Факультативный курс Скорочтение
рабочая программа на тему

Блинова Ирина Павловна

Программа данного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской «Программы по скорочтению для детей в возрасте от 5 до 12 лет» педагога дополнительного образования высшей категории Ситдиковой Раисы Николаевны, автора книги «Хорошо читаем, думаем, запоминаем». И представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов. Курс рассчитан на 1 час в неделю для учащихся со второго класса. Реализуется в группе не более восьми учащихся.

Значение смыслового чтения для успешного освоения учебного материала учащимися состоит в том, что сформированный навык смыслового чтения является фундаментом всех УУД и предметных действий. Через смысловое чтение формируются все УУД: поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fak_skorochtenie_2_klass.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»

(ГБОУ НСО ОЦО)

Утверждаю:                                                         Рассмотрено и одобрено

директор ГБОУ  НСО  «ОЦО»                          на заседании педсовета

_____________А.Ф.Головач                              протокол № 1 от 31.08.17 г.

Рабочая программа

факультативного курса

 «Скорочтение»

2 класс

2017 – 2018 учебный год

п.Тулинский

2017

 

Пояснительная записка.

Программа данного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской «Программы по скорочтению для детей в возрасте от 5 до 12 лет» педагога дополнительного образования высшей категории Ситдиковой Раисы Николаевны, автора книги «Хорошо читаем, думаем, запоминаем». И представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов. Курс рассчитан на 1 час в неделю для учащихся со второго класса. Реализуется в группе не более восьми учащихся.

Значение смыслового чтения для успешного освоения учебного материала учащимися состоит в том, что сформированный навык смыслового чтения является фундаментом всех УУД и предметных действий. Через смысловое чтение формируются все УУД: поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка.

Актуальность выбора определена следующими факторами: на основе диагностических фактов у учащихся низкая скорость чтения, допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав слов и испытывают трудности при слогослиянии, то в большинстве случаев все затрудняют детям понимание прочитанного.

От скорости чтения зависит также процесс развития. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе.

Цель реализации программы: создание условий для развития навыков рационального чтения, повышения скорости чтения и усвоения информации.

Задачи:

- освоение приёмов и техник скорочтения;

- развитие памяти и внимания;

- улучшение понимания прочитанной информации;

- развитие навыков логического мышления;

- развитие умения работать с текстом (анализ структуры текста);

- развитие речи.

Предполагаемый результат:

- увеличение скорости чтения;

- освоение техник запоминания материала, улучшение качества запоминания;

- активизация высших психических функций;

- расширение расширение поля зрения;

- освоение алгоритма рационального чтения.

Программа включает три основных направления:

- Обучение детей скоростному и осознанному чтению.

- Развитие зрительной и слуховой памяти.

- Улучшение разговорной речи.

Принципы обучения:

- принцип сознательности, творческой активности, самостоятельности ребёнка при руководящей роли педагога;

- принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного обучения скорочтению, улучшению зрительной и слуховой памяти, как выражение комплексного подхода;

- принцип связи обучения с жизнью;

- постоянный поиск новых форм работы и совершенствования технологии.

Методы обучения:

- Словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, поощрение.

- Наглядные: демонстрация.

- Практические: упражнения, выполнение графических записей.

- Аналитические: наблюдение, сравнение, анкетирование, самоанализ, опрос.

Средства обучения:

- наглядный материал: таблицы, схемы, образцы;

- методическая литература: книги, журналы;

- оборудование: книги, карандаши, ручки;

- материалы: тексты для чтения, корректурные пробы, таблицы, рисунки для запоминания, - набор для слуховой памяти.

Структура занятия.

Занятия проводятся 1 раз в неделю в группе не более 8 человек. Продолжительность занятий 30-40 минут. Каждое занятие включает в себя упражнения разной направленности:

1. Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата.

2. Работа со скороговорками.

3. Работа со слоговыми таблицами.

4. Чтение «марсианских» стихов.

5. Работа с «Таблицами Шульте».

6. Работа с текстом на время.

7. Упражнения на развитие угла зрения.

8. Упражнение на развитие зрительной памяти.

9. Упражнение «Корректурная проба».

10. Упражнение на развитие слуховой памяти


Тематическое планирование факультативного курса

«Скорочтение»

п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего часов

Содержание деятельности

Воспитательная работа

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

1.

Престижность скорочтения. Замер стартовой скорости чтения. Определение понимания прочитанного.

1

беседа о пользе скорочтения

чтение текста на время, ответы на вопросы по содержанию

привитие любви к чтению

2.

Секретные упражнения в скорочтении.

1

сообщение о видах упражнений и техникой их выполнения

пробный тренинг с каждым видом упражнений

пробудить желание быстро читать

3.

Расширение поля зрения. Тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой.

1

объяснение техники выполнения тренингового упражнения на увеличение «пятна ясного видения», тренировку внимания, особенности чтения с указкой

тренинг Шульте 3х3 (2 таблицы), чтение с указкой 2 мин, 2 лабиринта, дыхательная гимнастика (1 упр.), скороговорка

воспитание ответственности, честности при выполнении заданий

4.

Расширение поля зрения. Тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой.

1

объяснение техники выполнения тренинговых упражнений на

тренировку внимания («струп-тест» и «разноцветные числа»)

тренинг Шульте 3х3 (2 таблицы), чтение с указкой 1 мин, дыхательная гимнастика (1 упр.), чистоговорка«струп –тест»,

«разноцветные числа» (прямой порядок)

воспитание воли, усидчивости при выполнении заданий

5.

Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения. Синхронизация обоих полушарий.

1

объяснение техники выполнения тренингового упражнения на синхронизацию обоих полушарий (рисование двумя руками, «алфавит»)

тренинг

Шульте 4х4 (3таблицы)

рисование двумя руками-1 картинка, «алфавит»прямой порядок только с руками-1 блок, чтение с указкой 3 мин,

дыхательная гимнастика

(1 упр.), скороговорка

воспитывать стремление добиваться победы

6.

Тренировка на быстрое переключение внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения.

1

объяснение техники выполнения тренингового упражнения на тренировку внимания «большие и малые числа»

тренинг

Шульте 3х3

(2 таблицы), чтение с указкой 2 мин, дыхательная гимнастика

(1 упр.), скороговорка

лабиринты-2 любых,

«большие и малые числа» прямой порядок-3 мин

воспитание ответственности, честности при выполнении заданий

7.

Расширение поля зрения. Чтение с указкой. Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции.

1

объяснение техники выполнения тренингового упражнения на расширение горизонталь

ной и вертикальной составляющей «пятна ясного видения»,

тренинг

дыхательная гимнастика

(1 упр.), чистоговорка,

чтение с указкой 2 мин,

клиновидная таблица вертикальная

1 мин,

клиновидная таблица горизонтальная

1 мин,

рисование двумя руками-1 картинка

воспитание воли, усидчивости при выполнении заданий

8.

25.10

Чтение с указкой. Расширение поля зрения. Тренировка внимания. Отработка дикции.

1

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

тренинг

дыхательная гимнастика

(1 упр.), скороговорка,

чтение с указкой-2 раза по 3 мин,

клиновидная таблица горизонтальная

1 мин,

Шульте 3х3

(2 таблицы),

«струп-тест»

убедить в пользе скорочтения

9.

Расширение поля зрения. Тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой.

1

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

тренинг

дыхательная гимнастика

(1 упр.), чистоговорка,

чтение с указкой-1мин,

Шульте 3х3

(2 таблицы),

«разноцветные числа» (прямой порядок и обратный)

воспитание ответственности, честности при выполнении заданий

10.

Отработка дикции. Чтение с указкой. Тренировка внимания. Синхронизация обоих полушарий.

1

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

тренинг

дыхательная гимнастика

(1 упр.), скороговорка,

чтение с указкой-2 раза по1 и 2 мин,

«алфавит» обрат

ный порядок только с руками-1 блок,

«струп-тест»

воспитывать стремление добиваться победы

11.

Развитие зрительной памяти. Отработка дикции. Чтение с указкой. Тренировка на быстрое переключение внимания. Расширение поля зрения.

1

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

тренинг

дыхательная гимнастика

(1 упр.), чистоговорка,

чтение с указкой

3 мин

Шульте 5х5

(2 таблицы),

лабиринты-2 любых,

«большие и малые числа» прямой порядок-3 мин

«большие и малые числа» обратный порядок-3 мин

Воспитание интереса, желания самосовершенствоваться

12.

Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения. Тренировка внимания.

1

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

тренинг

дыхательная гимнастика

(1 упр.), скороговорка,

чтение с указкой

1 мин

Шульте 4х4

(3 таблицы),

«струп-тест»

«алфавит» обрат

ный порядок только с руками-1 блок

воспитание воли, усидчивости при выполнении заданий

13.

Отработка дикции. Чтение с указкой Развитие зрительной памяти. Тренировка внимания.

1

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

тренинг

дыхательная гимнастика

(1 упр.), чистоговорка,

чтение с указкой-2 раза по

2 мин

лабиринты-2 любых

«разноцветные числа» (обратный порядок )

воспитывать стремление добиваться победы

14.

Синхронизация обоих полушарий Отработка дикции. Чтение с указкой Тренировка внимания.

1

объяснение техники выполнения тренингового упражнения на синхронизацию обоих полушарий («алфавит» с руками и ногами)

тренинг

дыхательная гимнастика

(1 упр.), скороговорка,

рисование двумя руками-1 картинка

чтение с указкой-2 раза по

3мин

«струп-тест»

«алфавит» обрат

ный порядок с руками и ногами-1 блок

убедить в пользе скорочтения

15.

Тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. Расширение поля зрения.

1

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

тренинг

дыхательная гимнастика

(1 упр.), чистоговорка,

чтение с указкой-2 раза по

1мин

«струп-тест»

Шульте 4х4

(3 таблицы

показать роль чтения для обогащения словарного запаса языка

16.

Отработка дикции. Чтение с указкой. Синхронизация обоих полушарий Развитие зрительной памяти. Тренировка внимания.

1

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

тренинг

дыхательная гимнастика

(1 упр.), скороговорка,

чтение с указкой-2 мин

рисование двумя руками-1 картинка

«струп-тест»

лабиринты-2 любых

Воспитание интереса, желания самосовершенствоваться

17.

Расширение поля зрения. Отработка дикции. Чтение с указкой.

1

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

тренинг

дыхательная гимнастика

(1 упр.), чистоговорка,

чтение с указкой-2 раза по 3 мин

клиновидная таблица горизонтальная 2 раза и вертикальная по

1 мин,

убедить в пользе скорочтения

18.

Тренировка на быстрое переключение внимания. Синхронизация обоих полушарий Отработка дикции. Чтение с указкой.

1

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

тренинг

дыхательная гимнастика

(1 упр.), скороговорка,

чтение с указкой-2 раза- 2 и 3 мин

«алфавит» прямой порядок с руками и ногами-1 блок

«большие и малые числа» прямой порядок-3 мин

Воспитывать чувство ответственности

19.

Развитие зрительной памяти. Синхронизация обоих полушарий. Увеличение «пятна ясного видения». Отработка дикции. Чтение с указкой.

1

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

тренинг

дыхательная гимнастика

(1 упр.), чистоговорка,

чтение с указкой

2 мин

лабиринты-2 любых

Шульте 4х4

(3 таблицы),

рисование двумя руками-1 картинка

воспитание воли, усидчивости при выполнении заданий

20.

Тренировка внимания. Увеличение «пятна ясного видения». Синхронизация обоих полушарий.

1

объяснение техники выполнения тренингового упражнения на синхронизацию обоих полушарий («устный счет»)

тренинг

дыхательная гимнастика

(1 упр.), скороговорка,

чтение с указкой 2 раза по

3 мин

«струп-тест»

Шульте 5х5

(2 таблицы),

«устный счёт»

2 мин

Воспитание интереса, желания самосовершенствоваться

21.

Отработка дикции. Чтение с указкой. Тренировка на быстрое переключение внимания. Синхронизация обоих полушарий.

1

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

тренинг

дыхательная гимнастика

(1 упр.), чистоговорка,

чтение с указкой

3 мин

«струп-тест»

«большие и малые числа» прямой порядок-3 мин

рисование двумя руками-1 картинка

воспитание воли, усидчивости при выполнении заданий

22.

Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. Чтение с указкой. Тренировка внимания.

1

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

тренинг

дыхательная гимнастика

(1 упр.), скороговорка,

чтение с указкой

3 мин и 1 мин

«алфавит» обратный порядок только с руками

«струп-тест»

показать роль чтения для обогащения словарного запаса языка

23.

Расширение поля зрения. Отработка дикции. Чтение с указкой. Синхронизация обоих полушарий.

1

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

тренинг

дыхательная гимнастика

(1 упр.), чистоговорка,

чтение с указкой

3 мин

«устный счёт»

1 мин

клиновидная таблица горизонтальная 1 мин и вертикальная

1 мин,

«алфавит» обратный порядок с руками и ногами

Воспитание интереса, желания самосовершенствоваться

24.

Быстрое переключение и тренировка внимания. Отработка дикции. Чтение с указкой. Синхронизация обоих полушарий.

1

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

тренинг

дыхательная гимнастика

(1 упр.), скороговорка,

«большие и малые числа» прямой порядок-3 мин

«разноцветные числа» (прямой порядок )

чтение с указкой

1 мин

«алфавит» прямой порядок с руками и ногами

убедить в пользе скорочтения

25.

Увеличение «пятна ясного видения». Отработка дикции. Чтение с указкой

1

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

тренинг

дыхательная гимнастика

(1 упр.), чистоговорка,

Шульте 5х5

(2 таблицы)

чтение с указкой

2 и 3мин

Шульте 4х4

(3 таблицы)

Воспитывать умение действовать быстро и четко

26.

Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. Чтение с указкой Тренировка внимания.

1

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

тренинг

дыхательная гимнастика

(1 упр.), скороговорка,

рисование двумя руками-1 картинка

чтение с указкой

2 раза по 3мин

«устный счёт»

2 мин

«струп-тест»

воспитывать стремление добиваться победы

27.

Тренировка внимания. Увеличение «пятна ясного видения». Развитие зрительной памяти.

1

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

тренинг

дыхательная гимнастика

(1 упр.), чистоговорка,

«разноцветные числа» (прямой порядок )

чтение с указкой

2 мин

Шульте 5х5

(2 таблицы)

лабиринты-2 любых

воспитывать настойчивость

28.

Тренировка внимания. Синхронизация обоих полушарий. Отработка дикции. Чтение с указкой

1

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

тренинг

дыхательная гимнастика

(1 упр.), скороговорка,

чтение с указкой

2 мин и 3 мин

«струп-тест»

рисование двумя руками-1 картинка

показать роль чтения для обогащения словарного запаса языка

29.

Синхронизация обоих полушарий. Тренировка внимания. Увеличение «пятна ясного видения».

1

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

тренинг

дыхательная гимнастика

(1 упр.), чистоговорка,

«алфавит» прямой порядок с руками

чтение с указкой

2 раза по 3 мин

«струп-тест»

Шульте 5х5

(2 таблицы)

показать преимущество книг перед интернетом

30.

Увеличение «пятна ясного видения». Быстрое переключение и тренировка внимания. Синхронизация обоих полушарий.

1

установка на соблюдение правильной техники выполнения тренинговых упражнений

тренинг

дыхательная гимнастика

(1 упр.), скороговорка,

Шульте 5х5

(3 таблицы)

«большие и малые числа» прямой порядок-3 мин

«алфавит» прямой порядок ( с руками)

«струп-тест»

воспитывать настойчивость

31.

Работа с текстами с применением техник скорочтения.

1

рекомендации и советы по оптимальному использованию техник скорочтения при работе с текстом

чтение текстов и определение понимания прочитанного

воспитывать стремление улучшить результат

32.

Работа с текстами с применением техник скорочтения.

1

рекомендации и советы по оптимальному использованию техник скорочтения при работе с текстом

чтение текстов и определение понимания прочитанного

воспитывать интерес к содержимому читаемого

33.

Контрольный замер скорости чтения. Определение понимания прочитанного.

1

беседа о пользе тренинговых упражнений

чтение текста на время, ответы на вопросы по содержанию

убедить в том, что чтение-залог доброго нрава ребёнка

34.

Турнир по скорочтению

1

презентация прочитанных книг

соревнование по скорочтению

пробудить желание читать больше

итого

34


Планируемые результаты  освоения курса внеурочной деятельности

В результате работы по программе обучающиеся должны уметь:

- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

- обоснованно делать выводы, доказывать.

 - максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенные в чтение;

- применять новые знания и умения для организации внимания и памяти для дальнейшей успешной учёбы, активизации познавательной деятельности.

Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.

Обучающиеся научатся:

- сокращать время выполнения домашней работы минимум в 2 раза;

- увеличивать скорость чтения в 2 и более раз;

- увеличивать скорость и качество запоминания текстов;

- научатся легко запоминать стихи за 10-15 минут;

- научатся быстро запоминать даты, правила, определения, словарные слова;

- научатся мыслить быстрее.


Список литературы

- Крылова О.Н. «Чтение. Работа с текстом» Изд. «Экзамен», 2011г

- Ситдикова Р.Н. «Опережающее развитие ребёнка» Дополнительные задания. Изд. «Рекпол» г. Челябинск, 2011г

- Узорова О., Нефёдова Е. «Быстрое обучение чтению» Изд. «Астрель», 2002г

- Эдыгей В.Б. «Чтение с увлечением».

- Экгардт Р.Н. «Книга для обучения детей быстрому чтению»  Изд. «Рекпол» г. Челябинск, 2011г

Интернет ресурсы

Компьютерные эксперименты на расширение (измерение) угла зрения

Угол зрения и чтение

Упражнение на расширение угла зрения - вращающиеся цифры

Упражнение на расширение угла зрения

Таблицы Шульте

Угол зрения и предустановка

Компьютерные эксперименты на восприятие текста

Вращающиеся буквы

Разорви текст на полоски и попробуй прочитать

Перемешанные буквы

Тренинг на освоение навыка Скорочтения - Найди слово в тексте

Попробуйте читать без некоторых букв

Чтение короткими порциями (моргающий текст)

Деконцентрация и чтение

Чтение и ритм

Чтение под метроном

Чтение под метроном

Другие компьютерные тренинги на освоение навыка скорочтения:

Чтение пристрелкой

Чтение без коротких слов

Восприятие текста. Прочитай текст за одно мгновение

Восприятие текста. Прочитай текст, если в нем не хватает букв

Таблицы Шульте (вариация - изменение одного числа)

Таблицы Шульте (цифры расположены по горизонтали)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов «Систематизация курса математики 5-9 классов»

Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов«Систематизация курса математики 5-9 классов»32 часаЦели: подготовить учащихся 9-х классов к Государственной итоговой аттестац...

Программа факультативного курса для обучающихся 6-8 классов «Мир звука и цвета» (интегрированный курс изобразительного искусства и музыки)

Программа факультативного курса для обучающихся 6-8 классов «Мир звука и цвета» (интегрированный курс изобразительного искусства и музыки)...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения» (общеинтеллектуальное направление) для 9 классов (основное общее образование) Количество часов: 17

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения»(общеинтеллектуальное направление)для 9 классов(основное общее образование)Количество часов: 17...

Программа факультативного курса "СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ С КРАТНОЙ С=С СВЯЗЬЮ В КУРСЕ ХИМИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ" 10 класс

Данная разработка представляет собой курс факультативных занятий «Методы конструирования кратной С=С связи: промышленные и лабораторные способы получения алкенов» для учащихся 10 классов о...