5 класс. Урок литературы "Там чудеса, там леший бродит..."
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Урок обучения внимательного, вдумчивого чтения. Каждое слово - тайна, которую надо разгадать.

Урок с элементами формирования читательской грамотности, появляется возможость глубокого погружения в текст.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация1.61 МБ
Файл Конспект урока22.46 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Александр Сергеевич Пушкин 1799 - 1837 "Там чудеса, там леший бродит..." Пролог к поэме «Руслан и Людмила»

Слайд 2

Ах, умолчу ль о матушке моей, - вспоминает Пушкин.

Слайд 3

«Что за чудо, говорит мачеха, вот это чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет». Одна из записей Пушкина, сделанная со слов няни

Слайд 4

Поэма - большое стихотворное произведение, в котором рассказывается о жизни и подвигах героев, дается оценка их поступкам; Пролог - вступление; -

Слайд 5

Каким вы представляете лукоморье? Представьте, что вы оказались в этом замечательном месте и вдруг увидели то, что описывали минуту назад. Какое чувство вы бы испытали?

Слайд 6

Кот Баюн - персонаж русских волшебных сказок, огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом.

Слайд 7

Кот заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшебству, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдёт спасение от всех болезней и недугов — сказки Баюна целебны . .

Слайд 9

Лукоморье – излучина морского берега Неведомый – неизвестный. Видение – призрак, привидение. Витязь – воин, богатырь. Дядька – приставленный для надзора Чредой – чередой, один за другим. Мимоходом – по пути. Пленяет – берет в плен. Тужить – тосковать, горевать Чахнуть - сохнуть, страдать. Темница - темное помещение без окон. Златом – золотом.

Слайд 10

ЭПИТЕТЫ ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ ПОВТОРЫ

Слайд 11

Иллюстрации в стиле Палех А.М. Куркина к «Сказке о царе Салтане»

Слайд 12

Домашнее задание Выразительное чтение пролога наизусть; Иллюстрация к прологу ( по желанию)

Слайд 13

Какие события могут быть связаны с Бабой Ягой, избушкой на курьих ножках, Кащеем, колдуном? Вспомните русские народные сказки. Кто противостоит им во вступлении? Какие события связаны с этими героями?

Слайд 14

Рассмотрите иллюстрации к стихотворению поэта. Какие из них вам понравились и почему? Какую из иллюстраций вы бы поместили на обложку книги поэта?

Слайд 16

http://blogs.mail.ru/mail/ellada.nowak/tag/%d1%ea%e0%e7%ea%e8 – слайд № 21 http://www.pustovit.ru/?p=24 – слайд № 11 http://allday.ru/index.php?cstart=2&newsid=204977 - слайд № 11 http://fotki.yandex.ru/users/nevskij/view/144418/ слайд № 1 http://www.ethnoworld.ru/foto/thumbnails.php?album=151&page=1&sort=nd - слайд № 2 http://fotki.yandex.ru/users/schiw2007/view/143480/ - слайд № 3 http://www.hrono.ru/biograf/bio_g/gannibal_a.php - слайд № 4 http://gr.neftegaz.ru/ru/blog/view/192 - слайд № 9 http://fenst.narod.ru/photo/school/sp/06.17/index.htm - слайд № 6 http://www.pleskovo.ru/index.php?name=sever – слайд № 5 http://www.liveinternet.ru/users/leonsija/post75292724/ - слайд № 7 Интернет - ресурсы Prezentacii.com



Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе

А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок)

(с элементами педмастерских)

Там чудеса, там леший бродит..

…вечером слушаю сказки …

Что за прелесть эти сказки!

Каждая есть поэма

А. Пушкин

Тип урока: урок решения учебно-познавательной задачи.

Цель: формировать продуктивный навык чтения через осмысленное чтение текста, понимание художественной символики.
Предметные: познакомить с некоторыми фактами биографии поэта, отрывком из поэмы «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина, познакомить учащихся со сказочным образом мира, добиться понимания содержания отрывка к поэме.
Метапредметные: формировать навык продуктивного чтения; развивать аналитические способности, потребность в коммуникативной деятельности.
Личностные: умение быть терпеливым в учебной деятельности и проводить самооценку этого умения на основе применения эталона; способствовать формированию интереса к символическому описанию картины мира и через понимание символов, формированию личного восприятия окружающего мира.

Оборудование: видеозаписи, презентация, раздаточный материал, иллюстрации

Ход урока:  

1 этап. (этап актуализации знаний)

Предположите, как можно путешествовать по сказкам? (При помощи волшебной палочки, ковра самолёта, читая сказку внимательно, смотря фильм)
Первичное восприятие текста:
- Давайте приоткроем дверь в сказку и познакомимся с этим особым сказочным миром в отрывке к поэме «Руслан и Людмила»)
 

С детства слышавший народную речь и воспитанный на ее мудрости, ярком колорите и выразительности, Пушкин, как и раньше, заслушивается сказками няни. В одном из писем к брату в 1824 г. А. С. Пушкин писал: «…вечером слушаю сказки… Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Богатые впечатления получал Пушкин, слушая сказки няни.

В одной из тетрадей поэта есть запись, сделанная со слов няни Арины Родионовны: «Что за чудо, – говорит мачеха, – вот что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот, вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет. Царевич прилетел домой и с благословенья матери перенес перед дворец чудный дуб». Эта поэма повествует о том, как злой волшебник Черномор унес со свадьбы невесту Руслана Людмилу, о том, как Руслан и еще три жениха отправились ее выручать, об их приключениях и счастливом конце. Поэма была написана в 1820 г., а вступление к ней – в 1824 г.

Любовь к сказкам Пушкину привила няня – Арина Родионовна. Она и бабушка были самыми близкими его сердцу людьми.

2 этап.(первичное усвоение новых знаний)  

Просмотрели, прослушали и отвечаем на вопросы:

1. Какие появились мысли, чем хочется поделиться? (встреча с волшебством, хочется слушать дальше, интересно и загадочно, не всё понятно, появились вопросы и хочется их задать проводнику-автору)
2. Путешествие состоялось? (Нет, только мимолётное. В путешествии мы можем остановиться, всё рассмотреть подробно, спросить о том, что интересно. Это рассказ того, кто уже совершил путешествие)
3. Вы успели о чём-то спросить? (Нет)
 

 3 этап. (проверка  понимания новых знаний) 

Неизвестные слова (слайд)
- А у кого вы можете спросить? (У проводника, А.С. Пушкина)
- Какие вопросы вы бы ему задали? (Почему сказочные герои живут на ветвях дуба?

- Что такое лукоморье и где оно находится? Кого мы можем там встретить?)
- О каких сказочных событиях говорит Пушкин? 
(Кот разговаривает, волк служит царевне, ступа «бредет сама собой» и др.)

– Какие волшебные предметы называет? (Ступа, избушка на курьих ножках и др.)

– Какие слова и выражения говорят о том, что сказочный мир таинственный и загадочный? (Чудеса, неведомые дорожки, невиданные звери и т. д.)

- Давайте обратимся к двум шагам нашей учебной деятельности. (Выяснить, что мы не знаем, и самим открыть новое знание)

Первый шаг сделан, мы встретили затруднение в понимании смысла текста, ну а теперь сделаем второй шаг, шаг к открытию. Какова цель вашей последующей деятельности (узнать образы сказочного мира)
Почему сказочные герои живут на ветвях дуба?
(1 и 3 группа)
Дуб - могучее дерево, долго живет, имеет прочную древесину и не поддаётся гниению. Поэтому дуб считают мировым деревом. Дуб – это дорога, которая соединяла все миры: верхний, нижний и средний.
Таким образом, у многих народов мира появилось представление о Мировом дереве.

В произведении Пушкина используется образ дуба, как представление о__________________________________.  Дуб – это дорога, которая соединяла ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Каких жителей сказочного мира мы можем встретить? (2 и 4 группа)
В среднем мире жили люди со своими домашними животными.
Верхний мир - небесный мир, в нем находились неподвластные стихии и небесные светила. Там живут птицы.
В нижнем мире обитали подземные звери и неведомые силы. Там живут змеи, лягушки, рыбы.
4 этап. (первичное закрепление)  Составьте схему Мирового дерева. Используйте иллюстрации.
На слайде мировое дерево – схема. Вот так схематично можно представить описанный автором мир. Сказочный мир живёт по своим особым законам. Давайте разбираться дальше.
Прочитайте следующие строчки.(9 мин)


(Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.)

- Почему цепь золотая? (предположите) Оказывается, это символ Солнца, которое движется вокруг земного шара, это показывает нерушимость мира, и это символ волшебной силы, т. к. золотые предметы обладают особой силой.
(К стволу дерева на схему прикрепляется золотая цепь на слайде.)
- А почему именно кот ходит по цепи?
(Предположения детей.)

Все дело в том, что из всех домашних животных именно кот всегда считался не просто умным, но и связанным с миром предков. Не случайно, жену домового - кикимору - представляли в виде большой черной кошки. Можно сказать, что кот - это животное умное не только тем умом, которое он получает от человека, но и умом, «другого» мира. Поэтому у народов всего мира кот – излюбленный персонаж, выступающий в сказках о животных ровней лисе по уму, в волшебных сказках - в роли волшебного помощника. (на слайде появляется кот)

Чтение строки. (Идёт направо…) А почему кот ходит по цепи кругом: то направо, то налево? Это не просто так: он символизирует смену для и ночи, смену правды и вымысла, а песнь - связана с правдой, с правой стороной; сказка – с левой стороной, с выдумкой.
- Как начинаются следующие строчки? (со слов «Там чудеса»?)
(Чудеса - это продолжение выдумки, сказки)

А какие именно чудеса происходят, вы узнаете, если самостоятельно прочитаете продолжение произведения, но по ходу чтения вам могут встретиться непонятные слова. Для этого возьмём карандаши и подчеркнём их.
Самостоятельное чтение учащимися.(6 мин)
Какой же была проблема? Как можно путешествовать по сказкам?
Вывод: Через внимательное, терпеливое изучение текста

5 этап. Рефлексия учебной деятельности (3 мин)
- Что необходимо сделать, прежде чем закончим урок? (подвести итог работы)

- Что нового мы узнали на уроке? (образ сказочного мира Пушкина)
- Какую цель вы поставили вначале урока?
- Вы достигли поставленной цели?
- В чём у вас было затруднение? (в понимании образов, используемых Пушкиным)
- Как вы открывали новое знание? (изучали текст, работали со справочной литературой, учебным текстом)
- Вам помогало такое качество как терпение?

-На каком этапе урока оно было необходимо?
- У вас на партах лежат цветные карточки. Зелёная карточка означает положительный ответ, жёлтая – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ.
Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.
• Я знаю, что такое сказка.
• Я понимаю образ сказочного мира Пушкина.
• В самостоятельной работе у меня всё получилось
• Я сегодня был в учебной деятельности.
• Я сегодня был терпелив.
• Я доволен своей работой на уроке
6 этап. Домашнее задание: выучить наизусть отрывок из пролога,  нарисовать иллюстрацию.

Раздаточный материал.

№1

Кот Баюн — персонаж русских волшебных сказок, огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшебству и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдёт спасение от всех болезней и недугов — сказки Баюна целебны.

Слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять — «рассказывать, говорить»  «Кот учёный» - это усмирённый и облагороженный вариант кота Баюна.

Леший  — лесная нечисть, полноправный и неограниченный хозяин леса: все звери и птицы находятся в его ведении и повинуются ему безответно.

Русалка — в восточнославянских поверьях женский демонологический персонаж, пребывающий на земле в течение Русальной недели

№2

В произведении Пушкина используется образ дуба, как представление о__________________________________.  Дуб – это дорога, которая соединяла ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

№3

В произведении Пушкина используется образ золотой цепи, как представление о__________________________________.  Золотая цепь  – это ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

№4

В произведении Пушкина используется образ животных, как представление о__________________________________.  Кот Баюн   – это ______________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК АЛГЕБРЫ в 7 классе. Игра «Поле чудес»

Игра «Поле чудес»Тема: «Применение преобразований целых выражений».Цель:Обобщение и систематизация знаний по теме «Формулы сокращенного умножения»Дать возможность каждому ученику как можно более...

Урок по МХК в 10 классе "Индия - страна чудес"

Урок по МХК в 10 классе "Индия - страна чудес"...

Презентация к уроку Технологии во 2 классе по теме "Чудеса из бумаги"

Урок Технологии во 2 классе знакомит детей с  основными направлениями работы с бумагой....

Разработка урока английского языка в 11 классе. Тема урока: «Семь чудес света средних веков»

Автор: Кабанова Ольга Ивановна, учитель английского языка  МБОУ «Школа № 91 с углублённым изучением отдельных предметов», город Нижний НовгородОписание материала: Вашему вниманию предлагаетс...

Технологическая карта урока английского языка в 6 классе на тему "Чудеса природы"

Тема: Чудеса природы Тип урока: урок открытия новых знаний Цель урока:  Создание условий для формирования навыков употребления новых лексических единиц в речи по теме «Чудеса природы».З...

План урока по английскому языку в 11 классе на тему "Чудеса мира". Учебник для школ с углубленным изучением английского языка Афанасьевой О.В. и Михеевой И.В. (11 класс)

Тема урока: «Образование – это…». Сфера общения «Чудеса мира».Предмет: английский языкКласс, профиль класса: 11-б (углубленное изучение англ. языка)Дата: 22.02.17Ш...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе « Там чудеса, там леший бродит… » для учащихся 5 – 9 классов.

Методическая разработка внеклассного мероприятия  по литературе « Там чудеса, там леший бродит… » для  учащихся 5 – 9 классов....