глядел».

Он объединяет нацию (в его речи использовано местоимение

«мы», а не «я»), думает о процветании всей империи

2) деспот-самодержец.

Петр в основном тексте предстает в образе Медного всадника

— статуи, памятника, неподвижного и окаменелого.

Медный всадник — олицетворение бесчеловечной государственности,

с презрением относящейся к проблемам «маленького

» человека.

Образ такого Петра появляется в конце первой части:

«Стоит с простертою рукою // Кумир на бронзовом

коне», и далее развивается во второй, обретая все более

эмоционально-оценочные характеристики: «Ужасен он

в окрестной мгле!», «мощный властелин судьбы», «державец

полумира», «горделивый истукан», «строитель чудотворный

», «грозный царь»

А. С. Пушкин не дает однозначной оценки деятельности

Петра I

Евгений

Два лика Евгения

1) потомок некогда знатного рода, а ныне бедный молодой

человек, зарабатывающий своим трудом, мечтающий

о собственном семейном счастье с любимой Парашей,

покорный судьбе.

До трагедии Евгений «молод и здоров, // Трудиться день

и ночь готов». «О чем же думал он? о том, // Что был он

беден, что трудом // Он должен был себе доставить //

И независимость и честь».

После катастрофы герой меняется:

«Он оглушен

Был шумом внутренней тревоги.

И так он свой несчастный век

Влачил, ни зверь ни человек,

Ни то ни се, ни житель света,

Ни призрак мертвый...»

2) обезумевший, сумевший пойти на бунт против великого

императора, против власти.

Вернувшись во второй раз на Петрову площадь, но уже

с новым знанием (ему, безумцу, понятны те смыслы, которые

закрыты от других), вновь увидев памятник Петру,

ответственному за гибель Параши, Евгений в порыве гнева

выражает ему свой протест:

«Он мрачен стал

Пред горделивым истуканом

И, зубы стиснув, пальцы сжав,

Как обуянный силой черной,

«Добро, строитель чудотворный! —

Шепнул он, злобно задрожав, —

Ужо тебе!..»

В образе Евгения присутствуют черты, типичные для «маленького

человека» (бедность, забота о деньгах, мечты

о счастье, волнение о близких, способность на внутренний

протест и т. д.). Герой лишен индивидуальных черт, он

один из многих

Петербург        

Два облика

Прекрасный европейский

город, «юный град, //

Полнощных стран краса

и диво». Автор-повествователь

восхищен Петербургом:

«Люблю тебя, Петра

творенье, // Люблю твой

строгий, стройный вид»,

«Красуйся, град Петров,

и стой // Неколебимо как

Россия»

Искусственно созданный город,

при строительстве которого

погибло много людей.

Он не для частного человека;

в нем заведомо не учтена

жизнь. Это город, где сходят

с ума (как позже герои Достоевского).

Петербург —

город-мираж на болотах —

противопоставлен Москве,

естественно возникшей, однако

не столь пышной

Петербург является не просто пространством действия,

а прямым участником конфликта

Нева — вольная стихия, закованная человеком в «гранитные

пределы», является частью города, практически действующим

лицом, как и Петербург. Бунтуя, она открывает

глазу то, что было тщательно сокрыто под внешней пышностью

и парадностью:

«Товар запасливой торговли, / Пожитки бледной нищеты,

/ Грозой снесенные мосты, / Гроба с размытого кладбища…

».

Бунт стихии порождает бунт человека.

Бедствие ассоциируется с «божьим гневом», наказанием.

Царь утверждает противоположность императорской и небесной

логики: «С божией стихией // Царям не совладеть

». Любое насилие влечет возмездие

􀀸􀀃В поэме важную роль играет фантастика, помогающая

раскрыть восприятие действительности героем, обостряющая

конфликт до предела.

􀀸􀀃Автор-повествователь открыто заявляет о себе в произведении,

комментируя события, направляя читателя

к нужному выводу и т. д.

«Медный всадник» — одно из центральных произведений

«петербургского текста» русской литературы

Конфликт

частной личности государства

Евгений — «маленький

человек», обезумевший

от открывшейся для него

правды, столкнувшийся

с лицом государства, сумевший

пойти на бунт,

однако погибший в столкновении

с бездушной властью

􀂜

Медный всадник — лицо

государства, каменное, безжалостное.

Он стоит на

страже самодержавия, подавляя

любые бунты, преследуя

любого, помыслившего

пройти против власти

Конфликт будет существовать, пока интересы личности не

станут целью государства

Точки зрения на конфликт поэмы в русской критике

«Государственная»

В. Г. Белинский, Д. С. Мережковский, Г. А. Гуковский

и др.

Принимают сторону Петра, считая, что государственная

власть вправе распоряжаться жизнью частного человека,

находят в преобразованиях императора пользу

«Гуманистическая»

В. Я. Брюсов, М. П. Еремин, Г. П. Макогоненко и др.

Принимают сторону Евгения, считая, что его жертва неоправданна,

делают предположение, что автор симпатизирует

лишь этому герою

«Трагической неразрешимости конфликта»

С. М. Бонди, Е. А. Маймин, М. Н. Эпштейн и др.

Считают, что конфликт между государственными и частными

интересами неразрешим, поэтому Пушкин не становится

ни на позицию Петра, ни на позицию Евгения, изображая

их противоречиво

Из литературы первой половины ХIХ века 109

Роман «Евгений Онегин»

История создания

А. С. Пушкин начал роман 9 мая 1823 г. в Кишиневе, закончил

25 сентября 1830 г. в Болдино (т. е., по подсчетам автора,

«Евгений Онегин» писался «7 лет, 4 месяца, 17 дней»).

Первоначально автор планировал создать произведение со

стройной трехчастной композицией:

Часть I. Предисловие

I песнь. Хандра

II песнь. Поэт

III песнь. Барышня

Часть II.

IV песнь. Деревня

V песнь. Именины

VI песнь. Поединок

Часть III.

VII песнь. Москва

VIII песнь.

Странствие

IХ песнь. Большой

свет

С 1825 г. главы стали публиковаться по мере их написания.

Восьмая была напечатана в 1832 г.

18 сентября 1830 г. автор изъял IХ главу «Путешествие

Онегина» и отрывки из нее поместил в приложения.

19 октября 1830 г. Пушкин сжег Х песнь романа, где были

критические рассуждения о власти и эпохе. До нас дошло

только несколько зашифрованных строф.

Зеркальность композиции Пушкин возвратил за счет написанного

5 октября 1831 г. и включенного в VIII главу

«Письма Онегина Татьяне».

В марте 1833 г. роман вышел полностью и включал 8 глав

(без деления на части) и «Отрывки из путешествия Онегина».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.С.Пушкин. Роман "КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА". ЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ СНА ГРИНЁВА.

Сон П.Гринёва в романе "Капитанская дочка" имеет особое значение и смыл.Именно они и раскрываются в представленном материале....

Урок литературы в 8 классе. А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка. Историческая основа. Пушкин в работе над историческим материалом. Композиция и жанр.

В уроке представлены особенности жанра и композиции романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка", а также рассматривается историческая основа создания романа...

Викторина по роману "Капитанская дочка" А.С.Пушкина

Викторина содержит вопросы по содержанию романа "Капитанская дочка"...

Урок по истории для детей с ОВЗ, 10 класс. На тему: "Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин

КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ В 10 КЛАССЕ Учитель: Уколова И.Л. Тема урока: Великий русский поэт А.С. Пушкин    ...