Приемы скорочтения
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Горбанева Анна Михайловна

Мы живем в очень быстром ритме, наш день расписан буквально по минутам и на чтение практически не остается времени. И это очень плохо, потому что, только читая, мы повышаем свой профессиональный уровень, интеллектуально развиваемся и расширяем свой кругозор.

Плюс к этому, читающий человек и говорит, и пишет грамотнее, в отличие от тех, кто читает мало или не читает вовсе. Вывод напрашивается сам собой – нужно учиться читать быстрее. И в этом вам поможет специальная техника скорочтения.

К счастью, таких техник существует несколько, и вы вполне можете выбрать ту, которая подойдет именно вам.  Поговорим о том, что нам мешает читать быстрее, какие бывают техники скорочтения и с чего следует начинать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitel_russkogo_yazyka_i_literatury_gorbaneva_a.docx41.23 КБ

Предварительный просмотр:

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ГОРБАНЕВА А.М.

Знаменитые Техники скорочтения и упражнения (+инструкции)

Мы живем в очень быстром ритме, наш день расписан буквально по минутам и на чтение практически не остается времени. И это очень плохо, потому что, только читая, мы повышаем свой профессиональный уровень, интеллектуально развиваемся и расширяем свой кругозор.

Плюс к этому, читающий человек и говорит, и пишет грамотнее, в отличие от тех, кто читает мало или не читает вовсе. Вывод напрашивается сам собой – нужно учиться читать быстрее. И в этом вам поможет специальная техника скорочтения.

К счастью, таких техник существует несколько, и вы вполне можете выбрать ту, которая подойдет именно вам.  Поговорим о том, что нам мешает читать быстрее, какие бывают техники скорочтения и с чего следует начинать.

С чего начать учиться скорочтению – пошаговая инструкция

Что такое скорочтение? Это навык, с помощью которого можно быстро структурировать текст и усвоить информацию.

Скорочтению нас обучают в начальной школе. Помните, как учитель берет часы в руки, засекает время, а потом считает, какое количество слов вы прочли.

Ученик первого класса к концу учебного года должен прочитывать от 25 до 40 слов в минуту. К концу начальной школы, то есть в конце четвертого класса – от 90 до 120.

А вот ученики средних и старших классов должны читать около 180 слов в минуту (хотя в этих классах технику чтения уже не проверяют). Такие же показатели считаются средними и для взрослого человека.

Высокий показатель для взрослого от 400 слов в минуту.

Обучение технике скорочтения поможет увеличить ваши результаты в несколько раз. Если вы читали в среднем 200 слов в минуту, то используя техники скорочтения и запоминания, вы будете читать уже по 400-800 слов за это же время.

Научиться скорочтению можно абсолютно в любом возрасте.

С чего следует начать? Для начала необходимо устранить те причины, по которым вы читаете медленно, и только потом начинать выполнять упражнения методик для повышения скорости чтения.

Какие факторы замедляют процесс чтения и почему? В процессе чтения наши глаза совершают множество движений. Чтобы текст воспринимался полностью, глаза должны быть сфокусированы только на нем. Но так получается не у всех.

Мы постоянно отвлекаемся, наше боковое зрение улавливает массу мелких деталей и движений. Но это не главные причины. Основными причинами медленного чтения, по мнению специалистов являются:

  1. Проговаривание текста при чтении. Некоторым людям кажется, что проговаривание текста про себя помогает запоминать текст лучше, но это ошибочное суждение. Когда мы проговариваем текст, мы автоматически снижаем скорость чтения, потому как скорость чтения в данном случае будет равно скорости, с которой мы говорим (приблизительно 150 слов в минуту). Запомните, человек, который не проговаривает слова при чтении, воспринимает смысл прочитанного мгновенно!
  2. Повторное чтение фрагментов текста. Если вы постоянно возвращаетесь к уже прочитанному, скорость чтения снижается. Многие люди делают это автоматически, даже не задумываясь. Чаще всего, так делают те, кто недостаточно сосредоточен или боится, что без повторного прочитывания не сможет запомнить информацию.
  3. Невнимательность и/или рассеяность. Если вы «витаете в облаках», то вам вряд ли удастся быстро прочесть текст и полноценно его воспринять и запомнить. Техника скорочтения с высоким уровнем запоминания позволит вам читать быстро, и вы автоматически будет сосредотачиваться только на информации в тексте.
  4. Сложность материала и отсутствие базовых знаний. Это касается в первую очередь чтения специализированной литературы, поскольку оно занимает больше времени и требует обдумывания прочитанного. Также это относится к чтению книг на иностранных языках. В них вы можете встретить незнакомые слова, и вам потребуется время, чтобы разобраться и понять текст. Вышеперечисленная литература точно не подходит для скорочтения.

Устранив данные причины можно двигаться дальше.

Предлагаю вам ознакомиться с пошаговыми действиями подготовки к обучению.

Шаг первый

Вам понадобится:

  • 4-6 непрочитанных книг, разных жанров (желательно не очень сложных для восприятия);
  • секундомер;
  • чистый лист бумаги или блокнот;
  • карандаш или ручка.

Шаг второй

Проверьте себя и оцените скорость чтения, степень восприятия и запоминания прочитанного материала.

Возьмите любую из выбранных книг и секундомер со звонком (можно воспользоваться таймером на телефоне). Чтобы оценить себя выполните следующие действия по инструкции:

  1. Выясните количество слов, которое помещается в пяти строках выбранного текста, и разделите на пять, округлите. Например, если у вас в пяти строках 45 слов, то в одной в среднем 9 слов (45:5=9).
  2. Теперь посчитайте количество строк на пяти страницах той же книги и снова разделите на пять. Например, на пяти страницах 186 строчек, значит, на странице около 37 (186:5=37,2).
  3. Теперь посчитайте количество слов, помещающееся на одной странице. Для этого просто умножьте среднее число слов на число строк в строке. Получится 333 слова (37х9=333).
  4. И последнее: выясните, с какой скоростью вы читаете текст. Засеките одну минуту на таймере телефона и начните читать в обычном режиме.

Вы должны не просто прочесть текст, но и максимально запомнить прочитанную информацию. Только этот показатель является вашей настоящей скоростью чтения.

Подводим итог, чтобы определить ваш уровень скорочтения:

  • менее 120 – ниже среднего;
  • 120-180 – ниже среднего, если только вы не моложе 15 лет;
  • 180-240 – среднестатистическая скорость;
  • 240-350 – уровень среднего студента вуза;
  • 350-500 – выше среднего;
  • более 500 – превосходная скорость.

Или пройдите онлайн готовый тест скорости чтения.

Шаг третий

Проверяем степень запоминания и восприятия текста. На подготовленном листе (или в блокноте) запишите все, что запомнили из прочитанного текста (имена, даты, какие-то действия или события). Важно воспроизводить все в том же порядке, как в книге.

Старайтесь записывать кратко, не использовать пустые слова (кажется, вроде бы, может быть и т.п.).

  • Подсматривать и открывать книгу нельзя!

Теперь посчитайте количество слов, которое вы смогли запомнить и написать на бумаге. Запишите это количество отдельно на листике.

Проверяйте себя таким способом после каждого нового способа развития скорочтения или при каждых пятидесяти словах увеличения скорости.

Комментарий психолога: я рекомендую завести блокнот и записывать результаты своих достижений в него. Так вам будет легче проводить сравнение, и вы будете видеть явные изменения в обучении скорочтению. Это очень мотивирует и вдохновляет.

Записывая результаты каждый раз на новом листе (даже если вы их будете где-то складывать – велика вероятность, что какой-то лист или несколько просто потеряются), вы рискуете не увидеть своих достижений. А значит, мотивация может снизиться либо пропасть вовсе.

Эффективные техники скорочтения

Давайте рассмотрим основные техники и приемы, которые помогут вам понять, как научиться быстро читать и понимать прочитанное.

«Линейное чтение»

В этой технике нужно читать слово за словом и строку за строкой, как нас учили в школе.

Это очень эффективный способ при прочтении сложных материалов. Ускорить данную технику можно с помощью движений рукой и расширения области зрения.

«Метод беглого скольжения»

Эта техника является как бы продолжением предыдущей, вы читаете по такому же принципу, но не фиксируете каждое слово, а скользите по тексту, выделяя важные части.

Эта техника предполагает чтение первой строки каждого абзаца. Она не подходит для изучения профессиональных и учебных текстов.

 «Сканирование»

Эту технику часто путают со скольжением, но это не совсем так. Это совершенно другая техника чтения. Сканируя, вы ищете какую-то информацию в тексте, например, свою фамилию в списке.

Такой способ чтения отлично подходит для поиска ответов на вопрос. Вы просто читаете вопрос, запоминаете то, что вам нужно найти и ищете ответ в тексте.

«Быстрая визуальная последовательность»

В этом случае текст дробится на отдельные слова, которые появляются друг за другом с большой скоростью на экране устройства (компьютера, телефона или планшета).

Существует программа, которую вы устанавливаете на часто используемое устройство, и в которую в дальнейшем будете загружать книги. Эта техника позволяет читать в несколько раз быстрее, но с ней труднее запоминать и понимать прочитанное.

Минимальное время тренировки для любой техники составляет 20 минут в день, оптимальное – 30 минут. Если хотите добиться результатов быстрее, увеличьте занятия до часа, делая перерывы каждые 10 минут.

Еще один важный момент! Чтобы освоить любую технику скорочтения, нужно избавиться от артикуляции и регрессий.

Для справки! Артикуляция – проговаривание звуков, которое существенно замедляет процесс чтения и запоминания.

Предлагаю несколько способов подавления артикуляции:

  1. Во время чтения едите счет от одного и до бесконечности. Поясню, когда вы читаете, то проговариваете не слова, а цифры. Этот способ является самым простым и эффективным.
  2. При этом способе нужно произносить одно слово, читая следующее. Это гораздо сложнее, чем первый способ, и без тренировки выполнить проблематично.
  3. Смысл этого способа заключается в проговаривании во время чтения стихов или куплетов из песни. Таким образом человек программирует свою дикцию на произношение знакомого, но отвлеченного материала, что сделать гораздо проще, чем проговаривать только что прочитанный (неизвестный) текст.
  4. Этот способ называют «методом речевых помех». Смысл в том, что в процессе чтения нужно выстукивать рукой особый ритм:
  • Удар ладони – пауза в 0,2 сек
  • Удар ладони – пауза в 0,2 сек
  • Удар ладони – пауза в 0,4 сек
  • Удар ладони – пауза в 0,4 сек
  • Удар ладони – пауза в 0,8 сек
  • Удар ладони – пауза в 0,8 сек
  • Удар ладони – пауза в 0,8 сек
  • Удар ладони – пауза в 0,8 сек

Ритм нужно выстукивать как можно четче, потому как внимание концентрируется не на произносимом тексте, а на движении и самом ритме, именно это и позволяет читать быстрее, при этом, не используя артикуляцию.

  • Читая, увеличивайте или замедляйте скорость чтения, это избавит от привычки проговаривать текст.
  • Выберите такой темп чтения, при котором слова будут восприниматься, но проговаривать вы их не будете успевать. На мой взгляд, это самый хороший способ избавления от артикуляции!
  • Этот способ можно назвать самым приятным – читая, включайте фоном музыку. Это должна быть легкая музыка, которая не помешает сосредоточиться. В процессе чтения просто следите за мелодией.

Основная задача при избавлении от артикуляций – поставить себя в максимально неудобное положение. Чтобы найти свой способ – пробуйте разные. Через время вы обязательно добьетесь того, что артикуляция при чтении вам будет не нужна.

Для справки! Регрессии – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток — самый распространенный.

Главная причина регрессии – ваша привычка. Многие люди перечитывают текст по два раза для надежности «а вдруг что-то пропустил важное», от этой привычки можно избавиться следующими способами:

  1. Засеките две минуты и начните читать. Ручкой ведите под строкой, которую читаете, старайтесь концентрировать внимание именно на ручке. Переставляйте ручку со строки на строку, задайте темп и придерживайтесь его.
  2. Во время чтения «с ручкой» нельзя останавливаться и возвращаться к уже прочитанному. Так как основная задача на первое время: увеличить скорость и избавиться от регрессии.
  3. Следите за тем, чтобы не останавливаться на одной строчке более одной секунды, даже если потеряли суть написанного и перестаете воспринимать текст.
  4. Трехминутная техника. Засеките три минуты и возьмите ручку. Теперь на прочтение одной строки тратьте 0,5 секунды. Скорость чтения не должна изменяться на протяжении всех трех минут. Наверняка вы вообще ничего не поймете из прочитанного, но это не имеет значения. Сейчас у вас другая задача – скорость и избавление от регрессии.

Сохранение скорости – самая непростая задача, особенно когда велико желание вернуться и перечитать текст снова.

Этот способ – наиболее эффективный тренажер по скорочтению, потренировавшись, вы легко будете прочитывать около 600 слов в минуту.

Возвращаемся к техникам.

«Расширение восприятия»

Для увеличения скорости чтения, необходимо развивать периферическое зрение. Наш глаз даже если смотрит в центр, то видит его углы. Те, кто читает медленно, читают текст от начала строки и до конца, если же натренироваться и начинать с центра, то времени на чтение понадобится гораздо меньше.

Например, такое предложение: «Раньше они любили ходить в кино парами или предпочитали не посещать кино вовсе». Если вы начнете чтение со слова «ходить» и закончите словом «не посещать», то вы прочтете только 5 из 11 слов. Тем самым вы уловите суть и увеличите скорость чтения.

«Деление на абзацы»

Эта техника выполняет сразу две задачи: увеличивает скорость и не снижает степень восприятия информации. Вы делите текст на абзацы, объединяя группы предложений в единый смысловой блок.

То есть, все фразы одного абзаца должны относиться к одной теме. Чаще всего, тема абзаца понятна по его первому предложению. Прочитав его, вы уже понимаете смысл, а весь остальной абзац можно прочесть с помощью «сканирования». Таким образом, вы сокращаете время чтения в 3-4 раза.

«Чтение с помощью пальца»

Эта техника дублирует суть способа избавления от регрессии с ручкой. Принцип тот же, только вместо ручки вы используете палец. Если вы читаете на электронном устройстве, то вместо пальца можно использовать трубочку, свернутую из бумаги.

«Техника фоточтения»

Это очень интересная методика обучения технике скорочтения. Такое название она получила потому, что читатель как бы «фотографирует» всю страницу взглядом, пытаясь понять суть написанного. Эта техника подходит для просмотра большого количества текста на знакомую тематику.

«Техника диагонального чтения»

Этой техникой пользуются в основном те, кто самостоятельно научился быстро читать. Диагональное чтение схоже с фоточтением, но с использованием периферического зрения. Как читать по диагонали:

  • проведите мысленную линию от верхнего левого угла страницы в нижний правый;
  • двигайтесь взглядом по этой диагонали, стараясь охватить как можно больше слов одновременно;
  • не вчитывайтесь в отдельные слова, составляйте целостный образ материала;
  • выделяйте ключевые фразы и пропускайте обороты без смысловой нагрузки;
  • не возвращайтесь к отдельным кускам текста, пока не прочитаете материал целиком.

Эта техника также подходит для текстов на знакомую тему. Она слабо применима для детей, ведь ребенок вряд ли сможет уловить суть материала по отдельным фразам.

Техникой диагонального чтения владели некоторые известные люди. Владимир Ильич Ленин читал более 2500 слов в минуту. Иосиф Сталин владел выдающейся библиотекой и читал каждый день не менее 500 страниц. Он использовал цветные карандаши для выделения ключевых слов и мыслей текста. Несколько за один сеанс чтения.

Методы скорочтения

В продолжение вопроса, как освоить технику скорочтения, предлагаю еще несколько интересных и эффективных методов.

Разминка «2–3–5»

Когда мы берем в руки книгу, то сразу же начинаем читать. Но специалисты уверяют, что это не правильный подход. Вначале нужно дать глазам немного размяться. Представьте, что фокус вашего взгляда похож на луч прожектора, и вы можете то расширять его, то сужать. Возьмите секундомер, книгу формата А5, расслабьтесь и начинайте водить своим «лучом» по нескольким строчкам сначала слева направо, а затем справа налево.

Первую минуту водите по двум строкам, следующую — по трём, третью минуту — по пяти строчкам. Старайтесь чётко разглядеть все слова друг над другом, но не стремитесь пока вчитываться и понять их смысл. На последнем этапе этого упражнения вы должны не «перемещать луч прожектора» по строкам, а уже читать максимально быстро и с пониманием сути.

«Клиновидные таблицы»

Процесс чтения основан на образах. Чтобы видеть и воспринимать по несколько слов одновременно, необходимо расширять поле зрения. Для этого можно использовать специальные таблицы для скорочтения, которые помогут развить такие навыки. Найти в интернете и распечатать такую таблицу не трудно.

Сконцентрируйтесь сначала на центральном столбце. Затем медленно спускайтесь взглядом вниз, при этом проговаривайте вслух боковые числа. Цель данной таблицы цифр для скорочтения — дойти до конца и увидеть одновременно числа и справа, и слева от центрального столбца.

В книге рекордов Гиннесса самым быстрым чтецом в мире в 1990 году был объявлен Говард Берг, который заявил о результате 25 000 слов в минуту.

Внешне такое чтение должно выглядеть как обычное перелистывание страниц. Но в достоверности этого рекорда еще в 1990-е годы возникли сомнения, и в итоге Говарду запретили рекламировать его курсы скорочтения.

Более реалистичные данные были получены Рональдом Карвером — профессором университета Миссури в Канзас-Сити, который исследовал быстрое чтение в 1980-х годах. Для испытаний он пригласил победителей профильных конкурсов, редакторов журналов и газет —  людей, которые умеют быстро работать с текстами. Но в итоге оказалось, что при понимании текста хотя бы на 75% никто из участников не смог преодолеть барьер 600 слов в минуту.

Техника скорочтения «Сбор урожая»

Когда вы прочли информацию в книге, это не гарантирует, что вы сразу же все запомнили. Чтобы информация по-настоящему запомнилась и перешла в долговременную память, нужно сделать паузу, представить суть прочитанного и проговорить про себя основные моменты.

«Проверяйте эффективность»

После прочтения задавайте себе вопросы по содержанию текста, пробуйте его пересказать и/или законспектировать по памяти. Чем больше деталей и подробностей удалось воспроизвести, тем выше эффективность чтения.

«Засекайте время»

Сколько времени вы тратите на прочтение половины страницы? Две минуты? Одну? Начинайте с двух минут, а затем постепенно сокращайте время, стараясь прочитать тот же объём текста за меньшее время. Чем больше тренировок, тем быстрее вы будете читать.

Упражнения для быстрого чтения

Чтобы быстрее увеличить скорость чтения, необходимо дополнительно выполнять определенные упражнения.

«Зеленая точка»

Это упражнение помогает научиться воспринимать информацию  с помощью периферического зрения. Все очень просто: в центре страницы с любым текстом рисуем зеленую точку и в течение 10 минут концентрируем на ней свое внимание. Мысленно представляем зеленую точку перед собой и когда ложимся спать и закрываем глаза. Выполнять упражнение необходимо в течение двух недель. С его помощью вы научитесь рассматривать текст, расположенный по горизонтали и вертикали от зеленой точки.

«Тарабарское чтение»

Это чтение справа налево. Упражнение развивает мышление и внимание, а также вырабатывает способность концентрироваться. Для начала можно тренироваться с помощью палиндром – слов или словосочетаний, которые одинаково читаются, что слева направо, что наоборот. Примеры: «А роза упала на лапу Азора», «Коту скоро сорок суток» и т. п. А затем можно приступить к тренировкам на обычном тексте.

«Читаем вверх ногами»

Такие упражнения позволяют быстрее увеличить скорость чтения. Сначала читайте абзац в перевернутой книге, затем возвращаем ее в нормальное положение и перечитываем его. Вы сразу ощутите, насколько легко и быстро сможете это сделать!

«Тик-так»

Во время чтения охватываем взглядом только начало и конец строки, а не каждое слово, как при обычном чтении. Этого будет достаточно для понимания смысла прочитанного, скорость же чтения существенно увеличится.

«Назови цвет»

В этом упражнении важно запомнить цвет, которым написано слово, а ни само слово. То есть вы не читаете, а просто запоминаете.

«Заметки на полях»

Суть этого упражнения в том, чтобы читать книги, журналы и другие материалы с карандашом, подчеркивая главную мысль каждого текста и оставляя заметки на полях. Этот прием на первый взгляд замедляет темп, но на практике он — в числе самых полезных упражнений для чтения. Привычка оставлять заметки помогает научиться структурировать текст и быстро понимать его смысл по нескольким строчкам.

Упражнения на внимание

  1. Следите за секундной стрелкой на протяжении трех минут, ни на что не отвлекаясь. С первого раза обычно не удается, но потом обязательно получится.
  2. Запомните комбинацию из двух игральных карт или фишек домино, посмотрев на них 10 секунд. Постепенно увеличивайте количество карт или фишек, которые вы можете запомнить за 10 секунд.
  3. Читайте неинтересные книги, не обязательно быстро. Просто читайте, пытаясь сохранить внимание и запомнить описанную информацию.

Упражнения для детей

Детские упражнения для развития скорости чтения отличаются от взрослых, поэтому я выделила их в отдельную группу. Главная задача этих упражнений не столько повысить скорость, сколько улучшить продуктивность и способность сосредотачиваться на информации.

«Следи за строкой». Упражнение аналогично взрослому с ручкой. Во время чтения ребенок должен вести пальцем или карандашом вдоль каждой строчки, отслеживая свой взгляд. Это помогает устранить возвратные движения глаз, не перескакивать со строки на строку и не возвращаться назад.

«Пройди лабиринт».  Предложите ребенку читать, отслеживая путь только глазами — без помощи рук. Это упражнение тренирует способность не отвлекаться от задачи, концентрируясь на ней длительное время.

«Сбор урожая».  Суть упражнения в следующем: ребенок после прочтения каждого абзаца должен сделать паузу, отвернутся от текста, и представить его в виде образов или схем. После этого он кратко рассказывает о прочитанном в 2 предложениях и продолжает читать.

«Непослушная книжка». В этом упражнении нужно читать тексты, которые находятся с разных сторон от читателя. Ребенку можно объяснить, что книжки тоже иногда шалят и не хотят лежать спокойно.

«Отыщи слово».  Это одно из самых простых упражнений на внимательность и умение вычленять из текста нужную информацию. Ребенку нужно предложить игру: отыскать на странице книги определенное слово и посчитать, сколько раз оно упоминается.

Советы

Обучиться скорочтению непросто. Это потребует времени, терпения и многочисленных тренировок. Ну и конечно, желания. Если человек хочет добиться какой-то цели, то его ничто не остановит. Я так думаю.

Вот еще несколько простых советов, как научиться быстро читать.

Совет 1: Занимайтесь минимум 20 минут в день на протяжении одного месяца. В это период отрабатывайте только скорость чтения. Понимать и запоминать прочитанное вы будете только тогда, когда освоите одну из техник скорочтения окончательно.

Совет 2: Учитесь играя. Пытайтесь в любой ситуации находить что-то интересное, превращая простое действие в игру – соревнуйтесь с собой или с соперником, ищите ответы на вопросы.

Совет 3: Помните о мотивации! Мотивируйте себя тем, что читаемый материал может быть полезен вам. Попытайтесь найти и перечислить все возможные преимущества, которые даст вам прочитанный текст.

Совет 4: Одни люди могут выполнять любую задачу, не обращая внимания на внешние раздражители, другие же, наоборот, могут сосредоточиться только в полной тишине. Помните, что сложные условия делают человека более собранным и внимательным, учат отключаться от внешнего мира и сосредотачиваться на главном. Если вы относитесь ко вторым, то искусственно создавайте себе сложные условия, и учитесь концентрироваться на чтении.

Совет 5: Когда берете в руки книгу, держите ее под углом в 30° относительно своих глаз. Если читаете на компьютере, угол наклона экрана

Совет 6: Во время чтения периодически двигайте головой назад и вперед – так сетчатке проще стабилизировать изображение. У данного упражнения даже есть название – вестибулярный рефлекс, за счет которого увеличивается обзор периферийного зрения.

Совет 7: В процессе чтения не обращайте внимания на междометия, союзы, предлоги и другие короткие лексические единицы. Доверьтесь своему мозгу – он прекрасно видит и обрабатывает все это без дополнительной концентрации.

Совет 8: При чтении, обязательно сохраняйте ровную осанку. Качество самого процесса чтения становится выше, если в действие вступает подсознание. А прямая осанка этому очень даже способствует, так как многие вещи, происходящие автоматически, происходят без помощи сознания.

Совет 9: Помните, ваше тело должно свободно дышать и отдыхать, когда вы читаете. Если вы будете сидеть ровно, активность и работоспособность вашего мозга будет сохраняться на протяжении долгого времени.

Совет 10: Прежде чем приступать к чтению, «разогрейте» глаза: посмотрите на стену и сфокусируйте взгляд на одной точке перед собой. Голову сохраняйте неподвижной. Вытяните руки вперед и посмотрите на кончики пальцев. С силой зажмурьтесь несколько раз, затем откройте глаза и немного поморгайте. Прижмите ладони к глазам и сделайте глазами несколько круговых движений: сначала по спирали, потом – выводя «восьмерку», затем – по горизонтали.

+Еще один совет: если вы задались целью улучшить свою скорость чтения и запоминания, настоятельно рекомендую прочесть книги Христиана Грюнинга «Скрытые ресурсы мозга. Руководство по правильной эксплуатации, или Как повысить свой интеллект, развить интуицию и улучшить память» и «Лучшие техники скорочтения, развития памяти и внимания. Как усвоить большой объем знаний. Учимся без стресса и лишних усилий».

Христиан Грюнинг – адвокат по образованию, работал с одаренными детьми и большую часть своего времени посвятил разработке методик успешного обучения. В общем, в его книгах есть что почитать.

В заключение

Научиться скорочтению непросто, но вполне реально, если есть такое желание. Отвечая на вопрос: «Какая техника обучения скорочтению лучше всего?» скажу так: лучшая техника скорочтения та, с помощью которой вы быстрее всего научитесь это делать. А для этого вам придется испробовать на себе несколько техник, чтобы найти свою – эффективную и результативную. Не забывайте и об упражнениях, которые помогут вам добиться поставленной цели гораздо быстрее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Скорочтение учащихся. Профилактика различных патологий чтения (статья)

Скорочтение учащихся. Профилактика                        ...

Рецензия на учебно-методическое пособие Соленовой Л.Н. «Занимательная книга по скорочтению «Читаем вместе» для детей 8 лет»

Рецензия на учебно-методическое пособие Соленовой Л.Н. «Занимательная книга по скорочтению «Читаем вместе» для детей 8 лет»...

Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе "Кружок "Скорочтение"

Рабочая программа курса "Скорочтение", адаптированного для детей среднего школьного звена (5-8 классы)...

Факультативный курс Скорочтение

Программа данного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской «Программы по скорочт...

Упражнения для развития навыка скорочтения

данные упражнения помогут учащимся улучшить темп чтения...

Программа "Скорочтение"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Скорочтение» имеет социально-педагогическую направленность и предполагает развитие навыка чтения учащихся дошкольного и младше...

Приемы скорочтения.

Мы живем в очень быстром ритме, наш день расписан буквально по минутам и на чтение практически не остается времени. И это очень плохо, потому что, только читая, мы повышаем свой профессиональный урове...